Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КАК СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ ПРИ ЧТЕНИИ




 

Все психические явления условно можно разделить на три основные группы: отражение, отношение, регуляция. Ощущение, восприятие, мышление, память - это отражение объективно существующего мира, эмоции и чувства выражают наше отношение к миру, а воля и внимание регулируют отражение объективного мира и отношение к нему. Вот почему внимание играет столь значительную роль при чтении. От его организации зависит продуктивность чтения. Внимание можно развивать, совершенствовать с помощью разнообразных упражнений (подробнее об этом - в разделе «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!»), но главное - это воспитание внимания.

Внимание воспитывается с детства. Как часто приходится слышать: «Коля, Маша, не вертитесь, сидите спокойно, смотрите в тарелку, ешьте!» Разбегавшегося, расшалившегося ребенка родители ставят «в угол». В детском саду воспитатель обращается к детям: «Сядьте все на стульчики. Руки положите на колени. Смотрите на эту книжку. Мы сейчас будем читать сказку». В школе учитель обращается к ученикам: «Дети, сядьте прямо, положите руки на парту, смотрите на доску». Что это? Занудность наших родителей, воспитателей, учителей? Или вечное стремление взрослых поучать, наказывать детей? Ничего подобного! Они стараются убрать лишние раздражители, сосредоточить внимание на чем-то определенном. Дети не умеют сознательно управлять своим вниманием, оно прививается им взрослыми. Взрослый человек сам управляет своим вниманием. Для этого существуют разные пути.

Создайте благоприятные условия для своего чтения. Уберите лишние помехи. Но помните о помехах-стимуляторах. Абсолютная тишина вызывает сонливость. Не забывайте о разнообразных свойствах внимания. Отвлечение внимания, его утомление, необходимость переключения наступают через 15-20 минут. Значит, нужен какой-то заряд. Вы не можете оставить чтение, а усвоение из-за ослабленности внимания значительно ухудшилось. Что же делать? Отвлекитесь. Взгляните на облако, дерево, соседний дом либо какой-то другой предмет, прикройте глаза ладонью и посидите несколько секунд. Сделайте движение головой влево, затем вправо, вперед и назад. Все это снимет усталость, даст новый заряд вниманию. Другой путь. Вы прочитали несколько страниц. Остановитесь, попытайтесь осмыслить прочитанное, сделайте необходимые -выписки. Такого рода переключения способствуют сохранению длительной устойчивости внимания.

Используйте помехи-стимуляторы, разнообразьте их. Непроизвольное внимание поддерживается не только силой и неожиданностью раздражителя, но и его новизной, необычностью, красочностью. Конечно, может увлекать и поддерживать внимание само содержание текста. Но если этого нет, а изучить тот или иной материал надо, тогда следует принимать соответствующие меры, чтобы обеспечить устойчивое внимание.

При чтении можно делать пометки в тексте (не повреждая книгу). Попробуйте использовать карандаш или другой предмет как задатчик темпа при чтении. Ведите его вперед по строке. Остановитесь, изложите только что прочитанную мысль своими словами. После этого читайте дальше.

Старайтесь не читать с равномерно-прямолинейной скоростью. Одноритмичность утомляет и усыпляет. Будьте разноритмичными! Больше эмоций! Не будьте равнодушными, что бы вы ни читали. Сокрушайтесь, негодуйте по поводу плохого, радуйтесь прекрасному. Все это тоже поддерживает внимание, ведет к хорошему усвоению прочитанного.

А если нет интереса, текст безразличен? Заставлять себя читать или нет?

Вспомните чиновника Мердяева из рассказа А. П. Чехова «Чтение». Помимо воли и интереса его заставляли читать и довели до того, что «у него ум за разум зашел». Мердяев выздоровел, но при виде книги он дрожал и отворачивался.

Если интереса нет, читатель подгоняет себя одним усилием воли. Иногда он теряет нить повествования, возвращается к прочитанному, так как перестал следить за содержанием, заставляет себя читать внимательнее, но через некоторое время снова отвлекается. В конце концов эта героическая борьба с самим собою кончается поражением, книга откладывается в сторону, у читателя надолго пропадает желание приняться за чтение.

Однако читать надо не только то, что нравится, но и то, что требуется. Как быть? Конечно, помогает осознание долга, обязанности, важности, общественной значимости чтения. Результаты, достигнутые волевыми усилиями читателя, становятся стимулом к последующему чтению литературы, которая до этого не вызывала интереса. Появляется интерес к результатам чтения и к читательской деятельности как средству достижения желаемой цели. Постепенно формируется интерес к содержанию читаемого. Понимание важности и необходимости подобного отношения к делу позволяет воспитать в себе постоянную готовность к внимательному чтению любой литературы. Большую роль играет строгий режим чтения, стремление несмотря ни на что выполнить составленный план по чтению. Рассеянность внимания характерна для тех людей, которые берутся то за одно, то за другое, не признают режима чтения. И наоборот, целеустремленность во всех делах, исполнительность, четкое выполнение плана чтения способствуют формированию высокой сосредоточенности, устойчивости внимания.

Действенный путь воспитания внимания - контроль за чтением, закрепление прочитанного. Если вы чувствуете, что прочитанное не остается в вашей памяти, что какие-то мысли отвлекают вас от чтения и даже значительное волевое усилие не помогает, тогда займитесь чем-нибудь другим, переключите свое внимание. Занятие другими делами приведет вас в состояние уравновешенности, и спустя некоторое время вы снова сможете взяться за чтение.

Как ни парадоксально, но лучший способ воспитания внимания -ВСЕГДА ЧИТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНО!

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных