Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика текста




Цели и задачи изучения темы

Цель: усвоить основные характеристиками текста и современные научные подходы к истолкованию текста.

Задачи:

- познакомиться с общей характеристикой текста,

- выявить основные признаки текста,

- изучить критерии текстуальности

- рассмотреть аспекты изучения текста

 

Результат освоения темы:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК-4 3-1 Знает закономерности обобщения, анализа и восприятия информации
ОК-18 З-1 Знает нормы и средства выразительности русского языка
ОК-14 У-1 Умеет многоаспектно использовать полученные знания в текстовой деятельности
ПК-1 В-1 Готов к постоянному саморазвитию и саморефлексии

 

Общая характеристика текста

Понятие «текст» является одним из ключевых в гуманитарных научных направлениях нынешнего веков, по подсчетам исследователей, текст изучается в 17 науках. Во второй половине XX века сформировались такие направления, как грамматика текста, лингвистика текста, стилистика текста, теория текста, в настоящее время формируется теория медиатекста.

В языкознании текст определяется как последовательность вербальных (словесных) знаков, основными свойствами которой являются связность и цельность. Классическое понимание текста в отечественной лингвистике сформулировано И.Р. Гальпериным: «текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [Гальперин, 1981: 18].

Однако текстами можно считать и устные разговоры, спонтанные диалоги, светские беседы «о погоде», в которых тоже реализуется определенный замысел, хотя типичным признаются письменные тексты, построенные по определенным нормам.

В настоящее время немало пишут о том, что предложенные в лингвистике признаки являются недостаточными при объяснении особенностей текстов, и в особенности текстов, функционирующих в массовой коммуникации. Оспариваются такие критерии, как

ü форма существования текста (письменный текст или спонтанный диалог),

ü законченность отдельных произведений (например, открытый финал или «информационный текст» в массовой коммуникации как звено передачи информации,

ü обязательное наличие заголовка (например, в информационных подборках в газете) или сверхфразовых единств (например, надписи типа «Вход воспрещен» или «Рвать цветы категорически запрещается» тоже являют собой особые тексты,

ü вербальный характер текста,

ü авторство и др.

Вместе с тем следует говорить не столько о недостатках классической теории, сколько о том, что современные формы создания и распространения текстов требуют иных интерпретаций, способных объяснить новые типы текстов – смешанных (креолизованных, поликодовых), гипертекстов, мультимедиатекстов, сущностные характеристики которых связаны с развитием массовой коммуникации и электронных средств хранения и передачи информации.

При объяснении текста журналистика опирается на семиотику – науку о знаковых системах.

Семиотика состоит из трех частей: семантики, прагматики и синтактики. Семантика отражает отношение знаков к действительности; прагматика – отношение знаков к человеку, синтактика – отношение знаков друг к другу.

В семантике текста акцентируется его информационно-смысловая основа. Все тексты есть результат переработки информации, т.е. сведений, получаемых их создателями от действительности. Поэтому они отражают в знаках действительность и состоят с нею в семантических отношениях. Эти отношения фокусируются в понятии тема (предмет описания, круг жизненных явлений, отражаемых в произведениях).

Второй тип отношений связан с тем, что тексты предназначены для удовлетворения тех или иных потребностей общества и поэтому имеют определенное социальное и культурное значение. Прагматические отношения проявляют предназначенность текста и коммуникативные намерения автора, определяют нужность, полезность текста для адресата. Фокус этих отношений – идея (главная мысль произведения).

Третий тип – синтаксические отношения – проявляется в том, что тексты обладают сложным строением, в которых с помощью определенных правил организуется множество элементов разных уровней. Синтаксические отношения фокусируются в структуре и организации произведения. Здесь важно как воплощается идейно-тематический замысел произведения.

С точки зрения семиотики текст – осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации. С этих позиций текстом признается не только словесное произведение, но музыка, живопись, танец, обряд, ритуал и т.п.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных