Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Результаты опытной работы по формированию нравственных качеств младших школьников




 

Для подтверждения выдвинутой гипотезы «если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности устного народного творчества, то это окажет влияние на воспитание нравственной культуры детей младшего школьного возраста.» и для выявления результатов опытной работы формирующего эксперимента был проведен третий этап- контрольный, заключающийся в проведении урока.Он проводился в экспериментальной и контрольной группах.

Целью урока было выявление уровня сформированности нравственных качеств каждого ученика.

Ученикам предлагались 4 блока: с тестовыми заданиями, с объяснением морали пословицы, с отгадыванием загадки, с работой со сказкой. Все эти задания содержали в себе умения выявлять нравственные качества.

1 блок: Тесты.

1) Выберите правильное значение пословицы.«Сёзненишинъбиролсун»

а) Слова должны совпадать с поступками.

б) Можно говорить, а не делать этого.

в) У слова должно быть одно дело.

2) Выберите правильное значение пословицы. «Къушювасызолмаз, инсан – эвсиз»

а) Если птица будет без жилья, то и человек будет без жилья.

б) Для каждого живого существа важно место, где он обитает.

в) И птице, и человеку нужен дом.

3) Выберите правильное значение пословицы. «Сабырнынътюбю – сары алтын»

а) Если будешь терпеть, найдёшь золото.

б) Терпение даёт золотые результаты.

в) Под терпением лежит золото.

4)Выберите правильное значение пословицы. «Достсузадам–къанатсызкъуш»

а) Друзья для человека важны так же, как и крылья для птицы.

б) Если у человека не будет друга, то у птицы не будет крыльев.

в) Друзья человеку нужны для того, чтобы у птицы были крылья.

5) Выберите правильное значение пословицы. «Къушкъанатына ишана, инсандостуна.»

а) Человек может доверять только другу, а птица только крыльям.

б) Человеку нужны друзья, как птице крылья.

в) Птице не нужны друзья, нужны только крылья.

2 блок.

Понимаете ли вы значение пословица «Досткъаракуньде белли олур»?

Правдива ли эта пословица?

В вашей жизни встречались ли такие ситуации, которые можно описать этой пословицей?

3 блок. Загадка. Отгадай загадку и ответь на вопросы.

а) Буайвандыр – йыртыджы,

Озюсары, айнеджи.

Яшайдагъда, ювада,

Тавукътутмакъмурады?

- Про кого говорится в загадке?

- Каким качеством чаще всего описывают лис?

- А люди бывают хитрыми?

- Хорошее ли это качество?

- Почему нельзя быть хитрым?

4 блок. Работа над народной сказкой «Отьмеккеурьмет».

1. Прочитайте сказку.

Отьмеккеурьмет.

Бирзаманларда,къой бакъып юрьген бир чобан суваткъакъойларныдагъдакикъадимийчокъракъбашынаайдапкеле. Сюрюсувичиптойгъансонъ, чобаноларныталдагъаайдай да, уйлеликашамагъаниетлене. Чантасынданотьмек, пенир, сарымсакъ, татлысогъанве туз чыкъара. Отьмекнисарымсакълап, чокъракъсувундаджибитипашагъанда, отьмекуфачыгъыергетюше. Чобан оны ярымкунькъыдыра, лякинтапыполамай. Къаранлыкъланыпбашлай. Чобан: «Энди ярынкъыдырырым, джемаатмалыныэвгеалыпкъайтмакъкерек», — дейвеэлиндекиыргъакълытаягъыныотьмекуфагъытюшкенергесаплай, къойларныайдап, эвгекъайта. Экинджикунюкене шу отьмекуфачыгъынытапмакъниетиненкъойларнымахсус шу чокъракътарафкъаайдай. Келипбакъса, таягъы сап-сарыалтынгъачевирильген. Чобанбарыптаягъыны ала векъувангъанынданойнамагъабашлай. Акъшамкенекъойларыныэвгеайдай. Онынъэлиндекитаягъыныкорьген кой джемаатышаша.Араданбиркъачкунькечкенсонъ, чобаннынъозьэви, азбарыпейдаола. Эвленмекнинъпешинетюше, къызсайлапбашлай...

Буны корьген бай къомшусы:

- Буолмайджакъчобанбукъадарбарлыкъныкъайданалгъанэкен? Дааменимкъойларымабирхиянетлик япмагъайды, —деп, онынъэвинекелевебарлыгъынынъкъайданкельгенинисораштыра...

Чобаничсакъынмайып, олыпкечкенлернинъэписиниайта. Огъланнынъикяесинидинълеген бай:

-Олян, о учькуньлюккъаттыотьмекниалыпбаргъанэкен. Мен кереколса, бирфурунтазеотьмекпиширипалыпбарырым, эльбет, отьмекчокъолгьанердеонынъуфакълары да тюше биле. Демек, не къадаротьмекуфагьычокътюшсе, о къадар да алтын олмакъмумкюн, — дей бай озь-озюне.

Сабаэртеотьмеклерничувалгъатолдурып, чобанайткъанчокъракъянына бара. Сувчетиндеотурып, яхшыашап тоя, отьмекуфакъларыныкорьмегенадамкибиергетюшюревебаскъалапкече. Сонъра алтын чокъ олсун деп, биркъачкъалынвеузунсырыкъкетирип, шу отьмекуфакъларытюшкенергесаплап, эвгекъайта.

Шу геджекозюниюммай, сабаны беклей. Ниает, сабаолып, кунешдогъа. Бай алель-аджеледагьгъаашыкъа. Чокъракътарафкъаёл ала.

Чокъракъкъаякъынлашкъанда, бакъса, тюневинергесокъыпкеткенсырыкъларыдаазияде къалынлашкъанларвепытакълангъанлар. Буны корьген бай:

- Олян, амма да чокъ алтынным оладжакъ, анна эндибайларнынъбайыолурым! — деп, къуваныпсырыкъларнынъянынабаргъанда, оларбирденджанланып, байныяхшыэтипчубукъламагъабашлайлар. Ойле чубукълайларки, эр еришише, урбаларычул-чубурола. Неге огърагъаныныанъламагъан бай, ахылдап-охылдап, эвинекъача...

Арам ниетли, ачкозь бай пайыныалавеотьмекнинъуфагъына биле урьметэтмеккереколгъаныныанълай.

2. Ответьте на вопросы:

-Что случилось с палкой чобана?

- Что спрашивает богатый сосед у чобана (пастуха)?

- Опишите чобана и богатого соседа. Какие они люди?

-Кто вам понравился больше?

- Какие пословицы схожие по смыслу с этой сказкой вы знаете?

В экспериментальной группе большинство детей справились с заданиями быстро и без помощи учителя. На все вопросы были даны полные и четкие ответы.

В контрольной группе у учеников были затруднения с выполнением заданий. Большинство учеников обращались за помощью к учителю. Ответы были не полные. Многие дети не могли выявить нравственные качества героев произведений или дать правильное толкование пословицы.

На контрольном этапе проведения этого урока, итоги занесены в таблицу. (Таблица 3; Таблица 4)[Приложение 7].

 

Таблица 4

Экспериментальная группа

 

ФИО Устойчивость нравственных представлений Сочетание нравственных образов и поведения Нравственная оценка Общий уровень сформированности нравственных представлений
  Аблаев Али В В В В
  АбдурамановаМелек С В С В
  Алимова Ясмина В С С С
  Асанов Асан С С Н С
  Арифов Эмиль В С С С
  Арифов Эмир В В С С
  Бекиров Рустем С В В С
  БекировЮнус В С В С
  БеляловаНазлы В В В В
  ВелиеваСание В В С В
  Гафаров Азиз С С В С
  Зиятдинова Зарина С В В С
  Ибрагимова Земфира С С С В
  Ибрагимов Эдем С С С С

 

Таблица 4

Контрольная группа

ФИО Устойчивость нравственных представлений Сочетание нравственных образов и поведения Нравственная оценка Общий уровень сформированности нравственных представлений
  Изединов Али С В В С
  Исмаилова Элина С С С С
  Ибрагимов Эльдар Н С С С
  Исмаилов Эльвин С Н Н С
  Исмаилов Рустем С С С Н
  Маслич Амина С С С С
  Муратов Арсен Н Н Н Н
  Рамазанов Эдем С Н С С
  Рахимов Эмир-Али С В С С
  Субаев Ильяс В В С В
  Файкова Гузель В В В В
  Хусейнова Эвелина Н С Н Н
  ЭннановаАрзы С Н Н Н
  УсеиноваЭдие В В В В
  Усеинов Мухаммед-Али В С В В

Исходя из таблицы сделана диаграмма на которой видно, что понимание нравственного содержания произведений устного народного творчества у большинства учеников экспериментальной группы значительно повысился. На констатирующем этапе эксперимента детей с высоким уровнем было 4, а со средним уровнем было 10. После проведения формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе учеников с высоким уровнем стало 8, а со средним уровнем стало 6.В контрольной группе сформированность нравственных качеств изменилась не значительно. На констатирующем эксперименте детей с высоким уровнем было 4, а со средним уровнем было 7, с низким уровнем 4. После проведения формирующего этапа эксперимента в контрольной группе учеников с высоким уровнем 4, а со средним уровнем стало 9, с низким 2.

Рисунок 4.

Уровень сформированности нравственных понятий.

 

 

Таким образом, во 2 главе была описана практическая работа по использованию эффективных приемов анализа произведений устного народного творчества. На основе проделанной работы были сформулированы следующие выводы:

На основе констатирующего среза была доказана необходимость целенаправленного повышения знаний о нравственных понятиях, посредством использования уроков по произведениям устного народного творчества. С целью изучения повышения уровня нравственных знаний посредством использования уроков по произведениям устного народного творчества был проведен формирующий этап эксперимента.

На основе сопоставленных данных констатирующего и контрольного срезов была доказана эффективность использования уроков по произведениям устного народного творчества с целью нравственного воспитания; также выведена сравнительная таблица данных срезов.

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов, мы пришли к выводу, что уровень сформированности знаний о нравственном понятии повысился в результате сравнения произведений устного народного творчества с реальной жизнью и поступками людей из своего окружения. Положительная динамика в работах учащихся говорит о целесообразности применения разнообразных уроков по произведениям устного народного творчества с целью нравственного воспитания, таким образом можно сделать вывод, что гипотеза исследования: «–если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности устного народного творчества, то это окажет влияние на воспитание нравственной культуры детей младшего школьного возраста», доказана.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе выполнения данной выпуской квалификационной работы, раскрыв термин «нравственные качества», было определено содержание коррекционной работы, способствующей преодолению нарушений нравственных качеств младших школьников с помощью одного из методов - сказки.

В первой главе работы были изучены особенности духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста, определились с основными терминами и характеристиками. Рассмотрев современное представление о понятиях «духовность», «нравственность» и «мораль», было выявленно, что в основе формирования духовно-нравственных качеств школьников лежит усвоение ими новых моральных ценностей, пропущенных через призму эмоциональных переживаний и гуманных чувств..

При выполнении данной выпуской квалификационной работы были решены следующие задачи:

1. изучилась педагогическая и методическая литература по исследуемой проблеме;

2.выявился нравственный потенциал произведений устного народного творчества, изучающихся в курсе «Ана тили» в начальной школе;

3.отобрались наиболее эффективные приемы работы над произведениями устного народного творчества как источником нравственных знаний.

Данные факты свидетельствуют об актуальности изучения данного вопроса. Изучая проблему в литературе, был сделан вывод, что устное народное творчество, при его правильном использовании в педагогическом процессе может являться эффективным средством формирования нравственных представлений младших школьников.

Так же в данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены наиболее эффективные творческие приемы для воспитания нравственной культуры младшего школьника на уроках крымскотатарскоголитературного чтения в процессе изучения произведений устного народного творчества.

В период изучения педагогической и методической литературы по проблеме исследования получены следующие выводы:

- уроки по произведениям устного народного творчества способствует формированию нравственных понятий у младших школьников;

- на различных этапах обучения уровень нравственных знаний изменяется.

Для выявления уровней нравственных знаний у учащихся 2 класса был проведен констатирующий срез. Констатирующий срез включал в себя урок по крымскотатарской народной сказке «Макътангъанааюв». Результаты показали, что большинство учащихся находятся на среднемуровне. С целью изучения повышения уровня нравственных знаний посредством использования уроков по произведениям устного народного творчества был проведен формирующий этап эксперимента.

Результаты проведения формирующего этапа эксперимента дали положительную динамику, учащиеся 2 класса поднялись со среднего уровня на высокий. Сравнение результатов констатирующего и контрольного срезов доказывает, что уроки опирающиеся на устное народное творчество, способствуют повышению уровня нравственной культуры младших школьников.

Цель исследования достигнута: изучена методическая литература по формированию нравственной культуры; проведена практическая работа по проведению уроков по произведениям устного народного творчества для формирования нравственной культуры.

Практическое исследование, основанное на целенаправленном использовании воспитательных возможностей устного народного творчества, доказывает, что это оказывает влияние на воспитание нравственной культуры младшего школьного возраста.

Следовательно, работа учителя в традиционной методической системе с использованием воспитательных возможностей произведений устного народного творчества приносит положительные результаты и является залогом успешности в формировании нравственной культуры младшего школьника.

Гипотеза: «если в педагогическом процессе использовать воспитательные возможности устного народного творчества, то это окажет влияние на воспитание нравственной культуры детей младшего школьного возраста» подтвердилась.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Батурина, Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников / Г. И. Батурина. - М.: 1995.- 238 с.

2. Бережнова, Л. Н. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова. – М.: Академия, 2007. - 240 с.

3. Гавров С.Н. Воспитание как антропологический феномен. Учебное пособие./ С.Н. Гавров, Ю.В. Микляева, О.Г. Лопатина - М.: Форум, 2011. - 240 с.

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России».-URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

5. Законы. Российская Федерация. Об образовании: Закон российской Федерации. - 3-е изд. - М.: ИНФА, 2001.

6. Зимняя И.А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания / И.А. Зимняя // Классный руководитель, 2002. - №5. - С.70-78.

7. Каирова, И. А. Азбука нравственного воспитания. Под ред.д. А35 чл. АПН СССР О. С. Богдановой. Изд. 2-е, перераб. И доп./ И. А. Каирова. - М.: «Просвещение», 1975. - 320с.

8. Каримова Р.М. Профессиональное воспитание студентов в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. - М.: РГБ, 2005. - 219с

9. Касич-Харахады, С. Иззетовна. Усеинов, С.М. «Кенджелерге окъунъыз» - 256с.

10. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова. – М.: Академия, 2000. –176с.

11. Курзова, Н.А. О формировании нравственной культуры личности / Н. А. Курзова. - Л.: 1987. –238с.

12. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»/ М. Н. Мельников. – М.: Просвещение, 1987. – 240с.

13. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. Интернет-журн. с б-кой - депозитарием = http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00154236_0.html. - М.: 2004 - 2011.

14. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. Интернет-журн. с б-кой - депозитарием = http://doshkolniki.org/fizkultura/106-schitalki-kak-priem-verbalnogo-metoda-fizicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov.html - М.: 2009-2012.

15. Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. Интернет - журн. с б-кой - депозитарием = http://playroom.com.ru/skorog.php – М.: 2010-2012.

16. Сеттарова С.С., Сеттарова М.С. Фиданчыкъ. 2-нджи сыныф окъув китабы. – Симферополь: Къырым девлет окъув-педагогика нешрияты, 2007. – 176 с: ресимли – Къырымтатар тилинде.

17. Стрельцова, Л. Е. Литература и фантазия: кн. для воспитателей дет.сада и родителей / Л. Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. – 256с.

18. Топор А. В. Фольклорные произведения как средство формирования у младших школьников духовных и экологических ценностей / А. В. Топор, А. А. Денисова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 30-32.

 

 


 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных