Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕСТНЫХ И ГОРОДСКИХ СООБЩЕСТВ




 

Местные сообщества являются традиционным объектом изучения в социологии и других социальных науках. До начала XXI в. местные сообщества понимались как территориально локализованные группы людей, объединенные общими социальными характеристиками.

Прикладная необходимость исследования местных сообществ была обоснована еще в 20-е гг. XX века в Чикагской социологической школе (Э. Берджесс, Р. Маккензи, Р. Парк, Л. Вирт), заложившей основы научной методики исследования местных сообществ.

Характерным для исследователей было представление о тесной взаимосвязи сообществ с территорией, выражавшейся в терминах «естественные районы», «соседские общины» и т.п. Исследования представителей Чикагской школы выполнялись с использованием, главным образом, методов качественных исследований, прежде всего включенного наблюдения. Их результатом было социологическое картографирование города.

Эти данные дополнялись анализом разнообразной статистической информации (У. Огборн) для постановки вопросов, ответы на которые мог дать более глубокий анализ с использованием качественных методов.

Уже тогда возникла методологическая проблема четкого определения границ сообществ, которая усиливалась по мере расширения сферы массовых коммуникаций.

В период до возникновения современных средств массовых коммуникаций и в условиях низкой территориальной мобильности населения была сформирована система характеристик местного сообщества, включающая 4 основных элемента:

1. Общность людей, например, культурная, соседская или какая-то иная.

2. Общность территории, понимаемая как доступность каждого члена сообщества для личного общения.

3. Общность социальных норм в рамках сообщества.

4. Чувство принадлежности к сообществу.

 

На рубеже XX и XXI вв., как отметила О.В. Аксенова, базовая роль локальности в конструкции общества перестает быть данностью, как и незыблемость связи общества с определенной территорией[1].

Благодаря современным массовым коммуникациям местные сообщества расширяют свои территориальные границы и начинают активно осваивать виртуальное пространство.

Д. Хиллари приводит около ста разнообразных определений сообщества (community), сформированных в научном мире. Общим в данных определениях является лишь указание на то, что сообщества объединяют людей.

Анализ существующих определений выявил три основания для выделения сообществ:

- проживание на общей территории;

- наличие единой культуры и ценностей;

- устойчивое социальное взаимодействие между членами сообщества[2].

 

В условиях бурного развития коммуникационных технологий все большее значение в качестве объединяющего основания приобретает устойчивое социальное взаимодействие между членами сообщества. Такое взаимодействие может быть и опосредованным, однако это не лишает группу активно взаимодействующих людей признаков местного сообщества. Наряду с традиционными местными сообществами, члены которых объединены общностью территории в пределах «шаговой доступности», возникают и действуют сообщества, для которых территориальная доступность не является главным или даже необходимым признаком.

К настоящему времени сложилось пять подходов к исследованию местных сообществ:

- Качественный подход описывает сообщество как место. Здесь рассматриваются, например, вопросы качества жизни (обеспечение жильем и его качество, состояние школ, качество образования и т.д.), социальный микроклимат.

- Экологический подход занимается изучением сообщества как определенной общности в природно-географическом пространстве (пространственное размещение, воздействие природных факторов, характер деятельности людей и обратное воздействие, взаимосвязи внутри и с другими сообществами и т.д.).

- Этнографический подход предполагает исследование сообщества как определенного образа жизни; при этом акцент делается на описании общих культурных характеристик, культурного пространства, а не только демографических, экономических, географических параметров.

- Социологический подход рассматривает сообщество как социальную систему и описывает социальные отношения, типичные для определенных групп и более крупных социальных образований, как внутри сообщества, так и с внешней средой.

- Экономический подход требует изучения взаимосвязи различных секторов экономики, домохозяйств и предприятий, профессионального состава населения и структуры рабочих мест, источников, распределения и динамики доходов, ресурсов (природных, финансовых, человеческих и др.), которыми располагает сообщество[3].

 

Каждый из этих подходов имеет право на существование и применяется, исходя из целей каждого конкретного исследования.

Запросы практики определяют высокую актуальность научного анализа местных сообществ уже на протяжении более чем столетия. В то же время в России недостаточно изучен как сам феномен местных сообществ, так и функционирующие сети местных сообществ в городах и сельских поселениях.

Понятие местного сообщества имеет высокую практическую важность для повышения эффективности управления на муниципальном уровне, поскольку именно местные сообщества являются одним из заказчиков по отношению к местной власти.

Слово «сообщество» в последнее время употребляется очень часто в различных контекстах и поэтому имеет огромное количество интерпретаций – и научных, и публицистических, и даже обыденных. Такая мода на сообщества приводит к крайней размытости термина и, соответственно, разным подходам к построению взаимодействия с ними. Поэтому одной из задач исследования стало определение вариантов толкования понятия, которыми пользуются представители групп интересов, работающие с гражданской активностью, с некоммерческими организациями (НКО).

Экспертный опрос стал важным элементом исследования, позволившим выработать подходы к анализу всей информации, полученной в ходе исследования; определить основания для систематизации сообществ; дополнить перечень городских сообществ Самары, сформированный на основе иных источников; выработать прикладные рекомендации органам публичной власти и членам городских сообществ.

Эксперты в основном понимают под городскими сообществами группы людей различного уровня формализации, основанные на общности интересов членов данных групп. Интерес основан на общности проблем, для решения которых создаются сообщества.

Общность интересов проявляется в совместной деятельности (обмен услугами, совместное участие в решении проблем, имеющих социальный характер или важных для членов сообществ). Такие сообщества могут иметь юридический статус некоммерческой организации или не иметь его, оставаясь неформальным объединением граждан. Последние по сравнению с НКО охарактеризованы как более «гибкие» (более оперативные, менее скованные формальными ограничениями).

Никто из экспертов не рассматривает городские сообщества лишь как территориальные объединения, то есть группы, объединенные территорией проживания в границах города (например, двор или квартал). При этом территориальные сообщества являются одним из элементов системы городских сообществ.

Эксперты указывают на отсутствие содержательных различий понятий «местные сообщества» и «городские сообщества». Термин «городские» характеризует лишь принадлежность местных сообществ в рамках города к городской социальной среде. В то же время, термин «местные сообщества» применяется к любым сообществам, как в городе, так и в сельских поселениях. Таким образом, «местные сообщества» – более широкое понятие по отношению к «городским сообществам».

 

В представленном исследовании в качестве рабочего понятия и объекта исследования был принят термин «городское сообщество».

Соответственно, в поле внимания исследователей попадали сообщества, обладающие такими характеристиками, как:

- функционирование в городской среде;

- самоорганизация: сообщество создается «снизу» и не имеет руководителей, кураторов со стороны бизнеса или политики;

- выход во внешнюю среду: сообщество проявляется в реальности через организацию событий;

- отсутствие статуса юридического лица.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных