Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Георгий – ГТГ – Ростов.




Ростов оказал влияние на Вологодский край, тк одна епархия, там много и новгородских владений на Севере, поэтому и новгородское влияние.

 

Никола – Вологда – ГРМ. Много яркости, провинциальности, застывлости лика, декоративности в рисунке.

Северный мир – Георгий. Как 14 в. – якрость, выразительность контуров, образов, взглядов. Очень простое, даже может примитивное искустсво по средствам, но очеьн выразителньое. Все такие преданные вере!

 

Миниатюра

Прододлжают создаваться все те же Евангелия, но главное – циклы иллюстраций к жиитям и иллюстрации летописей.

Деяния Архангела Михаила - рукопись 1560-х гг – Ленинка – на каждой старнице миниатюра. Панорамные композиции, развитой пейзаж. Города с готическими формами. Воспроизводят западноевропейские гравюры. 1564 г. – Иван Федоров – «Апостол» – книгопечатание на Руси.

Лицевой летописный свод – около 1560 миниатюр. Панорамный тип композиции,сочетание несколько сценок в одной миниатюре. Упрощенные острые линии. Серийность изделий. Набраный из тралиционных элементов, чатсо изображавшихся в иконах и миниатюрах.

Темперная миниютюраАрхангел Михаил. Тонкое, красивое письмо. Множество орнаментов.

 

Русская живопись 17в.

Билет № 35

Живопись 17 в.

В 16 в. главным в культуре все равно был византинизм (Москва- 3 Рим, власть московских государей, повторение византии и разработка византийской иконографии и тд). Классический ориентир конечно уже исчез. Искусство отчасти служило политике, отражало идеологию. В 17 в. постепенно переставляется акцент. С политики и идеологии на красоты мира, которая подчеркивает красоту мира небесного. В 16 в. все очень острое. В 17 в. – закругления, обилия завитков, красот, орнаментов. Это связано с политикой, развитием экономики, торговли. Это не мешает многообразию и многоэтапности эволюции живописи 17 в. Главный рубеж – середина века: ½ 17 в. – относительная ориентация на старые образцы, с середины века – новаторства среди кремлевских матсеров, в Оружейной палате. При ней была иконописная матсерская, там и случились эти новшества.

½ 17 в. – 2 направления: утонченное, изысканное, сос клонностью к миниатюрной форме, которое базируется на принципах Строгановской школы, а второе – Годуновсая школа, более монументальная живопись.

Купцы Строгановы – купцы и промышленники – основная база – Соль Вычегодск. Любили мастеров, которые писали иконы в миниатюрном стиле, придавали поэтичность образом, задумчивость и искренность молитвы в образах икон. Они привлекали таких художников к себе, некоторые прам и работали в Соль Вычегодске. Прокопий Чирин, Истома Саввин, Назарий Истомин. Эти ыиконы были очень популярны, особенно в среде старообрядцев потом. Ценились особенно маленькие и тонкие, старообрядцы даже стали их подделывать.

Истома Саввин – Федор ТиронГРМ. Большие поля, икона маленькая, все они в основном пядьницы. Несколько раз представлен Святой, он сразился с драконом, который похитил его мать. Нет центральной оси в композиции. Сохраняется замкнутая композиция. Ощущение движения. Легкие тонкие фигуры,маленькие стпуни, почти не стоят на земле. Их доспехи, латы, грация – очень напоминает позднюю готику. Аристократические иконы, культ не мощи, не силы, а мечтательности, изысканной легкости, благочестия, преданности Господу, что вознаграждается духовной силой. Ощущение токного развивающегося по всей поверхности орнамента, все как орнамент. Вызывает в памяти и восточные миниатюры. Странные и особенные сплавы разных традиций. Медленное, тшательное, нетеоропливое разглядывание живописной поверхности, православие и истинность христианства передается художественным восрпиятием поверхности молящимся, а не силой воздействия образа.

Царевич Димитрий (убиенный). Частая разновидность – фигура предстоящая в молитве, часто не фронтально, а сбоку, изображение образа молитвы.?басменные? уркашения. Фигуры будто палят, очень вытянутые фигуры, все пронизаны узором. Лики точеные, но написаны очень просто, их объемность преедается лишь растертыми делилами, бликами. Нет потока энергии во взгляде святых, иная концепция. Весь фон покрыт листом драгоценного металла, который весь в орнаменте чеканном.

Княгинин монастырь во Владимире – 1640-е гг. Новые вкусы и интонации появляются и в монументальной живописи. Евхаристия. Особенные позы, тонкие и хрупкие фигуры, буто танцуют, слегка изогнуты, маленькие ножки, острые контуры драпировок. Элегнтность,красота, изысканность.

Ярославль – Николы на Дее (??) – роспись. 1640-е гг. Илья Пророк. Тонкое, рафически прорисованное изображение. Ноев ковчег. Маленькие ручки, осторожность, деликатность жеста и форм. Все изысканно тонкое, поэтичное.

Изысканное искусство в ½ 17 в. Во 2/2 сохраняется, уходит в местные школы, потом в Палех и т.п.

Успение Богородицы с клеймами. Зеленовато-голубые фоны – очень характерно, много фигур, плотная композиция, яркий,насыщенный, но приглушенный цвет, золотые асисты. Все это придает облик прикладного искусства. Есть тема божественного света. Традиционная для Руси иконография с летящими апостолами (Облочное Успение).

Другое направление ½ 17 в. – связано с монументальными формами.

Успенский собор Московского Кремля. Иконостас и живопись настенная – 1640-е гг., во главе артели Любим Агеев. Собор многократно поновлялся, цвет и детали изменились, но общая схема – 17 в. На круглых столбах ярусами – воины и мученники. Крупные фигуры. Иконостас был в 15 в., переделывался. Деисусный чин и праздничный ряд по размеру и иконографии повторяет Успенский собор во Владимире (делался после росписи Даниила и Рублева).

Мастера во главе с Любимом Агеевым работали в Кирилло-Белозерском монастыре. Фрески храма. Праотец Вениамин. Крупные черты лица, ровное, гладкое, округлое письмо. Плывущие контуры. Монументальные фигуры. Письмо достаточно плоскостное.

Праотец. Более нарпяженный лик. Яркие краски. Много впитано из народных вкусов.

Сретенье иконы Богоматери Владимирской - ГТГ – 2/4-середина 17 в. Эту икону принесли из (Константинополь – Вышгород (под Киевом) – Владимир – Москва) Владимира в Москуву в 1395 г. Изображена процессия, встречающая икону (изображено место, где потом был сретенский монастырь). Процессия выходит с кремлевскими иконами (оплечный Спас, Богоматерь Одигитрия – икона 14 в., поновленная после пожара Жионисием). Плотность композиции, обилие орнамента, роскошный архитектурный пейзаж. Не утонченно изысканная тенденция, а более монументальная.

 

2/2 17 в. – возникает иное мироощущение6 другое отношение к религиозному образу, стремление придать ему другой, более монументальный характер, желание связать историю Руси с большим православным миром. Это требует изменения стиля: более монументальные и крупные формы. В это время усилились и культурные связи, и контакты с поствизантийским миром, Западной Европой. Все это ведет к переменам в художественном искусстве. Все это концентрируется вокруг мастеров Оружейной палаты, там давно уже были иконописцы. В это время в их главе – Симон Ушаков (родился 1626 г.), который произвел реформы в живописи. Одна линия – искусство Оружейной палаты, вторая – маньеристическая, более кипящяя, не такое торжественная.

Симон Ушаков – Успение из?Оптиной? пустыни – ГТГ. Здания просто из 15 в. Очень канонично, фигуры, одежды – все традиционно. Но лики иные – мягкие, округлые, тщательно моделированные.

Симон УшаковСпас Нерукотворный. Писал много икон на этот сюжет, новое отношение к лику здесь. Четкая старинная иконография с платом. Изображается как бы реальность. «Живоподобие» - принят такой термин относительно этой живописи. Объемно, показана светотень, сходство с реальным человеческим ликом, но ориентировался не на натуру, а на какие-то образцы, но какие?.. Похоже на североевропейскую живопись 16 в. типа Мемлинга. Вполне можно назвать его живопись эклектической. Из старого – отсутсвтие единого источника света. Вместо дробности, перегруженности живописи ½ 17 в. Ушаков возвращается к монументальному, крупному образу, притягивающему к себе. Воссоздал какие-то древние, почти домонгольские образы. Возможно, эти иконы быи навеяны иконами того времени (Спас Нерукотворный 12 в. из ГТГ был в Успенском соборе, Спас Нерукотворный 14 в. до сих пор там). Множество контактов с православным миром, был моден греческий язык – надпись на греческом «Святой мандилиум».

Спас НерукотворныйУшаков. То же направление, в красивом окладе.

Христос ИммануилУшаков. Похоже на средник иконы Иммануила с Архангелами, оборот?Спаса. Изумительный оклад с бирюзой.

Троица 1671Ушаков – ГРМ – заказал греческий купец из области Эпир, жил в России. Как бы ответ Ушакова на традицию Рублева. Здесь главное не возвышенная бестелесная духовность и триединство ангелов, тема Отца, Сына и Духа Святого, не тема искупительной жертвы, а темв торжественного,несокрушимого образа. Отсюда и объемность фигур, и сияние ликов6 красота декоративных форм, сияние пейзажа. Слева арки совершенно с картин Веронезе. Фарфоровые лики, очень тщательно и мягко сделано. Особенности искусства Оружейной палаты: есть контраст между письмом лика, которое почти по европейским образцам, и доличным.

Богоматерь Кикская1668 – Ушаков. В тематике – 2 группы: одна - русские святые, повторение русских икон, вторая – повторение святынь православного мира, это то, что делал Никон (в архитектуре и ос святынями). На Кипре есть огромная гора, где монастырь, в нем икона 11 в. Богоматерь Кикская – по типу Богоматерь Страстная (Христос отворачивается от Марии, смотря на свиток, предвидел свою судьбу). Ушаков пишет копию этой иконы. Плоские и условные драпировки и объемные, хотя тоже условные, без единого источника света – все личное. Постепенно высветляющийся фон.

Древо государства российского – похвала иконе Богоматери Владимирской - из Троицы в Ниитниках – ГТГ - Ушаков. Он жил рядом с этим храмом. В центре в овальном медальоне- Богоматерь ВЛадимирская, вокруг как на дереве в медальонах – русские святые, вокруг юродивые, Димитрий Царевич и?. Похоже на Похвала Богоматери. Вокруг – кремль,Успенский собор, это древо растет из собора. Митрополит Петр и князь Иван Калита поливают это дерево. По сторонам – Алексей Михайлович, с женой Милославской и детьми. Есть намек на украинскую, киевскую иконографию. Были гравюрные листы, где праславлялся киево-Печерский монастырь,в центре – храм, по тосронам – святые и т.п. Эта икона носит международный характер.

Успение – музей Сергиеева посада – из Троице-Сергиева монастыря. В Киеве получила популярность икона, которую по преданию прислали из Константинопол, там в центре была золотая дверца, за которой хранились мощи святых. Такую икону прислали боярину Хитрову из Киева, ее повторил Ушаков. Повторяется иконография 11 в. византийского Успения. 2 летящих ангела, группы апостолов, выразительные жесты.

Тихон Филатий – из Оружейной палаты. Художники оттуда прославились работой по поновлению древних икон Успенского собора, тогда считали, что это для их сохранения, иконография повторена польностью. Троица – Успенский собор – по иконе 14 в. – древняя доска. Тема триумфа в Троице.

Кирилл Иванов/Уланов -из Оружейной палаты. Дмитрий Солунский – икона – написал по старй иконографии еще из Владимира, доску привезли из Солоник. Лик правого ангела и Сарры – 14 в.

Григорий терентье -Зеновьев - из Оружейной палаты. Тоже повторял иконы Успенского собора.

Илья Пророк в пустынеФедор Зубов – Художественный Ярославский музей - работал в Ярославле, тоже имел отношение к Оружейной палате, основал целую династию, его сын были известным художником при Петре. Поэтическая композиция, тонкость. Лиризм, не повторяет, найденное Ушаковым, а творечески развивает. В лесах, рядом ворон. В углу –Илья Пророк на колеснице, рядом ученик елисей. Фигура ильи и лик наполненны тонким молитвенным чувством, есть выражение лика, не отвлеченность Ушакова, а лиризм, одухотворенность. Тонкое, рельефное письмо.

2 тенденция 2/2 17 в. – роспись Ростова, Ярославля, Тутаев, Кострома, Поволжья, где сказывается яркость, орнамент 6полнота композиции, что условно можно назвать маньеризмом. Нарративное, подробное.

Ростов – ц. Иоанна Богослова – 1650-е гг. крещатые своды осздафют цельность пространства. Иная программа, не византийская традиция, здесь роспись ярусами, охватывающими весь храм в целом, большая цельность. Очень много ярусов, все очень детально, подробно и повествовательно. Восточная стена имитирует иконостас.

Житиые Иоанна Богослова. Много морей изображено,тк много путешествовал. Все очень подробно.

Нижний регистр – житие Аврамие Ростовского – местный святой – вместо дуг, изгибов, кругов и других сложных форм – вертикали и множестов черных ряс. Ростовские фрески более тсрогие, торжественные.

Ц. Ильи Пророка – Ярославль. Большая роль в иконографии – западноевропейские гравюры, печетные библии и тп, где на каждый эпизод – иллюстрация (самая известная Библия Пискатора). Но все эти западные образцы очень сильно видоизменялись. У нас это не похоже на барокко, конечно.

Исцеление сына вдовицы – совершил его ученик Елисей. Рождение сына у вдовы. Иконография по типу Рождества Богоматери. Архитектурные детали – западные, но их комбинация – фантазийная. Омовение младенца на первом лпане. Некоторые фигуры из глубины двигаются вперед – западное, но все наполнено единством.

Болезнь младенца – сцена жатвы. В Западной европе были популярны изображения работ 12 месяцев, июль/август – жатва.

Отправление в поход за Елисеем. Плоскостно, силуэтно, фигуры очень изящные, восточные одежды.

Исцеление младенца. Пророк как бы вдувает жизнь в уста. Очень яркие краски. Ни о каком реализме нельзя говорить, но это очень сильное преобразование в сравнении с предыдущим искусством. Изображена красота небесного мира, которая должна прославить само существование Бога.

Симеон Спиридонов Холмогорец – иконописец. Возможно, учился в москве. Часто иконы с множеством маленьких клейм.Своей повествовательностью и подробностью его иконы похожи на ярославские фрески,но совершенно иной цвет: золото и темные оттенки. Спас на престоле. Явление женам мироносецам (совмещение иконографий) – Ярославский Художественный музей. Пронизано золотом. В клеймах – мелкая дробная форма, много персонажей, больше, чем требует иконография, развитой природный и архитектурный пейзаж. Иерусалим – острые готические силуэты западных городов.

Илья Пророк в пустыне – Симеон Спиридонов. Оформление – фигура под аркой – было ппулярно в западных гравюрах,исток один – арка храма, прославление святого.

Инколая Мироликийский - Симеон Спиридонов. Клеймо: чудо о трех иконах и патриархе Афонасии. Клеймо: исцеление слепого. Очень увлекательные подробности.

 

Портреты

Эта тема в византийском искустсве существует давно, но они социальные, духовные, связаны были с ктиторскими композицими. Эти портреты развивались в Византии, на Балканах, у нас они начали развиваться (София Киевская, миниатюры), но постепенно стало исчезать и стало замещаться другими изображениями: не заказчик, а его покровитель. 16-17 вв. – возникает новая версия портретных изображений, уже не ктиторские, а просто портреты. В основном – представители царской семьи, боярской знати, иногда посмертные. Есть портрет Ивана Грозного. Чаще всего делали приглашенные мастера. Это все нарастает к 17 в.

Портрет Скопина-Шуйского – ГТГ. По образцам более ранним. Портретные черты, есть индивидуальность,но вместе с тем, эти портреты родственны иконописи: темпера, плоскостность,поля.? как использовались. Польские портреты 16-17 вв. - их уркепляли на заднем конце гроба в похоронной процессии. Возможно, это все обусловлено необходимостью памяти о значимых персонажах. Эти портреты имеют условное название «парсуна».

Иногда начинают писаться маслом. Появляются развитые полнофигурные портреты с дополнительными деталями – Федор Алексеевич – 1680-е гг – брат Птера. В полный рост, со Спасом Нерукотворным над ним (апофеоз изображаемого), вокруг в картушах – тексты,прославляющие портретируемого.

Титулярные портреты – целые серии, которые делилсь в рукописях.

Это переходный момент к культуре 18 в. Переход к новой живописи был очень резким, это были приглашенные мастера, не опирались почти на старую традицию. Старое искусство никуда не исчезло, Оружейную палату закрыли, но матсера разъехались и работали в разных городах. От них произошли другие линии и пласты живописи, от которых пошла старообрядческая иконопись.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных