Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Судебник 1550 г. Стоглавый собор




Основными причинами для создания Судебника послужили неактуальность Судебника 1497 г. и потребность в его конкретизации.

Новый Судебник – «Царский Судебник» - принят в годы правления Ивана IV (в 1550 г.) и издан с участием его братьев и бояр. Он получил юридическую силу только в 1551 г. после утверждения на Стоглавом Соборе.

В заголовке, аналогичном тексту заголовка Судебника 1497 года, свидетельствует о том, что данный Судебник был утверждён на заседании Боярской Думы в июне месяце 1550 г. Точная дата принятия документа расходится в различных списках от 1 до 24 июня. Работа над Судебником связывается российскими исследователями с подготовкой и принятием в феврале 1549 г. ряда законодательных актов об ограничении прав наместников вершить суд над Детьми боярскими. Необходимость земского устроения обсуждалась Иваном IV на собраниях, в которых участвовали и служилые люди. На одном из них 28 февраля 1549 г. (известном как «Собор Примирения») была рассмотрена широкая программа реформ, направленных на укрепление социально-политических основ Русского централизованного государства. Главными целями этой программы были, во-первых, обеспечение защиты интересов широких слоёв служилых людей путём предоставления им земель, и, во-вторых (в соответствии с требованиями торговых и посадских людей), коренная реорганизация системы косвенного «обложения и приостановления дальнейшего наступления вотчинного привилегированного землевладения на посады». Тогда же был решён вопрос и о подготовке нового свода законов, которым и стал впоследствии Судебник 1550 г.

Порядок его принятия трактуется исследователями различно. Так С.О.Шмидт полагает, что данный Судебник был принят в июне-июле 1550 года на «третьем Соборе Примирения», явившимся, по его мнению, фактически первым Земским Собором[17]. Н.Е.Носов, относя время созыва Земского Собора к февралю-марту 1549 г., связывает принятие Судебника с заседанием Боярской Думы в июне 1550 г. и последующим утверждением его Стоглавым Собором, состоявшимся в 1551 г. Он считал, что антицерковная тенденция Судебника предопределила необходимость принятия его Боярской Думой без участия духовенства. Вместе с тем стремление различных московских политических группировок усилить свои позиции вынудило царя вынести принятый Боярской думой Судебник на утверждение представительного собрания – Стоглавого Собора[18].

На состоявшемся в 1551 г. церковном Стоглавом соборе был создан «Стоглав» Сборник решений Собора, состоящий из 100 глав. В Стоглавом соборе приняли участие Царь, Митрополит, высшие иерархи Церкви, архимандриты и игумены монастырей, соборные старцы. На Соборе также присутствовали светские представители власти: князья, бояре, Дети боярские, войны. Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении, содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.

Помимо перечисленных вопросов, «Стоглав» содержит принцип, на котором основывались Византийская Империя и Московская Русь. Это принцип «симфоний властей»[19], по сию пору будоражащих умы просвещённых.

Называя уложения Стоглавого собора оригинальным видом кодификации, заключающейся в устранении несогласованностей и противоречий правового регулирования, необходимо учитывать, что целый ряд правовых актов Собора были инкорпорированы от слова до слова из кодекса Юстиниана, эдиктов императора Василия Комнина, законов Владимира Красное Солнышко без всякого изменения содержания.

Судебник 1550 г. (тот, что «Стоглав» утвердил), как и «Стоглав» имеет сто глав. Цифра «сто» предполагает целостность – православная нумерология – целостность, имеющую выверенную и строгую структуру.

Принцип построения «Стоглава», склад Соборного уложения утверждён в главе 1. Его структура основана на «вопроси и ответы мнози», в данном устроении необходимо отметить наличие строгой внутренней логики в последовательности изложения составных частей: Стоглавый собор начинается речью, обращением Царя к Собору, Собор заканчивается «Лета 7059 году сентября в 15 день разговор Царского Величества со отцем его Митрополитом Макарием, о митрополичьих, архиепископлих, и протчих духовных слобожанах, опричь их нигде не судити.» (Глава 98). Открывает Собор Царь – закрывает митрополит Макарий.

Царь представляет для одобрения Собора новый Судебник, а также просит его утвердить образец уставных грамот для провинциальной администрации.

После одобрения Судебника и грамот, Царь представляет вниманию Собора длинный перечень вопросов для обсуждения:

(1- 37) – Вопросы, относящиеся к различным сферам церковной жизни и ритуала, о святительских судьях, исправлении церковных книг и к религиозному образованию;

В дополнение к этим вопросам, был представлен перечень вопросов, относящихся в основном к государственным делам.

(38 - 69) – Вопросы, касающиеся определённых деталей церковного ритуала, звездочётия (астрологии) и воронограя (гаданий по птичьему полёту) «и иные составы и мудрости Эллинския бесовские», а так же народных предрассудков и остатков язычества, народной музыки и драмы, которые были так же обозначены как язычество.

Порядок организационного строения, структурная основа «Стоглава» поставлена на Царских вопросах и Священного собора на них ответов. В работе Собора принимали участие иерархи, в последствии канонизированные Русской Церковью. Царские вопросы готовил сам Иван IV и члены его Избранной Рады – Адашев и Сильвестр. Но как в подготовке Царских вопросов, так и Священного собора ответов принимал участие митрополит Макарий, что является ключом к пониманию смысла Стоглавого собора. Макрий был сторонником доктрины «симфонии» Церкви и Государства, воплощённой в гармоничном союзе двух глав православного общества - Патриарха (Митрополита) и Императора (Царя), концепции «совокупления «Царствия» и «Царства»». Кратко о сущности этой доктрины: человеческое общество получило от Бога два дара – Священство (sacerdotium) и Царство (imperium). Первый относится к делам духовным, второй - к мирским.

Бесспорной остаётся, однако, оценка Судебника 1550 г. как законодательного акта сословно-представительной монархии.

В заголовке этого документа отражены изменения, происшедшие в политической обстановке и, соответственно, в государственных органах.

Выделение новых должностей дворцового аппарата и великокняжеской канцелярии, обусловило введение некоторых из них в состав судебных органов. В заголовке упомянут более широкий круг должностных лиц, чем в заголовке Судебника 1497 года.

Дворецкий ведал вопросами поземельной собственности, выдавая от лица великого князя (позже - Царя) жалованные грамоты феодалам, судил великокняжеских слуг, отдавал распоряжения, касавшиеся дворцовых крестьян, выступал как судья в отношении населения великокняжеского домена по спорным делам с другими феодалами, черносошными крестьянами или посадскими людьми, осуществлял контроль над деятельностью кормленщиков. Он также являлся апелляционной инстанцией по наиболее важным уголовным делам (разбой и татьба с поличным). Дворецкие в большинстве своём формировались из состава старшего нетитулованного боярства, тесно связанного с Москвой.

Казначей ведал взиманием торговых и таможенных пошлин и разного рода штрафов. Он же осуществлял суд над всеми посадскими, холопами и другими жителями волостей по делам о долгах, правеже, спорами между жителями разных городов. Казначеи назначались обычно не из представителей княжеской, боярской знати, а из близких великим князьям людей. Хорошо знавших финансовое дело и разбирающихся в вопросах внешнеполитических сношений Русского государства.

Заголовок, как достаточно убедительно показал И.И.Смирнов, свидетельствует о возросшем значении дьяков и приказов, которые теперь входили в состав центрального суда. То, что всяким приказным людям поручались те или иные отрасли управления, говорит об увеличении административного аппарата и развитии учреждений общегосударственного значения. Не ограничиваясь перечислением состава центрального суда, заголовок упоминает судебные инстанции на местах – наместников, волостелей, тиунов и иных судей[20].

Были сохранены прежние сроки перехода крестьян от одного хозяина к другому (привязанные к Юрьеву дню), увеличена плата за «пожилое». Закреплялось особое положение дворянства как опоры Царской власти. Вместо традиционного ополчения создавалось регулярное стрелецкое войско, которое в мирное и свободное от службы время занималось промыслами, торговлей. Был определён статус особых органов государственной власти - приказов, ведавших конкретными управленческими функциями (Посольский приказ отвечал за контакты с иностранными державами, Разбойный – за порядок и безопасность, Челобитный – принимал жалобы, поступавшие на имя Царя, и проверял их и т.д.). Вскоре было ограничено местничество (система занятия должностей в государстве, в зависимости от родовитости и служебного статуса предков, а не от личных способностей).

Содержание наместников и их аппарата за счет местного населения (кормление) в 1556 г. было заменено общегосударственным налогом на жалованье чиновникам. Была реформирована Церковь.

Основываясь на Судебник 1497 года, новый Судебник ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных государственных судебных органов. Установив порядок подачи и рассмотрения жалоб на наместников, что обеспечивало контроль над ними со стороны поместного дворянства, Судебник подготавливал ликвидацию системы кормления. В Судебнике 1550 года впервые в истории России закон был провозглашён единственным источником права. Отражая политику закрепощения крестьянства, судебник определил положение холопов, в том числе кабальных холопов, уточнил порядок выплаты пожилого, ввёл новую пошлину «за повоз», уплачивавшуюся в случае отказа крестьянина от выполнения обязанности привезти с поля урожай землевладельца, подтвердил Юрьев день. Судебник способствовал ликвидации последствий раздробленности в Русском государстве, хотя ряд его норм имел компромиссный характер.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленной курсовой работе была разъяснена история и значение Избранной Рады, Земских Соборов, Боярской Думы, дана характеристика деятельности органов государственной власти, так же, была описана Опричнина, как этап в истории страны, её итоги и последствия.

В процессе исследовательской работы были рассмотрены основы реформирования на примере Судебника 1550 г., вытекающие из них принципы осуществления реформирования управленческой деятельности, раскрыто организационно-правовое обеспечение механизма реформирования, определена система, структура и полномочия государственных органов, осуществляющих реформы, раскрыт их административно-правовой статус, а так же, исследованы исторические особенности организационно-правового обеспечения реформирования государственного управления России и показана историческая преемственность положительных и негативных аспектов названных процессов.

Подводя итоги проделанной работы, следует кратко описать выясненную историю и факты описанной в курсовой работе темы:

Детство Ивана IV прошло в период «боярского правления» - заговоров в верхах, городских восстаний, что расшатывало государственную власть. Надежды на разрешение противоречий связывались с началом самостоятельного правления Ивана IV, принявшего в 1547 г. титул Царя. При Царе сложилась «Избранная Рада» (князь Курбский, А.Адашев, митрополит Макарий, духовник Ивана IV Сильвестр), с помощью которой, Иван IV попытался осуществить в России идеи европейского абсолютизма, представить свою власть как выразительницу общественных интересов.

В 1549 г. Иван IV собирает первый в истории нашей страны Земский Собор, собрание представителей от всех сословий, кроме помещичьих крестьян и холопов, на котором он выступил с программой реформ. Правительство начинает разработку нового Судебника, так как прежний (Судебник 1497 г.) уже устарел. Новый Судебник 1550 г., был принят Боярской Думой, и утвержден на заседании Стоглавого собора в 1551 г. Судебник усиливал централизацию управления государством за счёт повышения роли центральных органов – приказов и резкого ограничения власти наместников (кормленщиков), определял порядок прохождения административных, судебных и имущественных дел в структурах государственной власти. Предоставлялось право выборным от народа (старостам, сотским) участвовать в суде, вершимом Боярами, наместниками и волостелями, чем был нанесён сильный удар по судебному всевластию Боярства. Ограничивались податные привилегии крупных светских и духовных феодалов. Судебник 1550 г. регламентировал положение крестьян, увеличивал плату за «пожилое», тем самым значительно усиливалось крепостничество. В июле 1550 г. было отменено местничество (занятие должностей в зависимости от знатности рода) в высших слоях общества.

Принятие Судебника положило начало ряду реформ. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, Бояре стали получать от государства денежное жалование за свою службу, то есть оно стало главным источником их доходов. Также было принято «Уложение о службе», уравнявшее в обязанности несения военной службы Бояр и дворян. Согласно уложению, вотчины в военном отношении приравнивались к поместьям.

Завершается формирование русской армии. В начале 50-х годов XVI в. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее три тысячи человек, а к концу XVI в. – 20 тысяч стрелков. Принципом комплектования полков стрельцов стало добровольное желание любого свободного человека. Роль артиллерии повысилась.

Приказная реформа была проведена во второй половине 50-х гг. XVI в. В ходе неё было завершено создание системы исполнительной власти и государственного управления, состоящей из 22 приказов. Приказная реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим тотальным влиянием все сферы жизни общества.

В середине XVI в. проходит первое в истории России собрание Земского Собора, созываемого для решения самых важных вопросов государства. Участие в них боярства, дворянства, купечества и др. классов свидетельствовало о превращении государства в сословно-представительную монархию. Это отразилось и в развитии на местах земского самоуправления. В 1555-1556 гг. ликвидируется система кормлений. Вместо наместников появляются земские старосты, выбираемые из зажиточных посадских людей и крестьян.

В те же годы проводится церковная реформа. На Церковных Соборах проводят общерусскую канонизацию святых, должную символизировать объединение русского народа в единое государство. В 1551 г. Царь выходит на «Стоглавый собор» с требованием утвердить новый Судебник и принять следующие решения:

1) На Царя отписывались земли, захваченные церковью у дворян и крестьян в малолетство Царя, а также вотчины, данные боярами в монастыри на помин души;

2) Церкви было запрещено увеличивать свои земельные владения без разрешения Царя;

3) Устанавливалось единообразие в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.

Реформа ослабила независимость Церкви от государства и усилила её корпоративную организацию.

Неудачи во внешней политике начала 60-х гг. XVI в. создали у Ивана IV иллюзию тотальных боярских измен и саботажа его мероприятий, что побуждает Грозного ввести в стране новый порядок управления государством, направленный на полное уничтожение любой оппозиции самодержавию, который и был назван «Опричнина».

Совершив 3 декабря 1546 г. своего рода государственный переворот, Иван IV разделил центральное управление на опричный и земский дворы. Земли страны также делились на опричнину и земщину. В земщине оставалось прежнее управление, а опричниной полностью распоряжался Царь. Бояре и дворяне, не записанные в опричнину, переселялись в земщину, получая там новые поместья. На отобранных у них землях помещались «опричные служилые люди». Опальные бояре лишались родовых вотчин. Эти меры нанесли сильный урон экономической и политической мощи государства. Главной мерой Опричнины стало создание опричного войска – личной охраны Царя. Опричникам, которыми были среднепоместные дворяне, придавались чрезвычайные карательные полномочия: «Грызть изменников и выметать из государства измену…» (знак опричника – голова собаки и метла у седла лошади) – т.е. проводить слежку и расправы по всей стране. Тайный сыск, пытки, массовые казни, уничтожение усадеб, разграбление имущества опальных бояр, карательные экспедиции против городов и уездов стали обычным делом.

Итогами опричнины стали огромные человеческие жертвы, разрушение сословной монархии. Боярская оппозиция была уже сломлена и большей частью физически истреблена. Установлены отношения подданства. Экономика была истощена, что вызвало хозяйственный кризис 70-80 гг., деревни и города оказались в запустении, голоде и нищете. В обществе назрело всеобщее недовольство.

В 1572 г. опричнина была отменена, однако, некоторые её элементы продолжали существовать до смерти Ивана Грозного. За период его правления, сопровождавшегося обострением борьбы в обществе, были предприняты серьёзные шаги к укреплению русского государства и самодержавия.

Политика Ивана IV прошла два этапа, которыми являются:

1. Реформы и Судебник 1550 г., усилившие самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах, которыми являлись Земские Соборы, Боярская Дума, приказы и др.;

2. Опричнина, ставшая попыткой установить абсолютную монархию.

И всё же, Иван IV в период своего правления сделал очень большой вклад для развития российского государства, его реформы, проведённые в 50-х годах XVI в. способствовали укреплению российского централизованного многонационального государства, увеличили его военную мощь.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных