Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нравственном развитии младших школьников




Начнем с анализа поведения первой категории школьников, т. е. учащихся с небольшими недостатками характера. Характер - это индивидуальное сочетание устойчивыхпсихическихособенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Нона практике определить характер человека нередко бывает трудно, поскольку один и тот же человек в разных ситуациях может вести себя совершенно по-разному. Известный психолог Н.Д. Левитов отмечал, что характер является одновременно и устойчивым, и изменяющимся, что в отдельных чертах он иногда обрисовывается в детстве, а во многом может не сформироваться и в зрелые годы, что он очень изменчив и в то же время всегда перед нами изменчивость характера определенного человека. Люди часто не только ошибаются в определении характера других, но и не знают достаточно свой собственный. Между тем для профессионального руководства процессом воспитания детей очень важно правильно выявлять характер школьника. Поэтому каждому учителю необходимо иметь представление об основных научных методах изучения характера, а также о факторах, влияющих на его формирование.

Ученые считают, что решающее влияние на формирование характера имеют внешние факторы. Кним относится, прежде всего, воздействие общественных отношений. Это подтверждается, в частности, изучением однояйцовых близнецов, обладающих, как известно, совершенно одинаковыми наследственными свойствами, в том числе и сходным темпераментом. Однако близнецы, воспитывающиеся порознь в различных по своему социальному положению семьях, отличались по свойствам характера, причем с возрастом эти различия увеличивались.

Для формирования характера требуется и специальное целенаправленное воздействие, т. е. воспитание. Оно имеет решающее значение для приобретения нужных черт характера. Большое влияние на характер имеет мировоззрение личности, сознательное усвоение требований морали и общественных норм поведения.

Для закалки характера совершенно необходима деятельность, в которой человек научился бы претворять свои мысли и чувства в поступки, накапливать практический опыт поведения, закреплять индивидуально - своеобразные действия.

Многое в воспитании характера значит пример окружающих, очень важнонайти свой индивидуальный подход к каждому воспитуемому. Внешние обстоятельства, социальная среда и воспитание, в конечном счете, определяют формирование характера. Но действуют они на человека, преломляясь через особенности его внутреннего мира (накопленный и осмысленный жизненный опыт, сложившиеся свойства личности и т. д.). Поэтому эффект внешнего воздействия во многом зависит от внутренней позиции человека.

Большое влияние на характер оказываютчасто переживаемые человеком психические состояния (состояние радости и душевного подъема или, наоборот, тоски и упадка). Повторяясь, они нередко закрепляются, становятся чертами характера. Поэтому для выработки нужной черты характера школьника надо ставить его в такие ситуации, в которых он пережил бы соответствующее психическое состояние, а потом закрепил бы его как постоянное свойство личности. Например, ленивого ученика можно сделать прилежным, если часто ставить его в ситуации, когда бы он достигал успехов в деятельности, испытывал от этого чувство радостного удовлетворения и поэтому изменил свое отношение к труду.

Рассмотрим влияние внутренних, биологических факторов на формирование характера личности. Отечественные психологи отвергают биологизаторские утверждения о фатальной обусловленности черт характера наследственными факторами. В то же время они признают наличие у человека природных предпосылок психического развития - анатомо-физиологических задатков (особенностей строения мозга, органов чувств, двигательного аппарата, а также целый ряд функциональных свойств нервной системы человека). Однако задатки - это всего лишь возможность развития. Они многозначны и прямо не определяют появление у человека готовых черт характера.

Можно выделить следующие основные причины возникновения недостатков характера: безнадзорность ребенка в семье и отсюда воздействие на него отрицательных примеров; отсутствие в семье единой твердой линии воспитания; избалованность ребенка в семье, недостаточная требовательность к нему; применение физических наказаний; отсутствие четкого режима дня в семье (Н. Д. Левитов)

На возникновение недостатков характера оказывает влияние также недостаточный учет воспитателями возрастных особенностей школьников. Сказывается на закреплении отрицательных черт характера отношение к ним воспитателей и других учащихся. Если своевременно не отреагировать на появление недостатков характера у детей они закрепляются в структуре личности школьников, и для искоренения этих недостатков надо будет влиять на связанные с ними другие психологические качества, а то и на всю личность в целом. Неблагоприятно влияет на ребенка переоценка или недооценка недостатков его характера воспитателем. Так, некоторые родители склонны объяснять чрезвычайную капризность или недисциплинированность своих детей их нервностью, т. е. известной болезненностью. Это способствует укреплению у таких школьников этих недостатков и появлений чувства вседозволенности.

