ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные философские идеи эпохи Возрождения. Философия природы Н.Кузанского.С 15 века начинается эпоха Возрождения в Зап.Европе. Важным фактором расцвета культуры и науки стала победа над диктатурой церкви. Идет переосмысление христианских традиций, начинаются протесты против извращения учения Христа, роскоши папства. Возрождение - это рождение интереса к античной философии и культуре, именно в ней люди начинают видеть образец современности. В обществе начинается стремление не к религиозному, а к светскому знанию. Гуманизм эпохи Возрождения выступал как светское свободомыслие. Гуманизм - есть воззрение, основывающееся на ценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Спор шел о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляет взаимоуважение и любовь. Центром философских изысканий становится человек. Возникла новая система ценностей, где на первом месте человек и природа, а затем - религия и ее проблемы. Эстетическое доминирует в философии эпохи Возрождения. Мыслителей интересует творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы. Николай Кузанский сближает Бога с природой, приписывая природе божественные атрибуты, и, прежде всего, бесконечность в пространстве. Для Кузанского Земля не является центром мира. Он высказывает идеи применительно к пониманию природы, единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе. Н.Кузанский высказал и обосновал понятия научного метода, проблему творчества. Он утверждал, что возможности человека в области познания безграничны. Его воззрения оказали воздействие на последующие идеи философии эпохи Возрождения.
16. Исторические условия формирования философии Нового времени. Учение Ф. Бэкона. Начало 17 в. ознаменовалось бурным развитием естествознания. Наука из служанки богословия превращается в производительную силу. Возникает необходимость философского осмысления новых научных фактов, разработки обшей методологии познания. Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания. В процессе решения этих проблем в философии образовались два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. - Сенсуализм возник и распространился в передовых странах Европы. Эта теория являлась философским обоснованием естественнонаучного и социального познания. Основной тезис гласит: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах, «чувства и опыт -источник знания, разум - лишь систематизатор чувственных данных». Сенсуализм - философское гносеологическое учение, в котором главная роль в процессе познания отводится активной деятельности чувств человека. Родоначальником эмпиризма стал Ф.Бэкон, им был выведен индуктивный метод, в основе которого были наблюдения, анализ, сравнение и эксперимент. Он признавал существование вещей объективным, не зависящим от психических способностей человека. Бэкон выводил ощущения из действия вещей на наши органы чувств. Недостатком гносеологических теории было узкое, ограниченное представление о субъекте познания, оторванность теории от проблем общества и истории - В отличие от эмпиризма, рационализм главным источником знания считает мысли и понятия. Мир сам по себе разумен, следовательно, познаваем средствами разума. Рационализм противоположен сенсуализму. Истинное невозможно познать чувствами, они слишком слабо развиты по сравнению могуществом разума. Основоположник рационализма, великий философ и математик Р.Декарт считал врожденными основные идеи и свойства человеческого ума.
Дуализм Р.Декарта. Основоположник рационализма, великий философ и математик Р.Декарт (1596-1650) считал врожденными основные идеи и свойства человеческого ума. Критерий истины Декарт усматривал в ясности и отчетливости нашего мышления. Для постижения истины необходим определенный метод познания, его нужно разделить на столько частей, на сколько возможно, для лучшего преодоления. Сложное объясняйте простым - учил Декарт. Исследователь должен подвергать сомнению все знания прошлого. Сомнения по Декарту - это не путь к отрицанию познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания. Пользуясь своим методом, Декарт заложил основы аналитической геомегрии, объяснил образование и движение небесных тел, понятие переменной величины, открыл рефлекс.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|