Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр.




Эти формы часто подразделяются на:

- индивидуальные (беседа),

- коллективные (тематический урок, родительское собрание),

- публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др.

 

Использование той или иной формы определяется:

- опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями,

- конкретной ситуацией аудитории, в которой проводится этот вид работы.


Эффективность психологического просвещения возрастает, если психологические знания давать как способ решения жизненных проблем.


Психологическое просвещение родителей направлено на введение их в актуальные проблемы детей и способствует пониманию взрослыми динамики детского развития.

Психолог раскрывает перед родителями значимые, насущные вопросы, решаемые их детьми на данной возрастной ступени, и предлагает подходящие для этого момента формы детско-родительского общения.

Для этого можно использовать короткие психологические беседы на родительских собраниях.


Методы психологического просвещения:


– Вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика (печатные и электронные СМИ),

– Наглядные (плакат, буклет, памятка), интерактивные (через Интернет и т. п.).

ДГ: Невербальные??


Цель психологического просвещения в школе:

- знакомить учителей, воспитателей, родителей и школьников с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития личности,

- популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований,

- формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности,

- а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях.


Психологическое просвещение родителей

Психологическое просвещение родителей - весьма важный аспект в работе психологической службы в школе.

Большинство родителей просто не имеют понятия, чем занимается психолог с их детьми. Начинают возникать вопросы, зачем это нужно, не болен ли мой ребенок т.п.


Чтобы избежать приступов паники со стороны родителей, каждая школа, имеющая на своей базе психологическую службу, должна проводить обязательное психологическое просвещение родителей.

 


Каковы формы психологического просвещения родителей?


- выступление психолога на родительских собраниях;

- индивидуальные беседы с родителями о воспитании, обучении и развитии ребенка;

- подготовка и проведение психологом тематических родительских собраний;

- организация работы родительского психологического клуба;

- предоставление психологом вербальной и наглядной информации (оформление стендов, выпуск газет).


Необходимость работы с родителями определяется их ролью в формировании социальной ситуации развития. Общение ребенка с близкими взрослыми является необходимым условием развития и задает те внешние социальные структуры, которые преобразуются во внутренние структуры личности.

Работа психолога с семьей нуждается в понимании системной динамики семьи (как семья реагирует при появлении у ребенка симптома) и оценки индивидуальных реакций (какие проблемы встают перед каждым членом семьи и ребенком).


Психологическое просвещение учителей

В работе педагога-психолога школы важную роль занимает просвещение учащихся.


Психологическое просвещение учителей в школе может проводиться педагогом-психологом в разных формах, основными из которых являются следующие:


1. участие в работе методического объединения Службы сопровождения (выступления с тематическими докладами на заседаниях согласно плану работы на учебный год);

2. выступления на родительских собраниях по запросам классных руководителей;
3. выступления на педагогических советах школы, семинарах, совещаниях при директоре школы, проведение мастер-классов (по запросу);

4. участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк);

5. консультирование педагогов (плановое и по индивидуальным запросам).


Задача психолога в педагогическом консилиуме - помочь учителям с разных сторон и комплексно подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, эмоционального настроя, а главное - обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним.

Консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей детей, позволяет объективно их понять и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных проблем и недостатков.

 

Одной из проверенных и результативных форм взаимодействия психолога, учителей и родителей является научная лаборатория, которая может обеспечить разработку научно-педагогических проблем от научного поиска до внедрения результатов в практику работы образовательных учреждений, помощь в профессиональном развитии педагогов и решении актуальных практических задач.

Лаборатория педагогической психологии и психологической поддержки развития ребенка является одной из наиболее эффективных форм психологического просвещения.


Каковы задачи лаборатории педагогической психологии в школе?


1. Разработка теоретических и практических проблем образовательного процесса, образовательных учреждений, имеющих актуальное научно-практическое значение.

2. Оценка результативности созданных программ практических действий по решению проблем, возникающих в образовательном процессе.
3. Обобщение результатов работы и внедрение оптимальных способов решения проблем в практическую деятельность образовательных учреждений.
4. Выполнение заказных исследовательских работ научно – психологического прикладного характера.

5. Пропаганда достижений психологической науки посредством чтения лекций, проведения семинаров, круглых столов, тренингов и других форм психологического просвещения.

6. Организация помощи школе в научном поиске, направленном на совершенствование воспитательно-образовательного процесса.

7. Консультирование и просвещение педагогов в контексте психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка к школе.


Каковы основные направления просвещения педагогов?


Основные направления консультирования и просвещения педагогов определяются необходимостью решения следующих задач психолого-педагогического сопровождения:

• создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе;
• адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально-личностным возможностям и потребностям учеников;
• повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию.


Содержание (тематика) просветительной и консультативной работы, равно как и формы ее проведения, могут быть достаточно разнообразными и рассчитанными не на один год работы с педагогами.

Каковы возможные темы психолого-педагогического семинара в школе?

Примеры наиболее актуальных тем для психолого-педагогического семинара приводятся в конце лекции (Приложение 1).


Просветительная работа может стать востребованной только в том случае, если она будет включена в ткань реальной школьной жизни.


Лекции по психологии, даже прочитанные самым увлекательным образом, смогут вызвать, как правило, только сиюминутное оживление и любопытство.

Известное положение отечественной психологии о том, что все психические качества и навыки формируются в деятельности, приложимо и здесь. Психологические знания будут включены в реальную профессиональную деятельность тогда, когда они могут быть присвоены и включены в систему мышления педагога.


Для этой цели может быть использован метод экспертной оценки. Экспертной оценке могут подвергаться различные аспекты развития детей, а также различные стороны школьной жизни. Экспертная оценка, собранная у всех педагогов (или у определенной группы педагогов), дает ясную картину мнения педагогов по тому или иному вопросу.


Подготовка может осуществляться как школьным психологом, так и администрацией школы, наилучших же результатов можно ожидать в случае их взаимодействия. Предметом экспертной оценки может быть, например, психологическая атмосфера в педагогическом коллективе, личностно-развивающий потенциал школьного урока, желательные достижения учащихся к тому или иному возрасту и др.


Психологическое просвещение школьников


В работе педагога-психолога школы важную роль занимает просвещение учащихся.


Каковы задачи психологического просвещения школьников?
1. установление контакта с учащимися,
2. формирование потребности в психологических знаниях,
3. популяризация психологических знаний у учащихся,
4. презентация психолога как профессионала, хорошо разбирающегося в вопросах

обучения и воспитания детей;
5. повышение мотивации обращения к психологу школы за консультацией по поводу

решения проблем личностного развития и самопознания,
6. расширение кругозора школьников старших классов в области психологии;
7. предоставление возможности приобретения ими новых знаний и навыков в области

межличностных отношений и самопознания;
8. ознакомление потенциальных абитуриентов с профессией психолога.


Психологическое просвещение учащихся в школе может проводиться педагогом-психологом в разных формах, основными из которых являются следующие:
1. беседы с учащимися, проводимые по запросам классных руководителей, педагогов и

родителей;
2. индивидуальные консультации.
3. руководство кружком или факультативом по психологии.


Среди слушателей школы юного психолога можно выделить:

- школьников, определивших психологию как свою будущую специальность, и

- школьников, интересующихся психологией вообще — желающих получить знания о внутреннем мире человека, развить свои коммуникативные способности и т. д.
Преподавание психологии в школе дает возможность на соответствующих возрастных этапах становления личности способствовать развитию индивида как субъекта психической активности.
В связи с поставленными задачами можно разработать цикл занятий по психологии, которые сочетают лекционную форму, практикум и тренинговые упражнения.

ДГ: Но это будет уже не просвещение, а обучение психологии.


Наиболее насыщенной частью занятия является изучение нового материала. Каждое занятие логически связано с предыдущим материалом.
Целесообразно предложить школьникам вести конспекты, в которых обязательно записываются основные определения и ключевые понятия.

Желательно приводить примеры из повседневной жизни школьников, класса в целом.


Более глубокому, личностному проникновению в смысл сложных психологических понятий способствует диалоговая форма ведения занятия:

- вопросы побуждают учащихся к активному высказыванию своей точки зрения,

- позволяют школьникам самостоятельно «открыть» разные аспекты психологических явлений.
В ходе занятия ребятам предлагаются задания и упражнения, иллюстрирующие теоретический материал.

Для их выполнения ученики организуются в команды, пары или выполняют их индивидуально.

Возможно выполнение упражнений несколькими добровольцами. Остальные же наблюдают, а затем анализируют ход упражнения и его результаты.


Опыт функционирования школы юного психолога показывает, что наибольший эффект занятия по психологии имеют тогда, когда предложенный теоретический материал школьники имеют возможность закрепить на практике.
Помимо решения задачи закрепления материала предлагаемый цикл тренинговых занятий, органично сочетаемых по своему содержанию с тематикой теоретического курса (где это возможно), имеет и коррекционно-развивающую направленность:

каждое занятие, преследуя свои специфические цели, связанные с конкретной тематикой, в целом направлено на развитие основных личностных механизмов, выступающих как основа активности, субъектности индивида.
Также эти занятия направлены на формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия; развитие способности к самопознанию и самосовершенствованию, которые так необходимы всем выпускникам школы.

 

 

Существуют и другие формы психологического просвещения:

Психологический листок и буклет. В санитарном просвещении такие формы как "Санитарный листок", "Санитарный бюллетень", буклет, витрина применяются довольно широко. В практической психологии это почти не разработанный вопрос.

Формами оперативного информирования являются часто используемые в образовательных учреждениях листки и буклеты. В первую очередь они способствуют оформлению интерьера кабинета и лишь во вторую несут информационно-просветительную нагрузку.

Плакат, специальная витрина. Как и предыдущие формы тоже выполняют преимущественно "интерьерную" функцию. Собственно даже в рекламных сообщениях об их выпуске каким-либо издательством акцентируется именно эта сторона их использования "для оформления кабинета". Собственно такую же "интерьерную" функцию выполняют и "подборки специальной литературы".

Памятка. Отдельные вопросы и темы, наиболее проработанные психологом, можно оформлять в виде своеобразных памяток - небольших брошюр, выполненных типографским способом или размноженным через принтер.

В большинстве случаев психологи оформляют в виде памяток материал уже прочитанных лекций, выступлений на методических совещаниях или публикации в СМИ.

Поскольку применение большинства из этих наглядно-вербальных форм замыкается в периметре стен и шкафов кабинетов психологов и учительских, то их информационная полезность весьма низка.

 

Более действенно в практической психологии непосредственное общение и преимущественно устные вербальные формы информирования и просвещения.
Беседа.
Виды беседы - сбор субъективного анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.

Кроме функции сугубо исследовательского метода беседа может эффективно использоваться и как незаменимый инструмент психотерапевтического и психопрофилактического воздействия специалиста на его клиентов.

Методика проведения беседы может быть разнообразной в зависимости от условий, опыта психолога, его знания проблемы, умения варьировать степень своего участия и участия слушателей.

Формы беседы также различны:

- рассказывает лектор и изредка обращается к слушателям (неактивная форма);
- объявляет проблему, вокруг которой будет идти обсуждение, слушатели высказывают свое мнение, при этом важно не только дать оценку (правильно или неправильно, хорошо или плохо), главное - обосновать свои доводы, только правильное обоснование может привести к самостоятельно сделанным правильным выводам;

- в процессе работы искусственно создается ситуация, допускающая категоричные возражения или одобрения, что вызывает активную и оперативную реакцию со стороны слушателей;

- по договоренности со слушателями с целью участия всех в обсуждении данной проблемы одна часть слушателей задает вопросы, другая отвечает, и наоборот;
- одна часть слушателей называет конкретные ситуации, другая часть обосновывает, насколько приведенные примеры ситуаций соответствуют проблеме или вопросу.

 

Беседа индивидуальная используется в процессе работы с клиентом. Является эффективной формой реализации задач психологического просвещения в практической психологии образования.

Тема беседы вытекает из содержания работы по конкретному запросу и полученных предварительных выводов. Главное требование к любому конкретному варианту беседы - соблюдение этико-педагогического такта.

Беседа групповая. В работе практического психолога образования такая беседа может быть осуществлена в классе на классных часах, на педагогическом совете или родительском собрании. Это уже планируемый вариант психологического общения психолога с группой клиентов (учащихся, родителей, педагогов и др.).

Коллегиальное обсуждение располагает к диалогу и полилогу.

В качестве варианта коллегиального обсуждения приведем психолого-педагогический консилиум.

Собственно психолого-педагогический консилиум это своеобразный "высший уровень" развития беседы в образовательном учреждении, а не одна из организационных форм взаимоотношения практического психолога и педагога, и тем более это не начальный этап организации психологической службы, как было принято рассматривать консилиум в практической психологии образования ранее.


Лекция предполагает последовательное изложение учебного (учебно-методического, научного) материала.

Лекционная работа в нашей стране долгое время была прерогативой активистов общества "Знание". В рамках этой общественной организации лекция была фактически основной формой идеологического пропагандистского воздействия.

В педагогическом обществе, как правило, пользуются спросом темы напрямую связанные с вопросами школьной жизни и взаимодействий в системе "учитель-ученик". Последнее время актуальными стали вопросы психологического обоснования образовательных инноваций.

Основные дидактические условия к лекции:

- высокий научно-теоретический уровень (с учетом подготовленности аудитории);

- целостное раскрытие темы; анализ конкретных фактов и явлений в их взаимосвязи;

- их обобщение;

- связь с ранее изученным материалом:

- эмоциональность изложения и т. п.

.
Выступление на методическом совещании и семинаре. Это вариант лекционно-просветительной работы по своим характеристикам близок к лекции. Но есть следующие отличия.

Первое - тема заранее утверждена и аудитория определена, а потому она более ориентирована на восприятие материала выступления.

Второе - этот вариант психологического просвещения не вызывает вопросов в его оценке и отнесению к одному из основных направлений работы практического психолога. Просто его однозначно относят к методической работе.

 

Наиболее эффективной формой психологического просвещения, осуществляемого в педагогической среде, является семинар, где слушателям предлагают конкретные технологии и приемы психопрофилактической и психогигиенической работы.

Как показывает опыт, целесообразно выстраивать свое сообщение на методическом совещании по схеме двух-трех блоков, предполагающих теоретическую часть и практическую, направленную на формирование навыков, обучение практическим приемам в рамках обсуждаемой темы.

Постановка разнообразных вопросов, вариативность их обсуждения создают на занятиях атмосферу раздумий, своеобразного обмена мнениями, коллективного анализа, - иными словами, позволяет организовывать всестороннее обсуждение проблемы в режиме диалога и сформировать коллективное мнение.

В последнее десятилетие в связи с активной пропагандой некоторых психотехник в педагогической среде стали все более и более внедряться так называемые "активные формы обучения" и игротехнические приемы.


В работе педагога-психолога с учащимися полезно использовать наглядные методы просвещения участников образовательного процесса: тематические буклеты, плакаты и памятки.

Буклеты и плакаты используются в образовательных учреждениях разного типа для оперативного информирования читателей, а также способствуют оформлению интерьера кабинета психологии.

Отдельные вопросы и темы, наиболее проработанные педагогом-психологом, можно оформлять в виде памяток для учащихся, их родителей и педагогов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных