ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
И 9. Модели организации семейных отношений.Семейные отношения - это сложный социально-психологический феномен, включающий мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и филогенетические основания. Семейные отношения охватывают субъективное время индивида, личную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции. Семья- это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Выделяют следующие параметры семьи: демографический - структура семьи; социально-культурный; социально-экономический; техникогигиенический (условия проживания, особенности образа жизни). Известны различные формы и модели семьи, специфика которых зависит от этапа развития общества, характера национальных и религиозных традиций. А.К.Дзагкоев (2000) выделяет традиционные и современные (модернизированные) модели семьи: Традиционная семья существовала на протяжении нескольких тысяч лет и существует в настоящее время во многих обществах, находящихся на допромышленном этапе развития. Переход к модернизированному типу может совершаться достаточно долго, непоследовательно, поэтому в ряде моделей современных семей присутствуют более или менее значительные элементы традиционности. Для традиционной семьи характерны такие признаки: жесткая сегрегация социально-половых ролей и функций, связанных со стереотипными видами деятельности; патриархальная (реже - матриархальная) иерархия с закреплением власти домохозяина над имуществом, деятельностью, а иногда и жизнью домочадцев, с подчиненным положением зависимых членов семьи; сложная структура семьи с совместным проживанием в одном домохозяйстве супружеских пар нескольких поколений с их детьми; сосредоточение всех жизненных функций (производительной, экономической, воспитательной, репродуктивной, бытовой) в семье, участие в их выполнении всех домочадцев, вовлеченность женщин исключительно в домашнюю занятость; не лимитируемый в основном характер репродуктивного поведения, рождаемость на уровне естественной фертильности2, осуждение всех мер по ограничению деторождения и даже порой наказание за них. Для модели модернизированной семьи, характерно следующее: стирание границ между социально-половыми ролями, вариабельность выполнения семейных функций, в том числе связанная со структурной неполнотой или деформацией семьи (семья с одним родителем, семья, состоящая из прародителей и внуков без среднего поколения, и т. д.); преимущественно нуклеарный тип семьи, состоящей из одной пары родителей и их несовершеннолетних детей. Данный процесс может выражаться в ``вылете птенцов из гнезда'', то есть отделении детей от родителей после окончания школы и их самостоятельном проживании, как принято в ряде западных культур, или в отделении от родителей вновь образовавшейся молодой семьи, как было принято еще недавно в нашей стране; симметричная модель семьи, в которой мужчина и женщина равноправны в распоряжении семейными средствами, воспитании детей, решении всех других вопросов; профессиональная занятость всех взрослых трудоспособных членов семьи, постоянная работа женщин вне дома, мотивированная не только необходимостью дополнительного дохода, но также и стремлением женщин к самореализации, успеху, признанию; функциональная дифференциация жизнедеятельности семьи в обществе, разделение функций между семьей и многочисленными другими институтами; регулируемый характер репродуктивного поведения, снижение рождаемости. Планирование семьи становится общепризнанным типом репродуктивного поведения, неотъемлемой принадлежностью социально ответственной прокреативной этики; Помимо традиционной и современной моделей семьи, существуют и другие. Так, например, социологи выделяют такие семьи, как: 1. Нуклеарная семья - состоит из родителей и детей, объединяет только два поколения. Сегодня это наиболее распространенная структура в западном обществе. 2. Расширенная семья - включает еще и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев), а также людей, являющихся близкими по тем или иным причинам. 3. Полная семья - соответствует нуклеарной, если включает отца, мать и ребенка/детей. 4. Неполная семья - если один из родителей отсутствует. Выделяют дополнительную категорию - так называемая функционально неполная семья. К ней относятся семьи с двумя родителями, однако профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для воспитания детей; 5. Большая семья - группа кровных родственников разных поколений, живущая в одном месте и возглавляемая фигурой патриарха или матриарха. Встречается в аграрных обществах; семьи этого типа имеют общую собственность на землю, скот и средства производства. 6. Семья-двор - также характерна для аграрных обществ прошлого. В этом случае живущая в одном месте семья объединяет несколько поколений. Кроме того, членами семьи являются люди, не связанные кровным родством, например, слуги и наемные работники, образующие в совокупности и социальное, и экономическое сообщество. В зависимости от характера воспитательного воздействия и возможности адаптации детей из семей в обществе М.Ю.Арутюнян (1988) выделяет следующие типы семьи: 1. Традиционная семья -- в ней воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в ``вертикально организованную'' общественную структуру. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. 2. Детоцентрическая семья - в ней главной задачей родителей считается обеспечение благополучного будущего детей. В целом семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от детей к родителям). В результате у детей формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но увеличивается вероятность конфликтов с социальным окружением за пределами семьи. 3. Супружеская семья - в ней главной целью является взаимное доверие, принятие и автономность ее членов. Воспитательное воздействие -- горизонтальное, на равных: родители и дети. Как правило, у детей, воспитанных в таких семьях, отсутствуют навыки подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по вертикальному принципу (то есть практически ко всем современным социальным институтам). Таким образом, при выделении форм или моделей семьи различные авторы опираются на: этапы развития общества; характер национальных и религиозных традиций; распределение социально-половых ролей между мужчиной и женщиной; характер взаимоотношений между родителями и детьми; состав семьи; количество детей и др. 5. Семья как система и основные тенденции её развития Анна Варга – специалист по семейным системам терапии определяла понятие «система». Система - это открытая система, которая находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. 1997 году – Черников дал определение системы: Семейная система – самообразующаяся система, т.е. ее поведение целесообразно и источник преобразований системы лежит внутри ее самой. Люди данной семейной системы поступают так или иначе под влиянием правил функционирования своей семьи, а не под влиянием своих личных потребностей и мотивов. Семейная система первична по отношению к входящих в нее элементов. Объект в случае консультирования или терапии будет являться вся семейная система, а не отдельный человек (элемент этой системы). Законы функционирования семейных систем. Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: 1. гомеостаз – всякая семейная система стремится к постоянству и стабильности. Для семьи это означает, что она в каждый момент времени своего существования стремится сохранить статус КВО. Нарушение этого статуса болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть радостными (Пример: уход ребенка из семьи, рождение ребенка, распад брака). Закон постоянства обладает огромной силой, именно поэтому во многих семьях пытаются противостоять любым изменениям. 2. закон развития – любая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл, который предполагает определенные стадии развития. Развитие происходит под влиянием внешних обстоятельств и внутренних факторов. Оба этих закона действуют одновременно. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|