Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ объема, структуры и ассортимента продукции




Объем производства (реализации, продаж) в денежном выражении Q определяется так: Q = åN*Ц, где N – выпуск продукции соответствующего вида в физическом (натуральном) выражении, Ц –цена реализации каждого изделия. Отклонение фактического результата Q/ от базисного (планового) Q составляет DQ = Q/ - Q и при выпуске предприятием только одного изделия будет зависит от двух факторов – изменения N и Ц; первый – количественный, второй – качественный. Их влияние на DQ можно измерить следующим образом[3, c. 329]:

Þ изменение объема выпуска продукции в натуральном выражении (динамика продаж в сопоставимых ценах) DQ(N) = å(N/ - N)Ц = åN/*Ц - åN*Ц = Q// - Q;

Þ изменение средних цен на продукцию DQ(Ц) = å(Ц/ - Ц)N/ = åN/Ц/ - åN/Ц = Q/ - Q//.

В итоге: DQ = DQ(N) + DQ(Ц) = (Q// - Q) + (Q/ - Q//) = Q/ - Q.

Если на предприятии производится не менее двух изделий, то помимо вышеперечисленных факторов, на величину отклонения может повлиять третий фактор – структурные (ассортиментные) сдвиги в вырабатываемой продукции DQ(Стр). Влияние каждого фактора в этом случае определится так:

Þ влияние объема выпускаемой продукции DQ(N) = Q(JN – 1) = Q/// - Q, где JN = N//N – индекс роста объема производства в натуральном выражении;

Þ влияние цен DQ(Ц) = å(Ц/ - Ц)N/ = Q/ - Q//;

Þ влияние структурных (ассортиментных) сдвигов DQ(Стр) = å(N/ - NJN)Ц = Q// - Q///.

В итоге: DQ = DQ(N) + DQ(Ц) + DQ(Стр) = (Q/// - Q) + (Q/ - Q//) + (Q// - Q///) = Q/ - Q.

Следует иметь в виду, что на объем реализации влияют сальдо остатков готовой продукции на начало и конец периода, находящейся на складе и отгруженной, но не оплаченной покупателем (при анализе допускаем, что эти остатки на начало и конец периода неизменны)

Что касается цен на продукцию, то они, помимо конъюнктурных факторов, в основном зависят от качества (сортности) изделий. Поэтому при анализе выявляются факторы, определяющие потребительские цены и потери предприятия от производства некачественной продукции, а также возможное в связи с этим ухудшение финансового положения.

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

По методике Савицкой Г.В., анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции (см. схему ниже). Его основные задачи[21,c.182]:

· оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

· определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

· разработка мероприятий по освоению вы явленных резервов.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки — в оптовых ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.

Рис. 1. Объекты анализа

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Важное значение для оценки выполнения производственной про граммы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам одно продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов. Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются бизнес- план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. №1-п (годовая) “Отчет по продукции”, ф. № 1-п (квартальная) “Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте”, ф. 1-п (месячная) “Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции”, ф. № 2 “Отчет о прибылях и убытках”, ведомость № 16 “движение готовых изделий, их отгрузка и реализация” и др.

Анализ объема производства предполагает изучение выполнения заданий по выпуску и поставкам продукции в номенклатуре (перечню наименований изделий), в ассортименте (перечню наименования изделий с указанием количества по каждому из них), по выполнению договорных обязательств и ритмичности выпуска.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться так[1, c. 29]:

Ø по способу наименьшего процента выполнения плана по отдельным видам продукции;

Ø по способу среднего процента, который определяется делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск;

Ø по удельному весу изделий, по которым план выполнен.

Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции в процентах (Кдог) определяется по формуле: Кдог = (Q – Qн/п)/Q *100, где Qн/п – недопоставка продукции по договорам в стоимостном выражении.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре).

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

Номенклатура — перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующем на территории СНГ.

Ассортимент — перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой.

Анализ выполнения плана по номенклатуре/базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям, которые включены в основной перечень (госзаказ).

Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственном уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структурного фактора на объем производства продукции можно произвести и с помощью средневзвешенных цен. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных