Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МОЯ СЕМЬЯ В ОБРАЗАХ ЖИВОТНЫХ.




Методика «Моя семья в образе животных» - модификация теста «Нарисуй свою семью». Ее ценность заключается в том, что символический рисунок семьи дает более достоверный материал и позволяет обнаружить подавляемые чувства в обход защитных личностных механизмов.

Методика отражает семейную атмосферу, чувства, испытываемые к отдельным членам семьи и к семье в целом, степень гармоничности, интегрированности семейных отношений, характер основных семейных конфликтов и помогает выявить не течение или главного носителя семейного конфликта.

Процедура проведения исследования при помощи данной методики стандартна. Испытуемоу дается чистый лист, цветные карандаши, резинка, простой остроотточенный мягкий карандаш. Инструкция: «Представь, что всех членов твоей семьи заколдовали, и они превратились в животных». Одним из важнейших процедурных моментов является составление психологических портретов тех животных, которые изображены на рисунке. Для этого, после завершения рисунка, испытуемого просят рассказать о том, что представляет из себя то или иное животное, и каким характером оно обладает.

При интерпретации результатов очень важно анализировать сам рисунок, исходя из основ интерпретации, учитывая весь комплекс графических показателей, и, кроме того, особое внимание следует уделить анализу психологических портретов животных в сопоставлении с их изображением, используя при этом данные психоаналитической трактовки символического значения тех или иных образов животных.

Рассмотрим некоторые примеры интерпретации. Чаще всего дети 12-летнего возраста изображают маму, используя для этого образ кошки.

Давая психологический портрет кошки, ребенок описывает это существо как красивое, грациозное, которое мягко ступает, очень любит чистоту и часто моется. Имеет свободный, независимый характер, любит есть и спать. Иногда - играть. Если кошку не обижать, то она может быть дружелюбной и ласковой, но если ей что-то не нравится, она может выпустить свои острые коготки и сильно исцарапать и искусать. Кошка видит все даже в темноте. Кошка часто ни на кого не обращает внимания, но если ей что-нибудь нужно, она лестью и дипломатией добьется необходимого.

Сопоставление портрета, сделанного детьми, с психоаналистической интерпретацией символа кошки рассматривающейся как симол женского обаяния, кажущейся безопасности, приятной мягкости, но в то же время символ поглощения, удержания, захвата позволяет увидеть большое сходство. Следует отметить, что в процессе психологической консультации было установлено, что матери, изображаемые детьми в образе кошки, обладают такими качествами, как некоторый эгоцентризм, способность к тонкому манипулированию членами семейной группы, стремление к решению ряда проблем за счет других.

В детских рисунках изображение матери в виде кошки часто сочетается с изображением бабушки в виде черепахи. Ребенок дает психологический портрет черепахи как ленивой, медленно передвигающейся, неторопливой. Черепаха любое дело выполняет обязательно до конца. В преодолении трудностей она очень настойчива. Но она пуглива чуть-что и сразу прячется под панцирь, откуда ее невозможно достать, иначе как разбив. Ее голова похожа на голову змеи. Черепаха устойчивая, прочная, со всех сторон закрыта панцирем. Для детей бабушка-черепаха не совсем понятна, внутренне закрыта, за бабушкой они признают жизненный опыт, мудрость, вескость приводимых аргументов. Она насторожена, пуглива, боится всего нового. Дети считаются с бабушкой, уважают ее, нр наряду с этим испытывают некоторое сдерживающее, ограничивающее влияние с ее стороны.

Отца дети довольно часто изображают в образе медведя. Медведя они наделяют такими психологическими чертами, как лень, жадность, стремление все время спать. Медведь неуклюжий, толстый, некрасивый. Он никогда не спешит, делает все старательно. Он очень сильный, но часто бывает хмурым, сердитым, любит поворчать, не любит компании. Летом заботится о запасах на зиму, зимой мало активен. Медведь не очень смелый, но в крайнем случае, опасности, может броситься на обидчика.

Детям в общении с отцом-медведем не хватает эмоциональной открытости, он для них представляется воплощением силы сердитой, ворчащей, склонной к быстрому и немедленному наказанию, и проявлению авторитарности в общении.

Как показали исследования, даже у самых маленьких испытуемых может быть обнаружено достаточно точное видение семейной ситуации. Однако, свое психологическое видение близких людей им не всегда удается высказать: рисунок часто отражает то, что невозможно сформулировать словами. Когда детей просили рассказать о том, какая мама, бабушка, папа и т.д. ответы оказывались однотонными, в них звучали внедренные и закрепленные социальным окружением шаблоны. Характеристики близких людей оказывались обезличными и часто представляли собой заимствование значимого взрослого.,

Однако, даже у маленьких детей удается обнаружить явное расхождение между сознательными логическими построениями и образами индивидуального интегративного восприятия.

Методика «Семья в образах животных» позволяет обнаружить тот материал, который отражает отношения в семье как рентгеновский снимок. Чтобы его расшифровать, важно понимать, что он рождается из контекста ситуации, в которой находится ребенок, из той социальной динамики, которая образуется вокруг него.

И потому важный оказывается не только пространственное расположение фигур, но и «соприкосновение» фигур, пересечение фигур. Важено не только цветовое исполнение фигур, дающее информацию о чувствах, так как цвета связаны с эмоционально-личностными характеристиками, но и сочетание цветов во всей семейной картине.

Много информации дает также одновременное рассматривание рисунков «Семья в животных», «Нарисуй семью» и «Дом - Дерево - Человек» на одном листе и сопоставленных их графического и цветового исполнения.

 

СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ.

 

Одним из вариантов использования проективных тестов для исследования семейных отношений является совместное рисование, в котором участвует вся семейная группа. Это процедура является ценной психотерапевтической техникой.

Большой лист бумаги прикрепляется к стене, и испытуемым предлагается целый набор изобразительных средств. Семью просят нарисовать картину, причем участвуют в этом процессе все члены семьи.

Интересно, что выполнение этого задания дает очень много важной информации, благодаря анализу содержания рисунка. Кроме того, манера рисования, которую демонстрирует семья при выполнении задания, является, возможно, еще более информативной.

Наблюдения за процессом взаимодействия членов семьи при обсуждении того, каким будет рисунок и каким образом этот замысел будет воплощен, дает ценную информацию о функционировании семейной группы и, особенно, о том, каким образом семья решает проблемные ситуации. Весь процесс взаимодействия как бы виден с «высоты птичьего полета».

Иногда дискуссия первоначально бывает очень короткой, и каждый из членов семьи выполняет свой отдельный рисунок на большом листе бумаги. Подобная ситуация часто встречается в семьях неинтегрированных.

В ряде случаев кто-либо из семьи берет верх и управляет всеми остальными в авторитетной манере. Существует множество вариаций выполнения этого задания.

Специалист, который весь этот, процесс наблюдает со стороны, найдет ключ к пониманию семейной динамики, используя эту процедуру.

Эта методика не только чрезвычайно ценна как психотерапевтическая процедура, помогающая раскрыть семейную динамику, но и приятная, так как выполнение этого задания доставляет семейной группе удовольствие и в то же время дает возможность членам семьи посмотреть на свои взаимоотношения со стороны и определить области дальнейшего личностного роста.

Когда рисунок закончен, психотерапевт может проинтерпретировать рисунок для того, чтобы помочь членам семьи понять те чувства, которые они выразили при создании этого рисунка.

 

СПОНТАННЫЕ РИСУНКИ

Хотя спонтанные рисунки и не принято относить к разряду проективных техник, тем не менее они используются для; понимания ряда личностных характеристик и позволяют выявить совершенно уникальные личностные проекции. Интерпретация спонтанных рисунков оказывается более полной, если ей предшествует предварительная психологическая работа с человеком, исполняющим рисунок.

Спонтанные рисунки особенно полезны в работе с детьми, у которых ограничены средства вербального выражения.

Они также представляют большую ценность как психотерапевтическая техника, так как позволяют выразить свои чувства и пролить новый свет на свою личностную ситуацию.

Задания могут быть различными. Человека можно попросить, чтобы он изобразил то, как он себя чувствует, или то, как он воспринимает определенную ситуацию, или то. как он реагирует на кого-то или на что-то.

Отталкиваясь от содержания картинки, у исполнителя рисунка могут возникнуть новые инсайты, новые открытия. Использование цвета, выбор содержания рисунка графические показатели - все это очень важно для понимания того, как человек устанавливает свои отношения с миром.

Когда рисунок используется как психотерапевтическое средство, дальнейшие открытия могут произойти после того, как исполнитель начнет описывать тот рисунок, который он сделал, даст рисунку название или объяснит, сто с его точки зрения означают те или иные символы.

Очень часто, получив знание того, что дает спонтанное рисование, некоторые люди начинают самодовольно точно интерпретировать свои собственные рисунки. Таким образом, они стремятся овладеть пониманием собственных символов и приобретают хороший инструмент для осознавания содержания собственного бессознательного.

Работа с подобными рисунками в значительной мере зависит от теоретических позиций психотерапевт.

Так, например, юнгианцы могут использовать активное воображение для обнаружения бессознательного материала в рисунках, гештальттерапевты применяют индивидуальные интеракции и дают задания типа: «Поговори с отдельными элементами рисунка», психоаналитики просят дать свободные ассоциации с целью понимания динамики, которая вынесена из детства и влияет на личностные реакции в той или иной ситуации.

Все эти методы очень полезны и могут быть использованы для активизации процесса личностного роста и развития пациента.

 

 

ПИКТОГРАММА

Метод пиктограмм - создание образов для опосредованного запоминания понятий - предложил А.Р. Лурия. Это метод позволяет изучить особенности понятийного мышления, памяти: характер их нарушений, эффективный компонент мышления, характер ассоциативного процесса; личностные особенности человека на основе проекций.

К сожалению, принято считать пиктограмму методом патопсихологии, и в связи с этим она используется в основном для работы с больными, для исследовании особенностей патологии мышления.

Однако использование данного метода для психологической работы со здоровыми дает возможность обнаружить особенности отношений, установок человека, характер его эмоциональных затруднений.

Методика пиктограмм довольно проста. Испытуемому дают стандартный лист бумаги, мягкий карандаш и предлагают запомнить ряд слов, но для лучшего запоминании сделать рисунок к каждому.

Инструкция предусматривает, что качество рисунка роли не играет, так как иногда испытуемые ссылаются на неумение рисовать. Кроме того, испытуемого просят но прибегать к словесным или буквенным шифрам запоминаемых слов.

Экспериментатору весьма полезно фиксировать всю спонтанную речевую продукцию испытуемого, возникающую по ходу выполнения задания. Можно также задавать уточняющие вопросы по поводу сделанных изображений.

Например: «А как вам этот образ поможет припомнить...».

Обычно используется определенный набор слов, к которым необходимо сделать вспомогательные рисунки - пиктограммы. В случае ретестирования испытуемом предлагают дополнительный набор понятии. Чаще всего используются следующие наборы:

1. Веселый праздник.

2. тяжелая работа.

3. Вкусный ужин.

4. Болезнь.

5. Сомнение.

6. Разлука.

7. Сдмнетше.^^/^'-'.

8. Разлука.

9. Развитие.

10. Любовь.

11. Голодный ребенок.

12. Печаль.

13. Отчаяние.

14. богатство.

15. Красивая женщина.

16. Смелый поступок.

17. Счастье.

18. Мечта.

19. непростительная ошибка.

20. Настоящий мужчина.

21. Секс.

22. Любимое занятие.

 

Обычно в начале предлагаются слова более конкретного содержания, а затем более абстрактного.

Часто в наборе наряду со стандартными понятиями вводятся специфические, «аффективно заряженные», значимые для конкретного испытуемого.

Как правило, данная методика в комплексе и сопоставлении с другими, и тогда мотивировка исследования, как проверка зрительной памяти, позволяет „ изменить направление внимания испытуемого, обеспечивая большую спонтанность, свободу при построении образа и снижая контролируемость.

Только после выполнения всего задания, а иногда через час, через день испытуемого предлагают припомнить по рисункам заданные слова, причем припоминание предлагается производить не по порядку, а в разбивку. Следует спросить испытуемого, чем помог ему рисунок вспомнить слово.

 

Показатели методики «Пиктограмма».

При анализе «Пиктограммы» рассматриваются как смысловой ряд показателей, ясность понимания смысла испытуемого при объяснении понятий, знание каждого понятия для испытуемого; так и графический ряд показателей.

Принято считать, что данная методика прежде всего позволяет исследовать особенности мыслительных процессов с позиции таких характеристик как конформность, мышления, его четкость, объем, тип организации мышления, эмоциональная окраска мыслительных процессов и т.д.

Предложение о конформности мышления может быть сделано, если в 1/2рисунков и их объяснениях испытуемым используются стандартные типичные образы.

Понятно, что такое заключение может сделать экспериментатор, имеющий значительный опыт работы с данной методикой и накопивший определенную статистику частоты встречаемости изображений у различных испытуемых.

При исследовании типичных в 1/3, 1/2рисунков можно считать, что испытуемый обнаружил неконформность мышления.

Если такие образы встречаются менее, чем в 1/3 всех рисунков, то мышление испытуемого резко неконформное и, наоборот, резко конформное, если стандартные образы имеют место более, чем в 2/3 рисунков.

Четкость мышления определяется по характеру использования признаков явления, относящих его к определенной категории понятий.

При этом важно помнить, что при четком мышлении в пиктограммах испытуемого преобладают рисунки, строящиеся на основных признаках, а не слабых или случайных.

При недостаточно четком мышлении только половина рисунков и объяснении строятся на основных признаках понятий.

При нечетком мышлении резко преобладают случайные признаки и встречаются случайные признаки.

При нарушении мышления резко преобладают случайные признаки. Образы могут выбираться по созвучию.

Объем мышления определяется количеством признаков, их которых составлена характеристика понятия в объяснении, то есть при нормальном объеме мышления выделяется главный признак и некоторые дополнительные.

При суженном объеме мышления в пиктограмму включаются явления и предметы,отражающие слабые и случайные признаки понятия.

Тип организации мышления определяется по характеру построения процесса объяснения. При этом, если объяснение строится от простых признаков к более сложным при сохранении их соотнесения между собой, имеет место высокая логическая организованность мышления. Если же объяснение строится на основе ситуативных связей предметов, то проявляется конкретное, ситуативное мышление.

Эмоциональная окраска мышления сказывается на четкости мышления при объяснении понятий, имеющих положительное или отрицательное эмоциональное содержание. Речь идет о том, какие эмоции вызываются определенным понятием, и как они влияют на четкость мышления или демобилизуют его.

Аналогично по пиктограммам и ее объяснению можно сделать заключение о способности человека контактировать с другими людьми. Важно обращать внимание на повышение или понижение четкости мышления на слова - понятия, включающие взаимодействия с другими людьми, что может характеризовать способность человека к совместной деятельности. Его контактность, адаптивность, особенности распределения внимания при групповом взаимодействии.

Одним из важных диагностических показателей является степень абстрактности-конкретности, используемых образов и пояснения.

Так, например, в пиктограммах могут использоваться как абстрактные изображения, так и конкретные - реально существующие предметы и явления.

Кроме того, абстрактные изображения могут быть конформными и неконформными.

Конкретные и конформные изображения чаще встречаются у людей, которые легко адаптируются в окружении и, напротив, конкретные и неконформные изображения имеют место у людей, адаптация которых ограничена.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных