Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Введение в изучение учебной дисциплины».




1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2003.

2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология20-го столетия. – М., 2001.

3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психологи личности.

4. Журавлёв А.Л., Соснин В.Л., Красников М.А. Социальная психология. – М., 2006.

5. Класическая социальная психология /Под ред. Е. И. Рогова. Ростов на Дону. 2008.

6. Крысько В. Г. Социальная пихология. – М., 2002.

7. Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 1996.

8. Методология и методы социальной психологии.// Отв. Ред. Е. В. Шорохова. М., 1977.

9. Морозов А. В. Социальная психология. – М., 2005.

10. Парыгин Б. Д. Социальная психологмия Проблемы методологии, истории и теории.- СПб, 1999.

11. Социальная психология в трудах отечественных психологов. /Сост. А. Л. Свенцицкий. – СПб., 2000.

12. Шихирев П. Н. Современная социальная психология.- М., 1999.

Содержание модуля 1 «Введение в изучение учебной дисциплины»

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX века, при этом само поня­тие стало широко употребляться только после 1908 года в связи с появлением работ У. Мак-Дугалла и Э. Росса. Эти авторы впервые вынесли термин «социальная психология» в название своих работ. Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены очень давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако ис­следование собственно социально-психологических научных про­блем началось в XIX веке, когда социологи, психологи, филосо­фы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенно­сти психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. К этому времени наука вполне «созрела» для того, чтобы выявить некоторые социально-психологические закономерности. Но оказалось, что поставлен­ные проблемы весьма трудно изучать только в рамках существо­вавших тогда наук. Необходима была интеграция. И прежде всего интеграция социологии и психологии, поскольку психология ис­следует психику человека, а социология - общество.

Психология и социология, по образному выражению Г.М.Андреевой, стали «материнскими» дисциплинами по отно­шению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология - это лишь часть социологии и психо­логии. Самостоятельность данной отрасли научного знания обу­словлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен только в рамках какой-либо одной науки. Существу­ет несколько точек зрения на вопрос о том, что является предме­том исследования социальной психологии.

Современные представления о предмете социальной психологии весьма неоднородны, что характерно для большинства пограничных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные, трудовые и др. коллективы) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность и конфликтогенность.

2. Феномен взаимодействия между людьми (общения), например супружеского, детско-родительского, психотерапевтического; взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.

3. Психические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сработанности и конфликтности (групповые свойства) и многое другое.

4. Массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, апатия, страхи и т.д..

Таким образом, социальная психология изучает психические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия. Большинство современных социальных психологов считают, что социальная психология изучает и личность, и группы, и соци­альную психику, но в определенном контексте. На наш взгляд, данный контекст был весьма точно и основательно проанализи­рован социальным психологом Г.М.Андреевой, которая, характеризуя предмет социальной психологии, определила его следую­щим образом: социальная психология изучает закономерности по­ведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включе­нием в социальные группы, а также психологические характери­стики самих этих групп (Социальная психология. - М., 1997).

В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты её изучения, то есть носители социально-психологических явлений.

К ним относятся следующие: личность в группе (системе отношений); взаимодействие в системе «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент и т.д.); малая группа (семья, воинский экипаж, группа друзей ит.п.); взаимодействие в системе «личность-группа» (лидер-ведомые, командир-взвод, новичок-школьный класс и т.д.); взаимодействие в системе «группа-группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т.д.); большая социальная группа (этнос, партия, территориальная группа и т.д.).

Структура социальной психологии в каждый исторический период её развития есть результат взаимодействия двух противоположных, тесно взаимосвязанных между собой процессов:

* дифференциации, т.е. разделения, дробления социальной психологии на составные её части, разделы;

* интеграции её с другими науками (не только психологическими) отраслями науки, причем интеграции как социальной психологии в целом, отдельных составляющих её частей.

В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на следующие разделы:

* социальная психология личности. Изучает проблемы социализации, формирование социальных установок, проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей. Личность при этом рассматривается как системное качество, которое приобретает индивид, взаимодействуя с социальным окружением;

* психология межличностного взаимодействия (общения и отношений). Рассматривает разнообразные психологические взаимосвязи(симпатии, совместимости и т.д.), которые устанавливаются между отдельными людьми в процессе их взаимодействия. Изучает психологические факты, закономерности и механизмы взаимодействия людей при совместной деятельности.

* социальная психология групп. Исследует психологические процессы возникновения, функционирования и развития различных общностей людей. Изучает психологические характеристики групп как больших, так и малых, явления сплоченности, лидерство, процесс принятии групповых решений и т.д. Следует сказать, что данный раздел включает в себя еще три подраздела, каждый из которых имеет свои особенности и специфику исследования:

- психология малых групп

- психология межгруппового взаимодействия

- психология больших социальных групп и массовых явлений.

Кроме того, постепенно формируется раздел, который можно было бы назвать «психология общества». В настоящее время социальная психология не имеет, в отличие от социологии, своих специфических методов изучения общества, что в свою очередь затрудняет формирование такого раздела.

Задачи социальной психологии как науки:

* осмысление и обобщение социально-психологических явлений;

* социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, их влияния на совместную деятельность;

* изучение специфики феноменов общественного сознания и их влияний;

* изучение социально-психологических характеристик личности и своеобразия ее социализации в различных общественных условиях;

* осмысление специфики функционирования социально-психологических явлений в малой группе;

* исследование своеобразия психологии больших социальных групп;

* прогнозирование политических, национальных и других процессов на основе учета социально-психологических законов и механизмов и др.

Сложность социально-психологических явлений, изучаемых социальной психологией, обусловило появление и развитие её конкретных отраслей:

* этническая психология, изучает особенности людей как представителей различных этнических общностей;

* психология управления, в центре внимания которой находится анализ проблем, связанных с воздействием на группу и общество в целом;

* политическая психология, исследует явления и процессы, относящиеся к сфере политической деятельности людей;

* психология общения, изучает процессы взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами;

* психология конфликтных отношений изучает психологические особенности протекания конфликтов и возможности по их наиболее эффективному разрешению.

Социальная психология связана с рядом наук. Прежде всего с социологией и общей психологией.

Данные науки позволяют социальной психологии точно и правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов, дают возможность осмыслить психологические особенности личности, являющейся субъектом общественных отно­шений и носителем социальной психики.

Кроме социологии и психологии, социальная психология свя­зана междисциплинарными отношениями с такими от­раслями знаний, как:

* философия, дающая возможность методологичес­кого и теоретического обоснования в понимании сущности социально-психологических явлений;

* исторические науки, дающие возможность ана­лизировать развитие социальной психики и со­знания людей, находящихся на различных эта­пах становления общества;

* экономические науки позволяют раскрывать сущ­ность и своеобразие функционирования экономи­ческих процессов общества и их влияние на об­щественные отношения и на их проявление в со­циальной психики и общественном сознании лю­дей;

* культурология и этнография позволяют социаль­ной психологии корректно интерпретировать вли­яние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологи­ческих явлений;

* педагогические науки дают информацию об основ­ных направлениях обучения и воспитания людей, позволяя тем самым социальной психологии вы­рабатывать рекомендации по, социально-психоло­гическому обеспечению этих процессов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных