Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование и развитие социологической мысли в Украине




История социологической мысли в Украине как целостный процесс до недавнего времени практически не исследовалась. В настоящее время в связи с процессами создания государства и национально-культурного возрождения потребность в научном знании эволюции отечественной социальной мысли, начиная от ее истоков к институциализации как академической науки, приобретает особое значение. Она воспроизводит ряд проблем, связанных со сложными процессами становления и развития Украины.

Протосоциологичний период ее развития охватывает хронологический промежуток от времен Киевской Руси до середины XIX века.

Истоки социального познания в Украине находятся в княжеских веках (IX - XIII в.), и тесно связаны с бытием украинского народа, формированием украинской государственности – Киевской Руси, которая возникла в результате объединения восточнославянских племен вокруг политического и культурно-экономического центра – Киева и Среднего Поднепровъя. Элементы социологической мысли содержат труды самых давних украинских мыслителей.

Киевский князь Владимир Мономах (правил в 1113-1125 гг.) в “Поучении детям…” дает установки на праведную жизнь, справедливый социальный уклад, призывает преодолевать междоусобицы ради единства земли русской, гражданского мира.

Разнообразным историко-социологическим материалом насыщены летописи Киевской Руси XI-XIII вв., самой заметной среди которых является “Повесть временных лет”, авторство которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору.

Позже историческая судьба украинского народа создала своеобразный социальный феномен – казачество – промежуточный слой между шляхтой и крестьянством, на который не распространялись ни крепостничество, ни барщина. Особенность его в том, что Украина, не будучи государством, фактически существовала как уникальная государственно-правовая система, субъектом которой было казачество. С ним связанны и первые переписи населения в Украине, формирование казацких реестров, создания войска реестровых казаков.

В середине XVI в. идеи естественного права, общественного договора разрабатывал Станислав Ореховский-Роксолан (1513-1566), которого современники называли украинским Демосфеном. Он обосновал положение, согласно которому королевская (государственная) власть дана не Богом, а возникла в результате договора между людьми, которые подчиняются королю добровольно. Перед законом как гарантией развития и существования государства равные все, даже короли. По мнению С.Ореховского, естественное право (закон) важнее законов, которые регулируют отношения в обществе и которые при необходимости можно изменить.

Возникновение государства вызвано двумя факторами: врожденным человеческим недостатком, который требует взаимной помощи, и врожденной склонностью людей к сближению, которая будто “клеит” их, вяжет одним узлом. Обязанность государства относительно гражданина – гарантировать каждому право на существование. Оно должно заботиться об образовании граждан, “ведь никто ничего не сделает полезного даже в самом незначительном искусстве, если не будет учиться”, способствовать строительству новых школ.

Обязанности индивида перед государством еще выше, его деятельность должна направляться, прежде всего, в русло интересов государства.

Общественные взгляды С.Ореховського сыграли важную роль в развитии учения о государстве от средневековых концепций к теориям государства и права XVII- XVIII в. По многим положениям он опередил таких мыслителей, как Г.Гроций, Т.Гоббс, Ж.Боден и др. В Украине и России его идеи развивали деятели Киево-Могилянской академии, в частности Феофан Прокопович (1681-1736).

В конце XVI - в начале XVII в. самой заметной фигурой в украинской духовной жизни был Иван Вышенский (между 1545(50) - после 1620), который в своих полемичных произведениях отстаивал идею свободы, равенства, справедливости.

В это время центр образовательной, интеллектуальной жизни перемещается с Острожской академии в Киево-Могилянскую, самые заметные деятели которой Петр Могила, Стефан Яворский, Павел Величковский, Юлиан Конисский, Феофан Прокопович, кроме собственно духовных литературных трудов, уделяли внимание отношениям церкви и государства, церковной и светской власти.

Существенный вклад в развитие социологических идей сделал выдающийся украинский философ, писатель Григорий Сковорода (1722-1794), который науку о человеке считал самой важной и наивысшей из всех наук. Не отрицая роли и значения технических достижений, самой главной он считал науку об условиях и способах обеспечения счастливой жизни, о человеке и его счастье.

Сковорода одним из первых из ученых нового времени выдвинул идею превращения труда из средства к жизни в самую первую жизненную потребность и наивысшее наслаждение. Смысл человеческого бытия он видел в труде, а настоящее счастье – в свободном труде по призванию. Мысль об определяющей роли труда в обеспечении счастливой жизни впервые приобрела черты общего принципа решения проблемы человеческого счастья и смысла человеческого бытия.

Непосредственным субъективным проявлением человеческого счастья Сковорода считал внутренний мир, доброе сердечное настроение, душевную мощь. Достичь этого можно, воплощая веления своей “внутренней натуры”, познанного в себе Бога. Этой “внутренней натурой” является родство с определенными видами труда. Люди должны познать сами себя, свои способности и вести адекватный своей природе образ жизни. Родство, призвание и является настоящим Богом в человеке.

В таком контексте рассматривает Сковорода и проблему социального неравенства, признавая только одно – неравенство талантов и призваний, то есть неравенство естественного происхождения. Большого значения в познании человеческой природы, в выборе человеком своего места в жизни Сковорода предоставлял практике, упражнениям, которые совершенствуют природные данные. Наука и привычки должны направить человека на путь родственного, полезного для общества труда, который является основной сферой проявления сущности человека в его высоких духовных стремлениях.

В творчестве Г.Сковороды положено начало и идеям экзистенциализма (философское течение, что на первом плане рассматривает человека и его переживание), которые в мировой науке стали разрабатывать только через сто лет. Его размышления преисполнены гуманизма, конструктивного содержания и достойны современного исследования.

Таким образом, общественные концепции, которые возникли в Украине в период с античности до XIX в., охватывали широкий круг социальных проблем и подходов к их решению.

В конце XVIII в. начинаются активные исследования фольклора, этнографии, истории украинского народа, достояние которых имеет большое значение и для социальных знаний. Труды этого периода, прежде всего “Описание свадебных обрядов” Григория Калиновского, “Землеописания о Малыя России” Г. Туранского, “Записки о Малороссии” Ярослава Маркевича, “История Малой России” Дмитрия Бантиш-Каменского, “История русов” неизвестного автора удостоверяют появление системных украиноведческих школ, в контексте которых исследовалась и социальная жизнь народа.

Последующее развитие и качественно новое состояние самоосознания украинского народа начинается с деятельности Кирило-Мефодиевского братства, идейное ядро которого образовывали Николай Костомаров, Михаил Гулак, Тарас Шевченко, Пантелеймон Кулиш, Владимир Билозерский, Александр Маркевич. Своеобразным манифестом Братства стала “Книга бытия украинского народа” Г.Костомарова, в которой история Украины рассматривается в контексте мирового исторического процесса, а социософские рассуждения автора насыщены идеями всеславянского братства и возрождения Украины.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных