Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мессианский комплекс и пути его преодоления




В психотерапии специфическую форму внутренней дис­гармонии принято называть «мессианским комплексом», представляющим из себя особое содержание негативного бес­сознательного (41; 92). Для исправления ошибок каждому беатотерапевту необходимо очень спокойно признать, что в нем действует мессианский комплекс или особый невроз, ко­торый определяет не только выбор профессии, но незаметно, как яд, действует на протяжении всей профессиональной жизни, постепенно формируя синдромы сгорания. Каковы сигналы мессианского комплекса?

Во-первых, мессианский комплекс проявляет себя через такое качество, как чрезмерное увлечение работой, с преуве­личенным подчеркиванием ценности именно своего труда и значимости именно собственной работы. Человек, охваченный мессианским комплексом, ни минуты не может себе позво­лить отдохнуть, остановиться, ведь «люди страдают». Много работать и точно работать — не одно и то же. Работа, которая превращается в мученичество, когда «мерилом работы счита­ют усталость», есть ничто иное, как питание собственной ложной личности.

Во-вторых, мессианский комплекс ставит беатотерапевта перед величайшим искушением, состоящим в том, что успех должен быть всегда, что беатотерапевт не может себе позво­лить неуспех в работе. Когда принцип «беатотерапия для про­славления и утверждения величия бытийного потенциала клиента», бессознательно подменяется принципом «клиент для утверждения величия и прославления беатотерапевта».

В-третьих, мессианский комплекс заставляет беатотера­певта ожидать от клиентов особого отношения, чтобы его помнили, чтили, вызывает стремление занимать особое место в жизни клиента, когда вся работа бессознательно направлена на то, чтобы клиенты чувствовали значимость личности беа­тотерапевта и не забывали об этом.

В-четвертых, мессианскому комплексу свойственен мо­ральный педантизм, выражающийся в чрезвычайной мораль­ной требовательности и моральном доминировании по отно­шению к другим людям. Беатотерапевт начинает брать на [ себя роль морального рефери жизни других людей: определя­ет, что должно, а что не должно, что правильно, а что нет, что точно, что не точно, что чисто, что не чисто. Моральный пе­дантизм бессознательно комплексуально связан с инфантильным опасением «быть плохим», с глубинным чувством вины, с чувством собственной неполноценности, несостоятельности, со страхом жизни и со страхом обнаружить страх перед дру­гими людьми.

В-пятых, распространенное проявление мессианского ком­плекса — это проблемы интимности, нерешенные сексуальные проблемы: либо превозносится насильственное воздержание, либо провозглашается сексуальная неразборчивость, или пер- верзии, которые выдаются за способы высвобождения души. Сексуальные переживания все больше из целостных душев­но-телесных становятся стереотипно насильственно «голов­ными», умственными, когда сознание все более отравляется навязчивыми и негативно-сексуальными образами, пережива­ния интимности все больше утрачивают присущую им естест­венность, простоту, игривость и радость.

Мессианский комплекс — это большая опасность, которая может привести беатотерапевта к неспособности быть эффек­тивным инструментом беатотерапии. Как только беатотера­певт перестает быть в гармонии с самим собой, утрачивает постоянный контакт с собственной бытийной сущностью, вся его работа искажается, портится, прокисает — и становится непродуктивной.

5. Базисные психотехники: активная жизнедеятельность, самонаблюдение и беатум

В данной главе базисные психотехники и их методологи­ческие обоснования излагаются отдельно и последовательно, одна за другой, тогда как в реальном беатотерапевтическом процессе они действуют одновременно и совместно, естест­венно, с учетом интенсивности усилий, полноты личного опыта и присущих каждому клиенту индивидуальных особен­ностей.

Беатотерапевты и клиенты представляют еженедельные отчеты о ходе своей личной работы по самонаблюдению.

В беатотерапии постулируется, что техники самонаблюде­ния предназначены для постоянного применения, ежедневно, день за днём, от момента к моменту, только тогда клиентам может быть гарантирован результат.

Отметим, что полученные выводы и описания основаны на подробном многолетнем психологическом анализе материалов самонаблюдения (самоотчетов и дневниковых записей), прово­димого клиентами беатотерапии (более 200-т человек) в тече­ние длительного времени (от 8 месяцев до 4–5 и более лет).

Переходим к описанию и анализу базисных психотехник.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных