Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАНЯТИЕ 21. СВОБОДА




 

Постановка проблемы. Информация для тренера Любой подросток мечтает о «свободе от…»: от родительской опеки, школы, собственных комплексов и так далее. Но мало кто из молодых задумывается о том, для чего им эта свобода. Данное занятие посвящено проблеме «свободы для…». Быть «свободным от…» - значит быть свободным от любых ограничений, в том числе защищающих от риска ВИЧ-инфицирования. Быть «свободным для…» - значит, осознавать ценность собственной жизни и важность заботы о ней.

 

Цели занятия:

Формирование представлений о «свободе для…», о взаимосвязи свободы и ответственности, актуализация опыта ответственного отношения к окружающим и самому себе.

 

Начало работы:

Упражнение «Шаг вперед - два назад»

Цель: введение в тему, создание рабочей атмосферы.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание:участники выстраиваются в шеренгу. По сигналу ведущего «Шаг вперед» или «шаг назад» те, кто согласен с определенным утверждением, делают соответствующий шаг. В итоге один или несколько подростков оказываются впереди группы. Обсуждается, что это значит (они «самые свободолюбивые»).

Возможные утверждения:те, к кому это относится, делают соответствующее движение. в течении недели (помощь еще не подоспела), третий круг - в ри себя

«Шаг вперед»:

- Свобода дороже золота и серебра

- Свобода нужна даже для того, чтобы подчиняться

- Я предпочитаю быть свободным душою в тюрьме, чем льстецом и трусом на свободе

- Тощая свобода лучше жирного рабства

- Человек родится свободным. Хоть бы и в оковах

«Шаг назад»:

- Человек нуждается не в свободе, а в мудром руководстве

- Чему быть – того не миновать

- Чтобы свободой можно было обладать, ее нужно ограничивать

- Человек, который думает, что он свободен, подобен брошенному камню, который думает, что он летит

- Чтобы стать счастливым, нужно потерять свободу

Работа по теме занятия:

Информация для тренера:

«Человек начинает вести себя как человек, лишь когда он в состоянии преодолеть уровень психофизически-организменной данности и отнестись к самому себе, не обязательно противостоя самому себе. Свобода представляет собой отношение человека к трем вещам:

- к влечениям. У человека есть влечения, однако влечения не владеют им, они не исчерпывают его. Признание влечений не только не противоречит свободе, но даже имеет своей предпосылкой свободу отрицания. Все влечения человека, в отличие от животных, во власти его духовности. Таким образом, влечения и свобода находятся в коррелятивном отношении друг к другу;

- к наследственности. Человек обладает свободой по отношению к своим задаткам;

- к влиянию среды. Влияние среды больше зависит от того, что человек из нее делает, как он к ней относится.

Однако человек свободен лишь условно, так как он не может делать все, что хочет; человеческая свобода не тождественна всемогуществу. Признавая свободу, человек в то же время должен признать и ответственность за свои действия и решения».

Виктор Франкл. «Человек в поисках смысла»

Вариант 1. Дискуссия «Что такое свобода»

Цель: определение понятия «свобода».

Необходимые материалы: доска с мелом или ватман с маркерами.

Описание:участники по кругу называют ассоциации со словом «свобода», которые фиксируются на доске. После этого начинается дискуссия.

Обсуждаются вопросы:

- В чем проявляется свобода человека?

- Что ограничивает свободу человека?

- Как человек сам может ограничивать свою свободу (проблема зависимостей)?

- Как соотносятся свобода и вседозволенность?

- Как соотносятся свобода и ответственность?

 

Резюме ведущего:

Человек свободен до тех пор, пока не погрязает в материальном. Свобода – это не вседозволенность, она сопряжена с ответственностью перед другими и собой. Альтернативой свободе являются различные формы зависимости.

Вариант 2. Упражнение «Слепой и поводырь»

Цель: осознание взаимосвязи свободы и ответственности.

Необходимые материалы: повязки на глаза.

Описание: участники работают в парах. Одному из них завязывают глаза, второму предлагается провести партнера по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Помещение может быть изменено с помощью перестановки мебели и так далее по усмотрению ведущего. По завершении работы пары (шесть-семь минут) участники меняются ролями.

Обсуждаются вопросы:

- Какие чувства возникали во время упражнения?

- В какой роли было комфортнее? Почему?

