ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Обеспечение соц справедливости.Остановимся на одной из важнейших характеристик социальной политики — социальной справедливости. Социальная справедливость является диалектическим понятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой - сохраняющегося неравенства, что обусловливается уровнем развития общества в целом, его производительных сил, находящее свое конкретное выражение в обеспечении общественно оправданных минимальных потребностей людей в зависимости от семейного положения, состояния здоровья и т.д. Это проявляется, в частности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию "потребительской корзины", необходимость обеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода, дающего возможность физиологического существования и позволяющего удовлетворять наиболее важные материальные и духовные потребности людей. Невозможность их реализации может приводить к социальным катаклизмам, находящим свое выражение в превышении смертности над рождаемостью, уменьшению численности населения. Если это результат не только объективно действующих условий, но и сознательной (или неумелой) социальной политики правящих кругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственному или чужому народу (народам). По вопросу социального неравенства в обществе между группами людей можно отметить два крайних прохода. Один из них сводится к одобрению политики неравенства и ее оправданию. Другой подход (представлен в основном марксистской концепцией в философии и социологии) сводится к отрицанию любого социального неравенства, во всяком случае в далеком будущем. В каждом подходе есть, конечно, свои положительные моменты, чего нельзя отрицать. С этой точки зрения, говоря о позиции Н.А. Бердяева, нужно подчеркнуть: все хорошо в меру. Ведь крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда), гибели людей. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения. В условиях кризисного состояния белорусского общества ни теоретически, ни, тем более, практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства (это - иллюзия). Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. о недопущении глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов во избежание социального взрыва и нестабильности в обществе.
35. Гос политика перераспределения доходов. В переходной экономике существует два основных канала перераспределения доходов: . Прогрессивное налогообложение личных доходов; . Система трансфертных платежей. Главная роль в уменьшении неравенства в распределении доходов принадлежит трансфертным платежам, цель которых не допустить обнищания отдельных слоев, сгладить остроту социально-экономических противоречий. Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов не безразмерны. Это означает, что увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляют стимулы к труду. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на экономику и социальную атмосферу общества. Возможности увеличения налоговой прогрессии ограничены. Таким образом, увеличение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым и стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряя утечку капитала зарубеж. Это также отрицательно сказывается на развитии национальной экономики Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.
36. Понятие "социальная защита". Важнейшим направлением социальной политики является создание эффективной системы социальной защиты. Ее содержание и структура непосредственно увязывается с определением самой категории "социальная защита". Потребность в социальной защите со стороны государства для конкретного человека наступает в случае, когда он в силу каких-либо обстоятельств теряет возможность за счет труда извлекать доходы, достаточные для обеспечения основных жизненных потребностей. Причины снижения уровня социальной защищенности условно можно подразделить на две группы: -личного характера (полная или частичная потеря трудоспособности в связи с инвалидностью, временная потеря трудоспособности в связи с заболеванием, увеличение состава семьи, потеря кормильца, вынужденный переход на нижеоплачиваемую работу, вынужденная миграция); - порожденные системными изменениями социально-экономических отношений (снижение реальных доходов в результате инфляции, спад производства, уменьшение доли ВВП, направляемого в фонд потребления, рост безработицы). С этой точки зрения под социальной защитой понимается защита человека либо определенных слоев населения от потери дохода; поддержание уровня жизни в случае, когда невозможно обеспечить достаточный для удовлетворения определенных жизненных потребностей доход. Таким образом, социальная защита обеспечивает гражданам доход, необходимый для удовлетворения их потребностей в определенные периоды жизни. Современная экономическая теория использует в качестве аксиомы построения социальной защиты предположение, что каждый индивидуум стремится иметь постоянное потребление, а следовательно и доход на протяжении всей своей жизни. Помочь ему в этом могут или частные сбережения, или государственная система социальной защиты. Это означает, чем более развита система социальной защиты в стране, тем меньше стремление населения сделать частные сбережения. Понятие социальная защита по-разному рассматривается в разных странах и международных организациях. Иногда в него включают все, что касается социальных условий человека, например, благоприятную экологическую среду, заботу о детях, решение жилищной проблемы. Нередко социальную защиту понимают достаточно узко, сводя ее лишь к пенсионным вопросам и помощи неработающим. Такая разница в подходах объясняется историческими и национальными условиями формирования социальной политики, традициями и целевой ориентацией экономики (либеральная или кейнсианская модель). В странах с либеральной рыночной экономикой трудоспособная часть населения как правило сдержанно относится к широкомасштабным и дорогостоящим социальным программам, считая, что они поощряют зависимость людей от социальной благотворительности и усиливают социальное иждивенчество. Анализ показателей уровня жизни различных социально-демографических групп населения свидетельствует, что наименее защищенными являются: > одинокие пенсионеры и инвалиды; > многодетные и неполные семьи; > дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; > дети-инвалиды; > дети из неполных и многодетных семей; > студенты; > беременные и кормящие женщины; > безработные; > беженцы; > лица, попавшие в чрезвычайные ситуации. Социальная защита как категория научного знания включает систему мер, защищающих человека от безработицы, потери или сокращения доходов в случае болезни, производственной травмы, инвалидности, старости, а также предоставление различных социальных услуг. Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудном социальном положении, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.
37. Конвенция МОТ №102. Основополагающим документом по вопросам социальной защиты в международном праве является Конвенция Международной организации труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 году. В данном документе впервые употреблен термин социальная защита и содержит перечень видов социальной защиты. Конвенция № 102 определяет девять видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособия по безработице, пенсии по старости, пособия по производственному травматизму, пособия по инвалидности, пособия в связи с потерей кормильца, пособия по беременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия. Однако далеко не все социальные проблемы были охвачены в конвенции. В ней, например, не была упомянута защита беднейших слоев населения, бездомных, беженцев, хотя этим социальным группам уделяется все большее внимание во многих странах. На основе рекомендаций Международной организации труда многие страны выработали социальное законодательство. Особенно развито социальное законодательство в странах Северной Европы, в частности в Швеции. Наименее развито в США, где центр тяжести решения социальных вопросов переносится на коллективные соглашения, систему трудового арбитража.
38. Осн принципы организации системы соц защиты населения. Осн компонентами систмы соц защиты выступают: - соц страхование - общественное вспомоществование - соц обслуживание. С точки зрения воздействия на объекты меры социальной защиты реализуются в активной и пассивной формах. Активные меры воздействуют на причины снижения уровня социальной защищенности с целью их устранения. Широкое использование получили активные формы защиты трудящихся от безработицы: создание дополнительных рабочих мест, переобучение новым профессиям, организация самостоятельной занятости населения. К активным формам относятся также меры по социальной реабилитации инвалидов, социальной адаптации многодетных и неполных семей: создание специализированных центров медицинской и профессиональной реабилитации, специальных учебных заведений, рабочих мест для людей с ограниченной трудоспособностью, отклонениями в психофизическом развитии и другие. Пассивные меры сводятся к поддержанию уровня жизни социально уязвимых групп населения. К ним относятся: выплата пособий по безработице, семейных пособий, оказание социальной помощи малоимущим гражданам, беженцам, бездомным. Активные меры социальной защиты признаются более эффективными, т.к. интегрируют человека в экономическую жизнь общества, создают условия для экономической свободы личности, степень которой определяется личной трудовой активностью. Вместе с тем развитие пассивных форм социальной защиты также объективно необходимо, т.к. при любом уровне социально-экономического развития всегда будут существовать определенные слои общества, в отношении которых применение активных форм является неэффективным, а порой и невозможным. Объем социальной защиты в различных странах в значительной степени зависит от эффективности их экономики и социальной направленности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|