ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Принципы ценовых отношений в рыночной экономикеСочетание свободного ценообразования с государственным регулированием цен Формирование равновесных цен под воздействием спроса и предложения Обеспечение эквивалентности цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на промышленную продукцию для сельского хозяйства Использование нормативных методов при расчете цены предложения Обеспечение доходности товаропроизводителей на уровне, достаточном для осуществления расширенного воспроизводства Повышение эффективности сельского хозяйства и снижение издержек производства Дифференциация цены в зависимости от качества продукции и сроков ее реализации Стимулирование научно-технического прогресса в сельском хозяйстве Оптимизация взаимосвязи ценовых и финансово-кредитных отношений ных цен. В аграрном секторе ограничены возможности свободного ценообразования и более значительной, чем в других отраслях, должна быть роль государственного регулирования. Ценовое перераспределение прибавочного про- дукта отраслей на основе стихийного рынка подрывает основы нормального воспроизводства в одних отраслях, порождая застойные явления в других. Цеповые отношения следует рассматривать в системе всего воспроизводственного процесса от приобретения материально-технических ресурсов, необходимых лдя производства продукции, до конечной реализации продукции. В ходе этого процесса по всей цепи идет перераспределение доходов. Усиливается обратная зависимость между удельным весом затрат и прибыли в структуре цены между участниками создания конечного продукта. Это особенно затрагивает сельское хозяйство, которое имеет наибольший удельный вес по затратам, но относительно меньшую часть по совокупной прибыли. Издержки и система цен рассматриваются на следующих этапах их формирования в агропромышленном комплексе: - на стадии приобретения материально-технических ресурсов и услуг, потребляемых в сельском хозяйстве; - на стадии производства и реализации продукции сельского хозяйства; - при переработке сельскохозяйственной продукции; - в торговле. В настоящее время цены на материально-технические ресурсы формируют основную часть затрат на получение сельскохозяйственной продукции. Па них приходится более половины ее себестоимости. Задача состоит в том, чтобы не вводя жестких ограничений в определении цен на промышленные средства производства для села, на первом этапе сдерживать их рост, а затем постепенно переходить к паритетности цен. Методы ценообразования. В практике существует несколько методов ценообразования на товары и услуги в рыночных условиях (схема 47): - установление цены по уровню средних издержек плюс прибыль; - обеспечение безубыточности и получение целевой прибыли; - установление цены, исходя из реальной стоимости товара; - установление цены на основе уровня средних текущих цен. Самый простой способ ценообразования заключается в начислении определенной, стандартной наценки на себестоимость товара. Размеры наценок варьируются в широких пределах в зависимости от вида товара. Недостаток данного метода состоит в том, что товаропроизводители руководствуются в основном издержками производства и не учитывают спрос на товары и услуги на рынке. Методика расчета цен с учетом обеспечения безубыточности и получения прибыли основывается на сопоставлении общих издержек (постоянных и переменных) и ожидаемой выручки при разных уровнях объема продаж. При этом устанавливается такое сочетание объема выпуска товара и цены, которое обеспечивает получение необходимой прибыли предприятия. Основным фактором установления цены на основе реальной ценности товара являются не издержки производства, а реакция покупателей на кон- кретный размер цены на продукцию. Для этого используют специальные приемы воздействия на покупателя и проводят соответствующие исследования модели потребительского поведения и выявления ценностных представлений покупателя. Схема 47 Методы ценообразования в рыночных условия 1. Установление цены по уровню средних издерж:ек плюс прибыль. Этот метод состоит в начислении стандартной наценки на себестоимость продукции. При этом не учитывается спрос йа продукцию на рынке 2. Обеспечение безубыточности и получение целевой прибыли. Этот метод основывается на сопоставлении общих издержек и ожидаемой выручки при разных уровнях объема реализации 3. Установление цены, исходя из реальной стоимости продукции. Этот метод базируется на реакции покупателей на конкретный уровень цены на продукцию 4. Установление цены не основе уровня средних текущих цен. Товаропроизводитель за основу принимает цену конкурентов и не обращает внимание на собственные издержки или спрос на продукцию При ценообразовании на основе уровня средних текущих цен товаропроизводитель за основу принимает цену конкурентов и практически не обращает внимания на собственные издержки или спрос на товары и услуги. Цены на рынке ориентируются в данном случае на лидера, поставляющего значительную массу продукции. Упорядочение ценообразования при поставках материально-технических ресурсов сельскому хозяйству и предоставление услуг целесообразно осуществлять как на основе экономических рычагов, так и организационных преобразований. Поскольку наценки торгово-посреднических организаций удоро- жают средства производства на 25-50 и более процентов, необходимо установить предельные уровни этих наценок, одновременно исключив из них налог на добавленную стоимость, и дифференцировав наценки по видам средств производства в зависимости от реальных издержек обращения товаров. Поставщики техники должны получать оплату за нее только после реализации ее потребителям, что требует отмены предоплаты. Ценообразование в сельском хозяйстве призвано способствовать поощрению производства и поддержке доходности сельских товаропроизводителей. В его основу следует заложить право сельских товаропроизводителей реализовать свою продукцию по ценам, определяемым отношением спроса и предложения. Механизм ценообразования в сельском хозяйстве. Механизм ценообразования должен представлять целостную систему. Одним из главных элементов ее является расчет целевых цен, обеспечивающих сельскохозяйственным товаропроизводителям, работающим в относительно худших природно-жономических условиях, доходы, достаточные для осуществления не только простого воспроизводства, но и расширения производства. На основе целевых цен могут разрабатываться гарантированные (защитные), залоговые, ориентированные (рекомендуемые), пороговые (для определения таможенных тарифов) цены. Гарантированные (защитные) цены следует применять при закупках продукции в федеральный и гарантированные (|)онды, при определении размера доплат в тех случаях, когда рыночные цены оказываются ниже гарантированных. Уровень защитных цен может увеличи-!шться за счет средств местных бюджетов. Поддержку сельских товаропроизводителей путем применения гарантированных (защитных) цен целесообразно осуществлять в пределах определенных квот. Размеры этих квот необходимо устанавливать ежегодно, дифференцируя их по видам продукции. В целях стимулирования роста производства излишки основных видов продукции, превышающие размеры квот и не нашедшие сбыта, следовало бы государству закупать по ценам, несколько 11 иже гарантированных. Наряду с гарантированными (защитными) ценами должна применяться система залоговых операций с использованием залоговых цен. Их следует применять в первую очередь на зерно, масличные культуры, льноволокно, niepcTb. Залоговые цены в пределах квот должны быть на уровне гарантированных (защитных) цен на момент сдачи продукции в залог или на 5-10% ниже. Одновременно следует определять минимальные ставки платежей за хранение продукции при ее залоге. Система ценообразования на этапе переработки сельскохозяйственной продукции должна носить в основном региональный характер и определяться в значительной степени организационной структурой интеграции сельских перерабатывающих предприятий (кооперация, акционерные общества, контрактная система и др.). Упорядочению ценообразования на конечную продукцию на стадии торговли будет способствовать постепенное формирование рынка, на котором определяется цена спроса и предложения. Однако, следует осуществить ряд мер экономического характера с тем, чтобы противодействовать неоправданному завышению розничных цен. Целесообразно устанавливать предельный размер посреднических и торговых наценок по видам конечной продукции относительно закупочной цены на продукты сельского хозяйства или оптовой цены перерабатывающих предприятий. Это позволит сократить количество посредников, обеспечить примерно равную выгодность производства, переработки и реализации продукции, поощрять увеличение объемов продаж продовольствия торговыми организациями, а следовательно, повышение платежеспособного спроса населения. Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|