-

Резюме ведущего:

Быть свободным всегда означает отвечать за то, что ты делаешь. В каком-то смысле можно сказать, что безопаснее быть несвободным – если что, то «я тут не при чем». Однако несвободный человек не имеет возможности самому выбирать свой путь. Перед любым человеком стоит выбор между «опасной свободой» и «безопасной несвободой».

Вариант 3. Упражнение «Тарелка с водой»

Цель: формирование опыта ответственного отношения к другим.

Необходимые материалы: тарелка, вода.

Описание: перед группой ставится задача: передать по кругу тарелку, наполненную водой. Затем в свободной форме обсуждаются впечатления.

 

Резюме ведущего:

Ответственность часто ощущается как давление. Но не будь ее, свобода переросла бы во вседозволенность, и люди просто не смогли бы уживаться друг с другом. Ответственность – важнейшее свойство взаимоотношений свободных в своем выборе людей.

 

Вариант 4. Обсуждение притчи «Птичка»

Цель: формирование представления о свободе как ответственности перед собой за реализацию своего потенциала.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: группе предлагается прослушать притчу:

«Одна птичка очень долго жила в клетке. Она часто смотрела сквозь прутья клетки в окно, где виднелись деревья и луг. Она видела других птиц, которые весело летали на свободе, и часто задумывалась о том, каково это - чувствовать, как солнце пригревает спинку, ветер расправляет крылья, и, взмывая и пикируя вниз, ловить на лету мошек.

Когда птичка думала об этом, ее сердце начинало учащенно биться. Она садилась повыше на перекладину и, глубоко дыша, почти ощущала наслаждение возможного полета.

Иногда другая птица садилась на карниз у окна, немного отдыхала там и рассматривала птичку, сидевшую в клетке. Путешественница склоняла голову набок и как бы спрашивала себя, возможно ли такое. Птица в клетке! Немыслимо!

И в эти моменты птичка чувствовала себя совсем несчастной. Ее маленькие крылышки понуро опускались, в горле вставал комок, а на сердце ложилась печаль.

Однажды владелец птички оставил дверцу клетки открытой. Птичка сидела и смотрела наружу сквозь открытую дверцу. Она видела птиц, порхающих там, на свободе, видела, как солнце играет на их спинках, а ветер ворошит перышки, и чувствовала волнение. Птичка заметила, что окно открыто, и ее сердечко забилось еще быстрее.

Она пыталась решить, что же ей делать.

И она все еще думала, думала, думала, когда на закате вернулся хозяин и запер дверцу клетки».

Обсуждаются вопросы:

- О чем эта притча?

- Почему свобода так часто пугает?

- С чем сопряжена возможность свободного выбора?

- Что такое ответственность перед самим собой?

- Что такое самореализация?

 

Резюме ведущего:

Человеческая свобода – это свобода выбирать. Что выберет человек: стоять на одном месте или двигаться по жизни вперед? Первое – безопаснее, но второе – куда интереснее!

Завершение работы.

Цель: подведение итогов занятия.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: ведущий подчеркивает изначальную свободу выбора, которой обладает человек, и сопряженную с ней ответственность.

Группа высказывается на тему:

- Что нового произошло за время занятия?

- Что удивило, оказалось неожиданным?

 

Домашнее задание

Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.

Необходимые материалы: рабочая тетрадь.

Описание: участникам группы предлагается написать эссе на тему: «Для чего человеку быть свободным?».

 

ЗАНЯТИЕ 22. ВЫБОР

 

Постановка проблемы. Информация для тренера Свобода воли, изначально присущая человеку, заключается в его способности осуществлять жизненные выборы. Некоторые из них очень маленькие (например, какой сорт мороженого предпочесть), некоторые – глобальные (например, по какому пути экономического развития пойдет страна в ближайшие три года). Но их роднит одно обстоятельство: выбирая что-то одно, человек автоматически отказывается от всего остального. Как узнать, что совершенный выбор – правильный и что приобретения больше потерь? Этот вопрос обсуждается в течение занятия. Важно помочь подросткам в осознании, что выбор в пользу поведения, безопасного с точки зрения распространения ВИЧ, всегда более оправдан, чем выбор в пользу риска.

 

 

Цель занятия:

Формирование представлений о психологической сущности выбора, демонстрация возможностей совершения выбора в различных жизненных ситуациях, обучение навыкам эффективного целеполагания в ситуации выбора, мотивация к опоре на общечеловеческие ценности при совершении выбора

 

Начало занятия:

Разминка «Коллективный счет»

Цель: создание рабочего настроя, введение в тему.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: участники группы получают задание: закрыв глаза, в свободном порядке вслух считать от одного до ста таким образом, чтобы каждое следующее число называл только один человек. Если два голоса одновременно называют одно и то же число, игра останавливается и счет начинается с единицы. Договариваться об очередности называния чисел нельзя.

В экспресс-обсуждении ведущий особое внимание уделяет причинам, заставивших кого-то активно называть числа, а кого-то молчать на протяжении всей игры. Подчеркивается, что каждый находился в ситуации выбора (произносить или нет следующее число), обсуждается эмоциональное напряжение, сопровождающее выбор. Откуда оно возникает?

Работа по теме занятия:

Информация для тренера:

Свобода воли есть наша ни от кого и ни от чего не зависящая способность самоопределения по отношению к добру и злу (научно-богословское определение свободы). Таким образом, человек несет ответственность за свои выборы и их последствия.

Осознание человеком ответственности за свои действия наделяет жизнь субъективным смыслом и обеспечивает человеку состояние эмоционального комфорта. Это положение можно изобразить в виде схемы:

Позиция «Я выбираю»

Принятие последствий своих выборов

 
 


Принятие ответственности за свои выборы

 
 


Личная свобода и ощущение эмоционального комфорта

Отсутствие свободы выбора, понимаемое как внешнее принуждение к определенному поведению (в случае, если интериоризация такой ценности, как ответственность, не произошла), субъективно переживается как эмоциональный дискомфорт:

Позиция «Я должен»


Сокращение возможности взаимодействия с окружающим миром

       
   


Подчинение или сопротивление

       
   


Досада, обида Чувство вины

Эмоциональный дискомфорт

Вариант 1. Дискуссия – обсуждение сказки «Фиолетовый котенок»

Цель: формирование представлений о причинах эмоциональной напряженности в ситуациях выбора.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: вниманию группы предлагается сказка Д. Соколова:

«Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.

— Ну что мне с ним делать? — кошка всплёскивала лапами. — Ведь хороший, умный котёнок, а тут — ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши — ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?

— Да что с ним цацкаться? — рычал кабан.

— Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку. Ишь ты — все котята как котята, а этому лунный свет подавай!

— Он просто глупый, — каркала ворона.

— Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет — его из солнечного света не вытащишь!

Фиолетовый котёнок мыл лапы только в лунном свете. Луна была большая, белая, яркая.

— Милый котёнок, — говорила Луна, — а почему ты фиолетовый?

— А как бывает ещё? — удивлялся котёнок.

— У меня есть брат, — сказала Луна, — он очень большой и ярко-жёлтый. Хочешь на него посмотреть?

— Он похож на тебя? Конечно, хочу.

— Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.

Ранним утром котёнок увидел Солнце.

— Ух, какой ты тёплый! — воскликнул котёнок. — А я знаю твою сестру Луну!

— Передай ей привет, — сказал Солнце, — когда встретишь, а то мы редко видимся.

— Конечно, передам.

Фиолетовый котёнок теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной. Ну и что?»

Обсуждаются вопросы:

- О чем, как вам кажется, эта сказка?

- Почему ситуация выбора сопровождается эмоциональным напряжением?

- К чему приводит совершенный выбор в плане возможностей, которыми располагает человек?

- Как меняется эмоциональное состояние после совершения выбора?

- Чем свободный выбор отличается от выбора под давлением?

 

Резюме ведущего:

Момент выбора всегда сопровождается эмоциональным напряжением, поэтому очень часто хочется отказаться от выбора совсем, пустить события на самотек. Однако вслед за совершенным выбором всегда наступает успокоение. Трудность процесса выбора не означает необходимость отказываться от его осуществления.

Вариант 2. Упражнение «Должен-выбираю»

Цель: формирование представлений о позитивном влиянии возможности выбора на восприятие своей жизни, формирование мотивации к истолкованию нравственных императивов как собственных выборов.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: организуется работа в парах. В первой части упражнения участники вспомнают ситуацию «меня заставили делать то, что я не хотел» (заставили другие люди или обстоятельства) и рассказывают об этом партнеру. По окончании работы обсуждаются вопросы:

- Что вы чувствовали во время рассказа?

- Как звучал ваш голос?

- Каковы были ваши мимика и поза?

Большинство признаков указывает на ощущение себя маленьким, несчастным, нуждающимся в утешении и защите.

Во второй части упражнения участникам предлагается мысленно изменить взгляд на ситуацию и представить себе, что даже в ней у вас был выбор (вы сами решали, подчиняться или нет, сами выбирали способ действия; если вы и решили подчиниться, то только потому, что трезво оценили последствия всех возможных вариантов поведения). Партнеру предлагается новая интерпретация ситуации, обсуждаются те же вопросы.

В итоговом обсуждении затрагиваются вопросы:

- Что изменилось при смене установки с «меня заставили» на «я выбрал»?

- Что означает для человека позиция «меня заставили», как она влияет на его ответственность за собственную жизнь?

- Что дает человеку позиция «я выбираю»?

- Есть ли выбор в ситуациях морального долженствования («не хочется, но должен»)? Ответ обоснуйте.

Резюме ведущего:

Если человек понимает, что он делает то, что ему хочется, ему намного проще, чем если он делать что-то под давлением. Важно уметь видеть ситуации долженствования с позиции «почему я хочу это сделать».

 

Вариант 3. Упражнение «Дилемма узника» (модификация)

Цель: формирование навыка эффективного целеполагания в ситуации совершения выбора

Необходимые материалы: наборы карточек (десять красных и десять черных) и рабочие листы с правилами для каждой команды

   

Описание: Участники делятся на две команды. Командам необходимо в течение десяти ходов заработать как можно больше условных баллов путем обмена карточками (красной или черной), учитывая следующие правила:

 

  2 команда дает
Красную Черную
1 команда дает Красную +5 +5 + 10 -10
Черную -5 -5 -10 + 10

 

Инструкция первой команде:

В этой игре ваша задача получить как можно больше баллов. Вам нужно выбрать путем обсуждения в течение трех минут, какого цвета карточку вы будете давать другой команде. Команда соперников также определяет, какого цвета карточку дать вам.

Если вы даете красную карточку, и команда соперников дает вам красную, то ваши команды зарабатывают по пять баллов.

Если вы даете красную карточку, а команда соперников дает вам черную, то ваша команда теряет десять баллов, а команда соперников зарабатывает десять баллов

Если вы даете черную карточку, и команда соперников дает вам черную, то ваша команда зарабатывает десять баллов, а команда соперников теряет десять баллов.

Если вы даете черную карточку, а команда соперников дает вам красную, то ваша команда теряет пять баллов, и команда соперников также теряет пять баллов.

У вас будет десять ходов (раундов).

Роль «почтальона» исполняет ведущий.

Количество баллов, полученных в пятом и восьмом раундах, умножается в десять раз

После седьмого хода команды имеют право провести переговоры, для которых делегируется по одному участнику от каждой команды.

 

Инструкция второй команде:

В этой игре ваша задача получить как можно больше баллов. Вам нужно выбрать путем обсуждения в течение трех минут, какого цвета карточку вы будете давать другой команде. Команда соперников также определяет, какого цвета карточку дать вам.

Если вы даете красную карточку, и команда соперников дает вам красную, то ваши команды зарабатывают по пять баллов.

Если вы даете красную карточку, а команда соперников дает вам черную, то ваша команда теряет пять баллов, и команда соперников теряет пять баллов

Если вы даете черную карточку, и команда соперников дает вам черную, то ваша команда теряет десять баллов, а команда соперников зарабатывает десять баллов.

Если вы даете черную карточку, а команда соперников дает вам красную, то ваша команда зарабатывает десять баллов, а команда соперников теряет десять баллов.

У вас будет десять ходов (раундов).

Роль «почтальона» исполняет ведущий.

Количество баллов, полученных в пятом и восьмом раундах, умножается в десять раз

После седьмого хода команды имеют право провести переговоры, для которых делегируется по одному участнику от каждой команды.

 

В обсуждении затрагиваются вопросы:

- Насколько эффективными были сделанные командами выборы?

- Почему команды не сумели получить максимум очков? Что помешало?

- Как формулировать цели для того, чтобы совершать эффективные жизненные выборы?

 

По результатам игры обсуждается «Квадрат целеполагания», включающие четыре составляющие:

1.Что я делал?

2. Для кого я это делал?

3. Каков был результат?

4. Каков критерий достижения этого результата (как я узнал, что я его достиг?)

Что я делаю?   1. 2. 3. Для кого я это делаю?   1. 2. 3.
Каков будет результат?   1. 2. 3. Каков критерий достижения этого результата? 1. 2. 3.

 

 

Резюме тренера:

Упражнение показывает, что в условиях дефицита информации не всегда возможно определить, какие действия будут наилучшим образом служить достижению цели. Если результат зависит не только от нас, но и от действий другого человека и мы не знаем, что делает другой человек, то не можем однозначно определить, каким будет итог наших действий.

Вариант 4. Дискуссия «Что выбирать?»

Цель: формирование представлений о приоритете общечеловеческих ценностей как основания для выбора в различных ситуациях.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: обсуждается вопрос о том, чем регулируется позиция «Что я делаю?» в ситуации выбора. Обсуждаются темы:

- Насколько человек свободен в своем выборе?

- Что ограничивает выбор?

- Где эти ограничения – вне или внутри самого человека?

- Можно ли рассматривать следование нравственным нормам как выбор самого человека? Ответ обоснуйте.

- Можно ли рассматривать рискованное поведение как выбор самого человека?

Ответ обоснуйте.

 

Резюме ведущего:

При совершении выбора важно продумывать его возможные последствия. Для этого надо отчетливо понимать, что есть определенные ограничения свободы выбора, связанные с нравственными нормами.

Завершение работы.

Цель: подведение итогов занятия.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: ведущий подчеркивает, что человек всегда обладает возможностью выбора, который реализуется либо в его действиях, поступках и поведении, либо в отношении к происходящему.

Группа высказывается на тему:

- Что нового произошло за время занятия?

- Что удивило, оказалось неожиданным?

 

Домашнее задание

Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.

Необходимые материалы: рабочая тетрадь

Описание: участникам группы предлагается написать эссе на тему: «Всегда ли у человека есть выбор?».

ЗАНЯТИЕ 23. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ: «СИМФОНИЯ ПРОЩАНИЯ»

Постановка проблемы. Информация для тренера Занятие посвящено обсуждению результатов совместной работы и подведению итогов.

 

Цель занятия:

Поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу. Подготовка перехода участников группы в повседневную жизнь вне группы, с учетом того, что для многих такой переход окажется достаточно непростым.

Начало работы:

Упражнение «Подсолнух»

Цель: Символически выразить начало, расцвет и закат группы и попытаться воспринять расставание и начало нового этапа жизни как естественное событие.

Необходимые материалы: спокойная музыка.

Описание: участники встают широким кругом, затем садятся на корточки и закрывают глаза. Ведущий произносит: «Вспомните о том, как вы пришли в эту группу и как мало вы знали друг о друге… (одна мина). Теперь откройте глаза и медленно поднимитесь. Почувствуйте, что вы постепенно превратились в единую группу и стали ближе друг к другу. Сузьте круг, чтобы стоять вплотную друг к другу и положите руки на плечи своим соседям. Представьте себе, что вы все – это цветок подсолнуха, который медленно покачивается под дуновением ветра. Закройте глаза и медленно качнитесь, сначала влево, потом вправо (тридцать секунд). Продолжая двигаться в ритме подсолнуха, откройте глаза и посмотрите на остальных членов группы. Встретьтесь глазами с каждым (две минуты). Теперь постепенно остановитесь, снова закройте глаза и снимите руки с плеч соседей. Осознайте, что подсолнух уже созрел, и каждый из вас превратился в самостоятельное подсолнечное семечко. Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развернитесь наружу. Почувствуйте, что ветер уносит вас сейчас прочь от подсолнуха, но при этом вы несете в себе энергию новой жизни. Попытайтесь ощутить эту энергию в своем теле. Скажите себе самому «Я наполнен жизненной силой, и у меня есть энергия для роста и развития (одна минута). Теперь постепенно откройте глаза.

 

Работа по теме занятия:

Вариант 1. Упражнение «Ладошка»

Цель: формирование опыта получения и выражения позитивной обратной связи; предоставление возможности выражения положительных эмоций по отношению друг к другу.

Необходимые материалы: бумага, карандаши.

Описание: каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце – то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение тридцати секунд пишет на листе (снаружи ладони), что ему нравится в человеке - хозяине ладони. Так листочки обходят весь круг. Хозяину лист возвращается в перевернутом виде. Упражнение направлено на получение участниками позитивной обратной связи, на возможность выражения положительных эмоций.

Вариант 2. Групповой рисунок «Наша группа»

Цель: Оценка командного духа.

Необходимые материалы: ватман, музыкальный фон.

Описание: на листе ватмана под музыку при участии каждого создается групповой рисунок на тему «Наша группа».

Вариант 3. Упражнение «Я благодарен за…»

Цель: дать возможность участникам покинуть группу с ощущением уверенности, что они многому научились, и благодаря этому смогут лучше ответить на те вызовы, которые бросает им жизнь.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: ведущий говорит, что совместная работа близится к концу, и участники могут вернуться к своей повседневной жизни. Некоторые, вероятно, заранее этому радуются, другие хотели бы еще на какое-то время остаться в группе. Чтобы облегчить возвращение в обычную жизнь и помочь всем участникам подготовиться к решению повседневных задач, пусть каждый попробует найти пятнадцать вещей, по отношению к которым он может сказать: «Я благодарен за…» или «Я благодарен тому…». (Например, «Я благодарен за то, что у меня появились друзья»). В заключение участники зачитывают свои записи и обмениваются мнениями.

 

Вариант 4. Упражнение «Клеенка»

Цель: формулирование личностных итогов занятий, поиск ресурсов для их воплощения в жизнь.

Необходимые материалы: цветная клеенка длиной один-полтора метра.

Описание: каждому участнику предлагается сформулировать три задачи, которые он может поставить перед собой по результатам тренинга. Их записывают на листочках, листочки наклеивают на цветную сторону клеенки. Но достигать поставленных целей непросто – лень, некогда и так далее. Клеенка переворачивается цветной стороной вниз. Задача группы – стоя на клеенке, перевернуть ее обратно (размер клеенки рассчитан на группу в десять-двенадцать человек, в случае работы с большой группой последняя делится на подгруппы). Если кто-то наступил на пол – задание начинается сначала. Важно, чтобы задание в итоге было выполнено. По окончании упражнения обсуждаются впечатления (в свободном режиме).

 

Завершение работы:

Цель: прощание, отреагирование эмоций.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: завершающий обмен впечатлениями от занятия и от программы в целом. Заключительное слово ведущего, благодарность группе за работу.

Приложение № 1.

 

КОПИЛКА РАЗМИНОК

Упражнение «Поиск общего»

Группа делится на «двойки», и два человека находят друг у друга определенное количество общих признаков, затем «двойки» с той же целью объединяются в «четверки» и так далее. Упражнение направлено на сплочение, внимание к личности другого человека и осознание проявлений своей личности. Ведущий может остановить выполнение упражнения по своему усмотрению.

 

Упражнение «Кто родился в мае…»

Ведущий произносит фразу и дает инструкцию, например: «Тот, у кого есть брат, пусть щелкнет пальцами»

ü у кого голубые глаза – трижды подмигните

ü чей рост превышает 1м 75 см, пусть изо всех сил крикнет: «Кинг – Конг»

ü тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу

ü кто родился в мае, пусть возьмет за руку одного из членов группы и с ним станцует

ü кто любит собак, должен трижды пролаять

ü любящие кошек пусть скажут «МЯУ»!

ü те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание: они должны сказать соседу справа, что никогда в жизни не пожелали бы такой прически как у него

ü у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу справа что, у него все ОК!

ü кто пьет кофе с сахаром и молоком, пусть заглянет под свой стул

ü у кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу

ü пусть единственный ребенок своих родителей встанет

ü тот, кого принуждали пойти в эту группу, должен затопать по полу ногами и громко крикнуть «Я не позволю себя заставлять!»

ü кто рад, что попал в эту группу, громко скажите «А…»

ü кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с теми, кто думает также

ü кто изредка мечтал стать невидимым, пусть спрячется за одного из участников

ü тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается

ü регулярно занимающиеся йогой, продемонстрируют свое мастерство прямо сейчас

ü кто не переносит табачного дыма, пусть громко крикнет: «Курить – здоровью вредить! Курение опасно для вашего здоровья»

ü те, у кого с собой есть: шоколадка, жвачка или конфета, пусть трижды громко причмокнут

ü кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сидению, скрестить руки на груди и громко крикнуть «Хватит!»

 

Упражнение «Летний дождь».

Участники образуют круг, затем поворачиваются направо – так, чтобы встать друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Ведущий рассказывает, что в этом упражнении каждый сможет услышать шум и шорохи летнего проливного дождя. И чем лучше взаимодействие, тем прекраснее ощущение от игры. Ведущий, встав в круг, демонстрирует движение рук:

1) ладони описывают круг на спине (в районе лопаток) стоящего впереди участника. Возникший шорох соответствует дождю, предшествующему проливному.

2) начинает нежно похлопывать кончиками пальцев по спине впереди стоящего участника. Это начало дождя.

3) барабанит ладонями по спине партнера. Это ливень.

4) возвращается к похлопыванию кончиками пальцев.

5)затем к круговым движениям.

6) останавливается, руки спокойно лежат на спине партнера.

Задание: каждый участник передает движение по цепочке впереди стоящему участнику, после того как сам ощутил соответствующее движение. При желании можно закрыть глаза. Ведущий определяет смену движений.

 

Упражнение «Зеркало»

Инструкция: выберите себе партнера, встаньте напротив него и постарайтесь стать его зеркалом, повторяя его движения, взгляд, позу, мимику, выражение лица. Постарайтесь, чтобы ваши движения и движения вашего партнера были синхронными. Задача партнера – действовать максимально свободно, танцевать, петь, дурачиться и тому подобное. Затем поменяйтесь местами.

 

Упражнение «Скульптура»

Участники делятся на две группы. Выбирается скульптор, который создает из всех членов подгруппы некий скульптурный ансамбль, выражающий конфликтную ситуацию. Сначала скульптор ставит партнеров в определенную позу и придает нужное положение его рукам, ногам, голове, ладоням, пальцам и даже чертам лица. Партнер пассивен и позволяет лепить из себя все, что угодно. Скульптор прилагает усилия, чтобы скульптура получилась более выразительной. Далее он представляет скульптуру другой подгруппе.

Производится обмен впечатлениями.

 

Упражнения «Квадратура круга»

Участники разбиваются на четверки, каждая команда получает шнур (чем длиннее шнур, тем труднее выполнить задание). Задача команды сложить из шнура точный квадрат, вершины которого удерживают четыре участника. При этом глаза игроков закрыты, но члены команды могут переговариваться между собой. Когда команда решает, что корректно выполнила задание, ее игроки могут открыть глаза и оценить результат. Другие команды также могут оценить работу четверки.

Вопросы для обсуждения:

ü Как принимались отдельные предложения?

ü Был ли в команде руководитель?

ü Кто чувствовал себя обойденным?

ü Как команда организовала «контроль качества»?

ü Какой была атмосфера во время игры?

ü Как было принято решение о том, что задание выполнено?

ü Были ли концы шнура связаны?

Возникло ли чувство конкуренции по отношению к другим командам?

 

Упражнение «Руки»

Материалы: мягкие повязки на глаза по числу участников.

Участники образуют два круга: внешний и внутренний. Лицом друг к другу, с завязанными глазами, по команде тренера круги передвигаются на три шага вправо, затем протягивают друг другу руки и исследуют их на ощупь. При этом следует обращать внимание на ощущения (нежные, грубые, холодные, теплые, сильные, слабые, женские, мужские и так далее), на чувства и предположения о характеристике человека, которому принадлежат руки. Дается инструкция – «познакомиться, побороться, помириться, попрощаться». Смена партнеров происходит три раза. Упражнение можно провести по-другому: участники разбиваются на пары, в течение нескольких минут внимательно рассматривают руки друг друга, обращая внимание на размер, форму, особенности. Время от времени участники закрывают глаза и запоминают руки партера на ощупь. Затем через некоторое время участники собираются по три пары, один из участников становится ведущим и закрывает глаза, остальные пять участников встают вокруг него. «Слепой», стоящий в центре, пытается закрытыми глазами найти руки своего партнера. Такая возможность должна быть предоставлена каждому из участников.

 

Упражнение «Молекулы»

Участники хаотично, каждый в своем ритме, двигаются по комнате. По команде ведущего они образуют:

Тройки – участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи им особенно нравятся.

Шестерки – игроки выставляют вперед правое плечо, каждый говорит о том, на что он в первую очередь обращает внимание у лиц противоположного пола.

Четверки – все участники поднимают руки над головой и сообщают о том, сколько детей они хотят иметь в будущем.

Пятерки – попытавшись пошевелить ушами, члены группы рассказывают друг другу о звуках, которые им приятно слышать.

Семерки – игроки поднимают брови, каждый говорит о том, кого считает лучшим из мужчин, а кого – прекраснейшей из женщин.

Двойки -игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения за этот или прошлый год.

Восьмерки – каждый участник, почесав подбородок, задает какой-либо волнующий его вопрос.

В конце все образуют один круг и обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий предлагает всем сделать шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно и громко крикнуть АААА!

 

Упражнение «Спины»

Материалы: мягкие повязки на глаза по числу участников.

Инструкция. Участники с завязанными глазами образуют два круга, внешний и внутренний, спиной к друг другу. По команде тренера они передвигаются на три шага вправо, затем прислоняются друг к другу спинами и исследуют их. При этом следует обращать внимание на ощущения (нежная, грубая, холодная, теплая, сильная, слабая, женская, мужская и так далее), на чувства и предположения о характеристике человека, которому принадлежит спина. Смена партнеров происходит три раза.

 

Упражнение «Кукловод и марионетка»

Участники разбиваются на пары. Первый является кукловодом, второй – марионеткой. Кукловод берется за воображаемые ниточки и начинает управлять куклой. Начать лучше с простых движений, например, кукловод поднимает с помощью воображаемой нити правую руку марионетки до уровня плеча, а затем отпускает нить. В дальнейшем движения марионетки ограничены только физическими и изобретательными способностями кукловода. После завершения работы партнеры меняются ролями.

 

Упражнение «Воображаемый подарок»

Участники становятся в круг. Ведущий держит в руках мяч или игрушку, подходит к любому участнику и говорит: «Я хотел бы подарить тебе этот подарок за …», называет какое-либо качество участника, передавая игрушку. Подарками обмениваются все участники: важно чтобы никто не остался без позитивного внимания.

 

Упражнение «Да!»

Организуется свободное пространство, чтобы участники могли свободно двигаться. Участники становятся в круг. Ведущий предлагает им представить прекрасный солнечный день, когда ни у кого нет никаких обязанностей, и каждый может последовать за своими фантазиями. Далее участникам предлагается свободно пройтись по комнате в течение минуты. Ведущий говорит: «Сейчас я предложу осуществить некое действие. В ответ каждый должен громко и с энтузиазмом крикнуть «ДА!» и начать выполнять это действие. Затем каждый участник может предложить другое действие, и все мы должны крикнуть «ДА!» и выполнить это действие». Варианты предложений: Давайте плавать! Давайте поиграем в мяч! Давайте погладим рубашку! Давайте выпьем по чашечке чая! Когда участники раскрепостятся, подведите итоги игры и обсудите следующие вопросы:

ü Чувствовали ли вы себя смущенными?

ü Легко ли было перехватывать инициативу?

ü Как другие члены группы реагировали на ваше предложение?

ü Знаете ли вы людей, которые постоянно блокируют вашу инициативу?

ü Что может быть причиной такого поведения?

ü Исчезло ли ваше смущение в ходе игры?

Какое предложение доставило вам наибольшее удовольствие?

 

Упражнение «Японская бабочка»

Среди участников выбирается игрок, который будет играть роль «Тори» (птица по-японски). Все остальные – бабочки. Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга, его кисти раскрыты ладонями вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори. Время от времени одна из бабочек останавливается перед Тори и слегка касается его ладони. Тори пытается поймать руку этого игрока. Как только бабочка поймана, она становится в центр круга и превращается в Тори.

 

Упражнение «Волшебная лента»

Участники встают в круг и берутся за руки. Лента кольцом висит на сцепленных руках одной пары участников. Задача каждого участника переместить кольцо ленты на свою другую руку и так по кругу. По окончании круга лента сворачивается вдвое и процесс повторяется.

 

Упражнение «Телетайп»

Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников называет имя адресата и посылает «сообщение». Оно передается по кругу незаметным нажатием рук. Задача водящего, который стоит в центре, заметить пожатие. Тот, кого заметили, становится водящим. Упражнение направлено на групповое сплочение, снятие возбуждения. Можно использовать для завершения занятия. В нем могут участвовать от шести до двадцати человек.

Упражнение «Белые медведи»

Два-три человека берутся за руки цепочкой и образуют группу «белых медведей». Задача «медведей» - замкнуть цепочку вокруг остальных участников, «пингвинов». Пойманный «пингвин» становится «медведем». Для проведения упражнения требуется безопасное помещение. В игре может участвовать от пяти до двадцати пяти человек.

Упражнение «Бабочка-ледышка»

По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышка, то горячая картошка, то бабочка. Упражнение направлено на развитие воображения, внимания к тактильным ощущениям.

 

Упражнение «Поросята, утята и котята»

Участники делятся на группы: «поросят», «котят» и «утят». Все закрывают глаза и, издавая соответствующие звуки, находят своих «собратьев». Тренер заранее говорит, что он играть не будет, так как должен следить за безопасностью. Для проведения упражнения требуется безопасное помещение.

Упражнение «Фруктовая корзина»

Участники сидят в кругу, водящий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Водящий говорит, какие фрукты он купил на базаре, и они должны поменяться местами. Задача водящего успеть занять место. Человек, оставшийся без места становится водящим. Упражнение направлено на разрядку.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных