ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 1.2. Методы государственного регулирования экономики
Существуют две группы методов государственного регулирования – прямые и косвенные. Прямые методы представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности. Косвенные методы предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной. Прямые методы значительно ограничивают экономическую свободу, иногда даже исключают, а косвенные - наоборот. Инструментарий ГРЭ независимо от применяемых методов делится на четыре группы: · административные средства ГРЭ – меры запрета, разрешения и принуждения (напр., денежная реформа, охрана окружающей среды и др.);
Прямые (бюджетные) инструменты подразделяются на субвенции, субсидии, дотации, пособия, доплаты. Косвенные инструменты включают денежно-кредитную политику, налоговую политику, амортизационную политику. Смешанные инструменты объединяют государственное предпринимательство, государственное прогнозирование, государственное планирование, государственное программирование, государственный заказ и региональную политику. Среди инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности можно выделить:
Основными из названных средств государственного регулирования являются государственные финансы, денежно-кредитные инструменты, административно-правовые акты, государственное предпринимательство. Важнейшей составляющей государственных финансов является государственный бюджет, представляющий собой смету доходов и расходов. Основной источник доходов бюджета – налоги. Система расходов включает в себя трансферты, т.е. прямые платежи в форме пенсий, пособий, стипендий, дотаций и т.п. Виды применяемых инструментов определяются специальными условиями каждой страны: институциональными, национально-историческими, культурными, динамическими. К институциональным условиям относятся: · собственность, предпринимательство, управление, экономическая и социальная политика, социальное партнерство;
Национально-исторические и культурные условия включают социальную, национальную и религиозную структуру, национальные черты, традиции, культуру, нормы морали и этикета. Динамические условия отражают стадию и скорость движения страны к индустриальному обществу и др. Одной из приоритетных функций управления экономикой является планирование. В зависимости от степени участия государства в процессе принятия плановых решений различают директивное (решения обязательны для исполнения) и индикативное (носит рекомендательный характер) планирование. Вторым признаком классификации форм плановой деятельности является период, на который разрабатывается план. В соответствии с ним выделяют долгосрочное _(свыше 5 лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и краткосрочное (текущее) планирование на период до 1 года. Степень детализации планов и процессов позволяет осуществлять стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование. Наибольший интерес представляет собой стратегическое планирование, которое возникло в мировой экономике в 1950-х гг. и отвечает современным условиям и тенденциям развития экономики. К числу таковых следует отнести многоукладность экономики, НТП, усиление международной интеграции, интернационализацию и глобализацию экономики, рост числа ТНК, появление и развитие новых отраслей и видов деятельности в результате диверсификации экономики. Процесс обоснования и разработки государственного стратегического плана состоит из 6 этапов:
На втором этапе рассматривается система потенциалов развития национальной экономики, включающая три блока:
Планирование тесно связано с прогнозированием. Прогнозирование – это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно-обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В настоящее время существует более 100 различных методов исследования процессов (методы тренда, экспертных оценок, индивидуальные, коллективных экспертных оценок и др.). При отказе от широкого использования планирования как основного способа прямого регулирования социально-экономического развития общества используют метод программирования. Он эффективен при решении главных проблем макроэкономического характера. С этой целью создаются федеральные целевые программы (ФЦП).
Контрольные вопросы 1. Назовите группы методов государственного регулирования. 2. Каковы инструменты ГРЭ? 3. С помощью каких мер регулируется внешнеэкономическая деятельность государства? 4. Дайте характеристику государственного бюджета. Назовите источники его доходов и расходов. 5. В чем сущность государственного планирования. 6. Как осуществляется процесс обоснования и разработки государственного стратегического плана? 7. В чем сущность прогнозирования и программирования? 8. Какие федеральные целевые программы (ФЦП) вам известны?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|