Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальные изменения 2 страница




Число взаимодействующих индивидов. Что касается числа взаимодействующих индивидов, мы можем выделить следующие ти­пы межличностного взаимодействия: а) между двумя индивидами (пара или диада), например, между мужем и женой, родителем и ре­бенком, двумя друзьями, учителем и учеником, хозяином и рабом, продавцом и покупателем, врачом и пациентом. Близкие разновидно­сти диады дают ряд характеристик, имеющих свои особенности, но отличающих их от неблизких разновидностей; б) между тремя инди­видами (триада), например, между обвинителем, обвиняемым и судь­ей; девушкой и двумя претендентами на ее руку; мужем, женой и лю­бовником; отцом, матерью и ребенком; в) между четырьмя, пятью и более индивидами; г) между одним индивидом и многими, например между говорящим по радио и его слушателями или между артистом и его зрителями; д) между многими и многими, например, между чле­нами неорганизованной толпы или между покупателями и продавца­ми определенного товара, которые не организованы, а раздроблены, действуют без специальной координации. Однако этот последний тип принимает, как правило, форму взаимодействия между организован­ными группами.

Таким же образом межгрупповое взаимодействие может происходить между двумя группами, между тремя, четырьмя или более; между одной и многими или между коллективами, состоящими из многих групп. Число субъектов взаимодействия является важным, поскольку оно объясняет многие специальные характеристики про­цесса взаимодействия.

Качества взаимодействующих индивидов. Существует ог­ромное разнообразие качеств субъектов взаимодействия, но сейчас нам нужно рассмотреть только одну характеристику, а именно био­психологическую и социокультурную гомогенность или гетероген­ность (сходство или различие) взаимодействующих индивидов или групп. Взаимодействие между индивидами той же расы, националь­ности, племени, территориальной группы, семьи, пола, возраста, ре­лигии, политической партии, профессии, экономического статуса и т. д., и особенно между теми, кто обладает одинаковыми социокуль­турными ценностями, всегда отличается во многих отношениях от взаимодействия между индивидами, расходящимися по этим качест­вам.

Характер действия. Действия и реакции могут быть каталити­ческими, активными и пассивными или толерантными. Открытые


действия и реакции являются частью компонента движущих сил; од­нако определенные аспекты можно вполне рассматривать здесь как качества субъектов взаимодействия. Огромное разнообразие отноше­ний, посредством которых участники взаимодействия влияют друг на друга, может быть сведено к четырем главным формам: тем, которые оказывают влияние просто через знание о существовании участника или участников взаимодействия (каталитическая форма), через со­вершение открытых действий; через воздержание от открытых действий, через активную толерантность

а) Каталитические действия Катализатором в химии называ­
ется вещество (например, черная платина или хлорид алюминия), ко­
торое, хоть и не участвует в химической реакции и не меняет своей
природы, значительно интенсифицирует и ускоряет самою реакцию.
Аналогичное явление наблюдается в социальном взаимодействии.
Например, мысль о враге, любимом человеке или о герое, с которым
человек не находится и, возможно, никогда не находился в контакте,
может заметно влиять на его сознание, настроение или поведение.
Такие влияния, осуществляемые просто через существование другого
участника, без какого-либо действенного контакта, можно определить
как каталитические Социология и социальные науки редко даже
упоминают этот фактор и почти не знают о нем. Тем не менее это —
постоянный фактор, не менее важный, чем три перечисленных выше.
Простое существование советского режима или фашистской формы
правления произвело на протяжении последних двух десятилетий ог­
ромное влияние на коммунистическое и фашистское движения во
всем мире, на формы правления и экономической организации об­
ществ. Это влияние было гораздо сильнее, чем то, которое оказали все
платные агенты и пропагандисты, вместе взятые.

б) Открытые действия, толерантность Влияние, оказывае­
мое через открытые акты (нанесение удара, выстрел, вручение де­
нег, поцелуй и т.д.) и через воздержание от внешних актов, слишком
известно, чтобы давать дополнительные комментарии. Можно сде­
лать несколько замечаний по поводу фактора толерантности Его
обычно путают с пассивным воздержанием от действия. Тем не ме­
нее, как указывал Л. И. Петражицкий, толерантность в корне отлича­
ется от пассивного воздержания. В отличие от пассивной формы без­
действия толерантность может требовать весьма серьезного внутрен­
него усилия, часто гораздо более серьезного, чем требуется для от­
крытых действий. Поведение одного из христианских мучеников, ко­
торый, в то время как его поджаривали на железной решетке, спокой­
но сказал своим мучителям: «Этот бок уже поджарился, пора пере­
вернуть меня на другой», является убедительным примером фактора


толерантности и интенсивного усилия воли. Нормы Нагорной пропо­веди, обычно интерпретирующиеся как призывающие к бездеятель­ности и пассивности, на самом деле предписывают метод активной толерантности — через любовь к своим врагам, подставление другой щеки и несопротивление ненависти и враждебности. Этика христиан­ства не является этикой пассивного бездействия. Это — этика высшей толерантности (вспомним кредо Зосимы из «Братьев Карамазовых» Достоевского).

в) Эффективные и неэффективные действия Открытые дейст­
вия, воздержание от действия и толерантность являются бесконечно
разнообразными по своим конкретным проявлениям. С точки зрения
причинной эффективности есть действия, оказывающие сильный эф­
фект, и действия оказывающие лишь незначительное влияние. Если
посетитель проводит рукой по своей бороде, его действие не оказыва­
ет заметного влияния на слушателя. Напротив, одно слово, произне­
сенное спокойно, может оказать опустошительное воздействие на че­
ловека, к которому оно адресовано. Какие действия эффективны, а
какие нет, зависит от многих условий.

г) Продолжительные и краткосрочные действия Открытое
действие, воздержание от действия различаются также по продолжи­
тельности своих результатов. Есть такие действия, влияние которых
испаряется мгновенно, как, например, приветствие друзей, плата за
пачку сигарет в магазине и сотни других мелких действий, ежедневно
осуществляемых. Другие действия оказывают долговременное воз­
действие, иногда вплоть до смерти участников и даже дольше. Так,
первый поцелуй и первое любовное признание могут помниться долго
после их осуществления. Половой акт может привести к зачатию и
рождению ребенка — последствиям, которые могут оказывать перма­
нентное влияние на карьеру матери. Другие примеры — брачная це­
ремония, крещение, покупка собственности, окончание колледжа и
освоение определенной профессии. Какие из действий являются про­
должительными по своим последствиям, а какие являются кратко­
срочными, зависит от многих условий: таких, как время, место, уча­
стники, вид обществ и культуры, биологическая и психологическая
природа действия.

Продолжительность действия является важной, поскольку если бы его последствия были слишком эфемерными, было бы невозможно никакое общество с продолжительными взаимодействиями. С другой стороны, действия лишь с временными последствиями облегчают жизнь, поскольку если бы каждое действие имело длительные послед­ствия, никому не удалось бы сохранять целостность своей личности и ни одна нервная система не смогла бы выдержать этого напряжения.


д) Сознательные и несознательные действия Некоторые взаи­
модействия совершаются сознательно, другие бессознательно Если
они являются бессознательными (то есть представляют собой безус­
ловные или условные рефлексы), они не являются надорганическими
и, следовательно, не принадлежат к области социологии. Если, одна­
ко, некоторые действия одного участника взаимодействия являются
бессознательными, а другие участники отвечают на них сознательны­
ми действиями, взаимодействие является социокультурным и принад­
лежит к области социологического изучения Бессознательные дейст­
вия одного участника, на которые дается сознательный ответ други­
ми, весьма многочисленны, например, взаимодействие спящего ре­
бенка и его матери, бредящего или находящегося в бессознательном
состоянии пациента и его врача, поверженного боксера и его против­
ника-победителя. Привычные действия участника, осуществляемые
автоматически без намерения оскорбить либо развеселить другого
участника, часто принимаются этим участником (участниками) как
намеренные, и ответом на них является сознательная реакция. Неос­
торожное слово или фраза, жест или движение, совершенные автома­
тически, нередко неправильно интерпретируются как сознательное
оскорбление, вызов и т. п. В своей совокупности взаимодействия за­
нимают громадное место в общем массиве социокультурных взаимо­
действий.

е) Преднамеренные и непреднамеренные действия Сознатель­
ный процесс действия, воздержание от действия и толерантность раз­
деляются на два класса: преднамеренных, мотивированных сознатель­
ной целью ради ее достижения, и непреднамеренных, мотивирован­
ных исключительно прошлым и настоящим опытом, включая и осу­
ществляемые без какой-либо сознательной цели. В преднамеренных
действиях, хотя все они тоже генерируются прошлым и настоящим
опытом, всегда есть идея цели или конца и средств достижения.

Источник П Сорокин Человек Цивилизация Общество М, 1992 С 190-197

Вопросы к тексту

1. Что понимается под взаимодействием?

2. Какое содержание вкладывает П. Сорокин в термин «значимое
взаи модейств ие»?

3 Какие компоненты входят в состав взаимодействий? 4. Какими видами (характером) действия характеризуется процесс взаимодействия?


2. 3. 4.

5. 6. 7.

8. 9.

10. 11.

12.

13.

14. 15. 16.


Вопросы по теме главы

Объясните, почему социальные взаимодействия играют важную роль в развитии личности и общества.

Дайте развернутое определение социального взаимодействия. Расскажите, какие основные признаки взаимодействия Вы знаете. Опишите две взаимозависимые стороны социального взаимодей­ствия.

Охарактеризуйте основные компоненты социального механизма взаимодействия.

Расскажите, чем определяется способ взаимодействия индивидов с другими индивидами и социальными группами. В многообразном наборе различных взаимодействий выделяются два основных типа, определяемые направленностью интересов и действий взаимодействующих индивидов и групп. Охарактеризуйте эти типы, приведите примеры их реализации на основе жизненных наблюдений, прочитанных книг, просмотренных кино- и телефиль­мов, спектаклей, сообщений средств массовой информации. Расскажите, какие виды обменов выделил П. Сорокин в процессе социального взаимодействия.

Расскажите, какие компоненты выделял Дж. Хоманс в процессе единения личности и социальной системы во время осуществле­ния социального взаимодействия.

Охарактеризуйте основные принципы социального взаимодейст­вия, выделенные и обоснованные Дж. Хомансом. Т. Парсонс обратил внимание на то, что в процессе социального взаимодействия нередко возникают разнообразные неопределен­ности. Расскажите, какие из неопределенностей такого рода он считал типичными.

Охарактеризуйте специфическую позицию, занятую символиче­скими интеракционистами Дж. Г. Мидом и Г. Блумером в интер­претации социальных взаимодействий. Что означают, по Вашему мнению, выражения «поставить себя на место другого человека», «принять на себя роль другого».

Расскажите, какие основные типы социальных взаимодействий можно выделить на основе различения субъектов и масштабов этих процессов.

Охарактеризуйте основные компоненты межличностных взаи­модействий.

Расскажите, какие элементы входят в структуру внутригруппо-вых взаимодействий.

Дайте описание тех компонентов, совокупность которых харак­терна для межгрупповых взаимодействий. Назовите, какие из



этих компонентов являются специфическими именно для данно­го типа взаимодействий.

17. Охарактеризуйте структурные компоненты внутрисистемных
взаимодействий. Какие из этих компонентов являются в данном
случае системообразующими, т.е. характерными именно для со­
циальной системы?

18. Под влиянием каких процессов всемирного характера складыва­
ются межсистемные взаимодействия в современном мировом со­
обществе государств?

Литература

1. Мид Дж. Психология пунитивного правосудия // Американская социоло­
гическая мысль. Тексты. М., 1996.

2. Мид Дж. Азия // Там же.

3. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем дейст­
вия: культура, личность и место социальных систем // Американская со­
циологическая мысль. Тексты. М., 1996.

4. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Там же.

5. Смелзер Н. Социальное взаимодействие // Социология. С, 1994.

6. Сорокин П. Социология №1 // Человек. Цивилизация. Общество. М,
1992.

7. Фролов С.С. Социальные действия // Социология. М., 1996. Гл. 2, 7.

8. Хоманс Дж. К. Возвращение к человеку // Американская социологиче­
ская мысль. Тексты. М., 1996.

Социальные отношения


26.1


Основные положения


1. Всякое взаимодействие представляет собой действие одного
субъекта (личности, группы, команды и т.п.), выполненное в отноше­
нии к другому субъекту; следовательно оно неизбежно включает в
себя определенное отношение к нему - дружественное, нейтральное,
враждебное и т.п. Поэтому феномен отношения привлекает присталь­
ное внимание психологов и социологов, поскольку содержит в себе
индивидуальные и социальные аспекты.

2. Совокупность связей, возникающих между индивидами в
процессе их взаимодействия, называют индивидуальными (или меж­
личностными)
отношениями. Но такие связи приобретают устойчи­
вый и длительный характер в тех случаях, когда они обусловлены ко-


ренными интересами не только отдельных личностей, но и целых со­циальных групп (экономическими, политическими, культурными и т.д.), и несут на себе печать тех социальных статусов и ролей, кото­рые выполняют данные индивиды и группы в обществе. Совокуп­ность таких связей выступает как наличествующие в данном общест­ве на определенной ступени его исторического развития социальные отношения.

3. Социальные отношения в большинстве случаев не симмет­
ричны.
Во-первых, испытываемые одним индивидом симпатия, ува­
жение, любовь по отношению к другому могут натолкнуться на про­
тивоположные чувства (антипатию, неуважение, ненависть). Во-
вторых, определенный человек может определенным образом отно­
ситься к Наполеону, Чайковскому или Лучано Паворотти, но при этом
не может рассчитывать на их взаимные отношения. В-третьих, отно­
сясь определенным образом к обществу, в котором он живет, индивид
может рассчитывать на определенное отношение общества к нему
только в том случае, когда он приобретает широкую известность в
результате своей деятельности, как это произошло в случаях с Напо­
леоном, Чайковским или Пласидо Доминго. В-четвертых, социальные
отношения связывают определенным образом индивидов и их груп­
пы, когда объектом этих отношений становятся их коренные потреб­
ности и интересы, а сами индивиды в процессе развития таких отно­
шений выступают в качестве носителей определенных социальных
статусов и ролей, в большинстве случаев не являющихся ни взаимо­
заменяемыми, ни симметричными.

4. Определение рассматриваемого феномена гласит: Социаль­
ные отношения — это совокупность многообразных связей, возни­
кающих между отдельными индивидами, их группами и общностями,
а также внутри последних в процессе их экономической, политиче­
ской, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих соци­
альных статусов и ролей.

5. М. Вебер считал основной особенностью социальных отно­
шений их соотнесенность со смыслом (осмысленность) и выделил
семь их признаков. Они таковы:

 

1) степень отношения индивида к другому индивиду;

2) наличие эмпирического смысла;

3) наличие взаимной соотнесенности поведения сторон;

4) преходящий или длительный характер;

5) изменчивость;

6) возможность сформулировать смысловое содержание в
принципах, нормах поведения;

7) возможность сформулировать содержание социального от­
ношения участниками по их взаимному соглашению.


6. Существует четыре основных отличия официальных отно­
шений от неофициальных:

1) наличие у первых и отсутствие у вторых определенной нор­
мативности,
т.е. их регулирование определенными нормами - право­
выми, нравственными и т.п.;

2) в отличие от неофициальных, официальные отношения
стандартизированы и обезличены, т.е. остаются теми же самыми
(покупатель — продавец, например), независимо от того, кто является
их носителем;

3) в отличие от неофициальных, официальные отношения тре­
буют обучения;

4) в официальных отношениях между людьми выбор осуществ­
ляется редко, а в неофициальных отношениях именно личностный
выбор
играет решающую роль.

7. Важное значение имеет типологизация социальных отноше­
ний. Существует несколько оснований, по которым социальные от­
ношения могут быть ранжированы по различным типам:

По субъекту (носителю) социальные отношения подразделяют­ся на следующие типы: 1) индивидуальные; 2) межличностные;

3) внутригрупповые; 4) межгрупповые; 5) международные.

По объекту социальные отношения классифицируются как 1) экономические; 2) политические; 3) социокультурные; 4) религиоз­ные; 5) внутристрановые; 6) этнонациональные; 7) семейно-бытовые.

По модальности, т.е. по характеру взаимосвязей между инди­видами и их группами, социальные отношения дифференцируются на отношения: 1) сотрудничества; 2) взаимопомощи; 3) соперничества;

4) конфликта; 5) субординации (начальник - подчиненный).

В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандар­тизации и формализации выделяются официальные и неофициальные отношения.

8. Т. Парсонс установил, что социальные отношения отличают­
ся сложной структурой. Он выделил в их содержании три основных
компонента:

1) катектическая ориентация, т.е. возможность поддержания
баланса удовлетворения — неудовлетворения личности;

2) когнитивная (познавательная) ориентация, позволяющая ин­
дивиду на основе имеющихся у него знаний, законов логики и опыта
избирательно вступать в отношения с другими индивидами;

3) ценностная ориентация, создающая определенный моральный
стандарт в отношениях индивида с другими индивидами.

9. Ч. Кули обратил внимание на то обстоятельство, что отно­
шение индивида к другим людям может быть отчетливым и детально
определенным либо, наоборот, смутным и расплывчатым, реальным


или воображаемым. Поэтому к перечисленным выше типам отноше-1 ний можно добавить такие отношения: 1) воображаемые; 2) реальные; 3) мыслимые; 4) немыслимые; 5) осознанные; 6) неосознанные; 7) отчетливо выраженные; 8) смутные, расплывчатые; 9) простые; 10) сложные 11) сходства; 12) различия; 13) равенства; 14) неравенства.

10. Широко распространенным типом социальных отношений
являются субординационные отношения между руководителями и
подчиненными. Они реализуются в нескольких разновидностях. Ос­
новными типами таких отношений являются: |

1) бюрократические (от франц. бюро - канцелярия и греч. кра-i
тос — власть) отношения, при которых начальники принимают реше-;
ния, а подчиненные обязаны их выполнять, строго следуя букве рас­
поряжений;

2) патерналистские (от лат. патер — отец) отношения, при ко­
торых четко выражена иерархичность отношений, а права "хозяина",
который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы;

3) фратериалистские (от лат. фратер — брат) отношения, при
которых иерархичность в отношениях старательно сглаживается и
смягчается, господствует стремление принимать решения коллеги­
ально, после их коллективного обсуждения;

4) партнерские (от франц. партнер - участник) отношения, при
которых решения принимаются на основе совместного обсуждения,
руководитель не приказывает, а координирует общие действия.

11. Субординационные отношения входят в систему управлен­
ческих
отношений. В этой системе в качестве приоритетных выделя­
ются: 1) отношения власти, 2) отношения зависимости; 3) отношения
господства и подчинения. В свою очередь, последние М. Вебер под­
разделял на три основных типа:

1) традиционное господство, при котором власть поддержива­
ется традицией и передается по наследству: от царя к царевичу, от
короля к наследному принцу и т.п.;

2) легальное господство — это господство права, а руководитель
выдвигается на господствующее положение в силу легальных уста­
новлений,
в частности через механизм выборов;

3) харизматическое господство, при котором определенный че­
ловек становится вождем партии, движения, страны в силу необыкно­
венных качеств, дающих ему возможность оказывать личное влияние
на других людей.

12. В процессе функционирования системы управления склады­
ваются шесть основных типов социальных отношений. Они таковы:;

1. Служебные отношения характеризуются несимметрично­стью, поскольку существует односторонняя зависимость подчинен­ного от начальника.


2. Функциональные отношения отличаются от первых тем, что
функционально обусловливающий субъект отношений не решает, что

юлжен делать функционально зависимый субъект (например, дирек-и>р учреждения и его юрисконсульт или советник).

3. Информационные отношения связаны с односторонними или
к'.аимными процессами информирования для осуществления должно-
liных обязанностей.

4. Технические отношения заключаются в том, что каждый со-
iрудник должен четко выполнять свои функции и добиваться столь
же четкого выполнения другими сотрудниками их функций, иначе
невозможно добиться согласованной и эффективной деятельности.

5. Специализированные отношения складываются между
управляющей подсистемой или ее отдельными звеньями со специали­
зированными компонентами, звеньями, участками (например, секрет­
ный отдел, спец. службы).

6. Иерархические отношения — это отношения между звеньями
или ячейками системы, расположенными на различных ступеньках
управляющей лестницы, при которых каждый нижестоящий уровень
управления подчиняется вышестоящему уровню управления.

13. В процессе осуществления управленческих отношений мо­гут возникать многочисленные ошибки, допускаемые руководителя­ми. Наиболее типичными из них являются:

1) ошибка излишней снисходительности;

2) ошибка излишней требовательности;

3) ошибка личной преданности;

4) ошибка нимба (эффект ореола), когда в отношении к подчи­
ненному начальник руководствуется не результативностью служеб­
ной деятельности, а общим впечатлением (хорошим или плохим),
производимым данным работником;

5) ошибка свежих впечатлений, когда руководитель оценивает
подчиненного и его работу только по событиям последнего времени,
а не за более длительный период его деятельности.

Знание этих ошибок и способов их преодоления существенно по­вышает эффективность социальных отношений в системе управления.

Практические задания

1. На основе изучения 26-ой главы Учебного пособия и данного Практикума Вам надлежит определить и запомнить следующие клю­чевые понятия:

Отношение.

Социальное отношение.

Официальные отношения.



 


Работа с текстом

М. Вебер. Социальное отношение

Социальным «отношением» мы будем называть поведение не-i кольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это. Следовательно, социальное отношение пол­ностью и исключительно состоит в возможности того, что социаль­ное поведение будет носить доступный (осмысленному) определению характер; на чем эта возможность основана, здесь значения не имеет.

1. Тем самым признаком данного понятия служит — пусть даже
минимальная — степень отношения одного индивида к другому Со­
держание этого отношения может быть самым различным: борьба,
иражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, «выполнение»
соглашения, «уклонение» или отказ от него, соперничество экономи­
ческого, эротического или какого-либо иного характера; сословная,
национальная или классовая общность (в последнем случае — если
такие отношения выходят за рамки простых совместных действий и
являются социальным поведением, см. об этом ниже). Таким образом,
понятие «социальное отношение» как таковое ничего не говорит о
том, идет ли речь о «солидарности» действующих лиц или о прямо
противоположном.

2. Речь здесь идет о предполагаемом участниками эмпириче­
ском смысле — о действительном или усредненном в конкретном
случае, о конструированном в «чистом» типе, но никогда — о норма­
тивно «правильном» или метафизически «истинном». Социальное
отношение имеется даже в тех случаях, когда речь идет о таких соци­
альных образованиях, как «государство», «церковь», «сообщество»,
«брак» и т.д., и полностью и исключительно состоит в возможности
того, что доступное определению действие, соотнесенное с действием
другого по своему смыслу, было, есть и будет.

3. Мы никоим образом не утверждаем, что индивиды, соотно­
сящие свое поведение друг с другом, вкладывают в социальное отно­
шение одинаковый смысл или что каждый из них внутренне принима­
ет смысл установки своего контрагента, что, следовательно, в этом
смысле здесь существует взаимность. «Дружба», «любовь», «уваже­
ние», «верность договору», «чувство национальной общности», при­
сущие одной стороне, могут наталкиваться на прямо противополож­
ные установки другой. Если иные индивиды связывают со своим по­
ведением различный смысл, социальное отношение является объек­
тивно «односторонним» для каждого из его участников. Однако и в
этом случае их поведение соотнесено, поскольку действующий инди-


вид предполагает (может быть, ошибаясь, или в какой-то степени! неверно), что определенная установка по отношению к нему (деист-1 вующему лицу) присуща и его партнеру, и на такое ожидание он ори-| ентирует свое поведение, что может в свою очередь иметь (и обычно! имеет) серьезные последствия как для его поведения, так и для даль-] нейших отношений между данными индивидами. Объективно «дву-| сторонним» отношение можег быть лишь постольку, поскольку его! содержание соотнесено таким образом, что оно соответствует ожида- < ниям партнеров; так, например, если установка отца соотносится с установкой его детей хотя бы приближенно так, как того ожидает (в отдельном типическом случае) отец. В реальной действительности социальное отношение, полностью покоящееся на обоюдных соответ­ствующих друг другу по своему смыслу установках, — есть погра­ничный случай. Однако отсутствие обоюдности лишь тогда исключа­ет (по нашей терминологии) «социальное отношение», когда в ре­зультате этого исчезает взаимная соотнесенность поведения сторон. Здесь, как и всегда, есть множество самых разнообразных промежу­точных стадий.

4. Социальное отношение может быть преходящим или дли-;
тельным, то есть основанным на том, что повторяемость поведения,!
соответствующего смыслу этого отношения (то есть считающегося-
таковым и ожидаемого), существует. Следовательно, только наличие
такой возможности, то есть вероятности повторения соответствую­
щего данному смыслу поведения иное — означает, что социальное
отношение в данном случае «существует»; об этом всегда следует
помнить во избежание неверных представлений. Утверждение, что
«дружба» или «государство» существует, означает, таким образом,
только одно: мы (наблюдающие) предполагаем наличие в настоящем
или прошлом возможности, которая заключается в том, что на осно­
вании определенного рода установки определенных людей поведение
их обычно проходит в рамках усреднено предполагаемого смысла.
Ничего другого в приведенном утверждении не заключается. Неиз­
бежная в юридическом мышлении альтернатива, согласно которой
правовое положение определенного содержания либо значимо (в
юридическом смысле), либо нет, а правовое отношение либо сущест­
вует, либо нет, в социологическом понимании, следовательно, не при­
сутствует.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных