Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность, формирование и развитие теории постиндустриального общества.




Теория постиндустриального общества - это единая социальная метатеория, которая опирается на достижение обществоведческих дисциплин и вместе с тем составляет методологическую основу их развития.

Теория постиндустриального общества приобрела широкое признание в мире потому, что она обеспечивает решение заданий периодизации и типизации истории человеческого общества и одновременно раскрытия содержания, структуры и исторического места каждой стадии в развитии общества.

Теория постиндустриального общества базируется на философии позитивизма, рассматривает формирование и развитие общества на основе прогресса научного знания, технологии общественного производства. Научная популярность и авторитет этой теории определяются и тем, что ее развитие происходит естественно, эволюционно, без острого идеологического противоборства и вызовов ни одному из направлений западной обществоведческой традиции. Опираясь на закономерности развития производительных сил, технологических способов производства, она определяет стадии общественного развития, цивилизационного прогресса. Вместе с тем, теория постиндустриального общества не ограничивается технологическим детерминизмом и предусматривает широкое развитие постиндустриального общества, переход от общества материальной продукции к доминированию сферы услуг, раскрывает роль и значение информации, науки и образования, анализирует изменение соотношения между материальным производством и сферой услуг, роль человека, развитие его как личности, превращение труда в творческий процесс, становление новой, постматериальной мотивации людей, демократизации общества и усовершенствование политических систем, развитие государственного регулирования и прогнозирования экономики, культуры и других сфер человеческой деятельности.

Опыт показывает, что теория постиндустриального общества не противостоит другим теориям и не отрицает их. Обогащаясь по содержанию и методам исследования общества, она превращается в важное и эффективное средство познания тенденций в развитии общества.

Сам термин «постиндустриальное общество» возник еще в начале XX в. Но он был далек от определения новой стадии общественно-экономического развития и использовался в качестве противопоставления индустриальному обществу с его глубокими противоречиями и конфликтами. Считается, что содержание этого понятия приближается к современному, однако все же еще далеко от того понятия, которое введено в научный оборот американским социологом Д. Рисменом в 1958 г.

Хотя понятие «постиндустриальное общество» родилось в XX ст., сама теория постиндустриального общества как порождения цивилизационного прогресса уходит далеко в прошлое, поскольку качества, свойственные высшей стадии общественно-экономического прогресса, являются результатом многовековой истории развития человеческого общества. Интеллектуально-информационные технологии, знания, то есть все, на чем базируется постиндустриальное общество, формировались с развитием цивилизации и обогащались вместе с ростом производительных сил, науки и образования.

Сегодня существуют два подхода к решению проблемы формирования теории постиндустриального общества.

Одни исследователи исходят из того, что технологическая организация общества является исходным положением, с которого и нужно начинать формирование теории постиндустриального общества. Они считают, что в эпоху Просвещения создана почва, которая способствовала промышленному перевороту, превращению технологии в определяющий фактор цивилизационного прогресса.

Другие ученые руководствуются тем, что знание является главным производственным ресурсом высшего этапа человеческой цивилизации, видят начало формирования постиндустриальной теории в Древней Греции, где началось научное познание мира. Следовательно, эти два подхода определяются предметом исследования, которое предопределяет и внутреннее содержание, и исторические рамки исследования.

Считается, что существуют лишь две теории о функциях и значении знаний и возникли они в Древней Греции. Сократ считал, что единственная функция знаний — это самопознание, то есть интеллектуальный, морально-этический и духовный рост человека. Второй греческий философ Протагор считал, что цель знания - сделать деятельность человека более успешной и эффективной.

В течение первого этапа трансформации знания использовались для разработки орудий труда, производственных технологий и видов готовой продукции. Это стало началом промышленной революции, возникновения новых классов - буржуазии, пролетариата и классовых войн.

С развитием познания индустриальной системы два хорошо известных представителя позитивизма в общественных науках — О.Конт и Дж.С.Милль - пришли к выводу, что индустриальное общество не может устранить неравенство, что немало людей страдают от недостаточного обеспечения. Вместе с тем они подчеркивали, что причина этого явления не в том, что это какие-то низшие в физическом или моральном отношении люди. Напротив, они показали, что причиной является несовершенство их социального окружения, то есть современного общества.

В процессе объективного анализа перехода общества от одной формы к другой раскрылась роль производительных сил в этом процессе и была создана научная периодизация истории общества. Уже тогда ученые пришли к истокам теории постиндустриального общества.

Во второй половине XIX в., опираясь на разработки А. де Сен-Симона, О.Конта и Дж.С.Милля, на анализ феодального и буржуазного общества и с учетом высокой оценки Контом и Миллем деятельности «промышленников» и буржуазного общества в целом, многие философы и социологи предприняли новый шаг в исследовании и использовании технологической организации производства для определения отдельных исторических стадий развития цивилизации. Представители «исторической» школы в политической экономии выделили эпоху дикости, а также пастушьей, земледельческой, земледельческо-мануфактурной и земледельческо-мануфактурно-коммерческой стадий.

«Новая историческая школа», продолжая изучение исторического процесса на основе производства и обмена благ, завершила создание концепции периодизации истории человеческого общества. Это был еще один существенный вклад в разработку теории постиндустриального общества. Примененные методологические подходы и выводы, полученные на основе осуществленного анализа, отвечали природе постиндустриального общества.

В труде Т.Веблена исследовалась зависимость между растущими технологическими факторами и изменениями социальной структуры общества. Автор осуществил глубокий анализ промышленной системы в ее взаимодействии с институциональной структурой общества. Кроме того, что эта работа заложила начало институциональному направлению в политической экономии, которое сегодня является одним из ведущих, теория Т.Веблена раскрыла действие многих факторов на модификацию социальной структуры общества, на формы организации обмена, взаимодействие между социальными группами и классами, на формирование индивидуальной мотивации. Для постиндустриальной теории значение концепции Т.Веблена заключается в том, что она значительно конкретизировала идею стадий технологического роста, переведя ее на уровень раскрытия закономерностей хозяйственного развития в зависимости от социальной и политической систем той или другой страны.

Хотя познание шло различными путями, в конечном итоге разработки и выводы дополняли друг друга и обеспечивали создание единой концепции становления индустриального общества.

На втором этапе, который начался приблизительно в 1880 г. и достиг своей кульминации в конце Второй мировой войны, знания в новом их понимании начали применять к трудовой деятельности. Результатом стала революция в производительности труда.

Революция в производительности труда началась тогда, когда, американец Ф.Тейлор в первый раз применил знания для анализа производительной деятельности и проектирования трудовых процессов. Система научной организации труда, основанная Ф.Тейлором, была использована для интенсификации труда, повышения степени его эксплуатации. Поэтому ее называли «потогонной системой».

Однако бесспорно и то, что именно Ф.Тейлор применил знания для исследования и совершенствования процесса труда, организации труда на предприятии. До этого трудовые процессы не изучались, даже записывать ничего не позволялось, не было никаких чертежей или эскизов рабочих заданий. Профсоюзы оберегали секреты мастерства. Тейлор доказал, что роботу можно проанализировать и представить как ряд простых действий, которые повторяются, и каждую из них следует выполнять определенным самым рациональным способом и за определенное время. Тейлор считал, что власть на предприятии не должна принадлежать предпринимателю на основе права собственности, что предприятием должны управлять самые подготовленные для этого люди. Все это вызывало возмущение и профсоюзов, и предпринимателей-капиталистов, его называли «социалистом», «мятежником» и тому подобное. Но жизнь постепенно подтверждала правоту Тейлора. Особенно это проявилось в годы Второй мировой войны. США, опираясь на принципы Тейлора, в короткие сроки смогли превратить абсолютно неквалифицированных рабочих, которые родились и выросли в доиндустриальную эпоху, у первоклассных сварщиков и судостроителей.

Страны, которые быстро развились после Второй мировой войны, - Япония, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур - обязаны своим подъемом системе профессионально-технического образования по Тейлору. Она позволила этим странам в короткий срок научить рабочих практически доиндустриальной эпохи (а потому низко оплачиваемых) работать на уровне мировых стандартов производительности. Приблизительно половина этой дополнительной производительности труда воплотилась в увеличении покупательной способности населения, то есть способствовала повышению жизненного уровня. Хоть система Тейлора имела противоречивый характер, в конечном итоге она обеспечила рост производительности труда и выгоды самим рабочим.

Однако революция в повышении производительности труда закончилась. В 50-х годах ХХ в. рабочие, занятые физическим трудом, все еще составляли большинство во всех развитых странах. В 1990 г. их доля сократилась до 20% общей численности, а к концу 2010 г. она составляла не больше одной десятой.

Рост производительности труда обусловливает глубокие изменения в структуре экономики. Это следует из принципов классификации секторов экономики и установления закономерностей изменения соотношения между ними на определенной стадии общественно-экономического развития.

Американский экономист К.Кларк и французский обществовед Ж.Фурастье определили такие подразделы общественного производства:

· первичный (сельское хозяйство);

· вторичный (промышленность);

· третичный (сфера услуг) и закономерные изменения соотношения между ними по мере перехода человеческого общества от более низких к высшим стадиям общественно-экономического развития.

Секторный подход в значительной мере конкретизировал методологические принципы постиндустриальной теории. Оказалось, что переход от одного технологического способа производства к другому связан с глубокими структурными изменениями в экономике, в результате на каждой стадии общественного развития соответственно доминирует определенный сектор:

· доиндустриальное общество - сельское хозяйство;

· индустриальное - промышленность;

· постиндустриальное - сфера услуг.

Стадия господства сектора промышленности в индустриальном обществе совсем не значит, что тем самым отрицается существование сельского хозяйства. Напротив, сельское хозяйство сохраняется, а промышленность создает средства производства, которые преобразуют эту отрасль путем механизации и автоматизации производства. В постиндустриальном обществе господствующей становится сфера услуг, а промышленность и сельское хозяйство (материальное производство) при сохранении и даже увеличении объемов производства занимают совсем незначительный удельный вес.

Секторный подход обогатил методологию теории постиндустриального общества, установил определенные рубежи в процессе становления постиндустриального общества. Средина 50-х годов - это своеобразный рубеж, когда в сфере услуг США количество работников превысило количество занятых в материальном производстве. И только в конце 70-х годов сфера услуг начала преобладать, возникли новые явления (радикальное ускорение НТП, быстрое изменение структуры занятости, становления нового менталитета у значительной части населения). Это дало основание для вывода о возникновении и существовании нового, постиндустриального общества.

Представители разных направлений и разных идеологических течений в той или иной степени обогащают концепцию постиндустриального общества (Ростоу В., Томинаги К., Турен А., Рихта Г. и др.). Однако особенную роль сыграл труд Д.Белла «Будущее постиндустриальное общество» (1973 г.), который открыл новый этап в развитии теории постиндустриализма.

Постиндустриальная теория крепила свои позиции, росло ее признание и она теперь все шире используется в философских, экономических и социологических трудах, все глубже обосновывается отличие индустриального от постиндустриального общества, детальнее раскрываются его основные черты, характер человеческой деятельности, типы ресурсов, которые используются, изменения в структуре постиндустриального общества и тому подобное, то есть накапливаются позитивные разработки, позитивные знания об общественно-экономическом развитии.

Уже в конце 70-х гг. стало понятно, что технологический прогресс все очевиднее воплощался в самостоятельном существовании информации и знаний, которые приобретали исключительно важную роли в производственном процессе. Отрасли, непосредственно связанные с производством и использованием знаний уже сформировали производственный комплекс, рост которого происходит и по сегодняшний день. Возникла ситуация, когда не сырье, не капитал, а информация, то есть знание, ум человека, его идеи и их качество определяют успех дела, успех предприятий. Информация и знание все более активное превращаются в непосредственную производительную силу, становятся важным фактором современного хозяйства.

Следовательно, информация и знание - это не частичные черты или отдельные явления постиндустриального общества, а коренные категории этого общества, это - основной его ресурс. Если сырье было основным ресурсом доиндустриального общества, а капитал - индустриального, то постиндустриальное общество имеет принципиально новый основной ресурс - информацию и знание, в конечном итоге, - интеллект человека.

В начале 60-х гг. Ф.Махлуп в США и Т.Умесао в Японии фактически одновременно ввели в научный оборот термин «информационное общество» и тем самым положили начало теории под этим названием. Концепция «информационного общества» раскрыла принципиально важную черту постиндустриального общества и обогатила его понимание, показала свойства информации и ее растущую роль в жизни общества. Однако она не могла претендовать на всеобъемлющую характеристику нового социума. Поэтому теория информационного общества стала важной составляющей теории постиндустриализма.

Преодоление индустриального общества путем радикального изменения технических нововведений, быстрое распространение информационных технологий, ускорение и быстрое изменение поколений компьютерной техники - все это означало технологическую революцию, которая обеспечила переход общества на постиндустриальную стадию. По оценке теоретиков постиндустриализма эта революция представляется самой значительной среди всех, которые когда-либо переживало человечество.

Для нового общества характерна приоритетность сферы услуг - образования, науки, культуры и т.п. Вместо материального производства, которое определяло экономику индустриальной эпохи, человек становится и целью, и критерием общественно-экономического развития, главной сферой вложения капитала.

Смена роли и значения знаний трансформировало и экономику, и общество в целом. Традиционные «факторы производства» земля (то есть природные ресурсы), рабочая сила и капитал - не исчезли, но превратились во второстепенные.

Знание в новом их понимании означают реальную полезную силу, средство достижения социальных и экономических результатов.

«Знание есть сила!» (Френсис Бэкон, XVI в.)

«Знает по-настоящему тот, кто знает своё незнание» (Николай Кузанский, XV в.)

Концепция знаний в историческом процессе развития человечества испытала радикальные изменения. И на Западе, и на Востоке знания всегда соотносилось со сферой бытия, существования. В наше время они мгновенно превратились в сферу действия, стали не просто одним из видов ресурсов, а главным. Во все времена знания были частным делом, частным товаром. Теперь они превратились в дело общее, общественное, в общественный товар.

Новое положение человека и новый характер экономики находят свое проявление в принципиально новых категориях: интеллектуальный труд, интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал и др. Компьютеризация стран и распространение телекоммуникаций предъявили высокие требования к труду, уровню знаний, культуры, что обусловило рост инвестиций в человека, возникновение такой формы интеллектуального капитала, как человеческий капитал. В индустриальном обществе капитал был внешней силой, которая господствовала над человеком, делала ее зависимой от него. В новом, постиндустриальном обществе знания неотделимы от человека, они являются его достоянием. Следовательно, особенностью человеческого капитала является то, что он органически совмещает труд и капитал, что он не может быть собственностью компании. Людей можно нанять, но их нельзя приобрести в собственность. Человеческий капитал нельзя рассматривать как одну из статей активов компании. Это скорее временно привлеченные средства, которые принадлежат к пассивам подобно долговым обязательствам и выпущенным акциям.

Вторая часть интеллектуального капитала - это, как ее называют западные экономисты, структурный капитал, который включает техническое и программное обеспечение, организационную структуру, патенты, торговые марки и все то, которое дает возможность работникам компании реализовать свой производственный потенциал. В отличие от человеческого структурный капитал является собственностью компании, следовательно, объектом покупки-продажи.

Таким образом, интеллектуальный капитал аккумулировал научные и профессионально-технические знания работников, совместил интеллектуальный труд и интеллектуальную собственность, накопленный опыт, организационную структуру, информационные сети, то есть все то, что определяет имидж фирмы.

Такие глубокие изменения в общественном развитии дали основание сделать вывод о переходе «от капитализма к обществу знаний».

Если же определить основные направления разработки теории постиндустриального общества во второй полов. XX в., то они выглядят так:

1. Д.Белл, который обосновал три больших стадии общественно-экономического развития (доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество);

2. С. Крук - домодернистское, модернистское и постмодернистское общество;

3. О.Тоффлер - «первую», «вторую» и «третью волны» цивилизации.

Эти направления в пределах исследования одного предмета - развития человеческой цивилизации, их взаимодействие способствовало утверждению именно теории постиндустриального общества. Ведь ни модернистские определения, ни тем более «волны» не дают такого четкого и ясного понимания историко-экономического процесса, как доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Именно теория постиндустриального общества вобрала у себя все лучше, что было в теории «стадий экономического роста» Ростоу, в теории «единого индустриального общества» Р. Арона, в «теории конвергенции разных экономических систем» Дж.Гєлбрейта но других авторов. Следовательно, теория постиндустриального обществаэтообобщенная теория, система знаний о развитии человеческой цивилизации, то есть парадигма, которая определяет методологические принципы и существенные черты высшей стадии цивилизационного прогресса, - постиндустриального общества.

Отличительной чертой постиндустриального общества является то, что в противовес предыдущим обществам, которые базировались на материальном производстве, впервые в мировой истории утверждается общество, где доминирующей становится сфера услуг. Вот почему постиндустриальное общество характеризуют как постэкономическое, постматериальное.

Если в индустриальном обществе ведущая роль принадлежала материально вещественным элементам производства, а человек был живым придатком к машине, то в постиндустриальной экономике ведущая роль переходит к человеку. Именно он является непосредственным носителем информационно интеллектуальной технологии, его знания и умения становятся центральным звеном производственной системы, определяющим производственным ресурсом.

Полностью закономерным является то, что становление постиндустриального общества сопровождается существенными изменениями ценностных ориентаций, - приоритетное внимание к материальному благосостоянию и физической безопасности уступает место заботе о качестве жизни.

Материальное богатство в течение веков было безраздельно господствующей формой богатства. На высшей стадии общественно-экономического развития оно заменилось богатством человеческой личности, которое приобрело главную, доминирующую форму общественного богатства.

Превращение сферы услуг в абсолютно подавляющую сферу экономики в корне изменяет положение человека в обществе. Сфера образования, науки, культуры и т.п. по своей природе предназначены обслуживать человека, всесторонне удовлетворять его потребности, содействовать самому широкому развитию умственных и физических способностей, росту его интеллектуального потенциала, богатства его личности. Это потребности высшего порядка, связанные с всесторонним развитием человека. Они отражают не только высокий уровень развития производительных сил, но и наличие прогрессивных общественно-экономических отношений, способных обеспечивать гармоничное сочетание интересов человека и общества.

Интеллектуальный потенциал общества - это главный фактор развития экономики и общества в целом. В двадцати развитых странах, в которых работает 95% ученых мира, прибыль на душу населения растет ежегодно на 200 дол. США. В странах с низким научным потенциалом - всего на 10 долл., то есть в 20 раз меньше.

При этом нельзя забывать, что накопление капитала должно сопровождаться внедрениям новых технологий. И здесь, как отмечает Д.Сакс, разрыв в технологиях преодолеть намного сложнее, чем разрыв в капитале. При численности населения 750 млн. чел. на технологически отсталые страны тропических регионов приходится лишь 47 из 52000 патентов, выданных США иностранным инвесторам.

Сейчас развивающиеся страны, могут импортировать технологии в виде капитала и потребительских товаров (мобильные телефоны, факсы, компьютеры, принтеры и т.д.). Одновременно они могут покупать лицензии на производство определенных технологий.

Благосостояние развитых стран в настоящее время, как никогда, высоко. Положение же самых бедных стран становится все тяжелее. Поэтому крайне необходимо найти средства и разработать программы глобализации в интересах существенного сокращения разрыва между богатыми и бедными странами мира.

Переход к постиндустриальному обществу в корне изменяет структуру экономики. Резко падает доля промышленности и сельского хозяйства, то есть материального производства, а сфера услуг превращается в господствующую форму производства. Это значит, что в постиндустриальном обществе экономика преимущественно имеет невещественный характер. Для него свойственные невещественные интересы и невещественная мотивация к труду. Постиндустриальная экономика взрывает товарное производство и обмен, его главную, системообразующую категорию - «стоимость».

Для постиндустриальной экономики свойственен новый вид ресурсов, который в корне отличаются от денежных, природных, трудовых и технических ресурсов. Если раньше редкость и ограниченность ресурсов и материальных благ нуждались в точном определении расходов на их производство, то в новых условиях качественно новые производственные ресурсы - знания и информация - устраняют такое явление, как редкость и ограниченность, поскольку и знание, и информация по возможностям распространения не имеют пределов. Информация и знание не убывают по мере их использования. Они не отчуждаются: приобретение какого-то объема знаний никак не уменьшает их объем. Если материальные блага в процессе потребления уменьшаются, то знание исчерпать невозможно. Знания существуют независимо от пространства. Они одновременно могут быть в нескольких местах. Материальные блага могут покупаться и могут возвращаться назад, если это нужно, знание или информацию нельзя забрать назад, потому что тот, кому они переданы, станет таким же их носителем, как и тот, кто их передал. Поскольку информация и знание имеют специфическую природу, то невозможно ни вычислить расходы производства, ни определить их стоимость.

Постиндустриальное общество существенно изменяет характер труда человека и его роль в развитии экономики. Раньше, в индустриальную эпоху динамика рабочей силы определялась движением капитала. Его основная часть воплощалась в средства производства, а более малая - в рабочую силу. И хотя рабочая сила приводила в действие средства производства, доля переменного капитала, то есть капитала, воплощенного в рабочую силу, уменьшалась. Другими словами, рост производительности труда неминуемо приводил к относительному уменьшению потребности в рабочей силе, то есть к увеличению незанятости. Капитал, его материально-вещественные формы господствовали над человеком, работником. В постиндустриальной экономике, когда человек становится непосредственным носителем основных производственных ресурсов - знаний и информации, ситуация в корне изменяется. Ведущая и определяющая роль переходит к живому труду, к человеку. Именно он воплощает знания и информацию и реализует их в своей производственной деятельности.

Более того, возникает качественно новая форма капитала — человеческий капитал, которая органически совмещает труд и капитал, знание и информацию, превращает человека в главный фактор производства и главную форму общественного богатства.

Опыт постиндустриальных стран свидетельствует, что ранее цены были жестко привязаны к стоимости, расходам производства. В условиях невещественного производства за основу оплаты берется не стоимость, не количество воплощенного труда, а качество услуги, ее значение для духовного и профессионального развития человека. Практика постиндустриальной экономики родила своеобразную категорию: стоимость, созданную знаниями. Источником высокой цены является имидж фирмы, который создан знаниями и самоотверженным трудом коллектива фирмы. Такую же «стоимость» имеют изделия, связанные с важными техническими изобретениями или уникальными новыми материалами.

Следовательно, в постиндустриальном обществе, когда целью общества становится всестороннее развитие человека, на первый план выступает не стоимость, а потребительская стоимость, полезность вещи или услуги, их возможность удовлетворять потребности человека. Господство творческого труда делает ненужной эквивалентность обмена, а главным условием производства является степень удовлетворения потребностей человека, его всестороннего развития. Однако это не означает потери обществом контроля над производством и потреблением. Напротив, общество использует деньги, цену для регулирования. Цены перестают быть денежным выражениям стоимости, они характеризуют полезность вещей и услуг, их возможность удовлетворять потребности человека.

Таким образом, теория постиндустриального общества синтезировала лучшие разработки многих направлений развития экономических, философских, социологических и политологических наук. Теория постиндустриального общества интегрировала много концепций и преобразовала их на основе своей логики и методологии.

Теория постиндустриального общества - это комплексная, системная концепция обществоведения. Она является результатом взаимодействия и развития многих наук экономических, философских, социологических и политологических. Все это дает основание для вывода, что мы имеем дело с глобальной теорией. Этот вывод становится еще обстоятельнее, если учитывать, что именно эта теория определяет стадии цивилизационного прогресса, установила закономерные исторические стадии движения человечества к вершинам цивилизации. В этом заключается глобальность теории постиндустриального общества.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных