ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методология и методы социальной психологииМетодология — это система принципов (основополагающих идей), способов, правил организации регуляции и построения теоретической и практической деятельности человека, а также умение об этой системе. Методология выполняет две основные функций: во-первых она позволяет описать и оценить деятельность с позиции внутренней организации; во-вторых, в ее рамках вырабатываются рекомендации и правила — те нормы, которыми следует руководствоваться в своей деятельности. Методология воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и других. Методология науки устанавливает границы, в рамках которых познавательная деятельность сохраняет научный характер, отличающий ее от обыденных представлений, религиозного опыта и других альтернативных форм познания. Применительно к науке вообще и социальной психологии в частности различают: общую методологию» специально-научную методологию и методологию как совокупность конкретных методических приемов исследования. Общая методология — общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Данный уровень обеспечивает наиболее правильное точное представление о наиболее общих законах развития действительности. В качестве общей методологии могут выступать различные философские системы. Специально-научная методология или методология конкретной науки позволяет формулировать внутри научные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию функционирования тех явлений, которые исследуются данной наукой. Специальная методология социальной психологии адаптирует общефилософские принципы применительно к нуждам социально-психологических исследований. Частная методология представляет собой совокупность методов. способов, приемов, методик, техник исследования тех явлений, которые составляют предмет и объект анализа данной науки. применение любых методик исследования надо рассматривать в контексте общей и специальной методологии, так как разработка различных методик обусловлена определенными философскими и теоретическими направлениями. Существует ряд классификаций методов социальной психологии. Согласно наиболее общей из них весь набор методов можно разделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. К первой группе –методам исследования относятся: методы сбора и обработки полученной информации. К методам сбора информации относят: наблюдение, изучение документов, анкетирование, интервью, тесты, эксперимент. Для наблюдения характерна довольно высокая степень субъективности, в частности, на интерпретацию результатов могут влиять ожидания наблюдателя. Для уменьшения субъективности метод наблюдения дополняется использованием других методов. Метод изучения документов. При помощи этого: метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности (документов, научной, публицистической и художественной литературы). Основная проблема: сходна с проблемой метода наблюдения, заключается в высокой субъективности метода. Субъективность обусловлена тем, что интерпретацию документов производит исследователь, человек со своими, только ему присущими психологическими особенностями. Наиболее продуктивным данный метод становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа. Контент-анализ — метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других не лей информации. Для этого, соответственно, целям исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации, например психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, виды взаимодействия людей, жанры сообщений. Затем производится замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов или других носителе информации. Использование контент — анализа позволяет повысить объективность метода изучения документов. Анкетирование — опрос, проводимый с целью выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентации, личностных черт опрашиваемого, анкетный опрос может быть устный (интервью) и письменный, собственно анкетирование. Анкетирование осуществляется с помощью анкет. Анкета представляет собой набор вопросов, логически связанных с основной задачей исследования. Основное требование к анкете — возможность получения с ее помощью именно той информации, которая требуется по гипотезе, а также максимальная надежность информации. Интервью — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободное, не регламентированное темой и формой беседы; стандартизированное, по форме близкое к анкете. Тест (от англ. test — проверка, опыт) — система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества личности. Тесты не являются специфическим методом социальной психологии, применяются и в других ее отраслях. В социальной психологии чаще всего используются личностные тесты или групповые. Наиболее широкое распространение среди групповых тестов получил социометрический тест. Данный тест позволяет диагностировать уровень взаимных симпатий и антипатий и статусно — ролевые отношения в группе. Причина, по которой использование тестов в социально-психологическом исследовании может быть ограниченным, заключается, в специфике предмета социальной психологии — группе. Поведение человека в группе отличается от поведения вне ее. По этой причине результаты тестов, полученные при индивидуальном тестировании, не могут служить сами по себе надежным основанием дляпрогнозирования поведения человека в группе. Эксперимент — один из основных методов социальной психологии. Основное достоинство эксперимента — в том, что можно специально моделировать ситуацию исследования и влиять на условия ее протекания (проследить зависимость психических процессов, явлений от изменения внешних условий). Основная масса эмпирических фактов получена с помощью эксперимента. По своим разновидностям эксперимент делится лабораторный и естественный. В случае проведения лабораторного эксперимента действия испытуемых определяются инструкцией, а условия специально моделируются. Исследовательская обстановка может быть причиной скованности испытуемого, тревоги, боязни оценки, стремления соответствовать ожиданиям экспериментатора. Выше перечисленные факторы могут вести к несоответствию поведения человека в реальной жизненной ситуации и поведению в ситуации лабораторного эксперимента. Другим недостатком является не возможность полного моделирования реальных жизненных ситуаций. Стратегия проведения естественного эксперимента (разработана русским врачом и психологом А.Ф. Лазурским (1874—1917). Естественный эксперимент проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемых. При этом они не знают, что участвуют эксперименте. Естественный эксперимент является промежуточным между наблюдением и лабораторным экспериментом. Психолог может влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности испытуемых. Общим требованием, предъявляемым, естественного и лабораторного эксперимента, является наличие контрольной и экспериментальной групп, чтобы было возможным сравнение полученных данных. По другому основанию можно выделить констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. К методам обработки полученной информации относятся: факторный и корреляционный анализ, методы моделирования, техники компьютерной обработки полученных данных и другие. Примером методов воздействия является социально-психологический тренинг. Данный метод основан на активных приемах групповой работы и позволяет решать достаточно широкий круг задач: повышение компетентности в общении, достижение более высокого уровня сплоченности группы, овладение навыками уверенного поведения и др. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|