ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Автономные организации, связанные с ООН(1) Международный совет по контролю за наркотическими средствами (2) Международное агентство по атомной энергии — МАГАТЭ поощрять и содействовать развитию атомной энергетики и практическому применению атомной энергии в мирных целях, а также проведению исследований в этой области; предоставлять материалы, услуги, оборудование и технические средства в целях удовлетворения потребностей научно-исследовательской работы в области ядерной энергии и практического ее использования в мирных целях; способствовать обмену научной и технической информацией; поощрять обмен научными работниками и специалистами и их подготовку. (3) Всемирная организация по туризму — ВОТ (World Tourism Organisation — (4) Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО — МТЦ (International одействия развитию экспорта из развивающихся стран. С 1968 г. им совместно руководят ГАТТ/ВТО и ООН через Конференцию ООН по торговле и 'азвитию (ЮНКТАД). Целью МТЦ является оказание помощи развиваю-1ся странам в разработке и осуществлении программ содействия экспор-редоставление им информации об экспортных рынках и условиях сбыта; ание помощи в создании своих служб содействия экспорту и подготовке ^обходимых для этого кадров (см. подробно 5.4). WTo/5^ Всемирная торговая организация — ВТО (World Trade Organisation — в IQq! *""оздана в 1995 г. на основе соглашения, подписанного в Марракеше 4 г. Сменила ГАТТ, которое было преобразовано в соответствии с ито-ами Уругвайского раунда (см. подробно 5.2). 71 Глава 3 Международные экономические организации в системе регулирования экономического сотрудничества и отраслей мирового хозяйства
3.1. Организации системы ООН
Таблица 1
3.1.1. Программа развития Организации Объединенных Наций — ПРООН (United Nations Development Programme — UNDP) Учреждена в 1965 г. в целях объединения в одну программу Расширенной программы технической помощи ООН и Специального фонда. Она представляет собой самую крупную организацию системы ООН, финансирующую многоотраслевую экономическую и техническую помощь. Цели ПРООН: •оказание помощи развивающимся странам в их усилиях по ускорению •содействие развивающимся странам в достижении более высокого 72 Деятельность ПРООН в области технического содействия включает: • предоставление консультационных и экспертных услуг, организацию • новаторские и эффективные пути реформирования своей оператив • укрепление собственного потенциала в центре и на местах путем повы • сосредоточение усилий на ключевых аспектах «устойчивого человечес • подготовка национальных управленческих кадров, реализация поли • оказание помощи в чрезвычайных ситуациях с акцентом на переход от чрезвычайной помощи к долгосрочному развитию. Помощь ПРООН оказывается только правительствам или через их посредство. ПРООН является основной организацией системы ООН по оказанию технического содействия развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Ежегодные ресурсы ПРООН формируются на основе добровольных взносов и в пятилетнем цикле (1992—1996 гг.) составляли ежегодно приблизительно 1 млрд. долл. США. Основными донорами Программы из группы промышленно развитых стран являются: США (199,5 млн. долл.), Япония (98,1 млн. долл.), Нидерланды (97,4 млн. долл.), Дания (92,8 млн. долл.), Швеция (79,2 млн. долл.), Германия (61,5 млн. долл.) и Норвегия (75,2 млн. долл.). Из числа развивающихся стран крупнейшими вкладчиками стали: Индия (5,1 млн. долл.), Китай (2,8 млн. долл.), Саудовская Аравия (2,0 млн. долл.) и Таиланд (1,9 млн. долл.). Техническое содействие по линии ПРООН финансируется, как правило, из следующих источников: из центрального бюджета Программы начиная с 1997 г. (первый год программного цикла): 55% всех ресурсов составляют страновые программ- е ресурсы, которые делятся между странами в соответствии с принятой калой, учитывающей показатели подушевого дохода ВНП, а также осо- нности политико-экономической ситуации в конкретных странах; 11,8% — гжстрановые (региональные, межрегиональные и глобальные) програм- ы; 1,6% — программы ПРООН, финансируемые ею через специализиро- шые учреждения ООН; 0,5% — программная деятельность по линии раз- гия технического сотрудничества между развивающимися странами (ТСРС); 73 " из многосторонних целевых фондов, управляемых ПРООН совместно с другими международными организациями: Глобальный экологический фонд (ГЭФ); Многосторонний фонд монреальского протокола; «Потенциал XXI» по реализации договоренностей в рамках программы «Повестка дня для XXI века»; Фонд развития ООН для женщин; Фонд ООН капитального развития; Фонд борьбы с ВИЧ/СПИД. Важной составной частью общей финансовой политики ПРООН в последние годы явилась разработка стратегии по мобилизации финансовых средств третьих сторон в целях осуществления проектов и программ в области развития. Необходимость разработки такой стратегии была вызвана острым дефицитом «основных ресурсов». В качестве выхода из сложившейся ситуации руководством Программы на основании весьма успешного опыта работы Регионального бюро для стран Латинской Америки и Карибского бассейна ПРООН в этом регионе был разработан ряд мероприятий, направленных на изыскание, привлечение и максимально эффективное использование дополнительных средств к выделяемым странам ресурсам на программную деятельность. Среди источников дополнительных ресурсов на цели развития основными являются: бюджетные средства самого государства-получателя, направляемые им на решение приоритетных для него социально-экономических задач, максимальную эффективность использования которых обеспечивает ПРООН, обладающая богатым опытом и значительными международными ресурсами в области развития, способная к тому же предоставить требуемые услуги на наиболее конкурентоспособных условиях; уже выделенные на многосторонней или двусторонней основе «неработающие» заемные средства на цели развития, эффективность использования которых либо снижается, либо вовсе сводится к нулю отсутствием у страны-получателя опыта работы с ними, а порой, и неповоротливостью местных бюрократических структур; обеспечение использования возможностей финансирования национальных программ развития через целевые международные программы и фонды, исполнителем которых является ПРООН (Глобальный экологический фонд, Фонд развития ООН для женщин, Фонд ООН капитального развития и ДР-); поиск новых донорских или заемных средств на двусторонней или многосторонней основе под осуществление проектов ПРООН; участие в этом процессе ПРООН, обладающей богатым опытом ведения подобных переговоров, значительно повышает шансы правительства на получение таких средств на наиболее выгодных условиях; государственные и частные инвестиции в проекты ПРООН, имеющие важное социально-экономическое значение и способные в будущем приносить прибыль. Кроме перечисленных, в зависимости от специфики и реалий страны, не исключается использование и других источников, выявление которых может 74 стать возможным по мере развития сотрудничества с ПРООН. Важным элементом стратегии ПРООН по мобилизации дополнительных ресурсов является опора на концепцию совместного несения расходов по осуществлению проектов и национальное исполнение проектов. Оба этих момента позволяют полнее задействовать как экономический, так и людской национальный потенциал для решения задач в области развития. Руководящим органом Программы является Исполнительный совет — ИС (Executive Board), состоящий из представителей 36 государств, которые избираются сроком на 3 года в ходе организационных сессий Экономического и социального совета. Решения ИС принимаются на основе консенсуса. В течение года проводятся одна ежегодная и три регулярных сессии, которые рассматривают и утверждают отчеты Администратора, а также такие вопросы, как бюджет и направления программы деятельности. Главным должностным лицом ПРООН является Администратор, который назначается Генеральным секретарем ООН после соответствующих консультаций с членами ИС. Его назначение сроком на 4 года утверждается Генеральной Ассамблеей. Исполнительный совет представляет доклады ЭКОСОС и через его посредство Генеральной Ассамблее. Совет рассматривает и утверждает проекты и программы, распределяет средства, разрабатывает общие руководящие принципы и директивы для ПРООН в целом и для регулярных программ технического сотрудничества. Деятельность Программы охватывает в настоящее время более 150 стран, в которых осуществляется свыше 6500 проектов. 3.1.2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию — ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organisation — UNIDO) Основана в 1966 г.; с 1986 г. является специализированным учреждением системы ООН. В составе ЮНИДО 168 государств-членов. Цели ЮНИДО: • осуществление координирующей роли в области промышленного раз • содействие промышленному развитию и сотрудничеству на глобаль • содействие индустриализации развивающихся стран, в том числе в • оказание помощи странам с переходной экономикой и развивающим- • оказание развивающимся странам технической помощи путем реали Основными направлениями деятельности ЮНИДО являются: • участие в индустриализации развивающихся стран; приоритетная ин • содействие: внедрению в развивающихся странах современных мето- 75 нической информации; рациональному использованию природных ресурсов; подготовке национальных кадров; привлечению финансовых средств для конкретных промышленных проектов; • осуществление многосторонней технической помощи развивающим базирующимся на сельскохозяйственном производстве (пищевая, кожевенная, текстильная, деревообрабатывающая); отраслям химической промышленности (биотехнология, управление водными ресурсами, фармацевтическая, строительных материалов, органические химикалии); отраслям машиностроения (электроника, металлообработка и производство инструментов, сельскохозяйственное машиностроение); • содействие развитию международного промышленного сотрудничества • оказание технической помощи в строительстве промышленных объек • оказание консультативной помощи путем проведения конференций, Реализация ключевых программ, осуществляемых в рамках ЮНИДО, нацелена на мобилизацию ресурсов и удовлетворение конкретных потребностей развивающихся стран. К числу таких программ относятся: «Десятиле- 76 тие промышленного развития Африки 1993—2002 годов»; специальные программы промышленного развития в арабских странах и странах АТР; региональная программа сотрудничества в целях промышленного развития стран Латинской Америки и Карибского бассейна; программа индустриализации 47 наименее развитых стран; программа интеграции женщин в процессы промышленного развития. ЮНИДО проводит работу по оказанию содействия увеличению объема иностранных инвестиций и передаче технологий через специализированные бюро. Такие бюро по стимулированию инвестиций имеются в Афинах, Кельне, Милане, Париже, Сеуле, Токио, Вене, Варшаве, Вашингтоне и Цюрихе. Центры промышленного сотрудничества, созданные в Пекине и Москве, занимаются вопросами стимулирования участия иностранных фирм в совместных предприятиях. ЮНИДО осуществляет свою деятельность совместно с правительствами, организациями и частным сектором. Особое внимание уделяется оказанию содействия промышленному сотрудничеству на уровне предприятий и фирм путем использования механизма целевых фондов и программы промышленного инвестирования. Важное значение в работе ЮНИДО придается организации форумов, в частности, по вопросам инвестиций, технического и промышленного сотрудничества; проведению совещаний экспертных групп, практикумов, семинаров. В рамках ЮНИДО ведется научно-исследовательская работа по обобщению международной коммерческой практики, издаются исследования, в которых приводятся прогнозы промышленного развития в мире, обзоры по регионам и по странам, а также по 28 секторам промышленности, выделенным в Международной стандартной классификации отраслей хозяйственной деятельности. ЮНИДО предоставляет информацию по вопросам промышленности, бизнеса и технологий через сеть ИНТИБНЕТ (INTIBNET), соединенную с Банком промышленной и технологической информации ЮНИДО-ИНТИБ; систему обмена технологической информацией, базы данных, а также различные публикации. Главными органами ЮНИДО являются: Генеральная конференция (Конференция); Совет по промышленному развитию — СПР (Совет); Секретариат, генеральный директор; представительства ЮНИДО на местах. К вспомогательным органам относятся: Комитет по программам и бюджету и технические комитеты. Генеральная конференция проводит очередные сессии один раз в два года. Она определяет руководящие принципы и политику ЮНИДО, утверждает бюджет, осуществляет контроль за использованием финансовых ресур-эв. Совет по промышленному развитию состоит из 53 членов ЮНИДО, из эторых 33 — представители от развивающихся стран, 15 — от развитых стран - от стран с переходной экономикой. Совет разрабатывает принцип и политику для достижения целей ЮНИДО; выдвигает предложения относи- ьно осуществления на практике этих принципов; рассматривает и принима- чрограмму деятельности Организации; обсуждает вопросы координации де- 77 ~ ятельности системы ООН в области промышленного развития; осуществляет контроль над эффективностью использования имеющихся у Организации ресурсов; представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН через ЭКОСОС ежегодный доклад о деятельности ЮН ИДО. Расходы на оперативную деятельность ЮНИДО финансируются: а) за счет добровольных взносов, выплачиваемых правительствами государств—членов ООН и членами специализированных учреждений; б) путем участия в ПРООН на той же основе, что и другие использующие услуги данной программы организации; в) за счет использования соответствующих ресурсов регулярной программы технической помощи ООН. Помимо этого целям финансирования оперативной деятельности служит программа специального промышленного обслуживания, целевые фонды, Общий целевой фонд ЮНИДО и Фонд промышленного развития ООН. Общий объем технического содействия, предоставленного ЮНИДО всем странам мира, составил в 1997 г. около 100 млн. долл. 3.1.3. Международное агентство по атомной энергии — МАГАТЭ (International Atomic Energy Agency — IAEA) Создано в 1957 г. Является автономной межправительственной организацией, входящей в систему ООН, действующей на основе своего Устава в соответствии с целями и принципами ООН. Членами Агентства являются 124 государства. Цели Агентства: • содействие развитию атомной энергетики и практическому примене • содействие реализации политики разоружения во всем мире; • обеспечение гарантии того, чтобы ядерные материалы и оборудова • осуществление системы контроля за нераспространением ядерного ору • оказание содействия в проведении научно-исследовательских работ в • предоставление информации по всем аспектам ядерной науки и тех Основными направлениями деятельности МАГАТЭ являются: • осуществление программы технического сотрудничества, связанной с 78 пь1Таний, не наносящих ущерба населению; радиационной обработке; производству изотопных индикаторов; проведению измерений на основе ядерной технологии; созданию и использованию исследовательских реакторов; развитию радиоизотопного и радиофармацевтического производства. Техническое сотрудничество финансируется за счет: Фонда технической помощи и сотрудничества (ФТПС); внебюджетных средств; средств, выделенных на безвозмездную помощь и через Программу развития ООН (ПРООН); • обеспечение системы гарантий Агентства, осуществляемое на основе контроля за тем, чтобы государства не использовали ядерные материалы и оборудование для создания и производства ядерного оружия. Система гарантий основана преимущественно на контроле использования ядерных материалов и установок, проводимом на местах инспекторами МАГАТЭ. Проверка может происходить только на основе соглашения с государством, в котором должна проводиться инспекция. Принятие гарантий является добровольным. Соглашения о предоставлении гарантий были заключены со 118 государствами, среди которых 102 страны, подписавшие Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) от 1968 г. (с 1995 г. бессрочное продление). Государства, не обладающие ядерным оружием, которые являются участниками Договора о нераспространении ядерного оружия, должны заключать с МАГАТЭ соглашения о гарантиях, охватывающие ядерные материалы, используемые в мирных целях. МАГАТЭ имеет около 80 действующих соглашений о гарантиях с неядерными государствами — участниками Договора о нераспространении ядерного оружия. Агентство заключило также несколько соглашений о гарантиях с неядерными государствами, не являющимися участниками Договора о нераспространении ядерного оружия. Под гарантиями Агентства в 1995 г. находилось 850 ядерных установок или установок, содержащих ядерный материал. Контроль МАГАТЭ распространяется на десятки стран мира, включая государства с развитой атомной промышленностью. В добровольном порядке под гарантии Агентства поставили ядерные установки США, Великобритания, Франция, Китай, Россия. Гарантии МАГАТЭ распространяются также на 95% ядерных установок за пределами пяти вышеназванных государств. Укрепление режима нераспространения ядерного оружия является важнейшим условием и предпосылкой широкого международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Деятельность Агентства по контролю объективно содействует укреплению такого сотрудничества. Система гарантий включает: (1) отчетность — предоставление государствами сведений о местонахождении расщепляющихся материалов, находящихся под их контролем; о запасах топлива и отработанного топлива и об обработке и переработке ядерных материа-; (2) технические средства контроля за контейнерным хранением; ) инспекции, предполагающие, что инспекторы Агентства проверяют казания приборов и записи в журналах учета, чтобы определить соот-*етствие данных о наличии топлива записям в журнале учета. 79 МАГАТЭ ведет разработку основных норм безопасности для защиты от радиации и издание положений и норм практики по конкурентным видам операций, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов; оказывает содействие в проведении научно-исследовательской работы в области ядерной энергетики путем предоставления материалов, услуг, оборудования и технических средств; обмена научной и технической информацией; обмена научными работниками и специалистами и их подготовки. Предоставление консультаций и информации по всем аспектам ядерной науки и технологии осуществляется Агентством через Международную систему ядерной информации в Вене, которая охватывает информацию по всему миру о мирном использовании достижений ядерной науки и технологии, экономических и экологических аспектах других источников энергии. Агентство имеет и другие информационные системы: (1) Система информации об энергетических реакторах; (2) Международная система информации по сельскохозяйственным наукам и технологии; (3) Информационная система ядерных данных; (4) Информационная система атомных и молекулярных данных; (5) «Красная книга», содержащая информацию о ресурсах, производстве урана и спросе на него. МАГАТЭ консультирует африканские государства по проблемам создания в Африке зоны, свободной от ядерного оружия, предполагающей проведение контрольных проверок. МАГАТЭ осуществляет сотрудничество с другими международными организациями, в частности: (1) совместно с ЮНЕСКО руководит деятельностью Международного центра теоретической физики в Триесте (Италия); (2) при участии ЮНЕСКО и ЮНЕП руководит международной лабораторией радиоактивности в морской среде (Монако); (3) совместно с ФАО проводит в трех лабораториях исследования возможностей применения атомной энергии в области пищевых продуктов и в сельском хозяйстве; (4) совместно с ВОЗ проводит исследования, касающиеся радиации в медицине и биологии. В рамках МАГАТЭ действует Африканское региональное соглашение о сотрудничестве в области ядерных исследований и разработок (АФРА), вступившие в силу в 1990 г. Оно является международной организацией по содействию и развитию атомной энергии в Африке. Руководство политикой и программами МАГАТЭ осуществляет Генеральная конференция, которая вправе рассматривать любые вопросы в рамках Устава или связанные с полномочиями и функциями любого органа МАГАТЭ. Оперативное руководство деятельностью МАГАТЭ осуществляет Совет управляющих, который анализирует программы Агентства и подготавливает по ним рекомендации для Генеральной конференции, а также утверждает договоренности о гарантиях безопасности и публикует стандарты безопасности. Секретариат, возглавляемый генеральным директором, несет ответственность за осуществление программ и мероприятий, одобренных государствами-членами. В составе Секретариата 5 департаментов: (1) гарантий; (2) исследований и изотопов; (3) ядерной энергии и безопасности; (4) технического сотрудничества; (5) административный. 80 I 3.1-4. Проловольственная и сельскохозяйственная организация — ФАО (Food and Agricultural Organisation — FAO) Создана в 1945 г. как специализированное учреждение системы ООН. В составе ФАО 174 государства-члена и одна международная организация — Европейский Союз. Цели ФАО: • содействие развитию производства, переработки, сбыта и распреде • содействие развитию сельских районов; • повышение уровня жизни сельского населения; • улучшение питания людей и ликвидация голода; • содействие капиталовложениям в сельское хозяйство; передача техно • осуществление программ технического сотрудничества и оказания тех • оказание содействия развивающимся странам в разработке инвестици • оказание консультационной помощи по вопросам политики и плани Основными направлениями деятельности ФАО являются: • содействие реализации стратегии устойчивого развития, направлен • содействие в освоении новых и возобновляемых источников энергии, • финансирование членами ФАО регулярных программ, направленных • осуществление программ на местах, финансируемых за счет нацио • осуществление совместно с ПРООН программ технического сотруд- стран-членов; • разработка инвестиционных проектов и программ развития в сотруд- 81 ничестве с национальными правительствами и другими организациями. ФАО разрабатывает стратегию поддержки, например, таких программ как Система содействия продовольственной безопасности, Международный кодекс распространения и использования пестицидов. Оказание помощи развивающимся странам в разработке инвестиционных проектов в области сельского хозяйства осуществляется Инвестиционным центром; • сотрудничество с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в • организация и проведение международных конференций по актуаль • осуществление крупных программ технического консультирования и • сбор, анализ и предоставление информации по различным вопро Всемирный центр сельскохозяйственной информации в Риме располагает компьютерными базами данных ФАО, а также имеет глобальную систему информации и раннего предупреждения. Эта система обеспечивает текущую информацию о мировом продовольственном положении и выявляет страны, которым угрожает нехватка продовольствия, в качестве ориентира для потенциальных доноров продовольственной помощи. Система содействия продовольственной безопасности ФАО направлена на оказание помощи развивающимся странам в создании национальных продовольственных резервов. Высшим руководящим органом ФАО является Конференция ФАО, которая созывается один раз в два года. Руководящим органом, действующим от имени Конференции, является Совет. Совет имеет в своем составе три главных комитета (по программам; по финансам; по законодательству и праву) и пять специализированных комитетов (по вопросам сельскохозяйственных продуктов; сельского хозяйства; рыболовства; лесоводства; всемирной продовольственной безопасности). Совет несет ответственность за составление обзоров о мировом положении сельского хозяйства; за координацию работы межправительственных организаций по товарным рынкам и вопросам, связанным с производством, потреблением и распределением продовольствия и сельскохозяйственной продукции. 82 Секретариат, возглавляемый генеральным директором, имеет семь департаментов: сельского хозяйства, рыболовства, лесоводства, развития, экономической и социальной политики, общих вопросов и информации, управления и финансов. ФАО имеет 5 региональных отделений: для Африки, для Азиатско-Тихоокеанского региона; для Европы, Латинской Америки и Карибского бассейна; для Ближнего Востока. Совместные комиссии региональных отделений с экономическими комиссиями ООН для Африки, Европы и Западной Азии призваны координировать деятельность в области сельского хозяйства, лесоводства, рыболовства и по другим вопросам региональной политики. Кроме того в рамках ФАО созданы субрегиональные отделения — для Южной и Восточной Африки, для островов Тихого океана, для Восточной Европы, для стран Карибского бассейна, для Северной Африки. ФАО имеет своих представителей более чем в 100 государствах. Деятельность ФАО финансируется в основном за счет: (1) взносов государств-членов; (2) трастовых фондов членов; (3) Программы развития (ПРО-ОН); (4) взносов Всемирного банка. ФАО совместно с ООН руководит осуществлением мировой продовольственной программы, по которой взносы государств—членов ООН в виде продуктов питания, денежных средств и услуг используются для поддержки программы социально-экономического развития, а также для оказания помощи в чрезвычайных ситуациях. 3.1.5. Международный фонд сельскохозяйственного развития — МФСР (International Fund for Agricultural Development — IFAD) Создан на основе соглашения, принятого на конференции ООН в июне 1976 г., которое вступило в силу в декабре 1977 г.; кредитование начало осуществляться в 1978 г. В Фонде участвуют 160 государств, которые подразделяются на три списка. Список А — это 22 развитые страны-доноры; Список В — это 12 развивающихся стран-доноров: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия; Список С — это 126 развивающихся стран. Цели Фонда: • финансирование проектов и программ, нацеленных на увеличение • мобилизация дополнительных средств для оказания помощи развива • содействие усилиям по ликвидации голода и нищеты; оказание помо Основными направлениями деятельности Фонда являются: • предоставление займов и кредитов на льготных условиях для осуществ онда. Проекты, в частности, включают: комплексное развитие сельского 'Озяйства; развитие животноводства, хранение и сбыт продукции; поставки 83 и распределение удобрений; мелиорация и контроль над водными ресурсами; рыболовство. Банк Фонда предоставляет займы трех видов: (1) займы на исключительно выгодных условиях — без процентов, с 50-летним сроком погашения, с началом погашения через 10 лет, с ежегодным комиссионным сбором за услуги в 1%; (2) промежуточные займы — с ежегодной ставкой в 4%, сроком погашения 20 лет, с отсрочкой платежей на 5 лет; (3) обычные займы — с ежегодной процентной ставкой в 8%, сроком погашения в 15—18 лет, включая период отсрочки платежей натри года. Кредиты МФСР составляют лишь часть общих расходов по проектам; свою долю вносят также правительства стран-членов. • финансирование развития сельских районов, населенных пунктов и • оказание финансовой помощи мелким фермерам и безземельным сель • осуществление проектов, финансируемых совместно с другими фи Высшим органом МФСР является Совет управляющих, который руководит операциями Фонда, предоставляет периодически информацию Всемирному продовольственному Совету о выполнении своих программ и учитывает в своей деятельности рекомендации последнего. Текущие операции Фонда осуществляются Исполнительным советом, который утверждает займы и субсидии для финансирования проектов. Руководит деятельностью Фонда Президент под контролем Совета управляющих и Исполнительного совета. В структуре Фонда имеется шесть департаментов: анализа и исследований; экономической политики и стратегии в отношении ресурсов; управления программами; услуг по вопросам управления и кадров; внутреннего аудита; юридических услуг. Деятельность Фонда финансируется за счет взносов стран-членов (вступительный и текущий взносы), а также специальных взносов государств-нечленов. Основными донорами являются страны-члены списков А и В. На рынке капиталов средства не привлекаются. Фонд предоставляет помощь только членам МФСР. Число проектов, в которых участвует МФСР на начало 1997 г., составило 461 и распространялось на ПО развивающихся стран. 3.1.6. Межлународная морская организация — ММО (International Maritime Organisation — IMO) Создана в 1958 г. Начала функционировать с 1959 г., до 1982 г. называлась Межправительственная морская консультативная организация (ММКО). Является специализированным учреждением ООН. В ее составе 155 государств-членов. 84 Цели ММО: • осуществление сотрудничества и обмена информацией между прави- • содействие принятию стандартов и норм, касающихся безопасности орьбы с таким загрязнением; рассмотрение связанных с этим правовых вопросов; • содействие отмене дискриминационных действии и излишних ограни Основными направлениями деятельности ММО являются: • разработка и принятие конвенций в различных сферах своих полномо • разработка и принятие рекомендаций совместно с комитетом по бе • оказание содействия правительствам при реализации конвенций и ре • обеспечение форума для правительств государств-членов и заинтере • организация научных и учебных центров: (1) Всемирный морской уни • сотрудничество с межправительственными организациями: Карибское Высшим органом ММО является Ассамблея, которая определяет по- тику Организации, принимает программу и бюджет, а также решения о оведении финансовых мероприятий. Руководит работой ММО между сес- ями Ассамблеи Совет, который координирует работу органов ММО, сматривает программу и бюджет, комментирует доклады комитетов пе- 85 ред их передачей на рассмотрение Ассамблеей и назначает генерального секретаря. В составе ММО действуют 5 комитетов: (1) по безопасности на море (с 1978 г.); (2) по правовым вопросам (с 1967 г.); (3) по защите морской среды (с 1973 г.); (4) по техническому сотрудничеству (с 1972 г.); (5) по обеспечению морского судоходства (работает над упрощением формальностей в сфере морского судоходства, в особенности в портах). Секретариат состоит из 6 отделов: (1) безопасности судов; (2) морской среды; (3) правовых вопросов и международных связей; (4) конференций; (5) технического сотрудничества; (6) управления. 3.1.7. Международная организация гражданской авиации — ИКАО (International Civil Aviation Organisation — ICAO) Создана в 1944 г.; начала свою деятельность в 1947 г. Является специализированным учреждением системы ООН. В составе ИКАО — 185 государств-членов. Цели ИКАО: • обеспечение безопасного и планомерного развития международной • поощрение строительства гражданских самолетов и их эксплуатации; • удовлетворение потребностей населения мира в безопасных, регуляр • содействие международным воздушным перевозкам путем сокращения про • изучение проблем международной гражданской авиации, установле • содействие безопасности полетов на международных авиалиниях; • упрощение таможенных, иммиграционных и санитарных правил; • подготовка проектов международных воздушных конвенций. • разработка международных стандартов, рекоментдций и практических • разработка правил полетов (правила визуальных полетов и правила • руководство системами авиационной электросвязи (радиочастоты и 86 • содействие развивающимся странам в области развития гражданской • изучение проблем международной гражданской авиации; установле • содействие безопасности полетов на международных авиалиниях пу • подготовка проектов международных воздушных конвенций; • сотрудничество с региональными организациями гражданской авиа Высшим органом ИКАО является Ассамблея, которая определяет принципы деятельности, принимает бюджет, контролирует техническую, экономическую и правовую деятельность Организации. Исполнительным органом ИКАО является Совет, который состоит из представителей 33 стран. Он осуществляет решения Ассамблеи; ведает финансами; принимает нормы для международной аэронавигации; собирает, изучает и публикует информацию по вопросам аэронавигации и может действовать по просьбе стран-членов в качестве арбитра для урегулирования споров, связанных с международной гражданской авиацией. ИКАО имеет в своем составе 7 комитетов: (1) по воздушному транспорту; (2) по совместной поддержке авианавигационных служб; (3) по финансам; (4) по кадрам; (5) правовой; (6) по контролю за противоправным вмешательством в международные воздушные перевозки; (7) по техническому сотрудничеству. Совет совместно с комиссией по аэронавигации и комитетами обеспечивает текущее руководство деятельностью ИКАО. В его функции входит принятие международных и согласование национальных норм, рекомендаций и процедур, которые включаются в приложения к Конвенции о международной гражданской авиации, выработанной в 1944 г. Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, имеет в своем составе 5 бюро: (1) по аэронавигации; (2) по воздушному транспорту; (3) по техническому сотрудничеству; (4) правовое; (5) по администрации и услугам. ИКАО имеет 6 региональных бюро (в Бангкоке, Дакаре, Лиме, Мехико, Найроби, Париже), которые наблюдают за развитием гражданской авиации и соблюдением решений ИКАО в регионах. Региональные бюро консультируют государства-члены и разрабатывают рекомендации. 3.1.8. Всемирная организация по туризму — ВОТ (World Tourism Organisation — WTO) Создана в 1975 г. на основе Устава. ВОТ стала преемницей основан-°й в 1925 г. межправительственной организации «Официальные организа-ми по пропаганде туризма», которая в 1947 г. была переименована в Международный союз официальных туристских организаций (ИСОТО). Являет-* автономной организацией, действующей на основе Соглашения о со- 87 трудничестве и взаимоотношениях между ВОТ и ООН, одобренном ЭКОСОС в 1977 г. В соответствии с этим соглашением на ВОТ возлагаются ответственность и функции центрального руководящего органа в области туризма. ВОТ является единственной межправительственной организацией, чья деятельность охватывает все аспекты туризма во всем мире. Члены ВОТ делятся на 3 категории: категория I — полные государства-члены, их насчитывается 130; категория II — ассоциированные члены, их 4 — Аруба, Макао, Нидерландские Антильские острова, Пуэрто-Рико, т.е. государственные территории, которые являются автономиями и не несут ответственность за свою внешнюю политику; категория III — присоединившиеся члены, их 329. Сюда входят правительственные и межправительственные организации, занимающиеся туризмом, а также коммерческие организации и ассоциации, осуществляющие деятельность в сфере туризма: гостиницы, турагентства, рестораны, финансовые институты, авиакомпании, ассоциации консультантов, потребителей, промышленников, центры подготовки кадров в области туризма, исследовательские институты, издательские группы. Цели ВОТ: • содействие развитию туризма, который способствует экономическому • соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма; • оказание технического содействия в повышении качества туристских услуг. • оказание консультационной помощи правительствам стран-членов в • содействие в осуществлении регионального сотрудничества в области • содействие в области охраны окружающей среды: участие в мировых и • техническое сотрудничество в области повышения качества услуг в сфере • оказание содействия в подготовке кадров: разработка глобальной про • осуществление информационной деятельности: сбор, анализ и рас 88
Высшим органом ВОТ является Генеральная Ассамблея. Исполнительный совет выполняет функции, возлагаемые на него Генеральной Ассамблеей: представляет ей свои предложения, анализирует общую программу работы подготавливаемую генеральным секретарем, до ее представления на рассмотрение Генеральной Ассамблеей. В составе Совета 5 комитетов: (1) технический комитет по программам и координации (ТКПК); (2) бюджетно-финансовый комитет (БФК); (3) комитет содействия; (4) статистический комитет; (5) комитет экспертов по вопросам безопасности и охране туристов. Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, руководит работой по исполнению резолюций и решений, принимаемых руководящими органами. ВОТ финансируется за счет взносов действительных, ассоциированных и присоединившихся государств-членов. 3.2. Организации системы ОЭСР
Таблица 2
3.2.1. Организация экономического сотрудничества и развития — ' ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development — OECD) Создана в 1961 г. после ратификации Конвенции об ее учреждении всеми государствами-участницами. Является преемницей в политическом, организационном и юридическом отношениях Организации европейского экономического сотрудничества — ОЕЭС, созданной в 1948 г. Членами ОЭСР являются 29 промышленно развитых стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония. Российская Федерация подала заявку на вступление в ОЭСР. В 1994 г. Р подписала с ОЭСР Декларацию о сотрудничестве и соглашение о привилегиях и иммунитетах. В работе ОЭСР принимают участие Комиссия ЕС (согласно протоколу» подписанному одновременно с Конвенцией о создании ОЭСР), а также представители ЕАСТ, ЕОУС и Евратома. 89 Основной функцией ОЭСР является координация экономической политики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР — вопросы регулирования международной торговли, стабилизации ва-лютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений с развивающимися странами. Однако принимаемые по этим вопросам решения носят чисто рекомендательный характер и редко влекут за собой согласованные действия. Официальные цели ОЭСР: • содействие устойчивому экономическому и социальному развитию как разработка эффективных методов координации их торговой и общеэкономической политики; • содействие достижению наиболее высокого уровня устойчивого эко • содействие развитию мировой торговли на многосторонней недискри • стимулирование и координация действий в области оказания помощи Основными направлениями деятельности ОЭСР являются: • оказание помощи странам-членам в формулировании целей полити • содействие проведению скоординированной политики, содействую • содействие устранению препятствий на пути обмена товарами, услуга • содействие эффективному использованию экономических ресурсов; • поощрение исследований и профессиональной подготовки кадров в • содействие развитию развивающихся стран путем предоставления тех • осуществление отношений со всеми уровнями государственной власти • организация выполнения программы работы и контроль за деятельно • поддержание связей с другими международными организациями для 90
• обеспечение ОЭСР информацией, необходимой для выполнения ее • проведение на постоянной основе конференций, совещаний, кон ОЭСР выпустила Кодекс поведения, посвященный операциям ТНК, целью которого является обеспечение поддержки экономических и политических целей стран-членов со стороны ТНК. Кроме того, ОЭСР издала несколько руководств, посвященных порядку публикации транснациональными корпорациями финансовой отчетности и оперативной информации. ОЭСР выполняет важную функцию: служит форумом, на котором разные страны могут обсуждать политические, экономические и социальные аспекты, представляющие обоюдный интерес, и приходить к согласию в вопросах, требующих совместных действий. Руководящим органом ОЭСР является Совет, в который входят по одному представителю от каждой страны-члена. Совет собирается либо в составе постоянных представителей (примерно раз в неделю), либо в составе министров стран-участниц. Решения и рекомендации принимаются лишь при обоюдном согласии всех членов Совета и обычно носят рекомендательный характер. В отдельных случаях принимаются обязательные постановления, которые, однако, не распространяются на государства-члены, воздержавшиеся от голосования, и на те, чьи национальные конституции не позволяют принять соответствующие постановления. Совету подчинен Исполнительный комитет в составе 14 человек. Административную и оперативную работу осуществляет Секретариат во главе с генеральным секретарем, назначаемым Советом на 5 лет. Секретариат занимается обработкой и подготовкой документов для обсуждения, статистических и исследовательских материалов; выпускает доклады и записки по различным экономическим и социальным вопросам. Кроме того, в составе ОЭСР функционируют свыше 20 специализированных комитетов: по экономической политике, экономике и развитию; содействию развитию; торговле; движению капиталов и невидимым сделкам; финансовым рынкам; налоговой политике; праву и политике в ношении конкуренции; потребительской политике; туризму; морскому спорту; международным инвестициям и многонациональным предпри-иям; по энергетической политике; промышленности; стали; по научной гхнологической политике; по политике в области информации; компь-геризации и коммуникаций; по делам образования; по вопросам рабочей -илы и социальной политики; по вопросам государственного управления; охране окружающей среды; по сельскому хозяйству; по рыболовству; по товарам и др. омитеты ведут основную практическую работу Организации: определяют общеэкономическую политику стран-участниц; осуществляют наблюдение за их экономическим и финансовым положением; готовят ежегодные экономические обзоры по всем странам ОЭСР; выносят рекомендации по вопросам международного межгосударственного регулирования экономических процессов; оказывают консультации правительствам стран-членов по вопросам предоставления займов, субсидий и других финансовых средств развивающимся странам, а также предоставляют им техническую помощь. Особую группу представляют комитеты по различным проблемам внешней торговли или обмена услугами. Их официальная цель — оказание содействия расширению международного товарного обмена посредством сокращения или ликвидации препятствий на пути его развития. В этих целях проводятся согласования позиций стран-участниц в области торговой политики и выработка соответствующих рекомендаций, рассмотрение мероприятий по снижению тарифных и нетарифных ограничений, пересмотру процедур предоставления импортных лицензий, разработка мер по унификации и стандартизации в рамках ОЭСР различных административно-технических правил и постановлений в области торговли. Важную роль играет Комитет содействия развитию (КСР), который является специализированным комитетом, в функции которого входит рассмотрение вопросов и политики оказания помощи государствам-членам; обеспечение необходимого объема ресурсов, которые могут быть представлены развивающимся странам; оказание поддержки странам в целях обеспечения их устойчивого развития, создания потенциала для участия в мировой экономике. В 1993 г. КСР пересмотрел список развивающихся стран, получающих официальную помощь развития; в него были включены страны Центральной и Восточной Европы. В 1995 г. был принят документ «Партнерство в области развития в изменившемся мире», в котором содержатся основные направления по поддержанию усилий государств-членов в обеспечении устойчивого экономического и социального развития. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|