Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






The Havorth Clinical Practice Press New York - London – Oxford 31 страница




Третья аксиома постулирует, что каждый человек представляет со­бой небесное создание. В каждого человека заложен потенциал к тому, чтобы обрести в себе Бога. Каждый из нас способен прийти к про­светлению внутри себя. Создатели статуи Будды изваяли божество с бесконечно разными лицами, чтобы подтвердить именно это положе­ние: все мы способны к благочестию. Благочестие светится в каждом лике. Индусское приветствие «Намаете» - также отражает это основ­ное предположение о природе человека.

Представление о возможной божественности делает супружеские отношения очень эмоционально окрашенными. Партнеры, которые при­держиваются восточной философии, приходят к пониманию того, что человек, с которым он или она хочет прожить жизнь, несет в себе все­ленское духовное или божественное начало, и что супруги могут засви­детельствовать и преклоняться перед этим духовным началом, когда они занимаются поиском своего духовного начала или благочестия. Вера в духовную добродетель супруга делает человека более вежливым, он проявляет большую заботу, больше осознает потенциал их отношений.

Четвертое положение говорит о том, что все люди несут ответствен­ность за то, как они используют свою энергию. Энергия каждого че­ловека может быть высвобождена и направлена в верном направле­нии для личностного развития. Психология учения йоги строится на том, что в человеке должны быть открыты семь каналов, по которым направляется энергия. Эти центры психической энергии или сознания называются чакрами, и они соответствуют семи точкам, расположен­ным вдоль спинного мозга. Первая чакра находится у основания спин­ного мозга и связана с утверждением человеком своей обособленно­сти от других человеческих существ. Вторая чакра находится несколь­кими дюймами выше уровня половых органов и преимущественно

связана с сексуальными действиями и реакциями. Третья чакра рас­положена на уровне пупка и отвечает за власть, влияние, превосход­ство и самоконтроль. Многие люди растрачивают всю свою энергию уже на этих трех уровнях.

Индивидуальная реализация и супружеская реализация обычно тре­буют достижения более высоких уровней энергии. Четвертая чакра, рас­положенная на уровне сердца, связана с состраданием, эмпатией и про­явлением заботы. Пятая чакра, расположенная в области горла, сфоку­сирована на обучении, творчестве и религиозном поведении. Шестая чакра, расположенная между бровями, связана с развитием космичес­кого видения - энергия затрачивается на то, что обозреть мир извне лич­ности, таким образом, во многом мир предстает таким, каким его уви­дело бы некое, объективное и независящее от нашего сознания суще­ство, если бы оно смотрело на нас сверху. Для седьмой чакры, распо­ложенной на макушке головы, дается следующее описание:

«Место, где человек разрушил привязанность к какой-либо од­ной перспективе. Чакра связана с мудростью, это место твор­ческого интеллекта, сфера безупречных идей. Это центр интег­рации, где объединяются рассудительность и проницательность правой стороны сознания и с интуицией левой стороны созна­ния. В этом центре два способа познания объединяются в один. Седьмая чакра известна как лотос из тысячи лепестков. Это центр высочайшего состояния сознания. Именно здесь пере­стают существовать различия между наблюдателем и наблюда­емым, познающим и знающим. Человек становится тем, кто познал сущность бытия, обрел сверхсознание» (Jagdish, 1977). Ясно, что на уровне четвертой чакры духовное слияние с супругом может быть достаточно сильным, и люди, которые способны расходо­вать энергию на этом уровне, не видят какой-либо отчетливой диффе­ренциации между самими собой и своим браком, своими супругами и самими собой. Поскольку их общее сознание вышло за пределы «Я»-ориентации, брак поднялся на более высокий, более целостный уро­вень. Ниже мы обнаружим, что теория личности Маслоу очень похожа на теорию чакр в йоге.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что вос­точные религии отводят супружеским отношениям более широкий кон­текст саморазвития. Сильный брак может содействовать человеку в его духовном развитии. Восточные религии делают сильный акцент на единении человека со всей природой, и поэтому они обычно поощря-

ют страсть в супружеских отношениях. Камасутра (Burton and Muirhead-Gould, 1963) основана на идее, что просветления (лотоса из тысячи лепестков) лучше всего достигать через различные позы сек­суального взаимодействия с партнером по духу. Подобным образом и в даосизме сексуальная любовь может трансформироваться в тип по­клонения, когда супруги становятся друг для друга воплощением бо­жественного (Watts, 1959).

В западной интерпретации восточных религий иногда делается ак­цент на приоритете индивидуальности над супругами или отношения­ми. Истиной в конечной инстанции становится путешествие в одиноч­ку, которое нельзя разделить с кем-либо еще. На самом деле некото­рые могут сказать, что лица, которые заняты поиском американизиро­ванной версии восточного знания, иногда слишком центрированы на самих себе, чтобы обращать внимание на задачи, с которыми они стал­киваются в браке! Просветление происходит тогда, когда развод, ве­роятно, уже остался далеко позади. Восточные религии по-разному определяют важность брака. На одном полюсе находятся адепты инду­изма (религии, которую исповедуют 80% населения Индии), для кото­рых брак почти обязателен и символизирует объединение всех семей (Mulatti, 1995). На другом полюсе находятся последователи дзен, ко­торые не делают особого акцента на супружеских отношениях.

ИУДЕО-ХРИСТИАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ,

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И СУПРУЖЕСКАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

Многие пары в Америке по-прежнему идентифицируют свою при­надлежность к одной из многих иудео-христианских религий. Иудео-христианские религии разделяют некоторые черты с восточными ре­лигиями, но между ними существуют и очень важные различия. Наи­более яркое отличие в том, что в восточных религиях человек должен сам искать ответы, а иудео-христианская традиция делает очень боль­шой акцент на том, чтобы ее последователи неукоснительно соблюда­ли все заповеди.

Современные движения в иудейской и христианской традициях под­держивают и укрепляют ценность крепких супружеских отношений. Основной принцип в иудео-христианских религиях заключается в том, что существует только один Бог, а каждый человек является творением Бога. Это создает чувство единства всех человеческих существ. Парт­неров объединяет любовь друг к другу, но также и их отношение к Богу,

поскольку каждого из них создал Бог. Это связано с восточным пред­ставлением о божественности человека, хотя и выражается косвенно.

Во-вторых, в ортодоксальных иудео-христианских учениях утвер­ждается, что люди были созданы для того, чтобы служить Богу, и если они хорошо выполняют свое предназначение, то им уготована вечная жизнь на небесах. Представление о вечной жизни является централь­ным в иудео-христианской традиции. Через создание нравственных, чистых и отдающих отношений человек не только получает радость от жизни, но и удостоверяется в том, что он обретет свое место в вечно­сти. Преданность другому человеку или благие дела также является Промыслом Господним.

В-третьих, душа представляет собой важнейшее явление в жизни человека. Подобно восточным традициям существует познание, кото­рое выходит за пределы пяти чувств. Самая важная часть нашей приро­ды - не быть застигнутыми в нашей соме. Будучи творениями Господа Бога, мы разделяем свою божественную мудрость. С верой мы можем повысить свое понимание вселенной до действительно космического уровня. Наша душа является хранилищем этой божественной мудрости.

В-четвертых, пренебрежительное отношение к душе человека- это грех, за которым последует наказание. Поиск духовной мудрости -вот наказ иудео-христианской традиции. Альтернативой правильному пути будет проклятие за то, что человек пошел по пути неверному. Безусловно, во многих восточных религиях существует вера в реин­карнацию человеческих душ, когда наша следующая жизнь определя­ется тем, как мы вели себя в этой. Но многие иудео-христианские идеи сводятся к тому, что грех может привести к вечному проклятию. В мире очень много пар с серьезными нарушениями, которые не раз­водятся из-за того, что развод есть грех, который можно связать с вечным проклятием. Подобная позиция - «сделать правильно, чтобы избежать наказания» - свойственна многим бракам на Западе. С точки зрения терапии, сильный акцент на греховности является основной мотивацией к тому, чтобы задуматься над тем, какова роль человека в этих отношениях. Кроме того, способность искупить свой грех созда­ет мотивацию для изменений. Никогда не поздно увидеть свет.

Пятый принцип заключается в том, что человек никак не может по­влиять на Промысел Божий, равно как и земная мудрость не может до конца открыть его. Многие вещи в иудео-христианской традиции не­обходимо принимать на веру. Познание всего, что интересует челове­ка, невозможно. Когда супруги сталкиваются с трудностями, то мо-

27-3948 417

жет вообще не быть определенного ответа на вопрос, почему один человек причиняет боль другому или почему те или иные кризисы в данной семье имели место. Способность принимать происходящее сродни восточному понятию единства в многообразии.

Терапевтам необходимо осторожно анализировать, насколько клю­чевыми являются эти вопросы веры для отдельных лиц или супругов, которые принадлежали или принадлежат к организованной религии. Такие центральные представления, связанные с организованной ве­рой, могут служить мотивацией к изменениям, парализовать человека страхом или создать целительный рефрейминг неминуемых раздоров между супругами.

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И СУПРУЖЕСКАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

Супружеские терапевты обычно не имеют образования в/области самых крупных религиозных учений мира и того, как эти религии вли­яют на супружеские отношения. Мотивация человека, потребности и ценности представляются с позиций великих психологов гуманисти­ческого направления. Не обращаясь за помощью к Создателю или к теологии, эти психологи пытались объяснить, как ценности, духовность и потребность в росте эмоционально влияют на развитие человека и раздоры между супругами. Теории личности и структурные теологии многое связывает, но можно говорить и о бесчисленном множестве инсайтов и вкладов, уникальных для «человекоцентрированного» под­хода к ценностям.

Самая популярная и наиболее исследованная теория личности -гуманистическая теория личности Маслоу (Maslow, 1970). Маслоу утверждал, что люди имеют мотивацию действовать определенным образом, чтобы сократить напряжение. Иногда люди пытаются удов­летворить потребности в выживании или безопасности (D-потреб-ности [дефицитарные]). В другое время мотивацией выступает по­требность в самоактуализации и реализации своего потенциала (В-потребности [связанные с бытием]). Удовлетворение D- потребнос­тей всегда должно предшествовать удовлетворению В-потребнос-тей Таким образом, когда муж устал, у него не будет мотивации вести важный разговор со своей женой - у него возникнет желание отправиться спать.

Так Маслоу описал иерархию человеческих ценностей. Самые силь­ные и наиболее непреодолимые - физиологические потребности в пище,

питье, отдыхе, кислороде, крове и сексуальных отношениях. Эти по­требности будут всегда превалировать над другими потребностями, если самоактуализированные решения человека не будут мотивировать его к воздержанию во имя более высоких целей. Далее следуют потреб­ности в безопасности, которые требуют создания упорядоченного, ста­бильного и предсказуемого мира. На этом уровне мы имеем домаш­ний комфорт и предсказуемую постоянную работу. Третий уровень потребностей - это потребность принадлежать кому-то и любить. Как только реализовываются потребности в безопасности и человек чув­ствует психологическое удовлетворение, он начинает стремиться реа­лизовать потребность в любви и привязанности. Потребности в любви и привязанности удовлетворяются главным образом нашими супруга­ми, но группы в сообществе, друзья и родственники также очень важ­ны. Далее возникает потребность в реализации чувства собственного достоинства. Когда удовлетворены более низкие потребности, стано­вится важным получить уважение, признание и статус от других, а в особенности от своего супруга. Самые высшие потребности - это по­требности в самоактуализации. Эти потребности варьируются у раз­ных людей, но все они указывают на то, что человеку необходимо ре­ализовать свой высший потенциал.

Маслоу считал, что хорошее психическое здоровье является сино­нимом самоактуализации. Как только все наши потребности удовлет­ворены, мы способны полностью реализовать свой человеческий по­тенциал, и мотивированы использовать этот потенциал бескорыстно, чтобы способствовать благосостоянию других. Самоактуализирующий­ся супруг любит и принимает любовь без всяких условий. Исследова­ния по самоактуализации личности, которые проводил Маслоу, пока­зали, что следующая группа личностных качеств ассоциируются с оптимальным психическим здоровьем:

1. Они могут видеть реальность - не принимают на веру кривля-ние других людей и понимают более глубокие мотивы других людей так же, как и свои собственные мотивы.

2. Их отличает свежесть восприятия - они живут настоящим мо­ментом, черпая вдохновение в окружающих образах и звуках.

3. Они способны к высшим переживаниям - имеют опыт выхода за пределы своего «Я».

4 У них высокая степень этического осознания, и они способны

различать добро и зло. 5. У них философское чувство юмора.

27*

6. Их отличают глубокие социальные интересы, и они чувствуют родство с другими людьми.

7. Они способны устанавливать глубокие межличностные связи.

8. Они демократично настроены и свободны от предрассудков.

9. У них имеется потребность в уединении, и они способны быть очень обособленными от других, чтобы следовать намеченно­му курсу в своих исканиях.

10. Самоактуализирующиеся личности автономны и независимы.

11. Самоактуализирующиеся личности отличаются спонтанностью, скромностью и естественностью.

12. Самоактуализирующиеся личности разрешают проблемы и име­ют ощущение миссии в жизни.

13. Самоактуализирующиеся личности демонстрируют высокую степень принятия самих себя, других и природы.

14. Самоактуализирующиеся личности не следуют моде. Они пред­почитают идти своим путем.

15. Самоактуализирующиеся личности - личности в высшей сте­пени творческие.

Ясно, что самоактуализирующаяся личность находится в самом выгодном положении, для того чтобы развивать жизнеспособные здо­ровые супружеские отношения. И наоборот, супружеские отношения, которые являются в высшей степени удовлетворительными, помогают удовлетворить D-потребности так, чтобы человек мог быстрее прийти к самоактуализации.

Теория Маслоу во многом перекликается с восточными философ­скими системами. Они разделяют мысль о том, что люди имеют тен­денцию к самоактуализации, которая способствует позитивному рос­ту. В теории Маслоу, так же как и в восточных философских учениях, в качестве самых высших уровней реализации человеческого потен­циала рассматривается трансцендентность, более отчетливое видение реальности, свой путь и забота о других. Эти разные уровни челове­ческих потребностей связаны в процессе развития подобно тому, как связаны чакры в йоге.

Гуманистическое направление было формально организовано в духовное сообщество, которое получило название Этическое культур­ное сообщество - гуманистическая (нетеистическая) религия, в осно­ве которой лежало представление о том, что люди реализуют свое ду­ховное предназначение, непосредственно устанавливая глубокие и важ­ные отношения с другими людьми.

Этическое культурное сообщество рассмаТРивает °Рак как °ДНУ из наиболее важных областей для собственного роста и открытии. Не­смотря на то, что мы можем воспринимать ^ногое в мире посред­ством пяти чувств, по мнению Этического культурного сообщества, нам никогда не будет доступен непосредстве'1НЬ™ опыт. Скорее, мы приходим к пониманию себя косвенно, через (щши рефлексивные от­ношения с другими. Близкие другие, в особеН(1ОСТИ СУПРУГИ> являют­ся своего рода зеркалом, которое мы используй для того' чтобы уви­деть наше настоящее «Я». Через это взаимоде#ствие с ДРУГИМИ людь­ми мы приходим к пониманию своей личносГи (например, являемся ли мы зависимыми, независимыми, веселыми- депрессивными), сво­их потребностей (например, каковы наши сексуальные потребности, потребности в близости, потребности в автоноМии' потребности в при­знании) и своих ценностей (например, наскол1>ко важны Для нас Дети> семья, ритуалы, обязательства).

Эти самые основные составляющие самоп0знания МОЖНО выявить только через интенсивное взаимодействие с другими. Иногда наши супруги представляют нам кривое зеркало, и тОгда мы злимся и испы­тываем негодование из-за отражения, которое 0ИДИМ- Но в целом брак дает уникальную возможность узнать о том, чт^ мьг с°бой представля­ем, и осуществить необходимые изменения, ч"Г0^ы стать тем> кем мы хотим быть. Описанные Маслоу самоактуалиЗиРУющиеся личности> которые были приведены выше, это такие личности' котоРые' имея успешные социальные отношения, заключили своего Р°Да брак меж­ду тем, что они видят, и тем, к чему они стреМятся- Таким образом, успех в близких отношениях и самореализац^и становятся синони­мичными процессами для гуманистически Ор**ентиРованных л1°Деи-(D. Montogna, personal communication, May 19^)

Главы 8 и 9 построены на этих трех основный философских принци­пах. Однако содержание главы, посвященной проблемам сексуальнос­ти, построено главным образом на когнитивно-^ихевиоРальных °Цен" ках и программах научения. Она была включена сюДа> поскольку автор предпочитает рассматривать сексуальность чере3 призму духовности, а также оценивания ролей, которые играют близос^ь' обязательства и пре­данность в формировании мышления супружес(<их терапевтов.

ГЛАВА 8

СЕКСУАЛЬНОСТЬ И СУПРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Одно ложе, разные сновидения. Китайская мудрость

СЕКСУАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Оценивание сексуальности

в супружеских взаимоотношениях

Существуют два совершенно разных направления для формирова­ния концептуального представления о сексуальных проблемах, с кото­рыми сталкивается пара: модель сексуального терапевта и модель суп­ружеского терапевта. В соответствии с традиционной моделью сексу­ального терапевта все сексуальные проблемы - это проблемы пары, а не только того партнера, у которого проявляются те или иные симпто­мы. Сексуальные проблемы реальны и первичны, а это означает, что нет необходимости разрешать другие проблемы в супружеских отно­шениях, чтобы понять и рассмотреть динамику сексуальных отноше­ний. Причины сексуальных проблем соответствуют духу нашего вре­мени: тревога исполнения, супружеский гнев, проблемы со здоровь­ем и страх близости. Техники сексуальной терапии обычно носят пря­мой характер: дать достаточное образование в этой сфере, восстано­вить нормальное психическое состояние и обучить навыкам. Фокус делается на том, чтобы представить проблему.

С другой стороны, традиционные семейные терапевты рассматри­вают секс как симптом или метафору для более дисфункциональных аспектов супружеских отношений. Человек может обратиться с про­блемой импотенции, а реальными причинами, обусловливающими про­блему, будут плохая коммуникация, враждебность, силовые манипу­ляции или сексуально-ролевые проблемы, которые к тому же затраги­вают многие другие области супружеского функционирования. Мно-

гие из этих проблем можно разрешить, только для этого необходимо работать с теми аспектами исходной семьи, в которых кроются корни этих проблем. Все это требует системного анализа той роли, которую играет каждый партнером и которая сохраняет проблему. Если сексу­альная проблема обусловлена состоянием здоровья или возникла вслед­ствие другой травмы, не имеющей отношения к браку, то это все рав­но оказывает сильное влияние на отношения, поскольку приводит к появлению чувства вины и несоответствия при сексуальных дисфунк­циях. Семейные терапевты работают со всем спектром супружеских отношений и допускают, что сексуальная проблема будет разрешена по мере проработки других проблем.

Научные исследования показывают, что очень многие пары с дис­функциями действительно имеют проблемы, которые распространяют­ся на область сексуальных отношений. Когда основной жалобой явля­ются нарушения в браке, где-то от 50 до 85% супругов также сообща­ют о важных сексуальных проблемах (Metz and Weiss, 1992). Однако сексуальные проблемы часто могут существовать и возникать в здо­ровых браках у образованных партнеров. Было выявлено, что когда супруги имеют очевидные сексуальные дисфункции в браке, одна треть супругов также имеют значительные супружеские дисфункции, спо­собствующие развитию проблем в сексуальной сфере, а две трети супругов состоят в хорошем браке. Очевидно и то, что проводить ле­чение сексуальных дисфункций в счастливых браках намного легче, чем в браках, в которых люди несчастливы.

Точка зрения, которая рассматривается в данной книге и поддер­живается большинством экспертов в данной области, состоит в том, что на возникновение сексуальных проблем оказывает влияние мно­жество факторов, и необходимо использовать обе модели в работе с разными парами в разное время, чтобы обеспечить наиболее эффек­тивное оценивание и лечение проблемы.

ПРИРОДА СЕКСУАЛЬНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

Подобно всем мужьям, я начинал со страсти, а закончил привычкой.

Джордж Бернард Шоу

Получение удовлетворения от сексуальных отношений является важным аспектом для большинства браков. Что считать сексуальной удовлетворенностью? Все это очень индивидуально. Некоторые сте­реотипы - не более чем крупица истины. Согласно одному из таких

стереотипов, сексуальное удовлетворение мужчины очень сильно свя­зано с частотой и характером сексуального взаимодействия, тогда как сексуальное удовлетворение женщины чаще связывают с тем, насколь­ко она удовлетворена отношениями в целом. Классический пример этих различий показан в фильме с Вуди Аленом, когда Дайана Китон говорит: «Секс без любви - это пустой опыт», Ален парирует: «Да, но из всех вариантов пустого опыта, этот один из лучших». Эти стереоти­пы показывают две общие области, которые открывают для мужчин и женщин возможности получить сексуальное удовлетворение: необыч­ное сексуальное поведение и разнообразие в отношениях. Во многих исследованиях показывается, что молодые женщины действительно уделяют большое внимание отношениям как необходимому условию для сексуального удовлетворения, в отличие от молодых мужчин. Мужчины бывают приятно удивлены тем, что с возрастанием положи­тельных эмоций и удовлетворенности браком секс становится намно­го лучше, причем как для них самих, так и для их жен.)

Оггинс, Лебер и Верофф (Oggins, Leber, and Veroff, 1993), основы­ваясь на особенностях культуры, предлагают соблазнительное объяс­нение того, почему у женщин среднего класса возникает такая силь­ная потребность иметь «хорошие отношения» до того, как они позво­лят себе «хороший секс». Исследователи постулируют, что представи­тельницы среднего класса особенно склонны к тому, чтобы идеализи­ровать свои супружеские отношения, так как традиционно они очень зависели от своих мужей как эмоционально, так материально. Брак представлял чрезвычайно важные отношения в их жизни и обеспечи­вал им времяпрепровождение, стимул, близость и смысл жизни. Ког­да вы посмотрите на женщин, которые материально и эмоционально более независимы от своих мужчин, вы увидите, что эти женщины ценят теплые отношения с друзьями и семьей так же, как и дружеские отношения со своим супругом. Супружеские отношения представля­ют собой один из многих важных аспектов в их жизни, и они надеют­ся, что получат из других поддерживающих систем то, что не очень охотно дают им мужья. Не делая такой сильный акцент на важности супружеских отношений, эти женщины способны лучше фокусиро­ваться на том, чтобы получать удовлетворение от сексуальных отно­шений, даже когда в их отношениях с партнером в целом наблюдаются проблемы. И действительно, исследования Оггинса, Лебера и Вероф-фа показали, что американки африканского происхождения, которые были материально и эмоционально состоятельны, не связывали факто-

ры, характеризующие отношения, с сексуальным удовлетворением в той же степени, как это делали представительницы афро-американс­кой расы и представительницы европейской расы, которые материаль­но и эмоционально зависели от своих мужей.

Харлберт, Апт и Рабель (Hurlbert, Apt, and Rabehl, 1993) сделали вывод, что женщины связывают уровень сексуального удовлетворе­ния с различными элементами сексуального поведения: 82,6% - ис­пытывали сильное удовлетворение от куннилингуса (орального сти­мулирования женских половых органов), 68,4% - от полового акта, 14,3% - от мастурбации с переживанием оргазма при сексуальном взаимодействии с супругом, 4% - от мастурбации и переживания оргаз­ма без участия супруга, 3,2% - от возбуждения партнера, 8,6% - от оральной стимуляции полового члена и 5,3% - от анального секса. Среди женщин, которые принимали участие в этом исследовании, была 161 женщина из Армейского общественного центра для жен военнос­лужащих военного комплекса Форт Худ. Говоря о том, какие ожида­ния они связывают с сексуальной удовлетворенностью, женщины при­знавались, что испытывали большее удовлетворение, если они ощу­щали психологическую близость со своими мужьями, были способ­ны выражать свои чувства, когда сексуальные действия доставляли им удовольствие, испытывали сексуальное возбуждение в самых раз­ных ситуациях, имели сильное половое влечение, и высокую актив­ность, большая часть которой приводила к оргазму. Иными словами, к сексуальной удовлетворенности приводило не какое-то впечатляю­щее, магическое число оргазмов, а было важно, что значительный процент сексуальных взаимодействий приводил к оргазму. Единствен­ное и самое важное, от чего больше всего получали удовлетворение женщины - это прелюдия (если сравнивать ее с самим сексуальным актом и тем, что происходило после). В общем, многогранность отно­шений дает больше шансов на получение сексуальной удовлетворен­ности, чем разнообразие самих сексуальных действий.

На практике это означает, что мужчины должны быть способны от­вечать на следующие вопросы, если они заинтересованы в том, чтобы их жены получали сексуальное удовлетворение от их отношений. Что моя жена подразумевает под близостью? Что я могу сделать для того, чтобы она почувствовала эту близость? Знаю ли я о том, какие нео­бычные действия приводят мою жену в состояние эротического воз­буждения? Знаю ли я, какими действиями я могу доставить своей жене удовольствие? Удовлетворена ли моя жена частотой своих оргазмов?

К сожалению, это исследование не дает возможности оценить уровень удовлетворенности, который получают от разнообразных сексуальных действий сами мужья. Тем не менее, в других исследованиях, кото­рых тоже проводилось немало, было выявлено, что мужчины предпо­читают более разнообразные акты, в отличие от женщин; им нравится вступать в половой акт в необычных местах и в необычное время. Именно все новое, отличное и запрещенное мужчины находят в выс­шей степени возбуждающим.

Вопрос о том, насколько важны оргазмы для женщин, стал ключе­вым для сексопатологов с того самого момента, как на рубеже XIX-XX веков было признано, что женщины испытывают оргазм. В иссле­довании (Hurlbert, Apt, and Rabehl, 1993) женщины сообщали о том, что имели 8,8 половых актов в течение трех недель. 25% этих половых актов завершались оргазмом жены. Эти данные подтверждают резуль­таты, о которых сообщал Кинси (Kinsey, 1953), 40% сексуально ак­тивных замужних женщин сообщали о том, что они испытывали оргазм только в 10% совокуплений. И, напротив, когда женщины сообщали о куннилингусе, они достигали оргазма в 81% случаев. Очевидно, что отсутствие оргазма - нормальная разновидность женской сексуально­сти, в частности, когда сексуальные действия ограничиваются поло­вым актом. Мужчины в настоящем исследовании сообщали о 97% случаев наступления оргазма в результате полового акта за тот же пе­риод времени. Мужчины испытывали 100% оргазм от анального по­лового акта (женщины сообщали о 0%), 100% от самоудовлетворения (женщины сообщали о 98%) и 100% от мастурбации с помощью суп­руга (женщины сообщали о 83%). Принимая во внимание то обстоя­тельство, что конкретная пара хочет сделать оргазмы жены более час­тыми, следующие два правила представляются очень полезными: 1. Всегда помните: «сначала женщины». Это общее хорошее пра­вило оказывается эффективным, поскольку очень часто жен­щинам для достижения оргазма помимо самого полового акта требуется больше слов, больше предварительных ласк и боль­ше других действий. Кроме того, мужчины после наступления у них оргазма вообще становятся более закрытыми, теряют ин­терес к взаимодействию, расслабляются и их клонит в сон. Если мужчина первым испытывает оргазм, очень часто доведение женщины до оргазма становится больше похожим на «неприят­ную работу», нежели на эротическое или душевное пережива­ние. С возрастом мужчинам также необходимо больше предва-

рительных ласк для того, чтобы достигать эрекции и сохранять ее. Все же различия во времени, которое требуется для дости­жения оргазма мужчиной и женщиной, остаются важными для многих пар. В тех случаях, когда имеет место обратное и жен­щина быстрее мужчины может достичь оргазма, сначала сле­дует довести до оргазма мужчину, а затем женщину. 2. Мастурбация - это искусство, которым может овладеть практи­чески каждый. В продаже имеется множество очень полезных книг, которые обучают навыкам мастурбации в контексте гете­росексуальных браков. Классической принято считать работу Хеймана и ЛоПикколо «Как испытать оргазм» (Heiman and LoPiccolo's Becoming Orgasmic). Она написана для искушен­ных дилетантов, но может быть использована и терапевтом-прак­тиком в качестве руководства, если он хочет узнать, как на­учить супругов действовать.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных