Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основа постиндустриальной модернизации




Доминирующей тенденцией развития мировой цивилизации на рубеже ХХ-ХХI веков является переход к новому типу социальной организации общества, имеющему информационную и сетевую природу, - открытому информационному обществу.

Предпосылки перехода человечества к информационному обществу подготовила революция в области коммуникаций и информации. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейших информационных технологий привели к рывку вперед во всех сферах социальной жизни. Информация превратилась в глобальный, неистощимый ресурс человечества, вступившего в эпоху интенсивного освоения этого информационного ресурса и впечатляющих возможностей феномена управления. Информация рассматривается во всем мире в качестве одного из основных экономических ресурсов, суть которого верно выявили многие ученые. Так, М. Постер утверждал: "В условиях развития экономики труд, целью которого являлось создание "вещей", превращается в процесс воздействия людей друг на друга или на информацию и обратного воздействия информации на людей”. А. Шафф писал: “Общество информатики создает условия для счастливой жизни человечества; оно снимает с повестки дня то, что до сих пор было причиной плохого качества жизни масс – нужду... создает возможности полной реализации личности, освобождая человека от тяжелого физического туда, от монотонного умственного труда, обеспечивая ему достаточное для его развития свободное время и огромный прогресс знания”.

Благодаря информационным технологиям постиндустриальное общество отличается от его предшественников изменением сроков продолжительности различных социальных процессов.

Например, уровень образования членов общества меняется быстрее, чем технологии; стереотипы массового поведения меняются быстрее, чем соотношение сил государств или время проведения реформ. Это происходит за счет сокращения сроков, разделяющих изобретение технического “ноу-хау” и его внедрение в производственную или другую сферы жизнедеятельности. Так, если для применения фотографии понадобилось 112, для организации широкого использования телефонной связи - 56 лет, соответствующие сроки для радара, телевидения, транзистора, интегральных схем составляют, соответственно, 15, 12, 5 лет и 3 года.

Самые яркие примеры дает развитие информационных технологий, где смена поколений компьютерной техники, переход к более совершенным решениям происходит со все возрастающей быстротой. На протяжении последних двух десятилетий, согласно закономерности, названной “законом Мура”, быстродействие микропроцессоров, используемых в персональных компьютерах, удваивается в среднем каждые восемнадцать месяцев.

Другая важная характеристика современной технологической революции - вытеснение человека из сферы непосредственно материального производства. Впервые отмеченная специалистами в 60 - 70-х гг. XX в. тенденция сохраняется и в настоящее время.

Следующая характеристика технологической революции, наметившаяся в ряде стран после II Мировой войны, - резкий рост занятости в сфере производства услуг, информации. Это происходило как за счет того, что во всех отраслях увеличилось число “белых воротничков” -квалифицированных работников, непосредственно не связанных с физическим трудом, так и в результате расширения собственно сферы услуг, численность работников которой в эти годы превысила более 50 % общего количества занятых в экономике развитых стран. Последнее стало причиной отождествления постиндустриальной организации сначала с “обществом услуг”, а впоследствии - с “обществом знаний”.

В постиндустриальном социуме (кроме ранее существовавших) появились качественно новые типы услуг, которые начинают доминировать в структуре профессиональной деятельности. Поэтому следует согласиться с Д. Беллом, отмечавшим: “слово “услуга” не должно вызывать вводящих в заблуждение образов быстро приготовленной еды и низкооплачиваемых работников; основными являются финансовые, профессиональные и конструкторские услуги, здравоохранение, образование, социальная сфера, и лишь на последнем месте этой шкалы стоят бытовые услуги”.

Еще одна особенность технологической революции, отмеченная специалистами со второй половины 70-х гг. XX в., - бурное развитие информационных технологий, обретение ими качественно новой роли в производственном процессе. Это дало возможность говорить о информационной революции”, называть постиндустриальное общество в целом “информационным”. Есть объективное объяснение: “... Динамика роста объема информации... ныне удваивается каждые 20 месяцев против 50 лет во времена Маркса”.

Некоторые делают из данного факта выводы, касающиеся динамики исторического процесса. Так, Д. Робертсон пытается количественно выразить происходящее в понятии “информационная емкость”.

Поскольку информационная емкость каждого социального процесса выше, чем предыдущих, Робертсон делает выводы: 1) тип цивилизации зависит от информационных ограничений; 2) предел производства информации был основным фактором, препятствовавшим прогрессу. Следовательно, современное постиндустриальное общество, лишенное сдерживающих ранее его предшественников ограничений, получает шанс бесконечного поступательного развития.

Тенденция к усилению информатизации находит объективное подтверждение. Так, за первое десятилетие (1989 - 2000 гг.) существования глобальной компьютерной сети Интернет количество информационных сайтов достигло 1 млрд., увеличиваясь за год в среднем на 20-40 %. Каждые 12 месяцев в мире издается 1 млн. заглавий книг. Кроме того, в 70-е и 80-е гг. XX в. компании, специализировавшиеся на производстве вычислительной техники и программного обеспечения, развивались наиболее быстрыми темпами, что стимулировало интерес к ним у инвесторов. Резко возрос спрос на программистов, менеджеров, работников сферы образования. Темпы прироста численности данных категорий персонала превышали 10 % в год.

“Победное шествие” информационной революции в экономике ведущих западных стран носит не только количественный, но и качественный характер. Она продолжила радикальным образом изменять технологический базис общественного производства. Только за полтора десятилетия (с 1980 по 1995 гг.) объем памяти стандартного компьютерного жесткого диска увеличился более чем в 250, быстродействие персональных компьютеров возросло в 1200 раз. Никогда ранее ни в одной сфере хозяйства не достигалось подобного прогресса. По некоторым оценкам, совершенствование информационных технологий происходит в 3-6 раз быстрее, чем технологий использования энергии, развитие которых на протяжении последних трех десятилетий находится под пристальным вниманием как правительств развитых стран, так и мирового научного сообщества. Прогресс в информационной сфере ускоряется из-за безграничности спроса на технологические разработки. Как показывает практика, каждая новая компьютерная система не только быстрее приходит на смену предшествующей, но и обеспечивает неоспоримый успех на рынке в более короткие сроки. Так, в 1998 г., через два года после запуска в серийное производство микропроцессоров Pentium MMX, производимых компанией “Интел”, их продавалось ежемесячно почти в 40 раз больше, чем процессоров 486 DX через тот же срок после начала их серийного выпуска. К середине 90-х гг. XX в. количество компьютеров, приходящихся на 100 человек, превысило в США 40 единиц, что подготовило условия для создания всемирной информационной сети (Интернет) – самой быстрорастущей отрасли современной экономики. В 1977-1999 годах количество ее пользователей в США выросло втрое и составляет 200 на 1000 человек. Уже сегодня можно говорить о том, что бурное развитие компьютерных технологий создает в мире не только новый технологический уклад, но и новую социальную реальность.

Темпы роста доли в валовом национальном продукте США отраслей, непосредственно связанных с производством и использованием знаний, получивших еще в 50-е годы ХХ в. название “knowledge industries” таковы: если в начале 60-х гг. она оценивалась различными исследователями в пределах от 29 до 34,5 %, то спустя 30 лет составляла уже почти 60 %. На 1994 г. информационные технологии по количеству вкладываемых в них средств давно оставили позади такие “традиционные” отрасли, как автомобильная, нефтяная, металлургическая, машиностроение. Рост информатизации, “знаниеемких” отраслей современного общества нашел отражение и на теоретическом уровне. Если в 70-е гг. Д. Белл использовал в качестве движущей силы развития общества ключевые категории “наука”, “технологии” и т.п., то в 80-е гг. он меняет акценты. Третья технологическая волна, по его мнению, связана с информационными (коммуникационными) технологиями. Здесь на первый план выходит “революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер”. Затем следует миниатюризация ресурсной базы; оцифровка всей информации; программная автоматизация производственных и иных процессов деятельности людей.

По Д. Беллу, на информационной стадии эволюции постиндустриального общества “технология не детерминирует социальных изменений”, а лишь доставляет “новые инструменты” для решения возникающих проблем. Поэтому “мир постиндустриального общества требует новых моделей социальной организации”.

Потребность в информации росла и растет быстрее, чем производится информация. Нарастающая нехватка информации при развитии рыночных отношений – стимул к революционным изменениям информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – основы современной социотехнической революции.

Компьютеризация - важнейшая составляющая становления информационной сферы.

Если по определению информация - антипод раздробленности и хаосе и, подчиняясь общим законам развития, мир идет к созданию единого информационного поля без границ и таможенных барьеров, то движение по этому пути под силу лишь мощным структурам.

Обобщая опыт информатизации своей страны, сравнивая его с опытом информационных держав, Российское государство сохраняет за собой роль главного "идеолога" политики перехода к информационному обществу.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных