Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






А. Свобода выражения мнения, в общем




 

3. Свобода выражения: одна из существенных основ демо­кратического общества, «Свобода выражения мнения, как она определяется в п. 1 статьи 10, представляет собой одну из несущих опор демократического общества, основополагающее условие его прогресса и самореализации каждого его члена. При соблюдении требований п. 2 свобода слова охватывает не только "информацию" или "идеи", которые встречаются благоприятно или рассматривают­ся как безобидные либо нейтральные, но также и такие, которые ос­корбляют, шокируют или внушают беспокойство. Таковы требова­ния плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет "демократического общества"». (Handyside, 49; тот же принцип, Sunday Times n°l, 65; Barthold, 58; Lingens, 41; Mutter el al, 33; Oberschlick, 57; Open Door et Dublin Well Woman, 71; Otto-Preminger-Institut, 49; Prager et Oberschlick, 38; Piermont, 76; Vogt, 52).

4. Исключения из свободы выражения: ограничительное толкование. «Свобода выражения мнения, как закреплено в ста­тье 10 Конвенции, подвержена ряду исключений, которые, однако, должны толковаться в узком смысле и необходимость какого-либо ограничения которых должна быть убедительно установлена». (Ob­server & Guardian, 59; Sunday Times n.2, 50; Thorgeir Thorgeirson, 63).

5. Необходимость вмешательства. Свобода выражения «Чтобы судить о необходимости вмешательства, Договаривающиеся Государства пользуются свободой усмотрения, но последняя нераз­рывно связана с европейским контролем. Если речь идет о (...) вмеша­тельстве в осуществление прав и свобод, гарантированных п. 1 статьи 10, этот контроль должен быть строгим в силу их значимости, много­кратно подчеркиваемой Судом. Необходимость их ограничения должна быть установлена убедительным способом». (Radio ABC, 30).

6. Свобода выражения. Ограничения: намерения (слова), на­правленные против ценностей, которые лежат в основе Конвен­ции. «Не вызывает никакого сомнения, что наравне с любыми дру­гими намерениями, направленными против ценностей, которые лежат в основе Конвенции, оправдание пронацистской политики не будет пользоваться защитой статьи 10». (Lehideux et Isorni, 53).

7. Свобода выражения и защита демократических инсти­тутов. Меры, принятые в целях борьбы с терроризмом. «Суд счи­тает, что основополагающие принципы, вытекающие из его практи­ки в области свободы выражения мнения, применяются также к мерам, принятым национальными властями в рамках борьбы с терроризмом в целях обеспечения национальной и государственной безопасности. В этом отношении Суд должен, учитывая обстоятель­ства каждого дела и свободу усмотрения, которой располагает Госу­дарство, исследовать, было ли соблюдено справедливое равновесие между основным правом индивида на свободу выражения мнения и законным правом демократического общества защищаться от дея­тельности террористических организаций». (Zana, 55).

8. Свобода выражения и способ распространения. «Статья 10 защищает не только содержание высказываемых идей и информа­ции, но также и форму, в которой они сообщаются». (Oberschlick, 57).

9. Меры, принятые государственными властями в области свободы выражения мнения в целях обеспечения соблюдения дру­гих гарантированных прав. «Государство может правомерно счесть необходимым принять меры против определенных форм поведения, включая распространение информации и идей, которые несовмести­мы с уважением свободы мысли, совести и религии других лиц (...). Есть правомерное основание считать, что религиозные чувства ве­рующих, гарантируемые статьей 9, подверглись оскорблению вслед­ствие провокационного изображения предметов религиозного куль­та. Подобное изображение может рассматриваться как злонаме­ренное нарушение духа терпимости, который является отличительной чертой демократического общества. Конвенцию сле­дует рассматривать в целом, а потому толкование и применение ста­тьи 10 в настоящем деле должно соответствовать логике Конвен­ции». (Otto-Preminger-Institut, 47).

10. Свобода получать информацию. «Право на свободное по­лучение информации в своей основе запрещает государству ограни­чивать гражданина в получении информации, которую другие лица желают или могут желать ему передать». (Leander, 74; тот же принцип, Gaskin, 52).

11. Свобода выражения: обязанности и ответственность. «Любой, кто осуществляет свободу выражения своего мнения, берет на себя "обязанности и ответственность", объем которых зависит от его положения и от используемого технического приема». (Handy-side, 49).

12. Свобода выражения и ограничения. Если речь идет о вме­шательстве в осуществление прав и свобод, гарантированных п. 1 статьи 10, европейский контроль «должен быть строгим вследствие важности прав, о которых идет речь, что неоднократно подчеркивал Суд. Необходимость такого вмешательства должна быть убедитель­ным образом установлена». (Informationsverein Lentia et al, 35; см. также Otto-Preminger-lnstitut, 50).

13. Свобода выражения. Установление равновесия противопо­ложных, интересов и свобода усмотрения. Установление равновесия противоположных интересов касается «осуществления двух осно­вополагающих свобод, гарантируемых Конвенцией, а именно: права ассоциации-заявителя сообщать общественности спорные взгляды, что подразумевает и право заинтересованных лиц знакомиться с та­кими взглядами, с одной стороны, и права других лиц на должное уважение их свободы мысли, совести и религии, с другой стороны. (...) Следует принять во внимание пределы усмотрения, оставлен­ные национальным властям, чей долг в демократическом обществе состоит также в том, чтобы учитывать в границах их компетенции интересы общества в целом». (Otto-Preminger-Institut, 55).

14. Ограничения осуществления права. Необходимость вме­шательства. Специфические принципы свободы выражения мнения. «Любое ограничение на свободу слова, будь то в контексте религиозных убеждений или в каком-либо другом, будет несовмес­тимо со статьей 10, если оно не обусловлено необходимостью, как того требует п. 2 данной статьи. Рассматривая вопрос, можно ли считать ограничения прав и свобод, гарантированных Конвенцией, "необходимыми в демократическом обществе", Суд, однако, после­довательно указывал, что Государства-участники пользуются опреде­ленным, но не неограниченным усмотрением при оценке их целесо­образности. В любом случае именно Европейскому Суду предстоит принять окончательное решение о совместимости таких ограничений с Конвенцией, и он выносит его, оценивая, применительно к обстоя­тельствам конкретного дела, соответствовало ли данное вмешательст­во "неотложной общественной потребности" и было ли оно "сораз­мерно преследуемой законной цели"». (Wingrove, 53).

15. Свобода выражения: значение. Необходимость вмеша­тельства: относящиеся к делу и достаточные мотивы. «Суд напо­минает, что свобода выражения составляет одну из существенных основ демократического общества, и гарантии, предоставляемые прессе, приобретают особое значение.

Необходимость какого-либо вмешательства в осуществление свободы выражения должна быть убедительным образом установле­на Конечно, в первую очередь национальные власти должны оце­нить, существует ли "неотложная общественная потребность", способная оправдать это вмешательство, в осуществлении которого они (пользуются определенной свободой усмотрения. В данном случае, однако, свобода усмотрения Государств сталкивается с интересами демократического общества в обеспечении и поддержании свободы прессы. Также, следует придать особое значение этому интересу, когда речь идет об определении того, как этого требует п. 2 статьи 110, соответствовало ли вмешательство правомерной преследуемой цели.

В задачу Суда входит не подмена национальных судов, а кон­троль за соответствием статье 10 тех решений, которые они выне­сли, осуществляя свое право на усмотрение. Для этого суд должен рассмотреть обжалуемое вмешательство в свете всего дела, чтобы проверить, были ли доводы, приведенные национальными властями в его оправдание, достаточными и соответствующими критериям п. 2 статьи 10». (Worm, 47).

16. Свобода выражения. Общие принципы. «Как Суд на это часто указывал, свобода выражения мнения представляет собой од­ну из несущих опор демократического общества, основополагающее условие его прогресса и самореализации каждого его члена. Безус­ловно, Государства пользуются определенной свободой усмотрения для определения того, является ли необходимым, и в какой мере, вмешательство в осуществление свободы выражения мнения, осо­бенно в том, что касается выбора методов — разумных и соответ­ствующих, используемых властями для обеспечения мирного раз­вития законной деятельности. Эта свобода усмотрения неразрывно связана с контролем Суда, который должен удостове­риться, что вмешательство соответствовало правомерной пресле­дуемой цели, учитывая выдающееся место свободы выражения мнения». (Steel et al, 101).

17. Свобода выражения. Основополагающие принципы, вы­текающие из судебной практики, «i. Свобода выражения мнения представляет собой одну из несущих опор демократического обще­ства, основополагающее условие его прогресса и самореализации каждого его члена. При соблюдении требований п. 2 свобода слова охватывает не только "информацию" или "идеи", которые встреча­ются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо ней­тральные, но также и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство. Таковы требования плюрализма, толерант­ности и либерализма, без которых нет "демократического общест­ва". Как это уточняет статья 10, эта свобода подвергается исключе­ниям, которые должны, однако, толковаться строго, и необходи­мость какого-либо вмешательства должна быть убедительным образом установлена.

ii. Прилагательное "необходимый", по смыслу статьи 10, пред­полагает существование "неотложной общественной потребности". Договаривающиеся Государства пользуются определенной свободой усмотрения, чтобы судить о существовании такой нужды, но она неразрывно связано с европейским контролем, касающимся одно­временно закона и решений, которые его применяют, даже когда они исходят от независимого органа. Суд компетентен вынести решение, чтобы знать, сочетается ли "вмешательство" со свободой выражения мнения, которую охраняет статья 10.

iii. При осуществлении своего полномочия по контролю Суд должен рассмотреть вмешательство в свете всего дела, включая со­держание замечаний заявителя и контекст, в котором он их сделал. В частности, необходимо установить, было ли вмешательство сораз­мерным с законной преследуемой целью и были ли доводы, приве­денные национальными властями в его оправдание, достаточными и соответствующими критериям п. 2 статьи 10. Осуществляя это, Суд должен убедиться в том, что национальные власти применили пра­вила, соответствующие принципам, закрепленным в статье 10, осно­вываясь на приемлемой оценке фактов, относящихся к делу». (Janowski, 30).

18. Свобода выражения. Основные принципы, вытекающие из судебной практики, относящейся к статье 10. «i. Свобода выра­жения мнения представляет собой одну из несущих опор демокра­тического общества, основополагающее условие его прогресса и са­мореализации каждого его члена. При соблюдении требований п. 2 свобода слова охватывает не только "информацию" или "идеи", ко­торые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобид­ные либо нейтральные, но также и такие, которые оскорбляют, шо­кируют или внушают беспокойство. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет "демократи­ческого общества". Свобода выражения мнения, какой ее закрепляет статья 10, подвержена исключениям, которые призывают, однако к ограничительному толкованию; необходимость такого вмешательст­ва должна быть убедительным образом установлена.

ii. Прилагательное "необходимый", по смыслу статьи 10, пред­полагает существование "неотложной общественной потребности". Договаривающиеся Государства пользуются определенной свободой усмотрения, чтобы судить о существовании такой нужды, но она неразрывно связано с европейским контролем, касающимся одно­временно закона и решений, которые его применяют, даже когда они исходят от независимого органа. Суд компетентен вынести решение, чтобы знать, сочетается ли "вмешательство" со свободой выражения мнения, которую охраняет статья 10.

iii. В задачу Суда входит не подмена национальных судов, а контроль за соответствием статье 10 и в свете всех обстоятельств дела в целом тех решений, которые они вынесли, осуществляя свое право на усмотрение. Из этого не следует, что Суд должен ограни­чиваться исследованием того, использовало ли Государство-ответчик это полномочие добросовестно, старательно и разумно: ему следует рассмотреть обжалуемое вмешательство в свете всего дела, чтобы установить, было ли вмешательство соразмерным с за­конной преследуемой целью и были ли доводы, приведенные на­циональными властями в его оправдание, достаточными и соответ­ствующими критериям п. 2 статьи 10. Осуществляя это, Суд должен убедиться в том, что национальные власти применили правила, со­ответствующие принципам, закрепленным в статье 10, основываясь на приемлемой оценке фактов, относящихся к делу». (Rekvenyi, 42; тот же принцип, Ozturk, 64; Zana, 51; Ahmed, 55; Hertel, 46; Wille 61).

19. Свобода выражения. Основные принципы, вытекающие из судебной практики, «i. Свобода выражения мнения представляет собой одну из несущих опор демократического общества, основопо­лагающее условие его прогресса и самореализации каждого его чле­на. При соблюдении требований п. 2 свобода слова охватывает не только "информацию" или "идеи", которые встречаются благопри­ятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство. Таковы требования плюрализма, толерантности и либера­лизма, без которых нет "демократического общества". Как это уточ­няет статья 10, эта свобода подвергается исключениям, которые должны, однако, толковаться строго, и необходимость какого-либо вмешательства должна быть убедительным образом установлена.

ii. Прилагательное "необходимый", по смыслу статьи 10, пред­полагает существование "неотложной общественной потребности". Договаривающиеся Государства пользуются определенной свободой усмотрения, чтобы судить о существовании такой нужды, но она неразрывно связана с европейским контролем, касающимся одно­временно закона и решений, которые его применяют, даже когда они исходят от независимого органа. Суд компетентен вынести решение, чтобы знать, сочетается ли "вмешательство" со свободой выражения мнения, которую охраняет статья 10.

iii. При осуществлении своего полномочия по контролю Суд должен рассмотреть вмешательство в свете всего дела, включая со­держание замечаний заявителя и контекст, в котором он их сделал. В частности, необходимо установить, было ли вмешательство сораз­мерным с законной преследуемой целью и были ли доводы, приве­денные национальными властями в его оправдание, достаточными и соответствующими критериям п. 2 статьи 10. Осуществляя это, Суд должен убедиться в том, что национальные власти применили пра­вила, соответствующие принципам, закрепленным в статье 10, осно­вываясь на приемлемой оценке фактов, относящихся к делу». (Сеуlan, 32; см. также Karatas, 48; Erdogdu et Ince, 47; Baskaya et Okcuoglu, 61; Surek, n.l, 58).

20. Свобода выражения. Значение и пределы контроля. «Суд напоминает, что в задачу Суда входит не подмена национальных судов, а контроль за соответствием статье 10 тех решений, которые они вынесли, осуществляя свое право на усмотрение. Осуществляя это, Суд должен убедиться в том, что национальные власти основы­вались на приемлемой оценке фактов, относящихся к делу». (Incal, 48).

21. Свобода выражения. Общие принципы. «В соответствии с постоянной практикой Суда, свобода выражения мнения представ­ляет собой одну из несущих опор демократического общества, осно­вополагающее условие его прогресса и самореализации каждого его члена. При соблюдении требований п. 2 свобода слова охватывает не только "информацию" или "идеи", которые встречаются благо­приятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспо­койство. Таковы требования плюрализма, толерантности и либера­лизма, без которых нет "демократического общества". Свобода вы­ражения мнения, какой ее закрепляет статья 10, подвержена исключениям, которые призывают, однако к ограничительному тол­кованию; необходимость такого вмешательства должна быть убеди­тельным образом установлена.

Проверка характера необходимости в демократическом общест­ве налагает на Суд обязанности исследовать, соответствовало ли вмешательство "неотложной общественной потребности", право­мерной преследуемой цели, и были ли доводы, приведенные нацио­нальными властями в его оправдание, достаточными и соответст­вующими критериям п. 2 статьи 10. Чтобы определить, существует ли подобная "потребность", и какие меры должны быть приняты, чтобы ей отвечать, национальные власти пользуются определенной свободой усмотрения. Однако последняя не является безграничной, а неразрывно связана с европейским контролем, осуществляемым Судом, который должен, в конечном счете, высказаться, соотносится ли вмешательство со свободой выражения мнения, которую защи­щает статья 10.

В задачу Суда входит не подмена национальных судов, а кон­троль за соответствием статье 10 и в свете всех обстоятельств дела в целом тех решений, которые они вынесли, осуществляя свое право на усмотрение». (Nilsen et Johnsen, 43).

22. Необходимость вмешательства: критерии. Свобода вы­ражения мнения. «По вопросу о том, было ли вмешательство необ­ходимым "в демократическом обществе", Суд напоминает свои ре­шения по аналогичным делам, в соответствии с которыми необходимо установить, было ли вмешательство соразмерным с за­конной преследуемой целью и были ли доводы, приведенные на­циональными властями в его оправдание, достаточными и соответ­ствующими критериям п. 2 статьи 10. В задачу Суда входит не подмена национальных судов, а контроль за соответствием статье 10 и в свете всех обстоятельств дела в целом тех решений, которые они вынесли, осуществляя свое право на усмотрение». (Dalban, 47).

23. Свобода выражения. Роль Суда. «В задачу Суда входит не подмена национальных судов, а контроль за соответствием статье 10 и в свете всех обстоятельств дела в целом тех решений, которые они вынесли, осуществляя свое право на усмотрение». (Bladet Tromso et Stensaas, 60).

24. Свобода выражения и позитивные обязательства, «Суд напоминает о большом значении свободы выражения мнения, кото­рая составляет одно из предварительных условий нормального функционирования демократии. Реальное и эффективное осуществ­ление этой свободы зависит не только от обязанности Государства воздерживаться от любого вмешательства, но может требовать пози­тивных мер защиты, даже в отношениях индивидов между собой. Чтобы определить, существует ли позитивное обязательство, нужно учитывать — принцип, лежащий в основе всей Конвенции — спра­ведливое равновесие, которое должно быть установлено между об­щим интересом и интересом индивида. Объем этого обязательства неизбежно меняется в зависимости от разнообразия ситуаций в До­говаривающихся Государствах, трудностей у полиции в осуществ­лении ее функций в современном обществе и выбора, который надо сделать в отношении приоритетов и средств. Эта обязанность не должна больше толковаться таким образом, что на власти возлагает­ся невыносимая и чрезмерная ноша». (Ozgur Gundem, 43).

25. Свобода художественного выражения. Статья 10 «охва­тывает свободу художественного выражения — в частности, свобо­ду передавать информацию и идеи — которая позволяет участвовать в публичном обмене информацией и культурными, политическими, социальными и иными идеями». (Muller et al, 27).

26. Свобода художественного выражения. «Те, кто создают, толкуют, распространяют или выставляют художественные произ­ведения, способствуют обмену идеями и мнениями, необходимому в демократическом обществе. Отсюда вытекает обязанность Государ­ства не посягать незаконно на их свободу выражения». (Muller et al.,33).

27. Свобода художественного выражения. Заявитель, осуж­денный за публикацию поэм, содержащих подрывные идеи. «Суд напоминает, что статья 10 охватывает свободу художественного вы­ражения — в частности, свободу передавать информацию и идеи, — которая позволяет участвовать в публичном обмене информацией и культурными, политическими, социальными и иными идеями. Те, кто создают, толкуют, распространяют или выставляют художест­венные произведения, способствуют обмену идеями и мнениями, необходимому в демократическом обществе. Отсюда вытекает обя­занность Государства не посягать незаконно на их свободу выраже­ния. Что касается тона поэм в данном случае, который Суд не одоб­рил, то следует напомнить, что кроме сущности выражаемых идей и информации, статья 10 защищает также их способ выражения». (Karatas,, 49).

Назад

B. Пресса

28. Свобода выражения. Понятие. «Свобода выражения мне­ния составляет одну из главных опор демократического общества, и предоставляемые прессе гарантии имеют особенно большое значе­ние». (Goodwin, 39).

29. Свобода прессы: ее роль «стража общества». Принципы в области свободы выражения приобретает особое значение для прессы, о ведущей роли которой в правовом государстве не следует забывать. (Castells, 43; Thorgeir Thorgeirson, 63). «Хотя она не должна преступать границы, установленные, inter alia, "в интересах национальной безопасности" или "для обеспечения авторитета пра­восудия", тем не менее на ней лежит обязанность сообщать сведения и идеи по вопросам, представляющим общественный интерес. На прессе не только лежит задача по сообщению такой информации или таких идей: у общественности также есть право получать их. Если бы было иначе, то пресса не смогла бы осуществлять свою ос­новную роль "общественного наблюдателя"». (Observer & Guardian, 59; Sunday Times n. 2, 50; Thorgeir Thorgeirson, 63; тот же принцип, Sunday Times n. 1, 65; Castells, 43; см. также Jersild, 31).

30. Свобода прессы и право общества на информацию. «Ста­тья 10 (...) гарантирует не только свободу прессы информировать общественность, но также и право общественности быть информи­рованной должным образом». (Sunday Times n° 1, 66).

31. Свобода прессы и предварительная цензура. «Статья 10 Конвенции своим текстом не запрещает наложение на публикацию предварительных судебных запретов как таковых. Об этом свиде­тельствуют не только термины "условия", "ограничения", "предот­вращение", появляющиеся в этом положении... Вместе с тем риски, вытекающие из предварительных судебных запретов таковы, что они требуют тщательного исследования со стороны Европейского Суда. Особенно это применимо там, где речь идет о прессе, по­скольку новости — товар с ограниченным сроком использования, и отсрочка публикации, даже на короткий срок, вполне может лишить сведения всей их ценности и интереса». (Observer & Guardian, 60; Sunday Times n. 2, 51).

32. Свобода выражения и письменная пресса: право распро­странять информацию и право общества ее получать. Хотя пресса «не должна преступать границы, установленные для "защиты репутации других лиц", тем не менее, на нее возложена миссия по распространению информации и идей по политическим вопросам, а также по другим проблемам, представляющим общественный инте­рес. Если на прессе лежит задача распространять такую информа­цию и идеи, то общественность, со своей стороны, имеет право по­лучать их». (Lingens, 41; тот же принцип, Oberschlick, 58).

33. Ограничения осуществления свободы информации жур­налиста. «Формулировать законы с абсолютной степенью опреде­ленности в рассматриваемой области бывает трудно, а потому неко­торая гибкость может быть допущена и даже желательна, с тем, чтобы позволить национальным судам развивать право в свете их представлений о том, какие меры являются необходимыми в интере­сах справедливости». (Goodwin, 33).

34. Свобода выражения. Защита журналистских источни­ков. «Защита журналистских источников информации является од­ним из основополагающих условий свободы печати, в том виде как она нашла отражение в законах и кодексах профессионального по­ведения в ряде Договаривающихся Государств и в нескольких меж­дународных актах (см., в частности. Резолюцию о свободах журна­листов и правах человека, принятую на 4-й Конференции министров европейских стран по вопросам политики в области средств массо­вой информации (Прага, 7-8 декабря 1994 г.), Резолюцию Европей­ского Парламента о конфиденциальности журналистских источни­ков от 18 января 1994 г. (Journal official Европейского сообщества N С 44/34). При отсутствии подобной защиты источники не стали бы оказывать содействие прессе, что отрицательно сказалось бы на спо­собности прессы предоставлять точную и надежную информацию по вопросам, представляющим общественный интерес. В результате жизненно важная роль прессы как стража интересов общества была бы подорвана. Принимая во внимание важность защиты журналист­ских источников для свободы печати в демократическом обществе и опасное воздействие, которое судебный приказ о раскрытии источ­ника может оказать на осуществление свободы печати, подобная мера не может считаться совместимой со статьей 10 Конвенции, ес­ли она не оправдывается более важным требованием общественного интереса». (Goodwin, 39).

35. Ограничения осуществления права. Необходимость вме­шательства. Специфические принципы свободы выражения. За­щита журналистских источников. «По общему принципу, "необ­ходимость" для любого ограничения свободы слова должна быть убедительно установлена. Считается, что вывод о "неотложной со­циальной потребности" в ограничении должны сделать, прежде все­го, национальные власти, для чего они располагают определенной свободой усмотрения. Однако в настоящем контексте национальная свобода усмотрения ограничивается интересами демократического общества в обеспечении и поддержании свободы прессы. Этот же интерес будет определять — в соответствии со статьей 10 п. 2, — было ли ограничение соразмерно преследуемой правомерной цели. В общем, ограничение конфиденциальности журналистских источ­ников требует со стороны Суда особо тщательного изучения.

Задача Суда при осуществлении им своей контрольной функции заключается не в том, чтобы подменять национальные власти, а в том, чтобы рассмотреть в свете статьи 10 решения, которые они приняли в соответствии со своим правом усмотрения. Делая это, Суд должен рассматривать обжалуемое вмешательство в контексте всего дела и установить, являются ли основания, выдвинутые в их оправдание национальными властями, "соответствующими и доста­точными"». (Goodwin, 40).

36. Свобода выражения. Журналистская информация. Защи­та источников информации: приказ о разглашении, требующий от Журналиста раскрыть личность своего информатора. Штраф, налагаемый за отказ подчиниться. «Чтобы получить судебный при­каз о раскрытии источника, не следует ссылаться лишь на то, что без такого приказа трудно воспользоваться своим правом или избежать отрицательных правовых последствий (...). В этой связи Суд хотел бы напомнить, что учреждения Конвенции при рассмотрении дел на основании статьи 10 п. 2, сопоставляя соперничающие интересы, отдают предпочтение заинтересованности демократического обще­ства в обеспечении свободы прессы». (Goodwin, 45).

37. Свобода выражения. Роль прессы в демократическом об­ществе. Объем журналистской свободы. «Хотя пресса и не долж­на преступать определенные пределы, в частности, когда речь идет о репутации и правах других лиц и необходимости предотвратить раз­глашение конфиденциальной информации, она, тем не менее, долж­на выполнять свои функции и ответственно распространять инфор­мацию и идеи о любых вопросах, представляющих общественный интерес. Более того, Суд убежден в том, что журналистская свобода предполагает также использование высказываний, до некоторой степени преувеличенных и даже провокационных». (Bladet Tromso et Stensaas, 59).

38. Свобода выражения. Объем. «При соблюдении требований статьи 10 свобода слова охватывает не только "информацию" или "идеи", которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и такие, которые ос­корбляют, шокируют или внушают беспокойство Государству или определенной группе населения. Кроме того, хотя средства массо­вой информации не должны преступать определенные пределы, в частности, когда речь идет о репутации частных лиц, необходимо распространять информацию и идеи о любых вопросах, представ­ляющих общественный интерес. К функции, которая состоит в рас­пространении информации, добавляется право общества получить информацию. Следовательно, чтобы определить, основывалось ли вмешательство на достаточных основаниях, которые делали его не­обходимым, нужно учитывать аспект общего интереса, который приобрело дело». (Bladet Tromso et Stensaas, 62).

39. Свобода выражения. Свобода прессы. Обязанности и от­ветственность. «Любой, кто, включая журналиста, осуществляет свободу выражения, берет на себя обязанности и ответственность, объем которых зависит его положения и используемого техническо­го способа. (...). Полностью признавая существенную роль прессы в демократическом обществе, Суд подчеркивает, что журналисты не должны быть, в принципе, освобождены защитой, которую им пре­доставляет статья 10, от обязанности соблюдать уголовные законы общего права. Пункт 2 статьи 10 устанавливает ограничения осуществления свободы выражения. Надо определить, одержал ли верх интерес информирования общественности над обязанностями и от­ветственностью, лежащими на заявителях по причине сомнительно­го происхождения документов, которые им были адресованы». (Fressoz et Roire, 52).

40. Свобода выражения. Свобода прессы. Осуждение журна­листа за клевету (диффамацию). Существенная роль, которую имеет пресса в демократическом обществе.«Хотя пресса и не должна преступать определенные пределы, в частности, когда речь идет о репутации и правах других лиц и необходимости предотвра­тить разглашение конфиденциальной информации, она, тем не ме­нее, должна выполнять свои функции и ответственно распростра­нять информацию и идеи о любых вопросах, представляющих общественный интерес. Более того, Суд убежден в том, что журна­листская свобода предполагает также использование высказываний до некоторой степени преувеличенных и даже провокационных. В делах, подобных данному, следует исходить из того, что сфера ус­мотрения, предоставленная национальным властям, ограничена ин­тересом демократического общества, состоящего в том, чтобы по­зволить прессе выполнять ее функцию "сторожевого пса" и распространять информацию по серьезным вопросам, вызывающим общественный интерес. Неприемлема ситуация, в которой журна­лист не может высказывать критические оценочные суждения, соот­ветствие которых действительности он в состоянии доказать». (Daiban, 49).

41. Свобода выражения. Свобода прессы. Запрет журналисту публиковать фотографию подозреваемого (независимо от сопро­вождающего текста) в рамках протоколов, вынесенных в уголов­ном процессе против последнего. Выбор способа выражения. «Суд напоминает, что ему, как, впрочем, и национальным судам, не подо­бает подменять в этом вопросе суждения прессы относительно того, к какой технике репортажа следует прибегать журналистам. Кроме содержания выражаемых идей и информации, статья 10 защищает также их форму передачи». (News VerlagsGmbH & Co. KG, 39).

42. Вмешательство в осуществление права на свободу выра­жения. Свобода прессы. Законность вмешательства и отсутствие абсолютной ясности законов. «Суд, однако, признал, что формули­ровка законов не представляет абсолютной ясности. Эти соображения приобретают особую силу в случае публикации фотографии ли­ца, когда суды призваны установить баланс прав этого лица, напри­мер, права на уважение личной жизни и права издателя на свободу выражения». (News VerlagsGmbH & Co. KG, 43).

43. Свобода выражения. Свобода прессы. Существенная роль в демократическом обществе. Задача: сообщать, при соблюдении своих обязанностей, информацию и идеи по всем вопросам, пред­ставляющим общественный интерес. Запрет журналисту публико­вать фотографию подозреваемого (независимо от сопровождаю­щего текста) в рамках протоколов, вынесенных в уголовном процессе против последнего. «Эта задача охватывает составление протоколов и комментариев по судебному разбирательству, кото­рые, при условии, что они не должны преступать пределы, указан­ные выше, способствуют их оглашению и соответствуют требова­нию открытого судебного заседания, провозглашенному в статье 6 п. 1 Конвенции. К функции средств массовой информации, состоя­щей в распространении той или иной информации и идей, добавля­ется право общества их получать. Это еще более вероятно, когда во­влекается лицо, которое выставило себя под внимательный контроль общественности, выражая экстремистские мнения, как в данном случае. Однако пределы допустимых комментариев о текущем судебном разбирательстве не могут охватывать заявления, кото­рые рисковали бы, умышленно или нет, уменьшить шансы лица воспользоваться правом на справедливое судебное разбиратель­ство или подорвать веру общественности в роль, которую осуще­ствляют суды при отправлении правосудия». (News Verlags –GmbH & Co. KG, 56).

44. Свобода выражения. Свобода прессы. Основные принци­пы, вытекающие из судебной практики, относящейся к ста­тье 10. «i. Свобода выражения мнения представляет собой одну из несущих опор демократического общества, основополагающее ус­ловие его прогресса и самореализации каждого его члена. При со­блюдении требований п. 2 свобода слова охватывает не только "ин­формацию" или "идеи", которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и та­кие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет "демократического общества".

ii. Пресса играет ведущую роль в демократическом обществе: хотя пресса и не должна преступать определенные пределы, в част­ности, когда речь идет о репутации и правах других лиц и необхо­димости предотвратить разглашение конфиденциальной информа­ции, она, тем не менее, должна выполнять свои функции и ответственно распространять информацию и идеи о любых вопро­сах, представляющих общественный интерес (...).

iii. Необходимость какого-либо вмешательства в осуществление свободы выражения должна быть убедительным образом установле­на. Конечно, в первую очередь национальные власти должны оце­нить, существует ли "неотложная общественная потребность", спо­собная оправдать это вмешательство, в осуществлении которого они пользуются определенной свободой усмотрения. Когда речь идет о прессе, как в данном случае, свобода усмотрения Государств стал­кивается с интересом демократического общества в обеспечении и поддержании свободы прессы. Также, следует придать особое зна­чение этому интересу, когда речь идет об определении того, как это­го требует п. 2 статьи 10, соответствовало ли вмешательство право­мерной преследуемой цели.

iv. В задачу Суда входит не подмена национальных судов, а контроль за соответствием статье 10 тех решений, которые они вы­несли, осуществляя свое право на усмотрение. Для этого суд должен рассмотреть обжалуемое вмешательство в свете всего дела, чтобы проверить, были ли доводы, приведенные национальными властями в его оправдание, достаточными и соответствующими критериям п. 2 статьи 10». (Fressoz et Roire, 45).

45. Свобода прессы. Общие принципы, вытекающие из судеб­ной практики. «Свобода выражения мнения представляет собой одну из несущих опор демократического общества, основополагаю­щее условие его прогресса и самореализации каждого его члена. При соблюдении требований п. 2 свобода слова охватывает не только "информацию" или "идеи", которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и та­кие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет "демократического общества".

Когда речь идет о прессе, как в данном случае, какое-либо вме­шательство в осуществление свободы выражения мнения требует рассмотрения с учетом ведущей роли, которую пресса имеет при нормальном функционировании политической демократии. Хотя пресса и не должна преступать определенные пределы, учитывая насущные интересы Государства, такие как защита правопорядка или предупреждение преступлений, она, тем не менее, должна вы­полнять свои функции и ответственно распространять информацию и идеи о любых вопросах, представляющих общественный интерес, в частности, о политических вопросах, включая те, которые разде­ляют мнение. К ее функции, состоящей в распространении инфор­мации, добавляется право общества ее получать. Свобода печати наделяет к тому же общество одним из самых совершенных инстру­ментов, позволяющих узнать и составить представление об идеях и позициях политических лидеров, и, в этом отношении, она предпо­лагает также использование высказываний, до некоторой степени преувеличенных и даже провокационных». (Erdogdu, 52).

46, Критерий необходимости. Свобода прессы, «Прилагатель­ное "необходимый", по смыслу статьи 10, предполагает существова­ние "неотложной общественной потребности". Необходимость како­го-либо вмешательства в осуществление свободы выражения должна быть убедительным образом установлена. Конечно, в пер­вую очередь национальные власти должны оценить, существует ли "неотложная общественная потребность", способная оправдать это вмешательство, в осуществлении которого они пользуются опреде­ленной свободой усмотрения. Однако последняя удваивается из-за контроля Суда, касающегося одновременно закона и решений о его применении, и, ведя речь, в частности, о прессе, она сталкивается с интересом демократического общества в обеспечении и поддержа­нии свободы прессы.

В задачу Суда входит не подмена национальных судов, а кон­троль за соответствием статье 10 тех решений, которые они выне­сли, свободе выражения мнения». (Erdogdu, 53).

47, Свобода выражения. Свобода прессы. Необходимость вмешательства: критерии. «Суд напоминает, что, в соответствии с его неизменной судебной практикой, прилагательное "необхо­димый", по смыслу статьи 10, предполагает существование "неот­ложной общественной потребности". Договаривающиеся Государ­ства располагают определенной свободой усмотрения, чтобы определить, существует ли такая потребность, но она осуществляется одновременно с контролем Суда, касающимся одновременно за­кона и решений о его применении, даже когда они исходят от неза­висимого суда. Суд уполномочен вынести окончательное решение по вопросу о том, соответствует ли вмешательство свободе выраже­ния мнения, гарантируемой статьей 10.

При осуществлении полномочия по контролю Суд не должен ограничиваться отдельным исследованием судебных решений; ему следует их рассматривать в свете всего дела, включая статьи, кото­рые вменяются товариществу-заявителю, и контекст, в котором они были приняты. Ему необходимо установить, было ли вмешательство "соразмерным законной преследуемой цели", и были ли доводы, приведенные национальными судами в его оправдание, достаточ­ными и соответствующими критериям п. 2 статьи 10». (News Verlags- GmbH& Co. KG, 52).

48. Свобода выражения мнения. Свобода прессы. Существен­ная роль, которую имеет пресса при нормальном функциониро­вании политической демократии. Защита насущных интересов Государства. «Хотя пресса не должна преступать пределы, опреде­ленные, в частности, в целях защиты насущных интересов Государ­ства, таких как национальная безопасность и территориальная цело­стность, против угрозы насилия, или в целях защиты правопорядка или предупреждения преступлений, она, тем не менее, должна вы­полнять свои функции и ответственно распространять информацию и идеи о любых вопросах, представляющих общественный интерес, в частности, о политических вопросах, включая те, которые разде­ляют мнение. К ее функции, состоящей в распространении инфор­мации, добавляется право общества ее получать. Свобода печати наделяет к тому же общество одним из самых совершенных инстру­ментов, позволяющих узнать и составить представление об идеях и позициях политических лидеров». (Erdogdu et lnce, 48).

49. Свобода выражения. Свобода и журналистская техника. «Объективный и справедливый репортаж может принять различные формы в зависимости, кроме прочего, от средства распространения, о котором идет речь: ни Суду, ни национальным судам не подобает подменять в этом вопросе суждения прессы относительно того, к какой технике репортажа следует прибегать журналистам». (Bladet Tromse et Stensaas, 63).

5ft Свобода прессы. Санкция, налагаемая на журналиста. «Суд должен проявлять осторожность, если (...) принятые меры или наложенные санкции являются по природе таковыми, что разубеж­дают прессу участвовать в обсуждении вопросов, представляющих законный общественный интерес». (Bladet Tromso et Stensaas, 64).

51. Свобода выражения мнения. Свобода и журналистская техника. Репортажи по вопросам, представляющим общест­венный интерес. Ограничения. «Статья 10 Конвенции не гаранти­рует, однако, свободу выражения мнения без какого-либо ограниче­ния, даже когда речь идет об освещении в прессе серьезных вопросов, представляющих общественный интерес. Пункт 2 этой статьи уточняет, что осуществление этой свободы предполагает "обязанности и ответственность", которые применяются также в от­ношении прессы. Эти "обязанности и ответственность" могут при­обретать значение, когда (...) существует риск посягательства на репутацию частных лиц и нарушения прав другого лица. (...). В си­лу "обязанностей и ответственности", присущих осуществлению свободы выражения мнения, гарантия, которую статья 10 предос­тавляет журналистам в том, что касается репортажей по вопросам, представляющим общественный интерес, подчиняется условию о том, что заинтересованные лица действуют добросовестно, таким образом, чтобы обеспечить правдивой и достойной доверия инфор­мацией при соблюдении журналистской этики». (Bladet Tromso et Stensaas, 65).

52. Свобода прессы. Журналистская свобода и использование источников информации. Обсуждение, представляющее интерес для общественного мнения. «По мнению Суда, когда пресса спо­собствует публичному обсуждению вопросов, вызывающих закон­ную озабоченность (беспокойство), она должна в принципе основы­ваться на официальных репортажах без осуществления независимых исследований. В противном случае, пресса могла бы меньше выпол­нять свою необходимую роль "стража общества" ("сторожевой со­баки")». (Bladet Tromso et Stensaas, 68).

53. Свобода выражения мнения. Свобода прессы. Осуждение журналистов за укрывательство фотокопий налоговых деклараций руководителя предприятия, вытекающее из нарушения профессио­нальной тайны налоговым служащим, личность которого не уста­новлена. Публикация, появившаяся в рамках социального конфликта, широко упоминаемого прессой. «К функции прессы, которая состоит в распространении информации и идей о вопросах, представляющих общественный интерес, добавляется право общества на их получе­ние. Дело обстоит таким образом, в частности, в данном случае, учитывая тот факт, что вопросы работы и вознаграждения требуют большого внимания. Следовательно, вмешательство в осуществле­ние свободы прессы должно сочетаться со статьей 10 Конвенции, только если оно обосновывается (подтверждается) решающим тре­бованием, представляющим общественный интерес». (Fressoz et Roire, 51).

54. Свобода выражения мнения. Свобода прессы. Осуждение журналистов за укрывательство фотокопий налоговых деклараций руководителя предприятия, вытекающее из нарушения профессио­нальной тайны налоговым служащим, личность которого не уста­новлена. Публикация, появившаяся в рамках социального конфликта, широко упоминаемого прессой. Сохранение налоговой тайны. Ни изложенные фактические обстоятельства, ни добросовестность журналистов не обсуждались. Статья 10 «по существу, предостав­ляет журналистам возможность решить, является ли необходимым или нет воспроизводить носитель информации, чтобы укрепить ее правдоподобие. Она защищает право журналистов распространять информацию о вопросах, представляющих общественный интерес, с того момента, как они добросовестно выскажутся на основе точных обстоятельств и предоставят "надежную и подробную" информацию при соблюдении журналистской этики». (Fressoz et Roire, 54).

Назад

II. Особые сферы

 

-------- Толкование ---------

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных