Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные философские идеи эпохи Возрождения. Философия природы Н.Кузанского.




С 15 века начинается эпоха Возрождения в Зап.Европе. Важным фактором расцвета культуры и науки стала по­беда над диктатурой церкви. Идет переосмысление христи­анских традиций, начинаются протесты против извращения учения Христа, роскоши папства.

Возрождение - это рождение интереса к античной фи­лософии и культуре, именно в ней люди начинают видеть образец современности. В обществе начинается стремление не к религиозному, а к светскому знанию.

Гуманизм эпохи Возрождения выступал как светское свободомыслие. Гуманизм - есть воззрение, основывающееся на ценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Спор шел о новом мировоззренческом, нравственном и политиче­ском идеале. Критике и осмыслению подвергалась схола­стика.

Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляет взаимоуважение и любовь. Центром философских изысканий становится человек. Возникла новая система ценностей, где на первом месте человек и природа, а затем - религия и ее проблемы.

Эстетическое доминирует в философии эпохи Возрождения. Мыслителей интересует творчество и красота человеческой личности, а не религи­озные догмы.

Николай Кузанский сближает Бога с природой, приписывая при­роде божественные атрибуты, и, прежде всего, бесконеч­ность в пространстве.

Для Кузанского Земля не является центром мира. Он высказывает идеи применительно к пониманию природы, единство противоположностей, единое и множество, воз­можность и действительность, бесконечность и конечность в природе. Н.Кузанский высказал и обосновал понятия на­учного метода, проблему творчества. Он утверждал, что возможности человека в области познания безграничны. Его воззрения оказали воздействие на последующие идеи фило­софии эпохи Возрождения.

 

16. Исторические условия формирования философии Нового времени. Учение Ф. Бэкона.

Начало 17 в. ознаменовалось бурным развитием естест­вознания. Наука из служанки богословия превращается в произво­дительную силу. Возникает необходимость философского осмысления новых научных фактов, разработки обшей ме­тодологии познания.

Для философии Нового времени характерна сильная ма­териалистическая тенденция, вытекающая из опытного ес­тествознания. В процессе решения этих проблем в филосо­фии образовались два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.

- Сенсуализм возник и распространился в передовых странах Европы. Эта теория являлась философским обоснованием есте­ственнонаучного и социального познания.

Основной тезис гласит: «В разуме нет ниче­го такого, чего бы не было в чувствах, «чувства и опыт -источник знания, разум - лишь систематизатор чувствен­ных данных». Сенсуализм - философское гносеологическое учение, в котором главная роль в процессе познания отводится актив­ной деятельности чувств человека.

Родоначальником эмпиризма стал Ф.Бэкон, им был выведен индуктивный метод, в основе ко­торого были наблюдения, анализ, сравнение и эксперимент. Он признавал существование вещей объективным, не зави­сящим от психических способностей человека. Бэкон выво­дил ощущения из действия вещей на наши органы чувств.

Недостатком гносеологических теории было узкое, ог­раниченное представление о субъекте познания, оторван­ность теории от проблем общества и истории

- В отличие от эмпиризма, рационализм главным источ­ником знания считает мысли и понятия. Мир сам по себе разумен, следовательно, познаваем средствами разума.

Рационализм противоположен сенсуализму. Истинное невозможно познать чувствами, они слишком слабо развиты по сравнению могуществом разума.

Основоположник рационализма, великий философ и ма­тематик Р.Декарт считал врожденными основ­ные идеи и свойства человеческого ума.

 

 

Дуализм Р.Декарта.

Основоположник рационализма, великий философ и ма­тематик Р.Декарт (1596-1650) считал врожденными основ­ные идеи и свойства человеческого ума.

Критерий истины Декарт усматривал в ясности и отчет­ливости нашего мышления. Для постижения истины необ­ходим определенный метод познания, его нужно разделить на столько частей, на сколько возможно, для лучшего пре­одоления.

Сложное объясняйте простым - учил Декарт.

Исследователь должен подвергать сомнению все знания прошлого. Сомнения по Декарту - это не путь к отрицанию познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания.

Пользуясь своим методом, Декарт заложил основы ана­литической геомегрии, объяснил образование и движение небесных тел, понятие переменной величины, открыл реф­лекс.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных