Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Грамматическое учение Петра Гелийского.




 

≈ с XII века начинается интеллектуальный подъем – открытие заново работ Аристотеля и других философов Античности (раннее Средневековье не знало оригиналов, только парафразы, например, о сочинениях Платона знали по сочинениям неоплатоников – Платина, Прокла).

Когда люди понимают необходимость в постижении материального мира (у Августина это бесполезно), они обращаются к Аристотелю. Из него они берут прикладные знания в области конкретных позитивных наук. Попытка примирить материализм и идеализм.

Обращаются к логике. Новый способ рассмотрения языковых явлений – логизация грамматики.

Разрыв между практическим и теоретическим подходами (учебные пособия стали создаваться отдельно от сложных теоретических трактатов по грамматике).

Аристотель, логика стали наиболее часто включаться в труды по грамматике (в частности, Присциана), чтобы объяснить классы слов, их акциденции.

Petrus Helius (Петр Гелийский) – комментатор Присциана, преподаватель Парижского университета (который обладал автономией).

Попытка создать полный, систематизированный комментарий к Присциану – Summa grammaticae super Priscianum. XII – XIII в.

Грамматика – наука о том, как следует правильно писать и говорить. Задача – соединять буквы в слоги, слоги в слова, слова – в предложения.

Грамматика – это и искусство, и наука.

 

Искусство Наука
Принципы – следствие свободного и сознательного человеческого выбора, а не безличной необходимости. Поскольку она основана на точных процедурах, для которых могут быть сформированы точные правила.

 

Почему в латыни 6 падежей? Падеж – форма не только словоизменительная, но и словообразовательная. Быть иным словом – значит быть склоняемым или производным (в XIX веке эта идея у Потебни). Причина – различные способы рассуждения о вещах (разные ипостаси слова). Вещь может быть представлена в 6 сущностях, которые и выражены в 6 падежах (латинская система считалась грамматическим эталоном для любого языка).

Существительное – первая и наиболее благородная часть речи. Окончание – самая благородная часть слова, так как именно с помощью него выявляется смысл (только тогда слово произнесено до конца).

Под значением следует понимать грамматическое значение (противопоставлено лексическому значению). Это полемизирует с определением Аристотеля (никакая отдельная часть слова не наделена собственным значением).

В Средневековой грамматике сформировался логический подход. Произошли существенные изменения в анализе материала. Как, каким образом часть речи что-либо обозначает (а не просто, что она обозначает).

 

Организовывались философские школы при монастырях, аббатствах. Чащи всего философы имели духовный сан. Обучение проводилось по двум направлениям:

- тривиум: философия (логика), риторика, грамматика (гуманитарное направление)

- квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка (естественно-точное направление)

Появились первые университеты (Оксфорд, Кембридж, Саламанка, Толедо). На первом месте стояло Священное Писание – все теории подчинялись христианской догматике. Процесс обучения находился под контролем церковных властей. Отсюда боязнь преступить в своих научных исследованиях религиозные каноны.

Центр учености – Париж. В XI-XII вв. языкознания как отдельной науки еще не было. Ученые Средних Веков – прежде всего, философы, теологи. Два основных вопроса:

1) вопрос о природе универсалий, абстрактных понятий, их отношении к языку.

2) вопрос об именовании вещей.

Вопрос о происхождении языка будет рассматриваться с эпохи Возрождения, так как согласно теологии все сотворено Богом, в том числе и человеческий язык.

Вопрос о природе универсалий. Активизация процесса абстрагирующей работы человеческой мысли. Какова природа абстрактных понятий, каково их отношение к конкретным предметам и к человеческой мысли?

Аристотель «Категории». Существуют ли роды и виды? Если существуют, тела ли это или бестелесные вещи? Обладают ли они отдельным бытием или существуют в чувственных предметах и опираются на них?

Из этого вопроса вышла вся схоластическая философия, именно он стоял в центре внимания вплоть до эпохи Возрождения. Порфирий – комментатор Аристотеля.

Относительно этого вопроса можно выделить два направления средневековой философии:

 

Реализм Номинализм
Универсалии – реальные и самостоятельно существующие духовные сущности, не зависимые от материальных вещей и предшествующие им. Это абстракции всех типов, различные качества и свойства, которые мыслились как самостоятельные субстанции (цвет, мудрость…). Реально существуют лишь конкретные вещи, общие понятия – лишь слова, имена, которые являются порождением человеческого языка и ума.  
Johannes Scotus Eriugena (неоплатоник, реалист). Общие понятия не только реальны, но и существуют раньше отдельных конкретных вещей – мир кажущийся, мнимый, только видимость мира идеального. Универсалии – обособленные, самостоятельные, реальные вечные сущности, к пребывают в божественной мысли. Abanus Maurus (номиналист). Комментарий к Порфирию. Род не может быть родом самим по себе, является понятием. Род – это то, что говорится о чем-либо. Роды и виды не реальны. Универсалии – только черты сходства между вещами, которые рассматриваются абстрактно. Род – концепт, созданный из сходства многих вещей.  

 

У истоков этого спора – Платон (физикалист и реалист) и Аристотель (номиналист). Платон – идеи реальны и не зависят от человеческого ума. Аристотель – идеи зависят от единичных вещей.

 


32. «Реалисты» и «номиналисты» европейского Средневековья. Спор об «универсалиях».

 

Организовывались философские школы при монастырях, аббатствах. Чащи всего философы имели духовный сан. Обучение проводилось по двум направлениям:

- тривиум: философия (логика), риторика, грамматика (гуманитарное направление)

- квадривиум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка (естественно-точное направление)

Появились первые университеты (Оксфорд, Кембридж, Саламанка, Толедо). На первом месте стояло Священное Писание – все теории подчинялись христианской догматике. Процесс обучения находился под контролем церковных властей. Отсюда боязнь преступить в своих научных исследованиях религиозные каноны.

Центр учености – Париж. В XI-XII вв. языкознания как отдельной науки еще не было. Ученые Средних Веков – прежде всего, философы, теологи. Два основных вопроса:

1) вопрос о природе универсалий, абстрактных понятий, их отношении к языку.

2) вопрос об именовании вещей.

Вопрос о происхождении языка будет рассматриваться с эпохи Возрождения, так как согласно теологии все сотворено Богом, в том числе и человеческий язык.

Вопрос о природе универсалий. Активизация процесса абстрагирующей работы человеческой мысли. Какова природа абстрактных понятий, каково их отношение к конкретным предметам и к человеческой мысли?

Аристотель «Категории». Существуют ли роды и виды? Если существуют, тела ли это или бестелесные вещи? Обладают ли они отдельным бытием или существуют в чувственных предметах и опираются на них?

Из этого вопроса вышла вся схоластическая философия, именно он стоял в центре внимания вплоть до эпохи Возрождения. Порфирий – комментатор Аристотеля.

Относительно этого вопроса можно выделить два направления средневековой философии:

 

Реализм Номинализм
Универсалии – реальные и самостоятельно существующие духовные сущности, не зависимые от материальных вещей и предшествующие им. Это абстракции всех типов, различные качества и свойства, которые мыслились как самостоятельные субстанции (цвет, мудрость…). Реально существуют лишь конкретные вещи, общие понятия – лишь слова, имена, которые являются порождением человеческого языка и ума.  
Johannes Scotus Eriugena (неоплатоник, реалист). Общие понятия не только реальны, но и существуют раньше отдельных конкретных вещей – мир кажущийся, мнимый, только видимость мира идеального. Универсалии – обособленные, самостоятельные, реальные вечные сущности, к пребывают в божественной мысли. Abanus Maurus (номиналист). Комментарий к Порфирию. Род не может быть родом самим по себе, является понятием. Род – это то, что говорится о чем-либо. Роды и виды не реальны. Универсалии – только черты сходства между вещами, которые рассматриваются абстрактно. Род – концепт, созданный из сходства многих вещей.  

 

У истоков этого спора – Платон (физикалист и реалист) и Аристотель (номиналист). Платон – идеи реальны и не зависят от человеческого ума. Аристотель – идеи зависят от единичных вещей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных