Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Использование предположений




 

Вплетая в свою речь некие предположения, инициатор воздействия всем своим видом дает понять, что и адресат не должен сомневаться в существовании предполагаемого события. Предполагая наличие у адресата той или иной реакции или способности, инициатор считает само собой разумеющимся, что они у него есть и, таким образом, добивается своей цели. Чем больше предварительных предположений будет содержаться в речи, тем более эффективно будет сплетаться вербальная паутина и тем сложнее адресату будет ее распутать и понять истинный смысл высказываний инициатора, – и тем больше он будет запутываться. Рассмотрим конкретные приемы.

 

Использование прилагательных и наречий. Их можно использовать для предварительного предположения главного предложения:

Интересно ли вам узнать, что будет происходить с вами по мере того, как будете погружаться в особое состояние сознания?

Насколько глубоким будет ваше погружение сегодня?

 

Предписание осознания. Использование слов знать, понимать, осознавать, чувствовать, ощущать и т. п.:

Осознаете ли вы, что где-то в глубине вас происходит нечто очень значительное?

Понимаете ли вы всю важность того, что во время этой беседы ваша психика может погрузиться в особое состояние?

 

Комментарии при помощи прилагательных и наречий. Использование слов радостно, удачно, успешно, к счастью, искренне и т. д.

– Я искренне рад, что ваши способности к погружению в целительные состояния сознания продолжают развиваться.

К счастью, все люди способны погружаться в состояние транса, хотя некоторым нужно потренироваться.

Хорошо, что вы так успешно можете расслабляться.

 

Использование глаголов и наречий, относящихся ко времени. Слова типа завершить, начинать, продолжать, развиваться, уже, все еще…

– Вы можете продолжать расслабляться.

– Даже если то, что я сейчас говорю, кажется вам странным, вы продолжаете расслабляться все больше.

– В то время как вы приходите сюда, на эти сеансы, в вашей психике развиваются любопытные процессы изменений.

 

Подчиненные предложения, указывающие на время. Они начинаются со слов типа: до того как, после того как, в течение, по мере того как, а затем, прежде чем, когда, в то время как.

– Не хотели бы вы присесть, в то время как будете погружаться в приятное состояние?

По мере того как вы сидите и слушаете звук моего голоса, ваше тело отдыхает.

Прежде чем вы расслабитесь достаточно глубоко, я хочу вам рассказать одну историю…

– Вы можете заниматься своим любимым делом: после того, как мы пообщаемся, вы научитесь многому.

 

Порядковые числительные. Обозначают порядок следования действий. Слова типа: первый, второй, во-первых, во-вторых.

– Я не знаю точно, кто из вас начнет расслабляться первым.

Предположение в вопросе:

Приятен ли вам ход нашей беседы?

– Как глубоко вы отключились от сиюминутных проблем?

 

Эмпатия. Это способность к сопереживанию. Инициатор подчеркивает свою эмпатию к адресату, утверждая, что понимает состояние последнего:

Понимаю, некоторые присутствующие испытывают сейчас сомнения в отношении моего предложения.

– Столкнувшись с подобной проблемой, я чувствовал то же, что и вы теперь.

 

Ссылка на авторитеты позволяет инициатору воздействия снять с себя ответственность за утверждаемое и повысить убедительность высказывания. Предполагается (и, как правило, небезосновательно), что цитируемый источник значим для адресата:

– Когда я учился в Высшей школе управления, нам объясняли: «В переговорах первым делом создайте партнеру комфортные условия». Вам удобно в этом кресле?

– Выдающийся создатель рекламных шедевров Лео Барнет говорил: «Не думай, что клиент глупее тебя».

– И тогда этот маг подошел ко мне и сказал: «Не думай ни о чем!»

 

Обращение к «соседу». Инициатор формально адресует свое предположение другому лицу, а не тому, кому оно в действительности предназначено:

– Обратите внимание, Иван Сергеевич, как быстро ваш коллега оценил выгодность данного предложения.

 

Неназванное обстоятельство. Инициатор воздействия оценивает адресата определенным образом, упуская причины, по которым он сделал свой вывод:

– Мне повезло встретить столь профессионального партнера.

– Рад, что вы избрали такую форму диалога.

 

«Перекрывание реальностей»

 

Этот прием состоит в том, что инициатор рассказывает о действиях некого третьего лица. Начинает рассказывать одну историю, в нее вплетает вторую, третью, четвертую и одновременно может произвести внушение. Яркий пример для иллюстрации этой техники приводит С. Горин, рассказывая, как психотерапевт Джон Гриндер в Калифорнии «укачивал» слушателей:

 

«Расслабьтесь и успокойтесь… Я расскажу вам историю о том, как мы учились у Милтона Эриксона, который был мастером рассказывать такие истории, слушая которые люди погружаются транс… Для того чтобы погрузить человека в транс, Милтон мог просто сказать: “Представьте себе, что вы засыпаете … И по мере того как вы это представили, вы можете увидеть сон… И во сне вы видите, как вы идете по лесу… и вы очень устали … вам хочется расслабиться и успокоиться … И вы видите уютную лужайку… и засыпаете на ней быстро и глубоко…”».

 

Попробуйте разобраться в том, что происходит: кто кому рассказывает историю? Я – вам, здесь и сейчас, или Горин – слушателям, или Джон – своим слушателям, или Милтон Джону? Настоящая ситуация, вот эта реальность ушла, и вы ушли из этой реальности. Ваше сознание не воспринимает мою инструкцию («успокоиться, расслабиться, уснуть») как инструкцию, потому что не может понять, кто с кем на самом деле говорит. Все данные мной команды идут в подсознание, которое реагирует настолько успешно, что мне сейчас придется попросить вас вернуться к состоянию бодрствования.

Отметим, что прочтение написанного текста действует не столь сильно, как его прослушивание. Чтобы убедиться в этом, попросите кого-нибудь через некоторое время прочесть вам это вслух или заранее запишите «самого себя» на диктофон.

 

Общие замечания

 

Использование данных методик требует продуманной плавности речи и «удобности» гипнотического погружения. Владение подобными методами позволяет исключить какое-либо сопротивление и в полной мере использовать преимущества наведенного состояния транса. Инициатору воздействия необходима тщательная подготовка с целью овладения разнообразными словесными шаблонами, позволяющими незаметно для адресата вызывать нужные ощущения и переходить от одного из них к другому.

Например, начальные высказывания могут быть направлены исключительно на внешнюю обстановку, так что адресат легко убедится в их достоверности. Затем эти высказывания постепенно заменяются туманными фразами, апеллирующими к внутреннему состоянию адресата, с помощью которых и осуществляется последующее введение того в состояние транса.

Модель Милтона Эриксона дает нам каркас, на котором каждому надо построить свое здание мастерства. То, что делал Эриксон, не обязательно подойдет вам и/или адресатам вашего воздействия.

 

Сам Эриксон говорил по этому поводу: «Главное при работе с пациентами – помнить, что каждый – индивидуальность. Нет двух абсолютно похожих людей. Нет двух людей, которые одно и то же предложение поймут одинаково. Поэтому не пытайтесь подгонять людей под ваше представление о том, какими им следует быть, пытайтесь нащупать представление людей о самих себе».

 

Мастерство хранится в бессознательном и часто основывается на интуиции, что достигается годами практики и упорного труда. Только практика придаст вам необходимую уверенность в себе. Но, если есть желание, можно начать уже сегодня.

 

Транс и гипноз

 

В чем отличие эриксоновского гипноза от гипноза классического? В отличие от подхода Эриксона, гипнотизеры традиционно пользуются жесткими, директивными методами введения в гипнотическое состояние. При этом большое значение имеет «сила личности» гипнотизера. Его приказная манера поведения нередко вызывает сопротивление адресата воздействия, поскольку воспринимается как насилие над личностью.

Кроме того, техника введения в гипноз шаблонна и практически не учитывает индивидуальных особенностей личности адресата. Сеанс проходит примерно так. Усаживают в кресло и просят смотреть на какой-нибудь блестящий предмет. Гипнотизер в очень властной манере произносил текст внушения: «Смотрите на этот блестящий предмет. Я буду считать до десяти. Как только я сосчитаю, вы войдете в состояние, похожее на сон, но будете слышать мой голос. Раз! Ваши глаза начинают уставать. Два! Ваши веки тяжелеют. Три! Невозможно открыть глаза!.. Десять! Спать!»

Понятно, что такая техника наведения позволяет ввести в транс далеко не всех клиентов и их объявляют «негипнабельными». Тем самым признается ограниченность этого метода.

Эриксоновский же метод позволяет искушенному в нем инициатору ввести в транс любого адресата его воздействия.

Правильное применение эриксоновской техники по отношению к конкретному адресату позволяет снять у того какие-либо неприятные переживания, связанные с процедурой гипнотизации: тревогу, подсознательное сопротивление, боязнь попасть в зависимость от другого человека, ощущение неудачи. Вся процедура гипнотизации, внушения в состоянии транса и вывода из него носят приятный, оптимистический характер, например (далее … означает паузу): «И вы, постепенно погружаясь в приятное расслабление… с радостью используете эти особенные переживания… которые ваше подсознание вам сейчас открывает… ощущение изумления… и переключения… когда вы входите в новые состояния… обретая в этом переживании чувство… уверенности… в ваших способностях… и человеческой гибкости… и выполнив это полностью… и глубоко… ваше подсознание немедленно… и осторожно… приводит вас обратно в нормальное состояние… с чувством свежести и обновления… Я буду внимателен… если в какой-то момент… понадобится моя помощь… для возвращения… дайте мне знак… движением руки…»

Если гипнотизируемый делает соответствующий знак рукой, начинается вывод из состояния транса: «Я начинаю теперь… считать в обратном порядке… с десяти до одного… медленно… когда я скажу “один”… ваши глаза откроются,… и вы испытаете чувство свежести… и снова будете с нами». После этого производится отсчет, и слушатель выходит из гипноза.

Безусловно, заслугой классического гипноза является описание физиологических признаков транса, которые используются и в эриксоновском подходе.

 

На постсоветском пространстве и традиционный гипноз имеет серьезную предпосылку для успешного применения. Советские люди воспитывались в директивном духе. В отсутствии свобод они привыкли подчиняться. Это их модель, и естественно учитывать это обстоятельство.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных