ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЛИЧНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 4 страницаЕсли эти три подсистемы личности функционируют согласованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами права, морали, социальными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутри-личностным конфликтам, с которыми индивид не всегда в состоянии справиться собственными силами и тогда приходится прибегать к услугами психиатров, психоаналитиков. 4. В своих взаимодействиях с другими людьми, для сохранения 1) связанностью с другими; 2) свободой от ограничений. Между этими полюсами развертывается процесс формирования и развития социальных качеств, составляющих главное социальное содержание личности. 5. Социальные качества личности — это совокупность социаль 6. Наиболее значимые социальные качества личности таковы:
1) Самосознание — выделение индивидом самого себя из окру 2) Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возмож 3) Активность - способность личности производить самостоя 4) Интересы - постоянный побудительный механизм познания 5) Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ори 6) Убеждения - личностные социально-психологические по 7) Установка - социальная характеристика личности, выра 8) Ценностная ориентация — совокупность социальных ценно 9) Идентичность - социальное качество, являющееся результа Социальные качества представляет в своей совокупности сложную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится с ними в постоянном взаимодействии. Поэтому и говорят, что личность есть целостная, динамически развивающаяся система социально значимых качеств, характеризующих человека как субъекта социальных отношений и социальной деятельности. 7. Система личности обладает определенными особенностями. Они таковы: 1) Целостность - интегрированность, взаимообусловленность, 2) Открытая социальная система, находящаяся в постоянном 3) Динамически изменяющаяся система, находящаяся в процессе изменений и развития. 4) Самопознающая система, т.е. постоянно познающая сама 5) Саморегулирующаяся система, которая сама себя организу 6) Саморазвивающаяся система - не только приспосабливаю ной активностью, а вместе с тем изменяющая и самое себя: получает новые знания, уточняет оценки; развивается физически, интеллектуально, нравственно. 8. Социологи выделяют несколько типов личности: 1) Модальная личность - это наиболее часто встречающийся 2) Базисная личность — это тип личности, нормативный для 3) Маргинальный тип личности — человек, поставленный усло 4) Реактивная личность — такой тип личности, которая в своих 5) Проактивная личность — тип личности, способной в любых 6) Криминальная личность - широко распространенный в кри 9. В зависимости от направленности психической энергии ин ("психологических портретов"). Существует целый ряд методов определения таких психотипов, наиболее известными из которых являются исследования при помощи тестов, разработанных Р. Кэттэлом (1956) и Г. Айзенком (1963). Но в основании этих вопросников лежат определенные типологические особенности личности, впервые изученные выдающимся швейцарским психоаналитиком Карлом — Густавом Ютом. Он считал, что потенциальным центром личности является архетип "самость", проявляющий свои конститутивные черты в процессе личностной идентификации индивида. Опираясь на юни-анские идеи, О. Крегер и Дж. Тьюсон выделили психотипы личности, которые можно распределить по четырем парам противостоящих предпочтений: экстравертный интровертный; сенсорный интуитивный; мыслительный чувствующий; решающий воспринимающий. 10. Наиболее часто в жизни встречаются такие психотипы личности ("психологические портреты"): 1) Экстраверт, для которого наиболее характерны внешние 2) Интроверт отличается замкнутостью, собранностью, сосре 3) Чувствующий тип личности отличается ориентированностью 4) Мыслительный психотип характеризуется аналитическим 5) Сенсорсный психотип обычно концентрируется на том, что 6) Интуитивный тип личности имеет обыкновение думать сра 7) Решающий (рассудительный) психотип личности отличается 8) Воспринимающий (импульсивный) тип личности отличается Изучая и примеряя к себе различные психотипы личности, необходимо помнить, что типология личности — это только теория, которая выделяет идеально-типические особенности, редко встречающиеся во взаимоотношениях людей в чистом виде. Необходимо иметь в виду, что в каждом из нас скрыты все восемь предпочтений — экстраверт, интроверт, сенсорный, интуитивный тип и т.д., однако суть дела в том, какое предпочтение в нас является преобладающим. Кроме того, социологическое и психологическое типоведение многое объясняет, но не может служить оправданием поступков тех или иных индивидов в их повседневных делах. Каждая личность сама делает выбор, сама решает, как поступить в тех или иных ситуациях, и несет ответственность за свои действия. 20.2 I Практические задания 1. Найдите в учебной литературе определения следующих ключевых понятий и запомните их: Личность. Психологическая структура личности. Социальные качества личности. Социальная структура личности. Особенности системы личности. Социальные типы личности. Социально-психологические типы личности.
5. Расскажите, что представляют из себя социальные качества лич 6. Охарактеризуйте основные социальные качества личности. Объ 7. Расскажите, какими особенностями обладает система личности. 8. Опишите основные социальные типы личности. 9. Расскажите, какие психологические типы личности Вы знаете. 10. Дайте качественную характеристику наиболее часто встречающихся психотипов личности. Тестовые задания 1. Познакомьтесь со знаменитой методикой Г. Айзенка, которая позволяет диагностировать такие личностные особенности, как экстраверсия, интроверсия и эмоциональная стабильность. Она предполагает использование теста, содержащего 57 вопросов. Инструкция. На нижеприведенные вопросы необходимо ответить «да» или «нет». Ответ «не знаю» не употребляется. В крайнем случае, если никак не удается выбрать один из двух вариантов ответа, можно оставить вопрос без ответа. Однако к этой возможности можно прибегать лишь в исключительных случаях. По крайней мере, следует помнить, что из всех 57 вопросов без ответа можно оставить не более 3. Отвечать следует в быстром темпе, не думая долго над вопросом. Первый ответ, который хочется дать, как правило, является и наиболее точным. Текст опросника 1. Любите ли вы оживление и суету вокруг вас? 2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам чего-то хо 3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман? 4. Чувствуете ли вы себя иногда то счастливым, то печальным без 5. Остаетесь ли вы обычно «в тени» на вечеринках или в компа 6. Всегда ли вы в детстве делали немедленно и без ропота то, что 7. Бывает, что вы «дуетесь» на кого-нибудь? 8. Предпочитаете ли вы прекращать ссору молчанием? 9. Умный ли вы человек? 10. Любите ли вы быть среди людей? 11. Часто ли вы теряли сон из-за ваших тревог? 12. Верите ли вы в какие-нибудь дурные приметы? 13. Могли бы вы назвать себя беспечным? 14. Часто ли вы решаетесь на что-нибудь слишком поздно? 15. Любите ли вы работать в одиночестве? 16. Часто ли вы чувствуете себя равнодушным и усталым без 17. Подвижный ли вы человек? 18. Смеетесь ли вы иногда при нескромных шутках? 19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сы 20. Вы чувствуете себя неловко в новой или нарядной одежде? 21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосре 22. Можете ли вы быстро переложить ваши мысли в слова? 23. Часто ли вы бываете в рассеянном забытьи? 24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков? 25. Любите ли вы каверзные шутки? 26. Часто ли вы думаете о вашем прошлом? 27. Очень ли вы любите вкусную пищу? 28. Когда вы чем-то раздражены, нуждаетесь ли вы во вниматель 29. Если вам, по серьезной причине, будут нужны деньги, согласи 30. Прихвастываете ли вы иногда? 31. Чувствительны ли вы к некоторым вещам? 32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на 33. Бываете ли вы иногда так возбуждены, что не можете усидеть 34. Любите ли вы планировать вещи детально и заранее? 35. Бывает ли у вас головокружение? 36. Всегда ли вы отвечаете на частные письма сразу? 37. Делаете ли вы обычно вещи лучше, обдумав их в одиночку, 38. Случается ли у вас одышка, даже если вы не делали до этого 39. Являетесь ли вы беспечным человеком, которого не волнует, 40. Подводят ли вас нервы? 41. Нравится ли вам больше планировать, чем делать? 42. Откладываете ли вы на завтра то, что должны сделать сегодня? 43. Нервничаете ли вы, когда находитесь в лифте или тоннеле? 44. Делаете ли вы обычно первые шаги к сближению, когда с кем- 45. Бывают ли у вас сильные головные боли? 46. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет 47. Трудно ли вам заснуть ночью? 48. Говорите ли вы иногда неправду? 49. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову? 50. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза? 51. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей? 52. Часто ли с вами случаются неприятности из-за того, что вы по 53. Любите ли вы шутить и рассказывать забавные истории вашим 54. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать? 55. Застенчивы ли вы обычно в присутствии старших? 56. Считаете ли вы, что стоит рискнуть, даже когда шансы не в 57. Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом? Шкала "интроверсия-экстроверсия ": Да: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56. Нет: 5, 15 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51. Шкала «эмоциональная стабильность-нестабильность»: Да: 2,4,7,9, 11, 14, 16, 19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43, 45,47,50,52,55,57. Шкала «неискренность»: Да 6,24,36. Нет: 12, 18,30,42,48. За каждое совпадение ответа с ключом дается 1 балл. Под-считывается количество набранных баллов по каждой шкале. Критерии: по шкале «Экстраверсия-интроверсия» — если количество баллов 14 и более, то испытуемый — экстраверт; если количество баллов 10 и менее, то — интроверт; 11—13 баллов — баланс. Эти критерии действительны и по отношению к эмоциональной стабильности-нестабильности. Если по шкале «неискренность» испытуемый набрал более 5 баллов, то результаты теста не рассматриваются. Экстравертированный тип Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир. Таким людям свойственны: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, постоянное стремление к контактам, тяга к новым впечатлениям, раскованные формы поведения, высокая двигательная и речевая активность. Легко откликаются на различные предложения, «зажигаются», берутся за их выполнение, но также легко могут и бросать начатое, берясь за новое дело. Интровертироваиный тип Характеризуется направленностью личности на себя, на явления собственного мира: низкая общительность, замкнутость, склонность к самоанализу, рефлексии, заторможенность движений и речи. Круг друзей и знакомых таких людей обычно ограничен. Прежде чем взяться за что-либо, анализируют условия, ситуацию, задачу; склонны к планированию своих действий. Внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не свидетельствует о низкой эмоциональной чувствительности, скорее справедливо обратное. Эмоциональная стабильность — нестабильность (нейротизм) Высокие показатели по этой шкале связаны с эмоционально-волевой неустойчивостью, повышенной тревогой, низким самоуважением, иногда и с вегетативными расстройствами. Низкие показатели по шкале, напротив, характеризуют личность как эмоционально устойчивую. Источник: Реаи А А Психология изучения личности. СПб., 1999 С. 55-59. 20.5 Литература 1. Ануфриев Е.А. Личность // Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М. 1996. 2. Бабосов Е.М Прикладная социология Мы., 2001. Гл. Социология личности. 3. Кон И.С. Социология личности М., 1967. 4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977. 5. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982. 6. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и 7. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999. 8. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тек 9. Фрейд 3. Я и Оно // Психология бессознательного. М., 1990. Социализация личности 21.1 Основные положения 1. Человек в своем реальном социальном бытии является, с од Однако включаясь в процесс социализации, формирующаяся личность отнюдь не предстает только в качестве пассивного продукта социализирующего влияния среды. Наоборот, она очень избирательно относится к внешним воздействиям, а по мере взросления эта избирательность становится все более интенсивной и точной. Следовательно, формирующаяся личность не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в свои собственные оценки, ориентации, установки, в свои собственные действия. Поэтому личность в процессе своего формирования, развития и деятельности предстает не только в качестве объекта, но и социального субъекта общественных отношений и взаимодействий. 2. На основании сказанного можно дать уточненное и более со 3. Различают две основные формы социализации - направлен средственном социальном окружении - в кругу семьи, сверстников, сослуживцев, на стадионе во время футбольного матча, на Комаров-ском рынке и т.д. Направленная социализация — это специально разработанная обществом, его определенными институтами и организациями система средств воздействия на личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе (или общности) ценностями, идеалами, интересами и целями. Одним из важных способов направленной социализации является воспитание — процесс сознательно организованного, планомерного и целенаправленного воздействия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентации, принципов, социальных установок и подготовки ее к активной производственной, общественной и культурной деятельности. Ненаправленная и направленная форма социализации могут в определенных обстоятельствах согласовываться, гармонизироваться друг с другом или, наоборот, противоречить друг другу. В последнем случае возможно возникновение конфликтной ситуации, осложняющей и затрудняющей процесс социализации. Стихийная, ненаправленная социализация может стать ущербной для формирования личности и определенной социальной общности. Поэтому важно ее дополнение, а в некоторых случаях преобразование коррегирующим влиянием направленной социализации. 4. Весьма существенным средством социализации личности яв 5. Развертывание процесса социализации зависит не только от ружения, но и индивидуальной самобытности («самость», как назвали се Ч. Кули и К.-Г. Юнг) формирующейся личности. Эта самобытность является внутренним социально-психологическим механизмом, через который преломляются все внешние воздействия. 6. Выделяются несколько этапов социализации Первый этап — младенчество, которое охватывает два первых года жизни ребенка. Основной канал социализации на данном этапе — эмоциональное общение ребенка со взрослыми. Второй этап социализации - ранее детство, охватывающее период от двух до пяти лет. В этот период ведущую роль в социализации ребенка выполняет предметная деятельность, прежде всего с игрушками — погремушками, мячиками, куклами и т.п. Третий этап социализации - дошкольное детство (6-7 лет). В этот период ведущим началом социализации становится игра, прежде всего, ролевая игра. Пятый этап социализации - подростковый возраст (12-14 лет). В этот период сохраняется ведущая роль в процессе социализации учебной деятельности, но опережающее все другие психические процессы развитие абстрактного мышления оттесняет на задний план художественную фантазию, продуктивное воображение (у большинства учащихся). Шестой этап социализационного процесса — юношеский возраст (14-18 лет). Этот этап начинается еще в школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки превращаются в юношей и девушек, приобщаясь к миру взрослых людей, а важным рубежом - завершение учебы. В этом периоде происходит существенное изменение в самосознании и самооценке формирующейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренческих установок, смысложизненных принципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих людей, в самостоятельном обдумывании и конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентации. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|