Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ




А. В. Науменко-Порохина

 

 

РИТОРИКА

 

 

Учебно-практическое пособие

 

Москва

 

Науменко-Порохина А.В. Риторика: Учебно-практическое пособие. – М., Издательство МФЮА, 2000.С.71

 

 

Настоящее учебно-практическое пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначено для студентов всех форм обучения, а также для аспирантов и преподавателей.

 

Ó А.Н.Науменко-Порохина. 2000

Ó Издательство МФЮА, 2000


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Риторика – филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову.

Риторика (греч.rhetorike – ораторское искусство), по-латыни: элоквенция, - дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (т.е. в разных жанрах письменной и устной речи).

На протяжении всей истории существования риторики видоизменялись ее определения: во времена греческой античности (V – I вв. до н. э.) одной из ведущих была формула: «риторика – искусство убеждать» (в трудах Аристотеля, Аполлодора). В теории римского красноречия была наиболее популярна формула Квинтилиана: риторика – искусство говорить хорошо. Конкретные задачи обучения красноречию лучше других сформулировал Цицерон: оратор должен изобрести, расположить, украсить.

Как предмет систематического преподавания риторика сложилась прежде других филологических дисциплин. Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течение долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики.

Общественные задачи риторики состоят:

1) в воспитании ритора – достойного гражданина, компетентного в публичной речи;

2) в создании норм публичной аргументации;

3) в организации речевых отношений, которые составляют базис общества: управление, образование, хозяйственную деятельность, безопасность, правопорядок;

4) в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности.

Традиционно риторика подразделяется на частную и общую. Общая риторика изучает историю вопроса, принципы построения целесообразной речи, проблему формирования личности ритора, интегрирующей в себе знания и умения из области философии, психологии, Аристотелевой логики, этики, техники речи, культуры речи и стилистики текста.

Частная риторика изучает конкретные виды речи.

Цель данного пособия – дать представление об истории развития дисциплины с древнейших времен до современности; показать особенности разных школ красноречия; выработать умения и навыки в изобретении и расположении материала в разных видах речей; обучить способам и приемам создания замысла, ведения аргументации, риторического построения и критики высказываний.

 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных