Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определите характер признаков (необходимые и достаточные; необходимые, но недостаточные; случайные).




1. «самообладание» – для учителя;

2. «Рост» для студента, члена студенческой сборной по баскетболу.

3. «высокий интеллект» – для ученого.

ЗАДАНИЕ 2.

Подберите необходимые и достаточные признаки следующим понятиям:

1) Разбой.

2) Студент

3) Отец

ЗАДАНИЕ 3.

Укажите единичные, общие и пустые понятия.

1) Планета Солнечной системы, 2) одна монета, 3) журнал «Новый мир».

ЗАДАНИЕ 4.

Определите, в каком смысле (собирательном или разделительном) употреблены подчеркнутые понятия.

1. В странах Азии проживает более половины всего человечества.

ЗАДАНИЕ 5.

Укажите конкретные и абстрактные понятия.

1) Гражданское мужество, 2)Преступление. 3) Родство.

ЗАДАНИЕ 6.

Укажите, какие из перечисленных понятий будут положительными, какие отрицательными.

1)Верность. 2) Безволие. 3) Алкоголизм. 4) Невинный.

ЗАДАНИЕ 7

Определите, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.

1) Преемник. 2) Взяткодатель.

ЗАДАНИЕ 8

Дайте полную логическую характеристику понятиям (по объему и содержанию).

1) Созвездие Большой Медведицы. 2) Отечество.

ЗАДАНИЕ 9.

Найдите понятия равнозначны (тождественные) нижеперечисленным, изобразить кругами Эйлера.

1) Рынок 2) Квадрат

ЗАДАНИЕ 10.

Определите, являются ли понятия равнозначными в следующих парах

1) 1-й секретарь Свердловского обкома КПСС, первый президент России, Борис Николаевич Ельцин. 2) Преступление в сфере военной службы, дезертирство

ЗАДАНИЕ 11.

К данным понятиям подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным.

1) Дерево 2) Пистолет

ЗАДАНИЕ 12.

Определите вид отношений между понятиями, изобразите с помощью кругов Эйлера.

1) А) Преступление, Б) преступление в сфере экономики, В) преступление против личности.

ЗАДАНИЕ 13

Обобщить понятия, сделать не менее трех шагов.

1) Учебник логики

2) Учащийся технического университета.

3) Планета Земля.

Ограничить понятия.

1) Реформа

2) Писатель

3) Спектакль

4) Архитектурное сооружение.

ЗАДАНИЕ 14.

Укажите предложения, выражающие суждения. Почему другие не являются суждением?

1. При пожаре звоните по телефону 01.

2. Ни один лев не является травоядным.

ЗАДАНИЕ 15.

Найдите субъект, предикат, связку, квантор. Определите, какое суждение по количеству и качеству. Напишите схему суждения.

1. Древнегреческий философ Аристотель был воспитателем Александра Македонского

ЗАДАНИЕ 16.

Подберите и напишите по суждению на схему.

1) Только этот S есть P.

ЗАДАНИЕ 17.

Установите вид определения, найдите в определяющем понятии род и видовое отличие.

1) Правовым называется государство, в котором главенствует закон.

2) Логика – это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.

3) Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной стороны.

ЗАДАНИЕ 18.

Установите ошибку определения, укажите, какое правило определения нарушено.

1) Акция – ценная бумага, дающая прибыль.

2) Логика – наука о понятиях.

3) Кооперация – форма организации труда, при которой люди кооперируются.

 

ЗАДАНИЕ 19.

Определите, имеет ли место нарушение законов логики, если да, то определите, какой закон нарушен и в чем суть нарушения.

1) Она спрятала в карман записку от мужа.

2) Утром все получили новые наряды.

3) «Футболисты ушли сегодня с поля без голов» (из репортажа о футбольном матче).

4) Николаев очень гордился этой операцией.

5) Сухая вода.

6) Молодая старость.

7) О том чего не было, лучше не вспоминать.

8) Студент Джон страстно любил Линду. Однажды он пришел к ней и сказал, что умрет, если она не выйдет за него замуж. Линда ответила отказом. И действительно, через 70 лет Джон умер.

9) Это музыка плохая. Это музыка выдающегося композитора.

 

Вопросы для опроса на семинаре

1. Что изучает формальная логика?

2. Каковы причины зарождения логики как науки?

3. Какова роль Аристотеля в развитии логики?

4. Как логика связана с развитием философского знания?

5. В чем специфика языка права?

6. Что такое семантические категории выражений языка?

7. Какие признаки отражаются в понятии?

8. Что такое содержание и объем понятия?

9. Какие существуют виды отношения между понятиями?

10. В чем сущность операций по ограничению и обобщению понятий?

11. Какая логическая операция раскрывает объем понятия?

12. Какая логическая операция раскрывает содержание понятия?

13. Назовите логические операции, сходные с определением?

14. Раскройте структуру простого суждения.

15. Дайте объединенную классификацию простых категорических суждений.

16. В каком случае термин считается распределенным?

17. Чем отличаются виды сложных суждений?

18. Какие свойства мышления раскрывают законы логики?

19. Чем отличается дедуктивное умозаключение от дедуктивного?.

20. Что такое риторический вопрос?

21. Какую логическую структуру имеет вопрос как форма мысли?

22. По каким основаниям можно классифицировать вопросы?

23. Какие существуют правила постановки вопросов?

24. Какова структура доказательства?

25. Назовите виды опровержения.

26. Назовите этапы формирования гипотезы.

27. Что означает формальная правильность и истинность рассуждений?

28. Что такое гипотеза (версия)?

29. Какие существуют правила по отношению к тезису?

30. Назовите возможные ошибки по отношению к тезису.

 

Темы рефератов

1. Понятие как форма мышления. Объем и содержание понятия. Виды понятий.

2. Логическая операция определения понятий.

3. Логические операции обобщения и ограничения понятий. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

4. Логическая операция деления понятия.

5. Суждение как форма мышления. Категорические суждения.

6. Логические отношения между суждениями. Схема логического квадрата.

7. Сложные суждения. Таблицы истинности.

8. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений.

9. Индуктивное умозаключение и умозаключение по аналогии.

10. Непосредственные умозаключения.

11. Категорический силлогизм.

12. Разделительное умозаключение.

13. Условно-категорическое умозаключение.

14. Доказательства и опровержения.

 

ПРОГРАММА ЗАЧЕТА.

Зачет по логике проходит в форме ответа на вопрос билета и решения логических задач.

1. Предмет и значение логики.

2. Мышление как предмет изучения логики.

3. Основные этапы развития логики.

4. Понятие как форма мышления.

5. Виды понятий по их содержанию.

6. Виды понятий по их объему.

7. Логические операции с понятиями (определение, деление, обобщение и ограничение).

8. Общая характеристика суждения.

9. Логические операции с суждениями.

10. Общее понятие об умозаключении.

11. Дедуктивные умозаключения.

12. Индуктивные умозаключения.

13. Умозаключение по аналогии и его виды.

14. Доказательство и его структура.

15. Основные формально-логические законы (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания).

16. Сущность и логическая структура гипотезы.

17. Виды гипотезы и этапы разработки.

18. Логическая структура доказательства.

19. Сущность и логическая структура вопроса.

20. Виды вопросов и правила их постановки.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

3.1. ИСТОЧНИКИ

1. Аристотель. Первая аналитика. Вторая аналитика. // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.2. М., 1978. С. 119-346.

2. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980.

3. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

4. Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах. Т. 3. М., 1984. С. 506-655.

5. Логика: логические основы общения. Хрестоматия. М., 1994.

6. Маковельский А.О. История логики. М., 1967.

3.2.УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Грядовой, Д.И. Логика. Общий курс формальной логики: учеб. – М.: Юнити-Дана, 2010. Рек. МО

2. Грядовой, Д.И. Логика: Учеб. [Электр.ресурс]. –М.: Юнити-Дана, 2011.

3. Демидов, И.В. Логика: Учеб. – М.: Дашков и К, 2009. РМО

4. Гетманова, А.Д. Логика: Учеб. – М.: Омега-Л, 2010. РМО

5. Курбатов, В.И. Логика для юристов. – М.: Дашков и К, 2010.

3.3. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Демидов И.В. Логика. Уч. пособие для юридических вузов. М., 2002.

2. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2001.

3. Ивин А.А. Логика. М., 2003.

4. Ивин А.А. Словарь по логике. М., 1998.

5. Курбатов В.И. Логика. Систематический курс. Ростов н/Д., 2001.

6. Огнев В.Я. Логика: сборник задач и упражнений. Хабаровск., 2001.

7..Иванов Е.А. Логика: Практические задания. М., 1998.

8. Рузавин Н.В. Логика и аргументация, М. 1992

3.4. СБОРНИКИ УПРАЖНЕНИЙ

1. Башилова Т.А., Орлов Г.А. и др. Упражнения по логике. М., 1990.

2. Курбатов В.И. Логика в вопросах и ответах. Ростов н/Д., 1997.

3. Огнев В.Я. Логика. Сборник задач и упражнений. Часть 1, 2, 3. Хабаровск., 2001.

4. Огнев В.Я. Логика. Сборник задач и упражнений. Хабаровск., 1999.

5. Сборник упражнений по логике. Под ред. Клевчини, Бартон В.И. Минск., 1990.

3.5. СЛОВАРИ.

1. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. М., 1991.

2. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.

3. Логический словарь Дефорт. Под. ред. А.А.Ивина, В.Н.Переверзева, В.В.Петрова. М., 1994.

 

Интернет-ресурсы

1. Логические задачи // http://www.potehechas.ru/zadachi/zadachi.shtml






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных