Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взаимозависимость и Социальное Действие




Если, следуя Веберу, мы принимаем за основу всего социальное действие, важным становится и вопрос о том в каком смысле акторы взаимозависимы друг от друга. Достаточно странно, что вопреки открыто декларируемой многими теоретическими традициями значимости социального взаимодействия мы вовсе не ощущаем переизбытка теоретических типологий взаимодействия.

Для целей теории рационального выбора полезно различать независимые действия (действие по Веберу) и два типа (взаимо)зависимых действий (социальные действия по Веберу) – параметрические социальные действия и стратегические социальные действия. Независимые действия не нуждаются в комментариях, можно лишь сказать, что ситуации, в которых люди действуют независимо друг от друга, редко привлекают внимание социологов.

Социальные действия являются параметрическими тогда, когда действия других могут считаться независимыми от того, что делает данный актор, т.е. ему не приходится просчитывать, что сделают другие в ответ на то, что он уже сделал или в ответ на ожидание от него тех или иных действий. Актор может воспринимать действия других, а следовательно и их последствия, как данность. Окружающая среда действия данного актора нереактивна в отношении того, что он или она делает, за исключением того, что другие могут впоследствии действовать параметрически относительно действий (или их последствий) данного актора. Акторы параметрически взаимозависимы, если каждый из них относится к другим как к заданным элементам окружающей среды.

Стратегические социальные действия, с другой стороны, имеют место тогда, когда актор, решая, что же ему делать, вынужден просчитывать, что другие делают или будут делать в зависимости от его действий. Окружающая среда действия реактивна в отношении того, что он или она делают. Если акторы обоюдно стратегически зависимы, то они взаимозависимы. Специальной разработкой теоретиков рационального выбора, касающейся стратегической взаимозависимости является теория игр.

Теоретически полезно начать с взаимозависимости, а затем постепенно усложнять картину. Этот путь полностью согласуется с нашим более ранним императивом о принятии наиболее простой из всех возможных моделей.

Множество так называемых «социологических исследований» на самом деле рассматривают единицы анализа – в основном индивидов – как действующие и приобретающие свои характеристики независимо друг от друга. Например, в большинстве исследований, основанных на регрессионных моделях, источники индивидуальных характеристик выявляются путем их регрессии к внешним для этого индивида переменным индивидуального уровня. Таким образом создается наиболее простое из возможных объяснение второго типа (рис. 9.1 и 9.2). Когда мы так делаем, отношение макроуровня (четвертый тип) оказывается просто одним из распределений экзогенных и эндогенных переменных. Таким образом, мы можем говорить об агрегации независимых единиц анализа. Хорошим примером является отношение между индивидуальным социо-экономическим статусом по происхождению и достигнутым статусом (социальная мобильность). Теоретические предписания вводятся в эту схему через включение элементов индивидуального «социального окружения» – действительно, социальный статус по происхождению может быть представлен именно так. Однако в этом случае, как и раньше, единицы анализа не действуют (и не приобретают каких-либо свойств) независимо, а только в аспекте сходного или различного окружения, в зависимости от конкретного случая (первый тип на рис. 9.1). Если эндогенная переменная в подобной процедуре способна описать индивидуальные действия, то переменные окружения являются параметрическими, т.е. они воспринимаются как данность, не реагирующая на действия данного актора. И в той мере, в какой здесь может быть использована теория рационального выбора, рассуждение превратиться в демонстрацию того, как при прочих равных и заданном окружении результат действия становится наилучшим из того, что актор может для себя сделать. Вообще говоря, те, кто изучает социальную мобильность, не обнаружили более или менее универсальной связи между статусом по происхождению и достигнутым статусом, особенно если истолковывать ее через сопутствующие переменные, по крайней мере связи, заслуживающей детального теоретического рассмотрения.

Если оставаться в рамках схемы параметрического окружения, взаимозависимость акторов может быть встроена в объяснительную модель несколькими способами. Во-первых, можно привести в качестве примера межуровневые модели, в которых действия индивидов представлены в качестве функции усредненных значений (или каких-либо других параметров) эндогенной или экзогенной переменной, характерной для отдельной группы или населения в целом, из которых выделяются индивиды (иногда это называется структурным или композициональным эффектом). Наверное, самым известным примером этого является зависимость индивидуальных достижений не только от личных способностей индивида, но и от средних способностей и достижений в его группе или социальном окружении. В теории рационального выбора существуют хорошие объяснения этому, как принято считать, довольно странному факту (например, у Де Воса (De Vos), 1989).

Структурные или композициональные модели предлагают нам довольно грубую картинку параметрической зависимости каждого индивида от других представителей его или ее социального окружения, но они не меняют фундаментально процесс агрегации. Единицы анализа все также предстают как независимые, но индивидуальные значения оказываются производными от соответствующих окружающих параметров.

Более подробную картину взаимозависимости индивидов дают модели эндогенной и экзогенной автокорреляции (Анселин (Anselin), 1988). Здесь единицы анализа (например, акторы) открыто связываются друг с другом в том смысле, что значения (scores) их эндогенных переменных являются функцией значений по крайней мере нескольких эндогенных или экзогенных переменных других акторов.

Эндогенная автокорреляция может быть использована для моделирования взаимозависимости действий индивидов как следствия их расположения в «структуре влияний». Агрегация на макроуровне все еще дает лишь распределение эндогенной переменной, теперь, однако, принципиальным образом зависимой от способа связи акторов на микроуровне. «Структуры влияний» приобретают для теоретиков рационального выбора особую привлекательность в тех случаях, когда вследствие высокой неопределенности ситуации рациональным (наилучшим из того, что они могут сделать) для акторов становится копирование окружающих (рациональное подражание (Абель, 1991)). В конструкциях такого рода теория рационального выбора оказывается связана с теориями социального заражения, а также с теориями сетей.

Хотя эти модели широко используются для изучения параметрической зависимости актора от других акторов, с которыми он связан, причем структура в этих случаях задана извне, нет никаких действительных причин для того, чтобы это всегда было так. Возможно применение моделей Маркова (Markov models), претендующих на демонстрацию того, как рациональные акторы выстраивают связи с другими (Линдерс (Leenders), 1993), причем образующуюся таким образом двустороннюю взаимозависимость можно интерпретировать стратегически (см. ниже).

Взаимозависимости в социальном обмене изучаются в социологической литературе, наверное, наиболее интенсивно. Придерживаясь наших основных различений, полезно разделить параметрические и стратегические модели. Хотя последние из них более фундаментальны, первые проанализированы более тщательно, и каноническим источником по этому вопросу являются Основы социальной теории Коулмана. Параметрические модели обмена в значительной степени повторяют модели конкуренции в экономической теории, предполагая, что индивиды обменивают имеющиеся у них изначальные ресурсы, стремясь к «Равновесию Парето», в заданных (т.е. параметрических) нормах обмена (ценах). Подробности этого тяготения к равновесию – т.е. к макроследствию – не рассматриваются. Стратегические модели, с другой стороны, предполагают анализ тактики акторов при достижении норм обмена. Здесь главными для понимания макроследствия становятся принципы теории игр (см. ниже).

Коулман также дает обширный анализ действий и социальных действий, продуцирующих внешние для других сторон обстоятельства; эти обстоятелсьтва и создают потребность в социальных нормах. В соответствии с этим Коулман, оставаясь в рамках рационального выбора, выдвигает теорию «спроса и предложения» социальных норм. Эта теория, опять-таки, является параметрической по своей структуре.

Еще один способ возникновения социальных действий – это ситуация, когда акторы имеют фактически (взаимо)зависимые качества\предпочтения. Выше мы уже сталкивались со стремлением к защите чужих выгод. Такого рода качества (чувства) в сущности встраивают внешние обстоятельства в структуру рациональных рассуждений акторов.

До сих пор мы занимались почти исключительно параметрическими социальными действиями; однако текущие исследования заставляют нас обратить своё наше внимание на стратегические ситуации. Конечно, в свете нашего предшествующего заявления о приоритете простых моделей всегда важно сначала проверить, насколько здесь пригодны параметрические модели, прежде, чем обращаться к стратегическим, т.к. первые в целом более просты. Однако, если они потерпят неудачу, то можно предаться превратностям стратегических ситуаций.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных