Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава XIX. Рынок сельскохозяйственной продукции




1. Валовая и товарная продукции сельского хозяйства.

2. Понятия и условия реализации сельскохозяйственной продукции.

3. Каналы и пути реализации продукции в рыночных условиях.

4. Формирование рыночной системы реализации сельскохозяйственной продукции.

1. Валовая и товарная продукции сельского хозяйства

Понятие валовой продукции. Обобщающим результатом производст­венной деятельности предприятий выступает валовая продукция сельского хозяйства. Она представляет собой общее количество произведенной за опре­деленный период сельскохозяйственной продукции. В состав валовой про­дукции сельского хозяйства входит:

- основная продукция предприятия: зерно, картофель, овощи, сахарная свекла, молоко, мясо, шерсть и др.;

- приплод и прирост живой массы скота и птицы;

- стоимость многолетних насаждений и незавершенного производства;

- побочная продукция, полученная одновременно с основной (солома, навоз и др.).

Валовую продукцию сельского хозяйства учитывают как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В натуральных показателях валовая продук­ция растениеводства может быть представлена отдельной культурой или группой однородных культур (зерновые культуры, овощные культуры, кор­мовые и др.), а в животноводстве - производством отдельных видов продук­ции (молоко, мясо, яйцо и т.д.). Валовая продукция в натуральном выражении исчисляется в центнерах, тоннах, штуках и др.

Производство валовой продукции в натуральном выражении во всех ка­тегориях хозяйств при переходе к рыночным отношениям значительно сокра­тилось (табл. 18). Наибольшее снижение объемов производства в 2002 г. по сравнению с 1986-1990 гг. наблюдается по сахарной свекле, зерну, а также продукции животноводства.

В зависимости от назначения валовая продукция сельского хозяйства делится на две части:

- продукция, которая потребляется непосредственно в сельском хозяйст­ве на производственные цели;

- продукция, используемая для реализации.

Для внутрихозяйственных нужд используются семена и посадочный ма­териал, корма, молоко на выпойку телят и прочая продукция. Реальный вклад каждого предприятия и экономического района в производство валового об-


щественного продукта определяется по конечной продукции, предназначен­ной для реализации.

Таблица 18 Объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств Российской Федерации, млн. т

 

Показатели 1986- 1990 гг. в среднем за год 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Зерновые и зернобобовые культуры 104,3 63,4 65,5 86,6 85,2
Сахарная свекла 33,2 19,1 14,0 14,5 15,6
Подсолнечник 3,1 4,2 3,9 2,7 3,7
Картофель 35,9 39,7 34,0 35,0 32,9
Овощи ИД ИД 12,4 13,2 13,0
Мясо скота и птицы в живой массе 10,5 9,3 7,0 7,0 7,3
Молоко 38,8 39,2 32,3 32,9 33,5
Яйца, млрд. шт. 33,0 18,3 34,0 35,2 36,4

По направлениям использования валовая продукция сельского хозяйства относится как к производству средств производства, так и производству предметов потребления. Та часть продукции, которая не поступает в потреб­ление, а представляет собой сырье для промышленной переработки, относит­ся к средствам производства. Сюда включают также семена, корма и другая продукция, используемая на производственные цели. Продукция, которая поступает в непосредственное потребление без предварительной переработ­ки, относится к предметам потребления.

Оценка валовой продукции. Совокупное выражение валовой продук­ции сельского хозяйства отражается в стоимостных показателях. Для опреде­ления физического объема продукции, изменения валового производства по годам, расчета показателей производительности труда, фондоотдачи по ре­гионам весь объем валовой продукции сельского хозяйства оценивают в со­поставимых ценах 1994 г.

При исчислении валового и чистого' дохода в конкретном хозяйстве за определенный период,производства валовую продукцию оценивают по теку­щим ценам. Всю реализованную продукцию рассчитывают по фактически сложившимся ценам реализации, а нетоварную часть продукции оценивают по себестоимости ее производства. В сельском хозяйстве определение сово-


купной валовой продукции имеет свои особенности. Здесь общий объем по­лученной продукций определяется как сумма продукции различных взаимо­связанных в процессе производства отраслей, включая и проходящий между ними взаимный оборот, который в экономике получил название валовой обо­рот. Так, произведенные в растениеводстве корма в денежном выражении оцениваются как продукция земледелия, а затем при использовании на корм скоту и птице включаются в стоимость валовой продукции животноводства. В этой связи при исчислении общего объема валовой продукции сельского хозяйства имеет место повторный счет, произведенной в различных отраслях продукции. В сельском хозяйстве валовой оборот и валовая продукция равны, поскольку совокупный объем валовой продукции принято исчислять по методу валового оборота.

Валовая продукция сельского хозяйства отличается от валовой продук­ции сельскохозяйственных предприятий. В состав валовой продукции сель­скохозяйственных предприятий наряду с продукцией сельского хозяйства включают продукцию звероводства, рыбоводства, подсобных отраслей, про­мышленных производств, а также доходы от выполненных работ и услуг на стороне. Следовательно, понятие валовой продукции сельскохозяйственных предприятий значительно шире понятия валовой продукции сельского хозяй­ства. В структуре валовой продукции сельского хозяйства в целом по стране на долю животноводства приходится около 60%, а земледелия - почти 40%. В тоже время в структуре валовой продукции сельскохозяйственных предпри­ятий удельный вес продукции сельского хозяйства составляет 87%. Другая часть приходится на продукцию подсобных предприятий, лесоводства, зверо­водства и на работы и услуги.

Производство валовой продукции в стоимостном выражении значитель­но колеблется по годам и экономическим районам страны. Это связано с из­менением цен на продукцию по периодам ее производства, и с вкладом кон­кретного региона в производство сельскохозяйственной продукции в целом.

Исчисление валовой продукции сельского хозяйства в стоимостном вы­ражении необходимо для определения:

- удельного веса сельского хозяйства в совокупном общественном продукте страны;

- уровня и динамики отраслевой структуры сельскохозяйственного производства;

 

- роли и значении отдельных форм хозяйствования в производстве про­дукции;

- показателей экономической эффективности производства. Показатель валовой продукции в стоимостной оценке имеет ряд недостатков, которые оказывают влияние на величину показателей экономической эффективности сельскохозяйственного производства, рассчитанных с использованием вало­вой продукции. Основные из них следующие.


Валовая продукция сельского хозяйства представляет собой результат применения затрат как живого, так и прошлого труда. Следовательно, показа­тели, рассчитанные по валовой продукции, не дают реального представления о роли живого труда в производстве продукции, поскольку объем ее может быть связан с перерасходом материальных ресурсов.

При оценке валовой продукции в действующих ценах занижается действительная ее стоимость. Это связано с тем, что нетоварная часть продукции оценивается по себестоимости производства, а последняя намного ниже сложившихся рыночных цен.

В условиях развития межхозяйственной кооперации показатель валовой продукции не всегда отражает реальный вклад конкретного коллектива сель­скохозяйственного предприятия. Размер валовой продукции в определенной мере зависит от объема поставок продукции из других хозяйств, входящих в состав межхозяйственных предприятий.

В показателе валовой продукции сельского хозяйства, рассчитанном в стоимостном выражении, не учитываются ее качественные параметры: со­держание сухих веществ, белков, витаминов, жиров и т.д. Косвенно они на­ходят свое отражение в ценах реализации продукции. Однако, полного пред­ставления о качестве продукции стоимостная оценка не дает.

Товарная продукция и товарность.Товарная продукция представляет собой весь объем проданной сельскохозяйственной продукции по всем кана­лам реализации. Товарная продукция выступает в натуральном и стоимост­ном выражении. В натуральной форме предприятия реализуют отдельные виды произведенной сельскохозяйственной продукции: зерно, картофель, овощи, молоко, мясо и др. Совокупный объем реализованной продукции предприятия определяется в стоимостной форме.

Основными показателями, характеризующими товарность сельского хо­зяйства и отдельных видов продукции являются: общий размер товарной про­дукции предприятия; количество товарной продукции в расчете на 100 та земельных угодий или на голову скота. Уровень товарности определяется как процентное отношение размера товарной продукции к валовой:

^ Ут=1^,

Пв

где Пт - размер товарной продукции; Пв - объем валовой продукции.

Для определения уровня товарности отдельных видов продукции (зерно, картофель, молоко и др.) используют размер валовой и товарной продукции в натуральном выражении (кг, т, шт.). При определении уровня товарности всего сельскохозяйственного предприятия применяют стоимостные показате­ли валовой и товарной продукции. В этой связи очень важно, чтобы валовая и товарная продукция рассчитывалась в единых ценах.


Пути увеличения валовой и товарной продукции.Главным направле­нием роста валовой продукции сельского хозяйства является последователь­ная интенсификация отраслей растениеводства и животноводства на базе хи­мизации, мелиорации и комплексной механизации. Увеличение продукции растениеводства может быть достигнуто за счет резкого повышения урожай­ности сельскохозяйственных культур. Потенциальная урожайность приме­няемых в сельском хозяйстве сортов и гибридов сельскохозяйственных куль­тур в настоящее время используется на 40-60%. Причиной этого, как показы­вает практика, является несоблюдение технологии выращивания, ухода за растениями и уборки урожая, недостаточное внесение органических и мине­ральных удобрений, неудовлетворительная подготовка семян и посадочного материала, низкий уровень организации производства в хозяйствах.

Важнейшими направлениями роста валового производства продукции животноводства являются улучшение породного состава животных, ускорен­ное развитие кормовой базы, совершенствование способов содержания скота, повышение уровня механизации трудоемких процессов в отрасли. Только за счет рационального использования материальных и трудовых ресурсов, свое­временного проведения зооветеринарных мероприятий продуктивность жи­вотных может возрасти на 20-25%.

Основными путями повышения уровня товарности сельскохозяйствен­ного производства в современных условиях являются:

- сокращение внутрихозяйственного расхода продукции на производст­венные нужды;

- улучшение качества семян и кормов, экономное их расходование;

- сокращение потерь продукции в процессе ее производства, хранения, транспортировки и реализации;

- подготовка высококвалифицированных кадров, способных работать в рыночных условиях.

Резервы увеличения валовой и товарной продукции вскрываются в про­цессе анализа фактических уровней производства и реализации сельскохо­зяйственной продукции в динамике за ряд лет и плановых и нормативных показателей как в целом по отрасли, так и по отдельным предприятиям и ор­ганизациям.

2. Понятия и условия реализации сельскохозяйственной

продукции

Условия реализации сельскохозяйственной продукции.Результаты конечной финансовой и экономической деятельности сельскохозяйственных предприятий во многом определяются объемами и качеством реализованной продукции. Последняя выступает мерилом богатства и благополучия не толь-


ко сельского хозяйства, но и других отраслей и производств агропромышлен­ного комплекса.

Сбыт сельскохозяйственной продукции представляет собой экономиче­скую активность предприятий в процессе реализации на пути продвижения ее от производителя до потребителя. Эффективность сбыта характеризуется уров­нем интеграции сельского хозяйства в общественное разделение труда.

Реализация сельскохозяйственной продукции зависит от следующих ус­ловий:

- физического свойства сельскохозяйственного сырья и готовых продук­тов питания;

- предпочтений и целесообразных затрат потребителя;

- целесообразных затрат сельского товаропроизводителя;

- территориального деления производителей и потребителей сельскохо­зяйственной продукции;

- технологии производства и затрат в секторах торговли и переработки.
Физические свойства сельскохозяйственной продукции играют важную

роль в процессе ее реализации и потреблении. Продукция, которая не требует дополнительной переработки, может реализоваться напрямую от производи­теля к потребителю. Так, например, могут продаваться яйца, картофель, ово­щи, фрукты. Другие виды продукции, требующие соответствующей перера­ботки, поставляются заготовительным организациям или предприятиям пере­рабатывающей промышленности для последующей доработки. По данной схеме реализуются зерновые культуры, сахарная свекла, подсолнечник и др. При этом заготовительные и торговые организации выступают посредниками между производством и конечным потребителем продуктов питания. Они выполняют функции по хранению и доведению продукции до требуемых па­раметров качества.

Факторы влияющие на реализацию продукции.Большое значение при реализации экологически чистой продукции имеет предпочтение потре­бителей. Для производства такой продукции требуются значительные допол­нительные затраты материально-денежных средств, а цены реализации эколо­гически чистой продукции существенно возрастают. Следовательно, потре­бителями такой продукции являются покупатели с высокими доходами.

Важным условием эффективного функционирования сельскохозяйст­венного предприятия является сокращение затрат труда на единицу продук­ции под воздействием внедрения достижений научно-технического прогрес­са. Высвобождаемая из основного производства рабочая сила может быть использована на других работах несельскохозяйственного направления: на организации переработки продукции, реализации продуктов и услуг, строи­тельстве и др. Это в свою очередь будет способствовать получению дополни­тельных доходов сельскохозяйственного предприятия от эффективного ис­пользования трудовых ресурсов.


Размещение производства сельскохозяйственной продукции вблизи крупных городов и промышленных центров позволяет организовать прямой сбыт основных видов продукции и тем самым сократить затраты по ее реали­зации. Прямой сбыт продукции представляет собой альтернативу для получе­ния дополнительного дохода товаропроизводителей.

В рыночных условиях торговля и перера:батывающие предприятия выиг­рывают конкурентную борьбу с сельскохозяйственными производителями в качестве прямого поставщика готовой продукции. Затраты на переработку сельскохозяйственного сырья в пищевой промышленности, как правило, зна­чительно ниже, чем в сельскохозяйственных предприятиях, имеющих собст­венные цеха по переработке продукции.

Прохождение отдельных аграрных продуктов через стадию оптовой тор­говли в определенной мере зависит от территориального разделения мест производства, розничной торговли и от дифференциации продуктов. Так, если раньше молочные заводы поставляли свою готовую продукцию непо­средственно в розничную торговлю, то в настоящее время они используют и такое промежуточное звено, как оптовая торговля.

Система оптовых продовольственных рынков призвана решать следую­щие задачи:

- бесперебойно и круглосуточно снабжать население высококачест­венными продуктами питания;

- обеспечивать устойчивый выход сельскохозяйственных товаропроиз­водителей и потребителей их продукции на конкурентоспособный рынок;

- повышать эффективность распределения продовольствия в крупных городах и промышленных центрах;

- способствовать ускорению процесса движения товаров к конечному потребителю;

- упрощать взаиморасчеты и платежи между покупателями и продавцами.
Все это необходимо учитывать при создании конкурентоспособного

рынка сельскохозяйственной продукции.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных