ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Подготовка тренингаМожно выделить два различных подхода в подготовке тренинга. В одном варианте первоначально определяется модель тренинга в соответствии со спецификой прорабатываемых проблем, разраба- тывается программа и под нее набирается соответствующая груп- па. В социально-психологическом тренинге программа, как прави- ло, более структурирована и предметно направлена (например, тре- нинг развития коммуникативной компетентности, тренинг личност- ного роста, тренинг сплочения и др.), что требует от психолога сформированной компетентности в специфике и проблематике про- рабатываемой области. В другом варианте первоначально определяются проблемы имею- щейся социальной или профессиональной группы и в соответствии с ними планируется и организуется соответствующий тренинг. В данном случае алгоритм организации тренинга может быть следующим: - оформление заказа; - работа с заявленной проблемой, которая включает в себя: 1. Определение проблемы и поиск ее причин, а также анализ литературы по данной проблематике. 2. Ознакомление с личностными, демографическими и другими особенностями участников тренинга, их количеством и т. п. 3. Определение возможности и успешности применения тренинговой формы для решения данной проблемы. 4. Определение и согласование цели и ожидаемого результата (к чему мы придем в результате проведения тренинга). 5. Постановка задач. 6. Определение наиболее эффективных методических средств, используемых в данном тренинге. 7. Определение формы организации тренинговых занятий. 8. Планирование программы тренинга. 9. Составление плана занятий. Отбор участников Означает ли такая грандиозная работа по набору группы, что в тренинг можно включать всех без исключения? В целом, исследователи [31, 78] соглашаются с тем, что практически любой человек может получить пользу от участия в тренинге, ибо большинство проблем так или иначе упираются в ситуацию недостаточной адаптации к окружающему миру, а групповая работа предоставляет для этого все возможности. Однако далеко не всякая группа с ее целями и руководителем подходят конкретному человеку. Ведь тренинговый коллектив – это не просто группа индивидов, собранных на одном пространстве; он сам воздействует на атмосферу преображения. Поэтому участников надо не просто набирать, а отбирать, руководствуясь определенными критериями, среди которых основными являются следующие: - демографические; - мотивационные; - психологические; - социальные. В качестве демографических критериев отбора в группу исследователи [59] выделяют: возраст, пол, культурную и национальную принадлежность, прежние отношения. Все эти аспекты не являются причиной отказа от включения в группу, но могут создать дополнительный риск; поэтому тренер, делая такой выбор, должен быть готов к работе в усложненных условиях. Так, в случае большой возрастной разницы участников возможны сложности при сплочении группы в единое целое. Предполагается, что чем моложе участники, тем меньше должна быть разница в их возрасте: разные интересы, цели, убеждения могут породить дистанцию. С другой стороны, наличие людей из разных возрастных групп дает возможность отработать родительско - детские отношения.
Накладывает отпечаток на эффективность прохождения группы и гендерный аспект. Понятно, что разнополая группа лучше адаптирует к реальной жизни; но при этом надо помнить, что на любом тренинге подавляющее число составляют женщины. Причем, чем старше возраст участников, тем меньше шансов встретить среди них представителей мужского пола. С учетом данной реальности надо постараться, чтобы мужчина на тренинге не оказался в единственном числе; ему сложно будет отрешиться от навязанной роли представителя своего пола и быть самим собой.
37. Формы организации тренинговых занятий. Интенсивный курс предполагает проведение занятий ежедневно (по 3–8 часов в день) и может продолжаться от 3 дней до 2 недель. Интенсивный тренинг является, несомненно, более мощным сред- ством воздействия и изменения личности. Он способствует более глубинной проработке Я-концепций участников и более быстрому усвоению навыков и умений. В общем, в процессе интенсивного тренинга ведущему приходится затрачивать меньше времени на погружение участников в групповую действительность, уменьшается их сопротивляемость и увеличивается восприимчивость к «психологическому материалу». Однако следует обратить внимание на то, что, в связи с тем, что полученные во время интенсивного курса изменения являются более глубинными, участники могут оказаться неготовыми выйти с ними в прежнюю действительность. В результате данные изменения могут оказаться менее устойчивыми без дальнейшего сопровождения и закрепления. Регулярные занятия обычно проводятся 1–2 раза в неделю по 3–4 часа в день. Они позволяют более систематически и последовательно производить изменения. При этом важно, чтобы ведущий выстраи- вал занятия на принципах преемственности и последовательности. Необходимо в начале занятия уделять время на вспоминание и краткое обсуждение того, что происходило на прошлой встрече. Порой приходится утилизировать и события, происшедшие с участниками в промежутке между занятиями. Эпизодические встречи – наиболее свободная из всех форморганизации тренинга. Занятия могут происходить 1–2 раза в месяц. Организация группы в режиме эпизодических встреч имеет более клубную форму, хотя это не исключает возможности ее организации на принципах тренинговых групп. При этом ведущему следует стремиться к тому, чтобы каждая встреча была самостоятельным и за- вершенным событием. В данных группах может изменяться количественный состав участников и общая направленность занятий. Возможна организация эпизодических встреч с участниками тренинга, проходившего ранее в форме интенсивного курса, для подкрепления и сохранения полученных изменений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|