Нередко бывает, что сами учащиеся неправильно квалифицируют свои черты характера, принимая упрямство за силу воли, грубость - за правдолюбие и мужество, невежливость - за прямоту, высокомерие - за гордость и проявление чувства собственного достоинства. Некоторые школьники, даже сознавая недостатки своего характера, не хотят от них избавляться. Здесь важно помнить, что ребенок не только объект, но, прежде всего, субъект воспитания. Поэтому важно помочь ему правильно оценить недостатки своего характера и постараться самому их изжить.

Недостатки характера - это устойчивые отрицательные формы поведения человека. Поэтому воспитатели, прежде чем говорить о недостатках характера ребенка, должны убедиться в их устойчивости, а не эпизодичности, вызванной преходящими обстоятельствами. Для этого поведение воспитанника надо пронаблюдать в другой обстановке и в другое время. Но даже если определенная отрицательная черта характера явно и постоянно присуща ребенку, не следует говорить ему об этом в категоричной форме и фиксировать на ней внимание школьника.

Не все индивидуальные черты выражают характер человека, а только наиболее существенные. Поэтому, переходя к конкретному анализу отдельных отрицательных черт характера школьников, остановимся лишь на наиболее важных, требующих первоочередного применения мер воспитательного воздействия (ленивые дети, учащиеся с пассивным поведением, неорганизованные, ненастойчивые школьники, эгоистические, недисциплинированные школьники).

Ленивые дети. Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. По многим причинам, леность справедливо считается крупнейшим недостатком характера детей.

Можно выделить целый ряд причин возникновения лени у детей. Во-первых, это отрицательное влияние окружающей среды и чрезвычайно заботливых родителей, которые стремятся оградитьсвоихдетей от трудовой деятельности, мотивируя это их слабым здоровьем; тем, что труд слишком обременителен и непосилен для детей, и они еще успеют потрудиться в период самостоятельной трудовой деятельности. Во-вторых, сильным отрицательным фактором может оказаться для школьников бесперспективность обучения, поскольку дети не удовлетворяются далекой перспективой учения или затрудняются определить свое место в жизни, выбрать профессию. В-третьих, возникновению лени способствует отсутствие контроля за поведением детей со стороны воспитателей или, наоборот, слишком мелочный контроль. В-четвертых, лень может возникнуть в результате отрицательного влияния товарищей. В-пятых, лень закрепляется у некоторых школьников в связи с неверностью их взглядов на себя и людей вообще, а также неблагоприятным влиянием отдельных биографических фактов (В. Г. Степанов).

Случаи нежелания учиться и трудиться вообще встречаются реже,чемпроявления лени в определенных условиях. Например, некоторые школьники учатся по настроению: то увлеченно и продолжительно, получая отличные и хорошие отметки, то охладевают к учебе и забрасывают учебные занятия.

Многие учащиеся включаются и выключаются из учебной деятельности в зависимости от получаемых отметок. Некоторые из них, получив плохую оценку, не мобилизуются, а расслабляются, снижают прилежание. Другие, напротив, перестают заниматься, получив хорошую отметку. Нередко у родителей, без меры опекающих детей, в семье растут ленивые школьники. Такие школьники плохо учатся, надеясь на то, что старшие всегда их будут защищать своим авторитетом и обеспечивать материально. Часто это дети ответственных или просто достаточно состоятельных родителей. Лень у них нередко сочетается с инфантилизмом.

Надо предостеречь учителей и родителей от ложного понимания лени. Нельзя считать ленью нежелание ребенка учиться, если это связано с возникновением какой - либо болезни. Бывают случаи, когда родители и учителя побуждают длительно болевшего ребенка быстрее ликвидировать свое отставание в учебе. Они не понимают того, что организм ребенка ослаблен болезнью, ему трудны сразу большие нагрузки, нужно время для полного восстановления сил.

Нередко ленивыми считают детей, стремящихся больше бывать на улице, чаще общаться со сверстниками. Но подобное поведение часто обусловлено нехваткой свежего воздуха и физической активности, дефицитом общения.

В ходе педагогической коррекции поведения таких детей основным путем преодоления лени является воспитание потребности в труде. Здесь следует учитывать, что трудолюбие возникает при успешном осуществлении какой- либо деятельности, прежде всего учебной, радостном переживании этого успеха и желании все чаще включатся в процесс учебы и труда. Нужно позаботиться об устойчивости у учащегося подобного психического состояния. Во многом помогают здесь убеждение и разъяснение. Часто нельзя обойтись без методов поощрения и наказания. Применяя награды, надо стремиться, чтобы школьник получал наибольшее удовлетворение от самой учебной деятельности и ее результатов. В качестве наказания можно использовать лишение подарка, какого-либо бытового удовольствия, строгий выговор. Однако наказание не должно быть устрашающим. В первую очередь надо исключить физическое воздействие на школьника. Насилие вызывает обратный эффект: отвращение к деятельности, резкое падение работоспособности. Воспитательное воздействие следует предпринимать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. У младших школьников мы чаще имеем дело не с ленью, а с неорганизованностью. Они хотят хорошо учиться, но не умеют соблюдать распорядок дня и воспитателю следует помочьим в этом.

Дети с пассивным поведением. Понятие "пассивный" в словаре С. И. Ожегова раскрывается как"непроявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни, лишенный самостоятельности". В отечественной педагогической психологии "пассивный" обычно трактуется как противоположный активному, активный с отрицательным знаком. Поэтому понятие "пассивный ребенок" у многих исследователей лишено собственного позитивного содержания. Термин "активный", "активность", напротив, часто используется в контексте теорий деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), где деятельность рассматривалась как активность субъекта, регулируемая осознаваемой целью.

В. Г. Степанов в своих работах предлагает выделять следующие основные причины пассивности школьников: 1)влияние государства, задающего определенную личностную направленность и стиль поведения граждан; 2) пониженная интеллектуальная активность; 3) недостатки физического здоровья; 4) дефекты развития. Сразу же отметим, что о дефектах умственного развития детей, связанных с органическими поражениями головного мозга, в данном учебном пособии говорить не будем.

Рассмотрим действия вышеперечисленных причин и способы коррекционной работы. Начнем с анализа первой причины. Известно, что государственный строй и общественные организации любой страны в значительной степени влияют на активность и пассивность своих граждан. И когда государство побуждает своих граждан к активным действиям строго в рамках определенных предписаний, это ведет к потере самостоятельности, инициативности (инициатива не должна выходить за рамки предписаний). Растет количество "агрессивно - послушных" или просто пассивных людей.

В. Г. Степанов считает, что в воспитании активности школьников следует опираться на принципы христианско-религиозного воспитания. Мы не разделяем его точку зрения в данном вопросе. По нашему мнению, в воспитании подлинной активности и самостоятельности подрастающего поколения целесообразно использовать методику убеждения, которая на основе сознательного восприятия и усвоения учащимися научных знаний, идей, взглядов формирует у них способность самостоятельно принимать решения. Убеждение способствует развитию сознательности воспитанников, возникновению у детей уверенности в правоте и истинности принятых взглядов, готовность ких защите, активность в их пропаганде. Убеждение ведет к перестройке мотивов деятельности учащихся, сдерживанию отрицательных качеств личности и формированию положительных.

Далее рассмотрим проблему интеллектуальной пассивности учащихся, которую впервые исследовала Л. С. Славина. У нее понятие "интеллектуально пассивные дети" выражается через следующие психологические особенности: 1) недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков; 2) отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности; 3) отсутствие познавательного отношения к действительности. Л.В. Орлова углубила содержание этого понятия. Она выделила четыре группы таких детей (младшего школьного возраста): 1) группа с "мотивационной" интеллектуальной пассивностью (дети выбирают легкие пути достижения цели, не заинтересованы в работе, стремятся получить быстрый результат, испытывают состояние эмоционального дискомфорта в ситуации интеллектуального напряжения); 2) дети с "операционно – технической" интеллектуальной пассивностью (шаблонность умственной деятельности, применение нерациональных и неуместных приемов решения задач, предпочтение репродуктивной деятельности); 3) дети с "частичной" или избирательной интеллектуальной пассивностью (пассивны лишь в отдельных видах работы или некоторых учебных дисциплин); 4) дети с "разлитой" или общей интеллектуальной пассивностью (они нелюбознательны, не стремятся к получению новых знаний, избегают напряженной умственной работы).

Проблему интеллектуальной пассивности учащихся рассматривали в своих трудах Д.Б. Богоявленский, Л.И. Божович, Н.С. Лейтс, М.В. Матюхина, В.С. Юркевич, Н.А. Менчинская и другие. Выделяются следующие причины этого явления: 1) недостатки в воспитании действенных мотивов учения; 2) усложнение учебного материала на средней ступени школы; 3) завышенная самооценка и легкость овладения знаниями в начальной школе или заниженная самооценка, возникшая из-за стойкойнеуспеваемости;4) ослабление контроля или, наоборот, слишком мелочный контроль; 5) переключение внимания на внешкольную деятельность.

Коррекционная работа по преодолению интеллектуальной пассивности школьников заключается в следующем. Организуя учебную деятельность, необходимо обратить внимание на формирование положительной мотивации к учебе, на дальнейшее усовершенствование и усложнение учебных действий, умственной деятельности в целом. При этом следует опираться на стремление школьников к самостоятельности, на тягу к усвоению нового материала, новых форм работы. Но активность школьников возрастает лишь при успешности самостоятельной работы. Для обеспечения успешности самостоятельной работы в школе и дома необходимо: 1) организовать ориентацию ученика на предстоящие виды деятельности; 2) обучить выделению "основных единиц" учебного материала; 3) способствовать созданию различных форм сотрудничества детей в совместной учебной работе.

Рассмотрим случаи пассивного поведения детей, вызванногоих болезнью или переутомлением. Болезнь всегда подрывает физические и умственные силы ребенка, лишает желания чем-либо заниматься. В случае обнаружения болезни надо поставить задачу выздоровления на первое место. При этом важно не только вылечить ребенка, но и укрепить, оздоровитьего.

Пассивность нередко возникает из-за переутомления школьников. Этому способствуют перегрузки на уроках и в ходе выполнения домашних заданий, слишком частый просмотр телефильмов, посещение нескольких кружков и т. п. Перегрузки усиливают опасность физических и нервных срывов, приводящих в дальнейшем к полной пассивности учащихся. В данном случае в первую очередь необходимо устранить перегрузки, составить режим дня, предусматривающий четкую регламентацию труда и отдыха ребенка, обеспечить выполнение таких видов деятельности, которые будут по силам школьнику.

Неорганизованные дети. Развитие активности у детей недостаточно дляих полноценного воспитания и подготовки к самостоятельной деятельности. Дети должны научиться управлять своей активностью, регулировать её. Это психологическое качество называется организованностью. Понятия "активный ученик" и "организованный ученик" близки друг другу, но не тождественны. Организованный ученик обычно активен, но не всякий активный ученик организован, т. е. умеет управлять своей активностью.

Выделяют следующие виды неорганизованных учащихся: дезорганизаторы, мало организованные, частично организованные и заорганизованные дети (В.Г. Степанов).

К 1 виду (дезорганизаторов)относятся следующие:

1) Неформальный лидер - дезорганизатор. Может сложиться ситуация, когда неформальный лидер, расширяя сферу своего влияния и самоутверждаясь, начинает сознательно противодействовать учителям: ведет себя вызывающе, мешает проведению учебных занятий, провоцирует непослушание других учащихся. В ходе коррекционной работы активность такого лидера рекомендуется не подавлять, а направлять на разумные цели. Воспитатель должен ему помочь найти достойное место в коллективе и развивать в полезной деятельности свои лидерские задатки. При этом следует помнить, что работу с подобными школьниками следует начинать, привлекая их к несложным видам общественно - организационной деятельности, постепенно ее усложняя.

2) Затаенный дезорганизатор. Он обычно действует исподтишка, соответствующим образом настраивает своих товарищей, побуждает к непозволительным действиям, а сам занимает внешне нейтральную позицию. Учителю, выявившему такого дезорганизатора, следует проводить коррекционную работу с ним так же, как и в первом случае.

3) Невольные дезорганизаторы. Они не ставят своей сознательной целью нарушение учебно - воспитательного процесса, но неосознанно нарушают его. Такие учащиеся постоянно спорят с учителем, затевают бесконечные дискуссии, вносят дополнения и поправки в объяснение педагога и т. п. Мотивом поведения таких школьников является желание самовыражения и самоутверждения. В процессе коррекционной работы, нейтрализуя действия этих детей, учитель должен научить школьников цивилизованным формам проявления своей активности, доказательности и обоснованности своих суждений, сдержанности в общении.

4) Мнимые дезорганизаторы. Это слишком активные на уроках школьники. Они выступают как люди, чрезмерно заинтересованные учебным предметом. Вих число часто попадают одаренные дети. Некоторые учителя считают, что эти дети бросают им вызов, но на самом деле они просто хотят глубже разобраться в учебном материале. Проводя коррекционную работу с такими детьми, учителю следует подавить раздражительность и проявить терпимость; детей нужно учить культуре активного поведения на уроке, давать дополнительные задания, вовлекать в кружковую работу.

Следующая категория неорганизованных учащихся - малоорганизованные дети. Они не умеют управлять своей активностью. Многие из них импульсивны. Это происходит не только из-за отсутствия у них знания о навыках организаторской деятельности, но, прежде всего, из-за нежелания ограничивать свою свободу какими - либо рамками. Учителю необходимо в ходе коррекционной работы разъяснить школьникам значение высоко организованной активной умственной и физической деятельности в развитии личности человека, а также обучить таких учащихся навыкам организаторской деятельности.

Частично организованные учащиеся - это школьники, которые хорошо организуют свою деятельность по каким - то немногим учебным предметам, а по другим занимаются кое - как; не умеют организовать свой отдых во время учебы и на каникулах. Частичная организованность проявляется также у успешно учащегося школьника в нежелании быть аккуратным в обращении со своими вещами, поддерживатьих в приличном виде, причесываться, своевременно стричь ногти и т. д. В процессе педагогической коррекции поведения таких детей воспитателю необходимо помочь организовать учебную деятельность ребенка, а также его отдых. Существенную помощь может оказать правильно составленный режим труда и отдыха.

И, наконец, рассмотрим категорию заорганизованных учащихся. Выделяют два вида заорганизованности: внешняя и внутренняя. Внешне заорганизованный ученик слепо подчиняется установленному в школе и семье порядку. Он лишен самостоятельности и критичности, не проявляет инициативу, а ждет указаний. К внутренне заорганизованным школьникам относятся чрезмерно активные и жестко самоорганизованные учащиеся, которые не знают пределов своих физических и умственных возможностей, учатся на износ. Это так называемые "работоголики". Слишком напряженный режим деятельности таких школьников существенно превышает гигиенические нормы продуктивной умственной работы мозга, вызывает его хроническое переутомление. Итогом является не только замедление или прекращение умственного развития этих учащихся, но и значительное снижение качества их интеллектуальной продукции.

Лучшим средством педагогической коррекции этих недостатков поведения является воспитание и самовоспитание у школьников организованности. Можно говорить отрехее видах: повседневной, длительно нацеленной и организаторской. Воспитание организованности начинается с повседневной организованности: умения планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца. В основе ее воспитания лежит знание школьником меры своих индивидуальных и возрастных возможностей. Необходимо составить для ребенка гигиенически обоснованный режим дня, воспитывать аккуратность, добросовестность, обратить внимание на систематичность деятельности ребенка. Длительно нацеленная организованность возникает на основе повседневной организованности, но связана с решением не текущих задач, а с достижением далеких и важных жизненных целей. Она связана с воспитанием и самовоспитанием всей личности человека, прежде всего её потребностно-мотивационной сферы; требует выработки планов поведения и уменияих осуществлять, т. е. воли. Организаторство - умение руководить деятельностью группы людей. В основе этого вида организованности лежат два предшествующих.

Ненастойчивые школьники. Настойчивость - необходимая черта характера современного человека. Она выражается в способности личности завершать начатое дело и достигать поставленной цели в процессе достаточно напряженной и длительной деятельности. Таким образом, настойчивость связана с умением осуществлять свои стремления,т.е. с одним из важнейших видов внутренних мотивов.

Ненастойчивые дети либо вообще не ставят трудно достижимых или далеких целей, либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении. Распространено мнение, что отсутствие настойчивости вызвано малой активностью ученика, его ленью. Это утверждение верно только для определённой части ненастойчивых учащихся. Среди этой категории лиц много и активных, деятельных учащихся, но избегающих под разными предлогами трудной и продолжительной работы. Это люди с легким характером, нередко приятные в общении, но необязательные. Среди них чаще других встречаются сангвиники, не работающие над недостатками своего темперамента. Однако отмечается немало школьников исполнительных и прилежных, но отступающих перед возникающими или только кажущимися трудностями, т. е. склонных к фрустрации. Они привыкли выполнять учебные задания с наскока, а, встретившись с затруднениями, легко впадают в панику, высказывают неверие в свои силы. Особенно явно это проявляется в ответственных условиях.

Основные причины отсутствия настойчивости у школьников связаны с действием средового, воспитательного и личностного факторов. Отрицательное воздействие на личность может оказать направленность общественно - экономического строя государства: низкая оплата труда, малоэффективная система стимулирования, порицание настойчивости в личных стремлениях, в отстаивании своих человеческих и должностных прав и т. п. Неправильное поведение воспитателей, и, прежде всего, родителей, может оказаться отрицательным фактором. Н.Д. Левитов указывал, что многие ненастойчивые дети - это избалованные, не приученные к упорному труду школьники. Родители чрезмерно опекают этих детей, отстраняют их от выполнения каких - либо домашних обязанностей. Отсутствие настойчивости связано также с определенными личностными особенностями ребенка. Ненастойчивыми в преодолении трудностей учебной деятельности обычно бывают ученики, которым неинтересно на уроках. Дети часто не проявляют настойчивости в овладении знаниями на начальной стадии обучения, которая кажется многим скучной и неинтересной. Поэтому в процессе коррекционной работы особенно важную роль играют внешние мотивы (поощрение, наказание, др. средства воспитательного воздействия). Однако по мере возникновения у детей интереса к учению следует ограничить применение средств внешнего воздействия. От поощрения отказываться не стоит, поскольку оно позволяет ученику переживать чувство успеха и укрепляет его стремление к еще большему и лучшему усвоению знаний.

Н.Д. Левитов выделяет следующие пути воспитания настойчивости у школьников:

- от родителей требуется тщательный контроль за выполнением детьми любой работы; небрежно выполненное дело не следует принимать, а добиться его переделки;

- в труде и учебе ставить перед школьниками интересные задачи, увлекать положительными примерами;

- при первых затруднениях детей не надо незамедлительно спешить к ним на помощь и устранять все препятствия самим; школьники должны научиться преодолевать посильные трудности, укреплять свои силы.

В.Г. Степанов отмечает, что воспитание любой черты характера (особенно активности, организованности, настойчивости) неразрывно связано с развитием личности ребенка в целом. Воспитание настойчивости невозможно отделить от формирования и развития его потребностно-мотивационной сферы и школьнику следует знать, что начинать самовоспитание настойчивости надо с решения повседневных учебных задач и семейных поручений. Формирование настойчивости также связано с эмоционально-волевой сферой личности, поэтому школьнику следует заняться воспитанием и укреплением воли. Воспитание настойчивости непосредственно связано с формированием таких черт характера, как активность, организованность, упорство, уверенность в себе, сознательность и др.

В целях формирования настойчивости полезно познакомить учащихсясоспособами преодоления фрустрации. Н.Д. Левитов выделяет два типа реакций, вызываемых фактором фрустрации: стенические и астенические. К стеническим относятся: а) агрессия против других; б) агрессия против себя; в) отвлечение на другую деятельность для "забвения"; г) капризное примитивное поведение; д) фиксация как бесплодное повторение блокируемой деятельности. К астеническим реакциям при фрустрации относятся: а) депрессия;б) апатия; в) скованность, подчас тупообразность.

Для выявления состояния фрустрации используют различные методы: наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности, тестовые методики ("Методика рисуночной фрустрации" С. Розенцвейга, "Деловые ситуации" Н.Г. Хитровой, тест "Школа депрессии" и др.). Учителю следует знать, что крайне выраженные и закрепившиеся в поведении формы фрустрации требуют помощи со стороны школьного психолога или психотерапевта, а порой и психиатра. Тогда возможно применение и медикаментозных средств: транквилизаторов или антидепрессантов.

В повседневной жизни наилучшим средством психологической защиты школьников от фрустрации является воспитание толерантности (терпимости) как черты характера. Толерантность придает учащемуся устойчивость в поведении при преодолении трудностей. Толерантность может выражаться: а) в спокойствии, рассудительности при встрече с фрустрирующим фактором; б) в усилии и напряжении при сдерживании фрустрации; в) в подчеркнутом равнодушии, а иногда, к сожалению, недооценке фрустратора. О наличии толерантности у ученика учитель может судить по отсутствию или ослаблению реагирования на неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Эгоистические школьники. Эгоист - это себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам других людей и общества, часто пренебрегающий последними. Жизненная направленность эгоиста - собственное "Я", личное преуспевание, часто за счет других.

Основные виды эгоизма:

1) Нарциссизм. Это влюбленность в самого себя. Причем объектом собственной любви у этих людей, особенно у лиц мужского пола, не обязательно является внешность. Они могут обожать себя за внутреннее "совершенство" (способности, ум, характер). Самовлюбленность побуждает их направлять основное внимание на решение собственных проблем, на поиски все больших личных достоинств и любование ими.

2) Синдром Клеопатры. Это недостаток женского характера, который затрудняет установление устойчивых близких эмоциональных отношений с мужчинами. В.Г. Степанов считает, что сущность проблемы заключается в дилемме эгоизма и страсти. "Клеопатра" не любит, т. к. она только берет от другого, не желая ничего давать ему взамен. А между тем, когда человек любит, он больше отдает, чем берет. "Клеопатра" избегает любви, поскольку считает ее унижением для себя, ущемлением собственного самолюбия, нежелательной зависимостью от другого. Поэтому во взаимоотношениях с мужчиной "Клеопатра" ставит себя в положение повелительницы, требующей подчинения и почитания. Женщина с таким характером стремится избавиться от близкого мужчины.

3) Эгоизм из-за отчуждения. Некоторые люди ощущают себя в обществе чужими, потому что многое в их жизни происходит не по их воле, а определяется родителями, учителями, начальниками и не зависящими от них социо-историческими факторами. Отчужденность возникает у человека еще и потому, что окружающие люди часто не оказывают ему помощи, не выражают сочувствия, просто равнодушны из-за занятости своими проблемами и делами.

4 ) Эгоцентризм. Это крайнее выражение эгоизма. Он заключается в том, что в центр всей жизни школьник (взрослый) ставит свое индивидуальное "Я". Он считает, что заботиться и думать должны только о нем, все лучшее - только ему, жить родители должны только для него. Для эгоцентрика характерен выраженный субъективизм взглядов на жизнь.

5 ) Групповой эгоизм. Это такое явление, когда люди и каждая личность в отдельности в своем поведении руководствуются только интересами группы, к которой принадлежат. При этом интересы другой части общества не учитываются или считаются неприемлемыми, даже враждебными. Группы бывают большие и малые, поэтому и виды группового эгоизма очень разнообразны. Это может быть государственный эгоизм, национальный, религиозный, политический, корпоративный и т. д.

Характеризуя эгоистичных школьников, Н.Д. Левитов отмечает у них интерес только к себе, своим удобствам и собственной выгоде. Они обычно нечутки, неотзывчивы.

Основными причинами возникновения эгоизма у детей являются следующие: неправильное воспитание (преимущественно в семье, где ребенку чрезмерно потворствуют в выполнении всех его желаний и балуют), неблагоприятные условия жизни (многим семьям приходится решать задачу своего экономического и социального выживания, в связи с этим в обществе все чаще стало проявляться чувство отчуждения и крайнего индивидуализма).

Рассмотрим способы педагогической коррекции эгоистической направленности личности школьников. Прежде всего, необходимо устранитьили свести к минимуму действие тех причин, которые вызывают эгоизм. Индивидуальный подход будет заключаться в учете специфики конкретного вида эгоизма. Следует не только устранять недостатки характера, связанные с эгоизмом ребенка, но и способствовать формированию у него таких качеств, как альтруизм, товарищество, забота о более слабом, чем он. Поэтому важно, чтобы школьник не жил изолированно от сверстников, а научился бы общению с ними и получал от этого удовлетворение. Весьма полезно включение школьника в педагогически контролируемые коллективы. Следует также порекомендовать родителям, чтобы они не препятствовали осуществлению желания детей иметь домашних животных, поскольку уход за животными развивает у школьников любовь ко всему живому и является профилактическим средством против проявления крайнего эгоизма и жестокости.

В борьбе с эгоизмом нужно учитывать возрастные особенности детей. В младшем школьном возрасте эгоизм обычно нестоек, временен, неглубок и проявляется в немногом (ребенок может не давать свои игрушки другим детям). Родителям рекомендуется при первых проявлениях эгоизма реагировать на это отрицательно и при этом замечать и поощрять товарищество. Иначе эгоистичность станет устойчивой чертой характера даже в этом возрасте.

Недисциплинированные школьники. Л. С. Славина, которая занималась изучением проблемы недисциплинированности школьников, в своих трудах отмечает, что недисциплинированными следует считать, во-первых, всех учеников, которые систематически нарушают правила для учащихся, не подчиняются требованиям взрослых, грубы с ними, мешают занятиям в классе, срывают различные мероприятия, обижают младших; во-вторых, к недисциплинированным школьникам относятся также те, которые хотя и ведут себя в соответствии с установленными правилами, но выполняют их по принуждению, из страха или честолюбия. Она выделяет две основные группы учеников, различающихся тем, какой именно причиной вызывается их недисциплинированность. В первую группу Л. С. Славина включает тех учеников, причиной недисциплинированного поведения которых являются неправильно развившиеся мотивы поведения, неправильно сформировавшиеся отношения или наличие сильных эмоциональных переживаний, аффектов, т. е. в эту группу входят такие ученики, недисциплинированность которых связана с мотивационно-аффективной стороной их личности. В данной группе она выделяет следующие подгруппы:

1) ученики, у которых недисциплинированное поведение вызывается аффектом и конфликтами, в основном из-за невозможности завоевать определённую позицию в коллективе;

2) ученики, для которых основным делом стала не школа, а какая-нибудь посторонняя для школы деятельность, в которой они стремятся занять определённое место, завоевать свою позицию;

3) ученики, которые завоёвывают авторитет в школе своим недисциплинированным поведением;

4) своевольные ученики, не желающие считаться с общественными требованиями.

Ко второй группе Л. С. Славина относит тех учеников, недисциплинированность которых вызывается отсутствием у них умений вести себя согласно правилам поведения, незнанием этих правил, неумением организовать себя, овладеть своим поведением. Здесь она выделяет следующие подгруппы:

1) ученики, не усвоившие правил поведения;

2) импульсивные, обладающие двигательной расторможенностью ученики.

Недисциплинированные ученики своим поведением дезорганизуют учебно-воспитательный процесс, поэтому между ними и учителями нередко возникают конфликтные ситуации. Применяемые обычно методы педагогического воздействия (замечания, удаление из класса, обсуждение на классных часах, вызов на беседу к завучу, директору и т. д.) часто делают конфликтную ситуацию ещё более напряжённой. В ходе педагогической коррекции поведения этих школьников прежде всего необходимо выяснить причины их недисциплинированного поведения. В тех случаях, когда причиной нежелательного поведения является избыток энергии, импульсивность, неумение направить свою инициативу в нужное русло, рационально использовать свои ресурсы, следует во время урока давать учащимся достаточную нагрузку, чтобы у них не было возможности и желания отвлекаться от учебного процесса на другие дела. Здесь целесообразно предусмотреть систему индивидуальных заданий для учащихся (тесты, карточки и т. п.). Если недисциплинированное поведение учащихся обусловлено незнанием правил поведения, неумением вести себя в соответствии с этими правилами, то нужно познакомить учеников с правилами поведения, организовать формирование соответствующих умений с помощью упражнений. В тех случаях, когда недисциплинированное поведение вызвано стремлением самоутвердиться, завоевать авторитет в классе, следует предложить ученику принять участие в общественно полезных видах деятельности, где он мог бы проявить свои способности, лидерские качества. Если недисциплинированное поведение учащегося обусловлено тем, что учение, школьная жизнь начали занимать второстепенное место в его жизнедеятельности, нужно постараться сформировать правильное отношение школьника к учению, способствовать возникновению и развитию его познавательных интересов. Когда недисциплинированное поведение обусловлено неправильно сложившимися взаимоотношениями с окружающими людьми, в ходе разрешения конфликтной ситуации следует использовать различные технологии преодоления межличностных конфликтов, включающие в себя анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности действий.

Нередко возникают конфликтные ситуации в процессе взаимодействия учителя с упрямыми, своевольными, капризными детьми. Разрешая эти ситуации, учитель должен проявить твердость, требовательность, но не следует стремиться сломить волю ребёнка, прибегать к угрозам и открытому давлению. Учитель должен быть доброжелательным и тактичным, но в то же время уговаривать и упрашивать таких детей не следует, это в конечном итоге приводит к уступкам со стороны воспитателей и снижает эффективность педагогического воздействия.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных