Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эволюция антимонопольного законодательства в России. Антимонопольные органы




Выводы

1. В основе политики антимонопольного регулирования, реализуемой в 120 странах, лежат законодательство о конкурен­ции (competition law) и антимонопольное законодательство (anti­trust law). Цель этих законодательств — содействие развитию рыночных структур в рамках отдельного государства или груп­пы государств и ограничение монопольной власти одного или нескольких субъектов, а также регулирование отношений между участниками рынка в различных государствах.

2. Изучение хронологии развития и содержания основных положений антимонопольной политики в разных странах позво­лило выделить пять концептуальных этапов развития антимоно­польного законодательства и практики теории антимонопольно­го регулирования.

3. Законы о конкуренции вмешиваются в три сферы функ­ционирования рынка: структуру экономического рынка, эконо­мическое поведение и экономический результат.

4. Политика конкуренции является наиболее развитой об­щей политикой Европейского сообщества и оказывает сильное влияние на деятельность предприятий как в самом ЕС, так и вне его, стимулируя создание единого внутреннего рынка. Цель конкурентной политики ЕС заключается в том, чтобы обеспечи­вать эффективную конкуренцию (в противоположность идеали­зированной совершенной конкуренции), которая способствовала бы реализации масштабных политических, экономических и со­циальных задач развития общества.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные положения политики анти­монопольного регулирования и методы ее реализации в различ­ных странах.

2. Охарактеризуйте основные эволюционные периоды ан­тимонопольного регулирования.

3. Охарактеризуйте антимонопольное законодательство США.

4. Дайте характеристику антимонопольному законодатель­ству стран ЕС. Раскройте основные положения статей 85 и 86 Римского договора.

5. Приведите примеры и поясните особенности реализации антимонопольной политики в западных, азиатских государствах и странах СНГ.

Библиографический список Основная литература

1. О защите конкуренции: федер. закон Рос. Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 29 янв. 2010 г.) // СЗ РФ.— 2006.— № 31 (1 ч.).— Ст. 3434.

2. О естественных монополиях: федер. закон Рос. Федерации от 17 авт. 1995 г. № 147-ФЗ // СЗ РФ.— 1995.— № 34.— Ст. 3426.

3. Князева, И. В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для студентов вузов / И. В. Князева.— 4-е изд., испр.— М.: Омега-Л, 2009.— С. 98-143.

4. Типовой закон о конкуренции: материалы ЮНКТАД по про­блематике законодательства и политики в области конкуренции.— Женева: ООН, 2008.— 126 с.

5. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства наро­дов / А. Смит.— М.: Соцэкгиз, 1962.— 684 с.

Дополнительная литература

6. Еременко, В. И. Антимонопольное законодательство зару­бежных стран / В. И. Еременко.— М.: ВНИИПИ, 1997.— 180 с.

7. Конкурентное право Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. И. Клейн, Н. Е. Фонаревой.— М.: Логос, 1999.— С. 10-14.

8. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. посо­бие для вузов / под ред. А. Г. Цыганова.— М.: Логос, 1999.— С. 3-56.

9. Качалин, В. В. Система антимонопольной защиты общества в США / В. В. Качалин.— М.: Наука, 1997.— 271с.

10. Электронный портал Федеральной антимонопольной службы fas. gov. ru [Электронный ресурс].— Режим доступа:

http://www. fas. gov. ru/competition

Эволюция антимонопольного законодательства в России. Антимонопольные органы

Деятельность государства должна быть направлена на совершенствование рынка, а не на отмену или обход его.

Дж. Гэлбрэйт

План

3.1. Антимонопольная политика как составная часть концепции экономи­ческого развития России.

3.2. Основные направления развития антимонопольной политики в период реформирования экономики.

3.3. Антимонопольные органы России. Этапы развития, функции и задачи.

3.1. Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России

Конкуренция может оказаться под угрозой, если власть и рычаги экономического воздействия на рынок будут сконцен­трированы в руках небольшого количества его участников. Лю­бые ограничения соревнования в условиях рыночной системы препятствуют свободному действию рыночных механизмов, ве­дут к диспропорции спроса и предложения, нерациональному использованию производственных мощностей и факторов разви­тия и, следовательно, к снижению эффективности этой системы.

Выделим следующие основные цели, достижение которых позволяет идентифицировать эффективность рыночной системы.

Первая цель предполагает как рациональное использование ресурсов для выпуска продукции, так и соответствие количест­венным и качественным требованиям потребителей.

Вторая цель направлена на прогрессивную и оптимальную деятельность субъектов рынка, относящихся к любой стадии воспроизводственного цикла, которая предусматривает исполь­зование преимуществ науки и техники.

Третья цель направлена на справедливое распределение до­ходов. При этом доходы не должны превышать уровня, необхо­димого для возмещения затрат.

Четвертая цель предполагает достижение социальной и эко­номической стабильности в обществе. Эффективность функцио­нирования общества формируется за счет результатов деятель­ности отдельных отраслей и правительственной политики.

Государственная политика, направленная на корректирова­ние экономического поведения и структуры рынка, использует различные виды инструментов. Мы же уделим внимание госу­дарственной антимонопольной (конкурентной) политике, при­званной обеспечить такие условия функционирования рынка, при которых не возникает избирательного ущемления интересов конкурентов или нарушения прав потребителей.

Антимонопольная политика — комплекс мер, направлен­ных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополисти­ческих действий и недобросовестной конкуренции, обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также на пропа­ганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Конкурентная политика — более широкое явление, пред­полагающее комплекс пропагандистских и разъяснительных мероприятий по информированию субъектов рынка о своих правах и обязанностях перед обществом и рынком (это явление в европейской практике получило название «адвокатирование конкуренции»).

Исходя из сущности антимонопольной политики в условиях рыночной системы любого государства, в том числе Российской Федерации, следует выделить два уровня понимания [5].

Так, в узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естест­венных монополий в части осуществления государственного контроля соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, относящихся к системе конкурентного права.

Рис. 4. Экономические цели политики антимонопольного регулирования

 

В широком смысле государственная антимонопольная (кон­курентная) политика охватывает почти весь круг задач, направ­ленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособ­ности продукции и услуг национальных производителей, обес­печение эффективной занятости. Она предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность субъек­тов рынка [5].

В связи с этим основными экономическими целями анти­монопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополис­тической власти и различных методов ее проявления, корректи­ровку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики (рис. 4).

Государство обязано выполнять экономические, организа­ционные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятель­ности и развития частного сектора.

Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состо­ит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регули- рующих сил в рамках рабочей конкуренции.

Достижение целей предполагает:

— организацию наблюдения за основными экономически­ми тенденциями и структурными изменениями на товарных и финансовых рынках федерального и регионального уровня;

— обеспечение единства экономического пространства стра­ны посредством недопущения регионального сепаратизма по­средством создания административных барьеров;

— проведение мероприятий по демонополизации высокомо- нополизированных рынков и поддержки предпринимательства;

— обеспечение «прозрачности» создания, слияния и при­соединения коммерческих организаций, процедур, предусмат­ривающих концентрацию активов и рыночной власти;

— снижение барьеров входа на рынки новых экономиче­ских структур и обеспечение эффективного контроля за поведе­нием доминирующих хозяйствующих субъектов;

— активизацию работы по профилактике и пресечению не­добросовестной конкуренции на товарных рынках;

— упорядочение оказания государственной помощи;

— организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий;

— пропаганду основных требований и норм антимонополь­ного законодательства, разработку мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции.

В качестве основных принципов реализации антимоно­польной политики можно обозначить следующие положения:

1. Содействие формированию рыночных отношений на ос­нове развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации.

2. Предупреждение, ограничение и пресечение монополи­стической деятельности и недобросовестной конкуренции.

3. Недопущение устранения конкуренции органами власти, предоставление ими государственной и муниципальной помо­щи, приносящей конкурентные преимущества отдельным субъ­ектам рынка.

4. Разумный подход при применении норм антимонополь­ного законодательства, направленных на эффективное функ­ционирование товарных рынков и конкуренции.

5. Законность, гласность и публичность в действиях анти­монопольных органов.

Нормативное правовое и экономическое наполнение обо­значенных принципов [5] и методов представлено в табл. 3.

Последовательное проведение государством антимонопольной политики — важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательст­ва имеет существенное значение для развития России.


Таблица 3 Содержание принципов и методов реализации антимонопольной политики
Принцип Метод
Содействие формированию рыночных отно­шений на основе развития конкуренции и предпринимательства Содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение адми­нистративных, межрегиональных и других барьеров) Поддержка малого предпринимательства Проведение политики демонополизации производства и обращения Наблюдение и контроль за состоянием и уровнем концентрации товарных рынков, поведением хозяйствующих субъектов на них Контроль за проведением конкурсных процедур и торгов Наблюдение и контроль за деятельностью естественных монополий
Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобро­совестной конкуренции Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее поло­жение на рынке Контроль и наблюдение за согласованными действиями субъектов, направ­ленными на ограничение конкуренции Пресечение недобросовестной конкуренции
Недопущение устранения конкуренции орга­нами власти, предоставление ими государст­венной и муниципальной помощи, принося­щей конкурентные преимущества отдельным субъектам рынка Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на огра­ничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов Контроль за предоставлением государственной и муниципальной помощи
Разумный подход при применении норм антимонопольного законодательства, направ­ленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата Приоритет положительного эффекта в социально-экономической сфере над действиями, направленными на изменение структуры и концентрацию рынка

Окончание табл. 3
Принцип Метод
Законность, гласность и публичность в дейст­виях антимонопольных органов Верховенство законов над другими нормативными актами, принимаемыми органами власти и управления Преемственность норм международного права и интегрирование россий­ского антимонопольного законодательства в европейское Пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства Формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил Адвокатирование конкуренции

Приоритетными задачами конкурентной политики нашей страны являются:

— антимонопольное сопровождение реформ естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструк­турных отраслей;

— модернизация законодательства о защите и развитии конкуренции, естественных монополиях и рекламе;

— контроль концентрации прав собственности на ограничен­ные природные ресурсы и предотвращение негативных последст­вий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках;

— содействие повышению прозрачности экономики, выяв­ление реальных собственников и групп лиц, контролирующих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;

— разработка механизмов активного адвокатирования кон­курентной политики;

— усиление превентивных функций Федеральной антимо­нопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей.

Экономическая результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения продавцов и покупателей при про­ведении ценовой политики, товарной и продуктовой стратегии, политики коммуникаций и рекламы, инвестиций в новое произ­водство, вертикальной и горизонтальной интеграции, тактики решения юридических вопросов, интенсивности действия кон­курентных сил, прибыльности отрасли.

3.2. Основные направления развития антимонопольной политики в период реформирования экономики

Институциональная среда, устанавливающая условия кон­куренции на российских товарных рынках и рынках финансо­вых услуг и обеспечивающая реализацию основных направле­ний антимонопольной политики, состоит из набора законода­тельных актов. Эти акты определяют механизмы взаимодейст­вия рынка и их соблюдение.

То, в какой мере государству удается обеспечить соблюдение этих правил, определяет процесс становления конкурентных от­ношений и качественные характеристики конкуренции на товар­ных и финансовых рынках. Антимонопольное законодательство действует на всей территории России для большей части рынков товаров и услуг и имеет определенную структуру (рис. 5).

Рис. 5. Структура антимонопольного законодательства России по состоянию на 1 января 2009 г.

 

Становление антимонопольной политики проходило одно­временно с либерализацией экономики, приватизацией, форми­рованием рыночных отношений. История антимонопольного ре­гулирования началась 22 марта 1991 г. после принятия закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельно­сти на товарных рынках», в котором в наиболее концентриро­ванном виде были определены основные задачи государствен­ной конкурентной политики: содействие формированию рыноч­ных отношений на основе развития конкуренции и предприни­мательства; предупреждение, ограничение и пресечение моно­полистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль соблюдения антимонопольного за­конодательства.

К 2005 г. стало очевидно, что положения этого закона не стали отвечать экономическим и правовым реалиям России и современным международным правовым нормам конкурент­ного законодательства. В течение 2 лет был разработан закон «О защите конкуренции», который был принят в 2006 г. [3].

Этот закон разработан в целях совершенствования законо­дательства о конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товар­ных и финансовых рынках. Особенностью структуры закона является включение непосредственно в его фабулу порядка рас­смотрения антимонопольным органом ходатайств и уведомле­ний. Появились два новых раздела, включающих антимоно­польные требования к торгам и организации государственной и муниципальной помощи. Кроме того, в законе установлены правила рассмотрения дел (рис. 6).

Одной из основных задач при формировании данного зако­на стало закрепление в нем комплекса норм, направленных на эффективную реализацию права физических и юридических лиц на получение товаров и услуг по справедливой рыночной цене и права хозяйствующих субъектов на ведение своей деятельно­сти в условиях справедливой конкуренции.

Стремление к гармонизации российского и европейского за­конодательства предопределило введение в закон понятия экс­территориальности действий в отношении соглашений рос­сийских, иностранных лиц или их организаций. Закон регулиру­ет заключенные за пределами России соглашения, достигнутые в отношении активов, акций (долей) российских хозяйствующих субъектов, прав в отношении российских коммерческих органи­заций.

Рис. 6. Основные положения закона «О защите конкуренции»

 

В законе «О защите конкуренции» предусмотрено измене­ние подхода к ключевым понятиям конкурентного законода­тельства; уточнены понятия товара, товарного рынка, группы лиц, критерии отнесения хозяйствующих субъектов к опреде­ленной группе; включены определения таких категорий, как координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, наносящая ущерб конкуренции, а также понятие согла­сованных действий [3].

Особое внимание в законе уделено модификации понятия доминирующего положения хозяйствующего субъекта:

— снижено пороговое значение доли хозяйствующего субъ­екта на товарном рынке с 65 до 50 %, начиная с которого поло­жение такого хозяйствующего субъекта на товарном рынке при­знается доминирующим (если такой хозяйствующий субъект не докажет обратное);

— введено понятие коллективного (множественного) доми­нирования;

— презюмировано доминирование субъекта естественной монополии;

— предусмотрена возможность установления федеральны­ми законами доминирования компании с долей менее 35 %;

— введен особый порядок установления антимонопольным органом доминирующего положения финансовой организации (статья 5).

В отношении злоупотребления доминирующим положени­ем, соглашениями и согласованными действиями, ограничи­вающими конкуренцию, установлен перечень допустимости на­рушений («per se»), т. е. в отношении которых не требуется до­казательства их негативного влияния на конкуренцию.

Искомые критерии допустимости распространяются на со­глашения, согласованные действия, сделки, злоупотребление доминирующим положением и предполагают выполнение сле­дующих условий:

— отдельные лица не получают возможность полностью устранить конкуренцию;

— на участников не налагают ограничения, избыточные для достижения целей соглашений, согласованных действий, сде­лок, злоупотребления доминирующим положением;

— условия способствуют совершенствованию производст­ва, реализации товаров или стимулированию технического, эко­номического прогресса либо повышению конкурентоспособно­сти товаров российского производства на мировом рынке;

— предполагают получение потребителями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), которые полу­чают участники соглашений, согласованных действий, сделок, злоупотребления доминирующим положением (статья 13).

Одной из существенных новелл закона является введение четких критериев, на основании которых соглашения и согласо­ванные действия, хотя и приводящие к ограничению конкурен­ции, но имеющие безусловный общий положительный эффект, и не приводящие к недопущению и устранению конкуренции, могут быть признаны допустимыми антимонопольным органом.

Особое внимание уделено антимонопольным требованиям к торгам и отбору финансовых организаций. В решении этих за­дач антимонопольные органы имеют незначительную по време­ни практику правоприменения — 4 года. Контроль за проведе­нием конкурсных процедур в рамках осуществления государст­венных и муниципальных закупок в настоящее время также возложен на антимонопольный орган.

Избирательное предоставление льгот и преимуществ от­дельным хозяйствующим субъектам органами государственной власти и местного самоуправления является одной из основных угроз конкуренции. Запреты на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти и органов местного самоуправ­ления распространены также на акты и действия государствен­ных внебюджетных фондов. Закон содержит принципиально новый подход к контролю предоставления органами государст­венной власти и местного самоуправления льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам. В него включено поня­тие государственной помощи, которое устраняет существовав­шую ранее неопределенность в подходе к определению понятий ограничивающей конкуренцию государственной помощи и мер государственной поддержки.

Серьезной проблемой является эффективность государст­венного контроля экономической концентрации на товарных и финансовых рынках. В качестве критериев контроля экономи­ческой концентрации закон вводит новые пороговые значения оборотных показателей хозяйствующих субъектов — участни­ков сделки, подлежащей контролю. В целях повышения дейст­венности антимонопольного контроля в законе конкретизирова­ны нормы, определяющие обязанность хозяйствующего субъек­та раскрывать (декларировать) определенную законом информа­цию, в том числе о реальных выгодоприобретателях (бенефи- циариях) и об участвующих в сделках оффшорных компаниях.

Действующий в настоящее время подход к определению размера ответственности за нарушение антимонопольного зако­нодательства не обеспечивает соблюдение законности в данной сфере. Следовательно, неотъемлемой частью реформирования антимонопольного законодательства должно стать принципи­альное изменение подхода к определению размера штрафа за нарушение в данной сфере и порядка его исчисления. Новый порядок должен исходить из концепции определения размера ответственности за нарушение антимонопольного законодатель­ства в зависимости от состава правонарушения, нанесенного ущерба и размера оборота компании, нарушившей антимоно­польные требования или не исполнившей решения, предписания антимонопольных органов. В связи с этим внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных право­нарушениях и в статью 178 Уголовного кодекса Российской Фе­дерации. В соответствии с положениями УК РФ достигнуто су­щественное снижение административного бремени при осуще­ствлении антимонопольного контроля за сделками концентра­ции для бизнес-сообщества при одновременном ужесточении санкций за совершение антиконкурентных действий.

В рамках первого антимонопольного пакета в 2007 г. был принят федеральный закон от 9 апреля 2007 г. № 45-ФЗ «О вне­сении изменений в Кодекс Российской Федерации об админист­ративных правонарушениях», ужесточающий наказание за на­рушение антимонопольного законодательства.

Кроме того, отдельные поправки и изменения были внесены в статьи федерального закона «О рекламе» (21 июля 2007 г.), в федеральный закон № 295-ФЗ «О недрах» (1 декабря 2007 г.).

Регулирование конкурентных отношений и обеспечение на­циональной безопасности на рынках стратегически важных от­раслей реализуются в федеральных законах: от 14 июля 2008 г. № 118-ФЗ «Об электроэнергетике»; от 22 апреля 2008 г. № 58-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйст­венные общества, имеющих стратегическое значение для обес­печения обороны страны и безопасности государства».

Приняты изменения и дополнения в федеральный закон от 13 мая 2008 г. № 70 «О рекламе».

Активизация законотворческих инициатив ФАС России с июля 2008 г. получила название «второй антимонопольный пакет». В 2009 г. были прописаны поправки в Уголовном кодексе и Ко­дексе РФ об административных правонарушениях. Предлагае­мые ФАС России меры должны способствовать формированию конкурентной среды и недопустимости осуществления дейст­вий, носящих характер ограничительной деловой практики.

Эволюция системы антимонопольного законодательства в Рос­сии доказывает, что антимонопольная политика представляет не разовые мероприятия, а постоянно действующие и гибко меняю­щиеся в зависимости от экономической обстановки меры, осуще­ствляемые государством в области регулирования экономики. Речь идет не о непосредственном вмешательстве государствен­ных органов в экономику предприятий, а о корректировках госу­дарством отклонений в саморегулирующихся процессах развития с помощью экономических методов и юридических норм.

3.3. Антимонопольные органы России. Этапы развития, функции и задачи

Одним из важнейших компонентов политики конкуренции и обеспечения социально-экономической стабильности интере­сов участников деловых отношений является политика антимо­нопольного регулирования, которую проводит государство в ли­це соответствующих органов власти и управления, осуществляя государственный контроль соблюдения законов и нормативных актов, относящихся к системе конкурентного права.

Реализация конкурентной политики стала возможной толь­ко при формировании целостной системы антимонопольных органов в федеральном центре и регионах. В 1990 г. был законо­дательно оформлен ведущий антимонопольный орган — Госу­дарственный комитет Российской Федерации по антимоно­польной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РФ).

В 1995 г. был создан Государственный комитет Россий­ской Федерации по поддержке и развитию малого предприни­мательства в целях обеспечения реализации государственной политики по развитию предпринимательства в Российской Фе­дерации, в 1996 г. — Федеральная служба Российской Федера­ции по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте для реализации феде­рального закона «О естественных монополиях».

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти указом Президента РФ от 22 сен­тября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполни­тельной власти» существовавшие на тот момент антимонополь­ные органы были упразднены и образовано Министерство Рос­сийской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому были переданы функции упраздненных органов.

В марте 2004 г. в контексте реализуемой в России админи­стративной реформы началась реорганизация МАП РФ в соот­ветствии с указом Президента РФ «О системе и структуре феде­ральных органов исполнительной власти»[1] и были выделены базовые положения функционирования Федеральной антимоно­польной службы [2].

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) явля­ется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законода­тельства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъек­тов естественных монополий (в части установленных законода­тельством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий анти­монопольного органа) [13].

Федеральная антимонопольная служба объединяет в себе ос­новные функции упраздненного Министерства РФ по антимоно­польной политике и поддержке предпринимательства и часть фун­кций упраздненной Федеральной энергетической комиссии РФ.

В соответствии с концепцией административной реформы несколько изменились направления деятельности антимоно­польных органов.

Функция предупреждения и пресечения фактов нарушений хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее по­ложение на рынке, сохраняется. При этом единственным осно­ванием для возбуждения дела об административном правонару­шении и дальнейших действий являются обращения потребите­лей, где обосновывается вред, причиняемый, по их мнению этих потребителей, их финансовым интересам.

Функция рассмотрения ходатайств (уведомлений) о сделках и действиях, подлежащих антимонопольному контролю, сохра­няется, однако уведомление антимонопольного органа о сделках становится добровольным. Предварительное и добровольное обращение за разрешением на совершение сделки в случае по­ложительного решения органа создает иммунитет от дальней­шего судебного преследования сделки по искам потребителей.

Функции по принятию нормативных правовых актов в уста­новленной сфере деятельности МАП России и поддержки мало­го бизнеса возлагаются на Министерство экономического разви­тия и торговли; сфера защиты прав потребителей — на Феде­ральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

На Федеральную антимонопольную службу возлагаются функции контроля и надзора, принадлежащие МАП России, за соблюдением коммерческими и некоммерческими организация­ми, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного са­моуправления антимонопольного законодательства, законода­тельства о естественных монополиях, законодательства о рек­ламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) (рис. 7).

В 2006 г. на ФАС России в соответствии с постановлением Правительства РФ[7] возложены функции уполномоченного фе­дерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, вы­полнение работ, оказание услуг для федеральных государствен­ных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов по государственному оборонному заказу.

Полномочия и функции антимонопольных органов опреде­лены законодательством РФ. В своей деятельности Федеральная антимонопольная служба руководствуется Конституцией Рос­сийской Федерации, федеральными законами, указами и распо­ряжениями Президента Российской Федерации, постановления­ми и распоряжениями Правительства, предоставляющими право на прямое государственное регулирование, организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности.

Рис. 7. Основные функции ФАС России

 

Антимонопольные органы являются одним из важнейших в экономико-правовом блоке федеральных органов исполни­тельной власти. Федеральная антимонопольная служба стала одной из двух (наряду с Федеральной службой по финансовым рынкам) структур, подчиняющихся непосредственно главе Пра­вительства РФ.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территори­альные органы. Федеральный антимонопольный орган в преде­лах своих функций и компетенции наделяет территориальные органы полномочиями, направленными на развитие конкурент - ной среды и предпринимательства, контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

В ведении ФАС России находится 84 территориальных уп­равления. Они были образованы в 1991 г. и действуют во всех субъектах РФ, за исключением Республики Ингушетия. Дея­тельность территориальных управлений направлена на проведе­ние рыночных реформ в регионах, формирование конкурентной среды, сохранение единого экономического пространства Рос­сии. Некоторые территориальные управления функционируют на территории нескольких субъектов РФ.

Территориальные органы не входят в систему органов ис­полнительной власти субъектов РФ и централизованно подчи­няются Федеральной антимонопольной службе. Независимость антимонопольных органов от системы власти субъектов Феде­рации необходима для эффективного исполнения ими своих полномочий, в частности, в сфере контроля соблюдения анти­монопольного законодательства органами исполнительной вла­сти и местного самоуправления и их должностными лицами.

Место территориальных органов в системе АМО, их функ­ции, полномочия и организация деятельности были определены в приказе Федеральной антимонопольной службы «Об утвер­ждении Положения о территориальном органе Федеральной ан­тимонопольной службы».

В соответствии c этим приказом основными функциями территориальных органов являются:

— осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках;

— контроля и надзора за деятельностью субъектов естест­венных монополий, работающих на региональных рынках в со­ответствии с законодательством о естественных монополиях;

— контроля за соблюдением антимонопольного законода­тельства при заключении соглашений и ведении согласованных действий хозяйствующими субъектами, расположенными на территории субъекта РФ, а также с участием органов власти;

— контроля и надзора за соблюдением требований недис­криминационного доступа на рынки;

— контроля за соблюдением установленного нормативны­ми правовыми актами порядка ценообразования;

— анализа и прогноза экономической ситуации, склады­вающейся на территории региона в процессе реализации мер государственного регулирования.

Территориальные управления вправе:

— выдавать обязательные для исполнения предписания в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ;

— рассматривать дела об административных нарушениях, налагать административные взыскания;

— в пределах полномочий, делегированных ФАС, рассмат­ривать дела о нарушениях законодательства о естественных мо­нополиях и принимать по ним решения;

— обращаться в суд с заявлениями о нарушении антимоно­польного законодательства;

— устанавливать наличие доминирующего положения хо­зяйствующих субъектов на соответствующих рынках;

— осуществлять контроль и проводить проверку цен и тари­фов на услуги, оказываемые субъектами естественных монополий;

— заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики;

— осуществлять анализ и проводить учет выявленных на­рушений законодательства и принятых по ним мерам и др.

Сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного само­управления, иные наделенные функциями или правами указан­ных органов власти органы или организации, а также в хозяйст­вующие субъекты для получения в установленном порядке до­кументов и информации, необходимых антимонопольному ор­гану для выполнения возложенных на него функций.

Коммерческие и некоммерческие организации (их руково­дители), органы власти (их должностные лица), физические ли­ца, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достовер­ные документы, письменные и устные объяснения и иную ин­формацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности.

Сведения, составляющие коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных феде­ральным законом (статья 26).

Изменение характера конкуренции определяет новые кон­цептуальные подходы к осуществлению конкурентной политики как на международном, так и национальном и региональном уровнях, что обусловливает необходимость совершенствования нормативной правовой базы антимонопольного законодательст­ва и системы органов регулирования.

Выводы

1. Глобальной целью государственной антимонопольной политики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ре­сурсов и устойчивому экономическому развитию.

2. Конкурентная политика — более широкое явление, предполагающее комплекс пропагандистских и разъяснитель­ных мероприятий по информированию субъектов рынка о своих правах и обязанностях перед обществом и рынком (это явление в европейской практике получило название «адвокатирование конкуренции»).

3. В качестве основных принципов реализации антимоно­польной политики можно обозначить: содействие формированию рыночных отношений, предупреждение, ограничение и пресече­ние монополистической деятельности и недобросовестной кон­куренции, соотнесение положений положительного и отрица­тельного эффекта, предполагающих правила разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, глас­ность и публичность в действиях антимонопольных органов.

