Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы и подходы к формированию Программы




Реализуемая Программа учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество детского сада с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Принципы и подходы к формированию обязательной части Программы уточняются в Программе «От рождения до школы».

ü Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

ü Принцип научной обоснованности и практической применимости.

ü Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

ü Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности старшей группы «Звездочки».

Старшую группу «Звездочки» посещают 18 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Анна Д. и Кирилл Т. являются часто болеющими детьми, в связи с чем детский сад посещали не регулярно, с перерывами. Педагоги учитывают данный фактор при организации оздоровительных мероприятий в группе. Родителям данных детей подготовлены рекомендации по оздоровлению и укреплению иммунитета.

В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются с взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении с педагогами (Вика Ш., Захар И.).

В группе 9 девочек и 9 мальчиков. Все они владеют обобщёнными представлениями о своей гендерной принадлежности. Дети начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т.д., владеют различными способами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные особенности поведения мужчин и женщин. Дети начинают осознавать нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу.

Большую значимость для детей старшей группы приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Следует отметить, что некоторые дети дружат с 2 младшей группы: Элина Б. и Катя М. и Богдана К.; Настя И. и Арчил И.. А некоторые со средней: Захар И. и Арина К.; Арина К. и Ваня К. Они охотно общаются между собой, сопереживают друг другу, играют, стремятся к объединению практически во всех видах деятельности.

Остальные дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения. Бесспорным лидером в играх является Элина Б.. «Право» играть с ним отстаивают многие дети в группе (Настя И., Арина Кр., Ваня К., Катя М., Матвей О.). Появляются обиды, непонимание между детьми. Воспитатели стараются придать такому соперничеству продуктивный характер, корректировать негативные формы поведения.

Также ярко выраженными лидерскими способностями обладают Марина Н., Богдана К., Арина К,. Их взаимоотношения с другими детьми складываются, преимущественно, бесконфликтно.

У Арины К., Насти И., Элины Б. хорошо развиты личностные качества (в т.ч. гуманизм). Поэтому им всегда рады в любой компании и в любой игре.

У Арины Кр., и Димы Б., часто возникают проблемы в общении и совместных играх со сверстниками. Эти дети не всегда способны объективно оценить складывающуюся ситуацию и часто не желают разрешать конфликт мирным путём (договориться, помириться и т.д.).

В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие харак­терные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ре­бенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое пространст­во. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслежи­вать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).

В 5-6 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек). В связи с этим дети старшей группы хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ярко выраженными общими интеллектуальными способностями обладают Элина Б., Кирилл Т., Артем Г., Елеман Т.. Естественнонаучные знания привлекают Артема Г., Матвея О. Для этих детей в группе созданы условия для познавательно-исследовательской деятельности.

Усложняются образы, переда­ваемые детьми старшей группы в изобразительной деятельности. Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась цветовая гамма. Более явными стали различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, воен­ные действия и т.п. Девочки чаще рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д..

По результатам диагностики по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» 6 детей старшей группы продемонстрировали врождённые или сформированные взрослыми худо­жественно-творческие способности (Арина К., Елеман Т. Элина Б., Богдана К). Эти дети проявляют повышенный интерес к творчеству, у них хорошо развиты воображение и фантазия, выражено стремление к самостоятельности в изобразительной деятельности. В средней группе эти дети посещали изостудии и кружки художественно-эстетической направленности, становились победителями разных конкурсов. Таким образом, они приобрели опыт успешной деятельности, что придало уверенности в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. В текущем учебном году для этих детей также организована работа кружка художественно-эстетической направленности.

Привлекает детей и музыкальная деятельность. В танцах, пении, инсценировках, игре на музыкальных инструментах дети проявляют б о льшую самостоятельность, сознательный выбор средств выразительности. Можно отметить исполнительские и музыкальные способности у Элины., Кати М., Богданы К., Арины К., Кирилла Т., Ивана К.. Педагоги рекомендовали родителям данных детей способствовать дополнительному музыкально-художественному образованию детей в музыкальных школах, кружках музыкально-художественной направленности в домах творчества и детских клубах ближайшего микрорайона.

Дети старшей группы в значительной степени освоили конструктивно-модельную деятельность из строительного материала. Они свободно владеют обоб­щенными способами анализа изображений и построек. Постройки стали более симметричными и пропорци­ональными.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны конструировать как по собственному замыслу, так и по условиям.

Повышенный интерес к конструированию в большей мере наблюдается у мальчиков: Артем Г., Димы Б., Елеман Т., Матвей О., Кирилл Т.

Дети старшей группы уже способны освоить более усложненные формы сложения из листа бумаги, что важно для углубления их пространственных представлений.

Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление, навыки обобщения и рассуждения. Продолжает развиваться воображение.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 25 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы и т.д.

Следует отметить, что у некоторых детей старшей группы существуют проблемы в звукопроизношении (Арина К., Захар И., Арчил И., Богдана К.). Этим детям рекомендованы индивидуальные занятия по звуковой культуре речи с воспитателями и логопедом.

У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств некоторые дошкольники могут переоценивать свои возможности, совершать необдуманные физические действия (Арина Кр., Артем Г., Захар И., Никита П.). Эти дети требуют особого внимания со стороны воспитателей.

Воспитатели старшей группы «Звездочки» Фартушина А.Д. и Прохорова Е.Н. поощряют стремления и склонности детей к занятиям физической культурой и спортом, организуют физкультурные досуги, подвижные и спортивные игры и т.д. Родителям детей с высоким уровнем развития по образовательной области «Физическое развитие» воспитатели рекомендовали посещение спортивных секций (Элина Б., Богдана К., Матвей О., Марина Н., Елеман Т).

Планируемые результаты освоения Программы

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

ü ребенок умеет, овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ü ребенок умеет, обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ü ребенок умеет, обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ü ребенок умеет достаточно хорошо владеть устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

ü у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ü ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ü ребенок умеет проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

ü

Форма, методика, план-график проведения мониторинга

№ п/п Направление мониторинга в соответствии с образовательными программами Ответственные за проведение диагностики Сроки проведения диагностики   Методы мониторинга
I Оценка уровня развития детей (по образовательным областям)
  1. Физическое развитие Воспитатель, медицинский работник ДОУ, инструктор по физической культуре Сентябрь; май учебного года.   Наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре; контрольные упражнения и двигательные задания, беседы, опрос, диагностические игровые задания, проблемные ситуации, наблюдение
  2. Социально-коммуникативное развитие Воспитатель, специалисты Сентябрь; май учебного года.   Создание ситуаций, беседа, опрос, рассматривание иллюстраций, экскурсии на территорию детского сада. Наблюдение за предметно-игровой деятельностью детей; сюжетные картинки с полярными характеристиками нравственных норм; анализ детских рисунков, игровые задания; наблюдение за процессом труда
  3. Познавательное развитие Воспитатель, педагог-психолог   Сентябрь; май учебного года. Беседа, опрос, задания проблемные ситуации, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности
  4. Речевое развитие Воспитатель, учитель-логопед Сентябрь; май учебного года.   Индивидуальные беседа; опрос, беседа по картинкам; беседа с практическим заданием, дидактические, словесные игры, настольно-печатная игра «Литературная сказка»; анкетирование родителей
  5. Художественно-эстетическое развитие Воспитатель, Музыкальный руководитель Сентябрь; май учебного года.   Индивидуальные беседы; наблюдение за процессом художественного творчества, свободной деятельностью детей; диагностические ситуации, игровые диагностические задания, анализ продуктов детской деятельности
II Уровень освоения парциальных программ Воспитатель, специалисты   Сентябрь; май учебного года. Беседа; создание проблемной ситуации; наблюдение за свободной деятельностью детей

Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностические карты в рамках образовательной программы и карты наблюдения индивидуального развития ребенка.

На особом контроле воспитателей и специалистов находятся дети, показавшие низкий уровень освоения каких-либо разделов программы. Для работы с данными детьми выстраивается траектория индивидуального сопровождения с целью коррекции выявленных в процессе диагностики недостатков. Данные заносятся в индивидуальные образовательные маршруты детей, в которых отражается комплекс мероприятий по коррекции выявленных недостатков.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных