Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общество как объект философского исследования. Природа, общество, культура. Концепции общественного развития.




Общество – предельно сложная из всех форм бытия. Общество изучается различными частными науками и каждая имеет предметом определенную сторону общества. Философия изучает не частные вопросы, а всеобщее и закономерное в развитии общества, стремится выявить фундаментальные основы общественной жизни. Общество рассматривается с точки зрения универсальных законов, т.е. присущих обществу вообще, в любую эпоху.

Задача философии – понимание общества как самостоятельной совокупности взаимодействующих людей, обладающей универсальными законами организации и конкретными формами проявления этих законов. Общество – особая наиболее сложная форма бытия, это социальное бытие, социум.

Социальное – особая надприродная реальность. Понятие соц-е означает совокупность свойств и признаков, выделяющих человека и созданную им среду из царства природы. Общество – обособившаяся от природы часть мира. Природа – необходимая внешняя среда, но специфика существования общества определяется не природой. Общество в отличие от природы – специфически человеческий способ существования. Общество возникло вместе с человеком и стало формой в рамках которой, единственно возможно существование человека. В таком понимании общество близко к понятию культуры. Культура – важнейшая сущностная характеристика общества. В самом общем смысле культурой можно считать деятельность людей и результаты этой деятельности. Деятельность – главная особенность социального бытия, это специфически человеческая активность. Причиной деятельности выступают разнообразные человеческие потребности, мат, физ, соц и дух. Осознание потребностей порождает интересы, т.е представление о возможных способах удовлетворения потребностей. Таким образом, потребности и интересы выступают материальной причиной общественной жизни, деятельности людей.

Общество – это процесс совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленный процессами производства и воспроизводства их жизни.

Анализ исторического процесса – важ. аспект в изучении общества. Начало философии истории было положено в период средневековья (А. Августин – теологическая) и господствовала до 18 в. Светская концепция наиболее полно представлена в системе Гегеля. С идеальных позиций она стремится выявить законы и направленности исторических традиций. Идеалистич.подход считает что причиной всех проц-в в об-веявлсознанеие людей или мировой дух. Материалистический подход получил развитие в марксизме в концепции исторического материализма. Решающее значение в историческом процессе марксизм придает экономическим и социокультурным факторам – материальному производству и производственным отношения (эк. детерминизм). Материалистическое понимание истории получило развитие в ХХ в. На его основе сложился формационный подход к объяснению исторического процесса. Формация - Определенная ступень, стадия в развитии чего-н. Выделяются следующие типы общественно-экономических формаций: Первобытно-общинная;Рабовладельческая; Феодальная; Капиталистическая; Коммунистическая - переходный этап к коммунизму - социализм.

Наряду с формац. подходом существовал цивилизационный подход, который опирается на теорию локальных цивилизаций (Тоинби, Шпенглер). Выделяются следующие типы цивилизаций:Древние государства;Средневековые государства;Современные государства.

Формацион. подход демонстрирует общие закономерности исторического процесса, основывает принцип преемственности человеческого развития. Однако она оказалась недостаточной в условиях усиления неравномерности развития отдельных регионов и стран, начиная с конца 19 в. также эта модель не предусматривала возможности капиталистического способа производства в плане его эволюции и способности к выживанию.

Цив.модель позволила дополнить представления об историческом процессе. С его помощью был преодолен европоцентристский подход к пониманию истории. Также она позволила соединить объективный подход к истории с пониманием роли субъекта. Однако этот подход был слабее формационного в сфере объяснения общецивилизационных тенденций развития. В ХХ в. стадиальная концепция, которая обосновывает решающую роль научных и технико-технологических факторов развития общества (Д. Делл и др.) В 60-80 гг. ХХ в. сформировалось представление последовательно сменяющих друг друга стадиях развития общества:

-доиндустриальная (аграр)-традиц. общество, где господствовал. традиц тип отношенений. Основная сфера – аграр., осн. рес-с – сырье;

-индустриальная (оснрес-с – энергия, осн сфера – промышленность) –сер 19

-постиндустриальная (оснрес-с – инф-я, осн сфера – наука)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных