ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эволюция антимонопольного законодательства в России. Антимонопольные органыВыводы 1. В основе политики антимонопольного регулирования, реализуемой в 120 странах, лежат законодательство о конкуренции (competition law) и антимонопольное законодательство (antitrust law). Цель этих законодательств — содействие развитию рыночных структур в рамках отдельного государства или группы государств и ограничение монопольной власти одного или нескольких субъектов, а также регулирование отношений между участниками рынка в различных государствах. 2. Изучение хронологии развития и содержания основных положений антимонопольной политики в разных странах позволило выделить пять концептуальных этапов развития антимонопольного законодательства и практики теории антимонопольного регулирования. 3. Законы о конкуренции вмешиваются в три сферы функционирования рынка: структуру экономического рынка, экономическое поведение и экономический результат. 4. Политика конкуренции является наиболее развитой общей политикой Европейского сообщества и оказывает сильное влияние на деятельность предприятий как в самом ЕС, так и вне его, стимулируя создание единого внутреннего рынка. Цель конкурентной политики ЕС заключается в том, чтобы обеспечивать эффективную конкуренцию (в противоположность идеализированной совершенной конкуренции), которая способствовала бы реализации масштабных политических, экономических и социальных задач развития общества. Контрольные вопросы и задания 1. Охарактеризуйте основные положения политики антимонопольного регулирования и методы ее реализации в различных странах. 2. Охарактеризуйте основные эволюционные периоды антимонопольного регулирования. 3. Охарактеризуйте антимонопольное законодательство США. 4. Дайте характеристику антимонопольному законодательству стран ЕС. Раскройте основные положения статей 85 и 86 Римского договора. 5. Приведите примеры и поясните особенности реализации антимонопольной политики в западных, азиатских государствах и странах СНГ. Библиографический список Основная литература 1. О защите конкуренции: федер. закон Рос. Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 29 янв. 2010 г.) // СЗ РФ.— 2006.— № 31 (1 ч.).— Ст. 3434. 2. О естественных монополиях: федер. закон Рос. Федерации от 17 авт. 1995 г. № 147-ФЗ // СЗ РФ.— 1995.— № 34.— Ст. 3426. 3. Князева, И. В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов / И. В. Князева.— 4-е изд., испр.— М.: Омега-Л, 2009.— С. 98-143. 4. Типовой закон о конкуренции: материалы ЮНКТАД по проблематике законодательства и политики в области конкуренции.— Женева: ООН, 2008.— 126 с. 5. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит.— М.: Соцэкгиз, 1962.— 684 с. Дополнительная литература 6. Еременко, В. И. Антимонопольное законодательство зарубежных стран / В. И. Еременко.— М.: ВНИИПИ, 1997.— 180 с. 7. Конкурентное право Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. И. Клейн, Н. Е. Фонаревой.— М.: Логос, 1999.— С. 10-14. 8. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие для вузов / под ред. А. Г. Цыганова.— М.: Логос, 1999.— С. 3-56. 9. Качалин, В. В. Система антимонопольной защиты общества в США / В. В. Качалин.— М.: Наука, 1997.— 271с. 10. Электронный портал Федеральной антимонопольной службы fas. gov. ru [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www. fas. gov. ru/competition Эволюция антимонопольного законодательства в России. Антимонопольные органы Деятельность государства должна быть направлена на совершенствование рынка, а не на отмену или обход его. Дж. Гэлбрэйт План 3.1. Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России. 3.2. Основные направления развития антимонопольной политики в период реформирования экономики. 3.3. Антимонопольные органы России. Этапы развития, функции и задачи. 3.1. Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России Конкуренция может оказаться под угрозой, если власть и рычаги экономического воздействия на рынок будут сконцентрированы в руках небольшого количества его участников. Любые ограничения соревнования в условиях рыночной системы препятствуют свободному действию рыночных механизмов, ведут к диспропорции спроса и предложения, нерациональному использованию производственных мощностей и факторов развития и, следовательно, к снижению эффективности этой системы. Выделим следующие основные цели, достижение которых позволяет идентифицировать эффективность рыночной системы. Первая цель предполагает как рациональное использование ресурсов для выпуска продукции, так и соответствие количественным и качественным требованиям потребителей. Вторая цель направлена на прогрессивную и оптимальную деятельность субъектов рынка, относящихся к любой стадии воспроизводственного цикла, которая предусматривает использование преимуществ науки и техники. Третья цель направлена на справедливое распределение доходов. При этом доходы не должны превышать уровня, необходимого для возмещения затрат. Четвертая цель предполагает достижение социальной и экономической стабильности в обществе. Эффективность функционирования общества формируется за счет результатов деятельности отдельных отраслей и правительственной политики. Государственная политика, направленная на корректирование экономического поведения и структуры рынка, использует различные виды инструментов. Мы же уделим внимание государственной антимонопольной (конкурентной) политике, призванной обеспечить такие условия функционирования рынка, при которых не возникает избирательного ущемления интересов конкурентов или нарушения прав потребителей. Антимонопольная политика — комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также на пропаганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил. Конкурентная политика — более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий по информированию субъектов рынка о своих правах и обязанностях перед обществом и рынком (это явление в европейской практике получило название «адвокатирование конкуренции»). Исходя из сущности антимонопольной политики в условиях рыночной системы любого государства, в том числе Российской Федерации, следует выделить два уровня понимания [5]. Так, в узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий в части осуществления государственного контроля соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.
В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости. Она предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность субъектов рынка [5]. В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики (рис. 4). Государство обязано выполнять экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности и развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регули- рующих сил в рамках рабочей конкуренции. Достижение целей предполагает: — организацию наблюдения за основными экономическими тенденциями и структурными изменениями на товарных и финансовых рынках федерального и регионального уровня; — обеспечение единства экономического пространства страны посредством недопущения регионального сепаратизма посредством создания административных барьеров; — проведение мероприятий по демонополизации высокомо- нополизированных рынков и поддержки предпринимательства; — обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, процедур, предусматривающих концентрацию активов и рыночной власти; — снижение барьеров входа на рынки новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов; — активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках; — упорядочение оказания государственной помощи; — организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий; — пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства, разработку мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции. В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики можно обозначить следующие положения: 1. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации. 2. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. 3. Недопущение устранения конкуренции органами власти, предоставление ими государственной и муниципальной помощи, приносящей конкурентные преимущества отдельным субъектам рынка. 4. Разумный подход при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции. 5. Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов. Нормативное правовое и экономическое наполнение обозначенных принципов [5] и методов представлено в табл. 3. Последовательное проведение государством антимонопольной политики — важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет существенное значение для развития России.
Приоритетными задачами конкурентной политики нашей страны являются: — антимонопольное сопровождение реформ естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных отраслей; — модернизация законодательства о защите и развитии конкуренции, естественных монополиях и рекламе; — контроль концентрации прав собственности на ограниченные природные ресурсы и предотвращение негативных последствий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках; — содействие повышению прозрачности экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролирующих компании, имеющие рыночную и монопольную власть; — разработка механизмов активного адвокатирования конкурентной политики; — усиление превентивных функций Федеральной антимонопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей. Экономическая результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения продавцов и покупателей при проведении ценовой политики, товарной и продуктовой стратегии, политики коммуникаций и рекламы, инвестиций в новое производство, вертикальной и горизонтальной интеграции, тактики решения юридических вопросов, интенсивности действия конкурентных сил, прибыльности отрасли. 3.2. Основные направления развития антимонопольной политики в период реформирования экономики Институциональная среда, устанавливающая условия конкуренции на российских товарных рынках и рынках финансовых услуг и обеспечивающая реализацию основных направлений антимонопольной политики, состоит из набора законодательных актов. Эти акты определяют механизмы взаимодействия рынка и их соблюдение. То, в какой мере государству удается обеспечить соблюдение этих правил, определяет процесс становления конкурентных отношений и качественные характеристики конкуренции на товарных и финансовых рынках. Антимонопольное законодательство действует на всей территории России для большей части рынков товаров и услуг и имеет определенную структуру (рис. 5).
Становление антимонопольной политики проходило одновременно с либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений. История антимонопольного регулирования началась 22 марта 1991 г. после принятия закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль соблюдения антимонопольного законодательства. К 2005 г. стало очевидно, что положения этого закона не стали отвечать экономическим и правовым реалиям России и современным международным правовым нормам конкурентного законодательства. В течение 2 лет был разработан закон «О защите конкуренции», который был принят в 2006 г. [3]. Этот закон разработан в целях совершенствования законодательства о конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках. Особенностью структуры закона является включение непосредственно в его фабулу порядка рассмотрения антимонопольным органом ходатайств и уведомлений. Появились два новых раздела, включающих антимонопольные требования к торгам и организации государственной и муниципальной помощи. Кроме того, в законе установлены правила рассмотрения дел (рис. 6). Одной из основных задач при формировании данного закона стало закрепление в нем комплекса норм, направленных на эффективную реализацию права физических и юридических лиц на получение товаров и услуг по справедливой рыночной цене и права хозяйствующих субъектов на ведение своей деятельности в условиях справедливой конкуренции. Стремление к гармонизации российского и европейского законодательства предопределило введение в закон понятия экстерриториальности действий в отношении соглашений российских, иностранных лиц или их организаций. Закон регулирует заключенные за пределами России соглашения, достигнутые в отношении активов, акций (долей) российских хозяйствующих субъектов, прав в отношении российских коммерческих организаций.
В законе «О защите конкуренции» предусмотрено изменение подхода к ключевым понятиям конкурентного законодательства; уточнены понятия товара, товарного рынка, группы лиц, критерии отнесения хозяйствующих субъектов к определенной группе; включены определения таких категорий, как координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, наносящая ущерб конкуренции, а также понятие согласованных действий [3]. Особое внимание в законе уделено модификации понятия доминирующего положения хозяйствующего субъекта: — снижено пороговое значение доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке с 65 до 50 %, начиная с которого положение такого хозяйствующего субъекта на товарном рынке признается доминирующим (если такой хозяйствующий субъект не докажет обратное); — введено понятие коллективного (множественного) доминирования; — презюмировано доминирование субъекта естественной монополии; — предусмотрена возможность установления федеральными законами доминирования компании с долей менее 35 %; — введен особый порядок установления антимонопольным органом доминирующего положения финансовой организации (статья 5). В отношении злоупотребления доминирующим положением, соглашениями и согласованными действиями, ограничивающими конкуренцию, установлен перечень допустимости нарушений («per se»), т. е. в отношении которых не требуется доказательства их негативного влияния на конкуренцию. Искомые критерии допустимости распространяются на соглашения, согласованные действия, сделки, злоупотребление доминирующим положением и предполагают выполнение следующих условий: — отдельные лица не получают возможность полностью устранить конкуренцию; — на участников не налагают ограничения, избыточные для достижения целей соглашений, согласованных действий, сделок, злоупотребления доминирующим положением; — условия способствуют совершенствованию производства, реализации товаров или стимулированию технического, экономического прогресса либо повышению конкурентоспособности товаров российского производства на мировом рынке; — предполагают получение потребителями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), которые получают участники соглашений, согласованных действий, сделок, злоупотребления доминирующим положением (статья 13). Одной из существенных новелл закона является введение четких критериев, на основании которых соглашения и согласованные действия, хотя и приводящие к ограничению конкуренции, но имеющие безусловный общий положительный эффект, и не приводящие к недопущению и устранению конкуренции, могут быть признаны допустимыми антимонопольным органом. Особое внимание уделено антимонопольным требованиям к торгам и отбору финансовых организаций. В решении этих задач антимонопольные органы имеют незначительную по времени практику правоприменения — 4 года. Контроль за проведением конкурсных процедур в рамках осуществления государственных и муниципальных закупок в настоящее время также возложен на антимонопольный орган. Избирательное предоставление льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам органами государственной власти и местного самоуправления является одной из основных угроз конкуренции. Запреты на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти и органов местного самоуправления распространены также на акты и действия государственных внебюджетных фондов. Закон содержит принципиально новый подход к контролю предоставления органами государственной власти и местного самоуправления льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам. В него включено понятие государственной помощи, которое устраняет существовавшую ранее неопределенность в подходе к определению понятий ограничивающей конкуренцию государственной помощи и мер государственной поддержки. Серьезной проблемой является эффективность государственного контроля экономической концентрации на товарных и финансовых рынках. В качестве критериев контроля экономической концентрации закон вводит новые пороговые значения оборотных показателей хозяйствующих субъектов — участников сделки, подлежащей контролю. В целях повышения действенности антимонопольного контроля в законе конкретизированы нормы, определяющие обязанность хозяйствующего субъекта раскрывать (декларировать) определенную законом информацию, в том числе о реальных выгодоприобретателях (бенефи- циариях) и об участвующих в сделках оффшорных компаниях. Действующий в настоящее время подход к определению размера ответственности за нарушение антимонопольного законодательства не обеспечивает соблюдение законности в данной сфере. Следовательно, неотъемлемой частью реформирования антимонопольного законодательства должно стать принципиальное изменение подхода к определению размера штрафа за нарушение в данной сфере и порядка его исчисления. Новый порядок должен исходить из концепции определения размера ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в зависимости от состава правонарушения, нанесенного ущерба и размера оборота компании, нарушившей антимонопольные требования или не исполнившей решения, предписания антимонопольных органов. В связи с этим внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с положениями УК РФ достигнуто существенное снижение административного бремени при осуществлении антимонопольного контроля за сделками концентрации для бизнес-сообщества при одновременном ужесточении санкций за совершение антиконкурентных действий. В рамках первого антимонопольного пакета в 2007 г. был принят федеральный закон от 9 апреля 2007 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», ужесточающий наказание за нарушение антимонопольного законодательства. Кроме того, отдельные поправки и изменения были внесены в статьи федерального закона «О рекламе» (21 июля 2007 г.), в федеральный закон № 295-ФЗ «О недрах» (1 декабря 2007 г.). Регулирование конкурентных отношений и обеспечение национальной безопасности на рынках стратегически важных отраслей реализуются в федеральных законах: от 14 июля 2008 г. № 118-ФЗ «Об электроэнергетике»; от 22 апреля 2008 г. № 58-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Приняты изменения и дополнения в федеральный закон от 13 мая 2008 г. № 70 «О рекламе». Активизация законотворческих инициатив ФАС России с июля 2008 г. получила название «второй антимонопольный пакет». В 2009 г. были прописаны поправки в Уголовном кодексе и Кодексе РФ об административных правонарушениях. Предлагаемые ФАС России меры должны способствовать формированию конкурентной среды и недопустимости осуществления действий, носящих характер ограничительной деловой практики. Эволюция системы антимонопольного законодательства в России доказывает, что антимонопольная политика представляет не разовые мероприятия, а постоянно действующие и гибко меняющиеся в зависимости от экономической обстановки меры, осуществляемые государством в области регулирования экономики. Речь идет не о непосредственном вмешательстве государственных органов в экономику предприятий, а о корректировках государством отклонений в саморегулирующихся процессах развития с помощью экономических методов и юридических норм. 3.3. Антимонопольные органы России. Этапы развития, функции и задачи Одним из важнейших компонентов политики конкуренции и обеспечения социально-экономической стабильности интересов участников деловых отношений является политика антимонопольного регулирования, которую проводит государство в лице соответствующих органов власти и управления, осуществляя государственный контроль соблюдения законов и нормативных актов, относящихся к системе конкурентного права. Реализация конкурентной политики стала возможной только при формировании целостной системы антимонопольных органов в федеральном центре и регионах. В 1990 г. был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган — Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РФ). В 1995 г. был создан Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства в целях обеспечения реализации государственной политики по развитию предпринимательства в Российской Федерации, в 1996 г. — Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте для реализации федерального закона «О естественных монополиях». В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» существовавшие на тот момент антимонопольные органы были упразднены и образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому были переданы функции упраздненных органов. В марте 2004 г. в контексте реализуемой в России административной реформы началась реорганизация МАП РФ в соответствии с указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[1] и были выделены базовые положения функционирования Федеральной антимонопольной службы [2]. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) [13]. Федеральная антимонопольная служба объединяет в себе основные функции упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и часть функций упраздненной Федеральной энергетической комиссии РФ. В соответствии с концепцией административной реформы несколько изменились направления деятельности антимонопольных органов. Функция предупреждения и пресечения фактов нарушений хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, сохраняется. При этом единственным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и дальнейших действий являются обращения потребителей, где обосновывается вред, причиняемый, по их мнению этих потребителей, их финансовым интересам. Функция рассмотрения ходатайств (уведомлений) о сделках и действиях, подлежащих антимонопольному контролю, сохраняется, однако уведомление антимонопольного органа о сделках становится добровольным. Предварительное и добровольное обращение за разрешением на совершение сделки в случае положительного решения органа создает иммунитет от дальнейшего судебного преследования сделки по искам потребителей. Функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности МАП России и поддержки малого бизнеса возлагаются на Министерство экономического развития и торговли; сфера защиты прав потребителей — на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека На Федеральную антимонопольную службу возлагаются функции контроля и надзора, принадлежащие МАП России, за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) (рис. 7). В 2006 г. на ФАС России в соответствии с постановлением Правительства РФ[7] возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов по государственному оборонному заказу. Полномочия и функции антимонопольных органов определены законодательством РФ. В своей деятельности Федеральная антимонопольная служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства, предоставляющими право на прямое государственное регулирование, организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности.
Антимонопольные органы являются одним из важнейших в экономико-правовом блоке федеральных органов исполнительной власти. Федеральная антимонопольная служба стала одной из двух (наряду с Федеральной службой по финансовым рынкам) структур, подчиняющихся непосредственно главе Правительства РФ. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. Федеральный антимонопольный орган в пределах своих функций и компетенции наделяет территориальные органы полномочиями, направленными на развитие конкурент - ной среды и предпринимательства, контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. В ведении ФАС России находится 84 территориальных управления. Они были образованы в 1991 г. и действуют во всех субъектах РФ, за исключением Республики Ингушетия. Деятельность территориальных управлений направлена на проведение рыночных реформ в регионах, формирование конкурентной среды, сохранение единого экономического пространства России. Некоторые территориальные управления функционируют на территории нескольких субъектов РФ. Территориальные органы не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ и централизованно подчиняются Федеральной антимонопольной службе. Независимость антимонопольных органов от системы власти субъектов Федерации необходима для эффективного исполнения ими своих полномочий, в частности, в сфере контроля соблюдения антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления и их должностными лицами. Место территориальных органов в системе АМО, их функции, полномочия и организация деятельности были определены в приказе Федеральной антимонопольной службы «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы». В соответствии c этим приказом основными функциями территориальных органов являются: — осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках; — контроля и надзора за деятельностью субъектов естественных монополий, работающих на региональных рынках в соответствии с законодательством о естественных монополиях; — контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при заключении соглашений и ведении согласованных действий хозяйствующими субъектами, расположенными на территории субъекта РФ, а также с участием органов власти; — контроля и надзора за соблюдением требований недискриминационного доступа на рынки; — контроля за соблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования; — анализа и прогноза экономической ситуации, складывающейся на территории региона в процессе реализации мер государственного регулирования. Территориальные управления вправе: — выдавать обязательные для исполнения предписания в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ; — рассматривать дела об административных нарушениях, налагать административные взыскания; — в пределах полномочий, делегированных ФАС, рассматривать дела о нарушениях законодательства о естественных монополиях и принимать по ним решения; — обращаться в суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства; — устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках; — осуществлять контроль и проводить проверку цен и тарифов на услуги, оказываемые субъектами естественных монополий; — заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики; — осуществлять анализ и проводить учет выявленных нарушений законодательства и принятых по ним мерам и др. Сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также в хозяйствующие субъекты для получения в установленном порядке документов и информации, необходимых антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций. Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), органы власти (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности. Сведения, составляющие коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральным законом (статья 26). Изменение характера конкуренции определяет новые концептуальные подходы к осуществлению конкурентной политики как на международном, так и национальном и региональном уровнях, что обусловливает необходимость совершенствования нормативной правовой базы антимонопольного законодательства и системы органов регулирования. Выводы 1. Глобальной целью государственной антимонопольной политики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию. 2. Конкурентная политика — более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий по информированию субъектов рынка о своих правах и обязанностях перед обществом и рынком (это явление в европейской практике получило название «адвокатирование конкуренции»). 3. В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики можно обозначить: содействие формированию рыночных отношений, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, соотнесение положений положительного и отрицательного эффекта, предполагающих правила разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов. 4. В России в основном сформированы направления конкурентной политики и система антимонопольного законодательства, охватывающего практически все сферы экономической деятельности. Созданы Федеральная антимонопольная служба России и территориальные управления, которые могут осуществить новый комплексный подход к реализации антимонопольной и конкурентной политики. 5. Анализ развития системы антимонопольного законодательства в России показывает, что антимонопольная политика представляет не разовые мероприятия, а постоянно действующие и гибко меняющиеся в зависимости от экономической обстановки меры, осуществляемые государством в области регулирования экономики. Речь идет не о непосредственном вмешательстве государственных органов в экономику предприятий, а о корректировках государством отклонений в саморегулирующихся процессах развития с помощью экономических методов и юридических норм. Контрольные вопросы и задания 1. Почему антимонопольная политика является составной частью концепции экономического развития России? 2. Объясните предпосылки и целесообразность проведения государственной антимонопольной политики и формирования конкурентной среды на товарных рынках РФ. 3. Выделите основные хронологические этапы правового оформления антимонопольной политики в стране. Объясните необходимость принятия изменений. 4. Представьте характеристику основных структурных элементов закона «О защите конкуренции». 5. Охарактеризуйте задачи, функции, полномочия федерального антимонопольного органа (территориальных органов). 6. Перечислите права и обязанности антимонопольных органов. Библиографический список Основная литература 1. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Рос. Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 // СЗ РФ.— 2004.— № 11.— Ст. 945. 2. Вопросы федеральной антимонопольной службы: постановление Правительства Рос. Федерации от 7 апр. 2004 г. № 189 (ред. 15 сент. 2009 г.) // Там же.— № 15.— Ст. 1982. 3. О защите конкуренции: федер. закон Рос. Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 (с изм. и доп., вступившими в силу с 29 янв. 2010 г.) // СЗ РФ.— 2006.— № 31 (1 ч.).— Ст. 3434. 4. Князева, И. В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов / И. В. Князева.— 4-е изд., испр.— М.: Омега-Л, 2009.— С. 176-209. 5. Конкурентное право Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. И. Клейн, Н. Е. Фонаревой.— М.: Логос, 1999.— С. 15-20. 6. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие для вузов / под ред. А. Г. Цыганова.— М.: Логос, 1999.— С. 60-65. 7. Электронный портал Федеральной антимонопольной службы fas. gov. ru [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://www. fas. gov. ru/competition Дополнительная литература 8. О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства: федер. закон Рос. Федерации от 29 апр. 2008 г. № 57-ФЗ // Рос. газ.— 2008.— 7 мая. 9. Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»: федер. закон Рос. Федерации от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ (ред. от 4 нояб. 2007 г.) // СЗ РФ.— 2003.— № 13.— Ст. 1178. 10. О внесении изменений в закон Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон Рос. Федерации от 15 апр. 2006 г. № 47-ФЗ // Рос. газ.— 2006.— 21 апр. 11. Тотьев, К. Ю. Конкуренция и монополии: Правовые аспекты регулирования: учеб. пособие / К. Ю. Тотьев.— М.: Юристъ, 2002.— 261 с. 12. Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы: приказ ФАС Рос. Федерации от 15 дек. 2006 г. № 324 // Бюлл. нормат. актов федер. органов исполнит. власти.— 2007.— 12 марта. 13. Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе: постановление Правительства Рос. Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 (ред. от 15 сент. 2009 г.) // СЗ РФ.— 2004.— № 31.— Ст. 3239. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|