4. В России в основном сформированы направления конку­рентной политики и система антимонопольного законодательст­ва, охватывающего практически все сферы экономической дея­тельности. Созданы Федеральная антимонопольная служба Рос­сии и территориальные управления, которые могут осуществить новый комплексный подход к реализации антимонопольной и конкурентной политики.

5. Анализ развития системы антимонопольного законода­тельства в России показывает, что антимонопольная политика представляет не разовые мероприятия, а постоянно действую­щие и гибко меняющиеся в зависимости от экономической об­становки меры, осуществляемые государством в области регу­лирования экономики. Речь идет не о непосредственном вмеша­тельстве государственных органов в экономику предприятий, а о корректировках государством отклонений в саморегули­рующихся процессах развития с помощью экономических мето­дов и юридических норм.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему антимонопольная политика является составной частью концепции экономического развития России?

2. Объясните предпосылки и целесообразность проведения государственной антимонопольной политики и формирования конкурентной среды на товарных рынках РФ.

3. Выделите основные хронологические этапы правового оформления антимонопольной политики в стране. Объясните необходимость принятия изменений.

4. Представьте характеристику основных структурных эле­ментов закона «О защите конкуренции».

5. Охарактеризуйте задачи, функции, полномочия феде­рального антимонопольного органа (территориальных органов).

6. Перечислите права и обязанности антимонопольных ор­ганов.

Библиографический список Основная литература

1. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Рос. Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 // СЗ РФ.— 2004.— № 11.— Ст. 945.

2. Вопросы федеральной антимонопольной службы: постановле­ние Правительства Рос. Федерации от 7 апр. 2004 г. № 189 (ред. 15 сент. 2009 г.) // Там же.— № 15.— Ст. 1982.

3. О защите конкуренции: федер. закон Рос. Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 (с изм. и доп., вступившими в силу с 29 янв. 2010 г.) // СЗ РФ.— 2006.— № 31 (1 ч.).— Ст. 3434.

4. Князева, И. В. Антимонопольная политика в России: учеб. по­собие для студентов вузов / И. В. Князева.— 4-е изд., испр.— М.: Омега-Л, 2009.— С. 176-209.

5. Конкурентное право Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. И. Клейн, Н. Е. Фонаревой.— М.: Логос, 1999.— С. 15-20.

6. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие для вузов / под ред. А. Г. Цыганова.— М.: Логос, 1999.— С. 60-65.

7. Электронный портал Федеральной антимонопольной службы fas. gov. ru [Электронный ресурс].— Режим доступа:

http://www. fas. gov. ru/competition

Дополнительная литература

8. О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяй­ственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспече­ния обороны страны и безопасности государства: федер. закон Рос. Федерации от 29 апр. 2008 г. № 57-ФЗ // Рос. газ.— 2008.— 7 мая.

9. Об особенностях функционирования электроэнергетики в пе­реходный период и о внесении изменений в некторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Фе­дерального закона «Об электроэнергетике»: федер. закон Рос. Федера­ции от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ (ред. от 4 нояб. 2007 г.) // СЗ РФ.— 2003.— № 13.— Ст. 1178.

10. О внесении изменений в закон Российской Федерации «О то­варных биржах и биржевой торговле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон Рос. Федерации от 15 апр. 2006 г. № 47-ФЗ // Рос. газ.— 2006.— 21 апр.

11. Тотьев, К. Ю. Конкуренция и монополии: Правовые аспекты ре­гулирования: учеб. пособие / К. Ю. Тотьев.— М.: Юристъ, 2002.— 261 с.

12. Об утверждении Положения о территориальном органе Фе­деральной антимонопольной службы: приказ ФАС Рос. Федерации от 15 дек. 2006 г. № 324 // Бюлл. нормат. актов федер. органов испол­нит. власти.— 2007.— 12 марта.

13. Об утверждении Положения о Федеральной антимонополь­ной службе: постановление Правительства Рос. Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 (ред. от 15 сент. 2009 г.) // СЗ РФ.— 2004.— № 31.— Ст. 3239.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных