Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исторические аспекты производства классического гобелена в России




Гобелен является одним из древнейших видов декоративного искусства. Гобеленовое переплетение, используемое в нем, было известно в XVI-XII в.в. до н.э. в Древнем Египте1. Промышленное производство гобеленов возникло во Франции, на Парижской королевской гобеленовой мануфактуре.

В Россию гобелены производства этой мануфактуры были завезены во второй половине XVII века. Одним из первых привез 14 гобеленов Пётр Потёмкин, полномочный российский посол, служивший при дворе царя Алексея Михайловича, в 1668 году. Преподнесенные в качестве подарка, они сыграли большую роль в распространении гобеленов в России.

Отечественное их промышленное производство было организовано при Петре I. Необходимо отметить, однако, что еще со времен Киевской Руси россиянами изготовлялись ковры, подобные гобелену. Ковры служили не только для утепления княжеских хором, но и украшения жилищ, были элементом совершения различных обрядов. Они исполнялись из шерсти, льна, шелка, конопли. Ковры подразделялись на тканые и вышитые. Навыки и традиции ткачества приёмы украшения тканей были хорошо известны народным мастерам и передавались от поколения к поколению.

Были попытки открытия специальной мастерской по изготовлению ковров при царе Алексее Михайловиче. Так, член шведского посольства в России И.Ф.Кильбургер отмечал, что царь... думал пригласить в Россию знающих иноземных мастеров для создания при своём дворе мастерской, где выделывали бы «...ковры шерстяные большие и шелковые с золотом и без золота...» [67, 360-361].

Сохранились упоминания о мастерской в Кремле у колокольни Ивана Великого, где ещё в 1607 году ткались шпалеры по способу готлисс мастером Мартином Стуерботом [168, 302].

Необходимость отечественного промышленного производства гобеленов была продиктована, прежде всего, огромным, все возрастающим спросом. За двадцать-тридцать лет после привоза гобеленов П.Потемкиным в российских интерьерах парадных покоев дворцов и домов знатных бояр, наряду с зеркалами и портретами в пышных золочёных рамах, восточными декоративными коврами и тканями, гобелены заняли прочное место.

Гобелены приобретались не только для украшения дворцовых покоев знатных бояр, но и для комнат Кремля, других зданий общественного назначения. Так, в описании Грановитой палаты Московского Кремля от 1662 года говорится: «... на столе ковёр серебрян по червчетой земле, полавошники золотные, что с разводами; на двух окнах ковры шитые золотные, по белому, да по червчетому атласу, на третьем окне ковёр кизылбаской золотной...» [32, 127].

Процессу активного использования гобеленов в украшении различных помещений во многом способствовало налаживание внешнеэкономических связей со странами Западной Европы, а также рост путешествий россиян в эти страны. Широкому распространению гобелена в России способствовала и экономико-политическая ситуация. В этот период Россия выдвинулась в число наиболее влиятельных государств. Победа в Северной войне обеспечила ей выход к Балтийскому морю, активизируя контакты с европейскими странами, обогащая русскую культуру.

Этот период характеризовался экономическим подъемом. Грандиозный размах приобрело строительство: возводилась молодая столица Петербург с большим количеством дворцов, общественных зданий. Новым интерьерам требовалось и новое декоративное убранство, прежде всего, по западным образцам. По указам Петра Великого создаются производства, способные обеспечивать строящиеся интерьеры всем необходимым (сукном, полотном, штофом, узорчатыми шелками), и обязательно - гобеленами.

Активизации отечественного производства гобеленов способствовали и очень высокие таможенные сборы за их импорт. И путешествуя с приближенными по Европе в 1697 году, Петр I писал наместнику в Москве князю Ф.Ю.Ромадановскому: «...шпалеры французские,... здесь в Шпиньгюисе зело дёшевы...» [92, 202].

Первая российская шпалерная мануфактура в Петербурге была создана в 1717 году. По приказу Петра I были приглашены мастера из Парижа с Королевской мануфактуры гобеленов для «вкоренения ковёрного художества» в России и чтобы «обучать российской нации учеников» [92, 202].

Из приглашенных умельцев шпалерного дела необходимо, прежде всего, отметить Филиппа Бегагль-сына. Благодаря его стараниям первые русские ученики стали создавать самостоятельные работы уже в 1720-х годах. А к 1733 году на мануфактуре работали в основном уже только русские мастера.

Изготовление гобелена отличалось большой трудоемкостью. Так, четырьмя мастерами в месяц делался лишь квадратный аршин гобеленового полотна, а в год тридцатью умельцами - 100 квадратных аршин [54, 58].

Одной из лучших декоративных шпалер начального этапа работы мануфактуры считается «Полтавская баталия», сделанная по заказу Петра І. В настоящее время шпалера хранится в Эрмитаже. С начала своей деятельности, мануфактура учитывала современные мировые направления гобеленового ткачества, мнения критиков и мастеров. Так, выполнение картона к «Полтавской баталии» было доверено французскому художнику Луи Каравакку. Несмотря на то, что на парижской мануфактуре картоны изготавливал только Луи Мартен-младший, считавшийся лучшим специалистом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных