Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Завершение монгольского периода 2 страница




118. Приселков М. Д. Очерки по церковно–политической истории Киевской Руси X‑XII вв. Зап. историко–филологический фак. Санкт–Петербургского ун–та. 1913. Вып. 15. Ч. 116.

119. Приселков М. Д. Русско–византийские отношения в IX‑XII вв. Вести древнерусской истории. 1939. № 3.

120. ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. Стлб.116, 117; Бегунов Ю. К. Указ. соч.

121. Петрухин В. Я. Христианство на Руси во второй половине Х – первой половине Хiв.

122. Петрухин В. Я. Из истории русской культуры. Т. 1. Языки русской культуры. М., 2000Хр–во в странах Вост., Юго–вост. и Центр. Европы. В. Я. Петрухин. Языки слав. Культуры. М., 2002.

123. Пиккио Р. История древнерусской литературы. – М.: Кругъ, 2002.

124. Плечов Г. Н. Религиозный синкретизм и актуальные проблемы его изучения. Конференция в Чебоксарах // История в СССР. — 1974, №2, с. 224–227.

125. Повесть временных лет/ Под ред. В. П. Андриановой–Перетц. — М.; Л., 1950. Ч.1.

126. Покровский Н. Н. Документы XVIII в. об отношении Синода к народным календарным обрядам // Советская Этнография. — 1981, №5, с. 96–108.

127. Poppe А., “Two Goncepts of the Conversion of Rus in Kievan Writings”, Millenium, p.90 London, 1982.

128. Рапов О. М. Русская Церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства.

129. Рыбаков, Дмитрий. Крещение Руси князем Владимиром как феномен древнерусской истории. www.pravoslavie.ru/ archiv/

130. Рыбаков Б. А. Начальные века русской истории// Христианство и Русь/ Под общ. ред. А. Белова. — М.: Наука, 1988. – С. 5–30.

131. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М., 1981.

132. Розов Н. Н. Синодальный список сочинений Иллариона – русского писателя ХI в. //Slavia. ХХХII. 2. 1963.

133. Розен В. Р., барон. Император Василий Болгаробойца//Прилож. к XLIV–му тому Записок Импер. Акад. Наук. СПб., 1883.

134. Сахаров А. Н. Русь на международных путях // Страницы минувшего. – М.: Советский писатель, 1991.

135. Седов В. В. Об одной группе древнерусских крестов//Древности славян и Руси. – М.: Наука, 1988.

136. Скрынников Р. Г. Древнерусское государство (www.lants.tellur.ru).

137. Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. — СПб.: Академический проспект, 2003

138. Свердлов М. С. Домонгольская Русь. СПБ. Академический проект. 2003 г.

139. Соловьев С. М. История России с древнейших времен М. Издательство Социально Экономической Науки. 1960 г.

140. Срезневский И. И. Сведения о малоизвестных и неизвестных памятниках. Зап. Имп. А. Н. 1864. Т.6. кн.2. с.93–11.

141. Смилянская Е. Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. — М., 2003.

142. Смирнов С. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины (тексты и заметки). — М., 1912.

143. Семенникова Л. И., ред. История России. М., 2002.

144. Талберг. Н. История Русской церкви. Нью–Йорк. Товарищество Куликово Поле. 1991 г.

145. Талис Д. Л. Из истории русско–корсунских отношений IX‑X вв. Византийский временник. Т. 14. М., 1958.

146. Татищев В. В. История Российская. М.; Л., 1967. Т. 1. С. 38; ПСРЛ. М., 1965. Т. IX.

147. Татищев В. Н. История российская с самых древнейших времен. М., 1768–1784. 4 кн.

148. Талис Д. Л. Из истории русско–корсунских отношений IХ–Х вв. Византийский временник. Т.14. М., 1958. С.88

149. Творогов О. В. Литература Древней Руси: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.

150. Тихомиров М. Н. Крестьянские и городские восстания на Руси XI‑XII вв. М., 1955.

151. Тихомиров Л. А. Религиозно–философские основы истории. – 3–е изд. — М.: Москва, 2000.

152. Толстой Н. И. Язычество древних славян // Очерки истории культуры славян. — М., 1996

153. Токмаков И. Ф. Библиографический указатель. Литература о… Кирилле и Мефодии, просветителях славянских. М., 1885.

154. Тредиаковский В. Три рассуждения о трех главнейших древностях Российских. М., 1757.

155. Турилов А. А., Флоря Б. Н. Христианская литература у славян в середине X — середине XI в. и межславянские культурные связи // Христианство в странах Восточной, Юго–Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия / Рос. академия наук. Ин–т славяноведения; Отв. ред. Б. Н. Флоря. М.: Языки славянской культуры, 2002. С.399.

156. Филарет. История Русской церкви. Т. 1. М., 1848.

157. Филист Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск: «Беларусь», 1988.

158. Филин Н. В. Об историческом прототипе Ильи Муромца. «Летопись Я. А. Коменского» и предание о Елье Моровлине (http://histline.narod.ru)

159. Фроянов И. Я. Исторические условия крещения Руси. – Л.: Знание, 1998.

160. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. — Париж, 1937.

161. Флоря Б. Н. Кирилл и Мефодий // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2002. Электронная версия.

162. Флоря Б. Н., отв. Ред. Христианство в странах Восточной, Юго–Восточной и центральной Европы на пороге второго тысячелетия Рос. Академия наук. Ин–т славяноведения. М.: Языки славянской культуры, 2002. с.480.

163. Фризе Х. Ф. История польской церкви от нач. христианства в Польше до наших дней. Т. 1. Варшава, 1895.

164. Фроянов, Л. «Исторические условия крещения Руси» Общество «Знание». 1988 г.

165. Чернецов А. В. Двоеверие: мираж или реальность? // Живая старина. 1994, №4, с. 16–19.

166. Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.

167. Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира. СПб., 1906.

168. Шафаревич И. Р. Трёхтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России. С–Пб, — 2002.

169. Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса в IV –VI вв. по Р. Х. М., 1908.

170. Ширинский С. С. Археологические параллели к истории христианства на Руси//Древняя Русь и славяне. М., 1973.

171. Щебальский П. Начало Руси. М., 1886.

172. Экономцев И. Н. Православие, Византия, Россия – М.: Христианская литература, 1992

 


[1] Albert Camus, Essais, Biblioteque de la Pleade (Paris: Editions Gallimard, 1965) 1224 (A. T.), as quoted in Reason and Revelation, Richard H. Akkeroyd (Mercer University Press, 1991), 31.

[2] Fenton John Anthony Hort, Judaistic Christtianity (Macmillan and Co., London, 1898), 200.

[3] Magnus Zetterbolm, The Formation of Christianity in Antioch (Routleadge, London and New York, 2003), 223–4.

[4] Gunnar Westin, The Free Church Through the Ages (Broadman Press, Nashville, Tennessee, 1958), – 16.

[5] Mosheim, century 3, part 2, chapter 5, sec. 18.

[6] Gunnar Westin, The Free Church Through the Ages (Broadman Press, Nashville, Tennessee, 1958), 14.

[7] Gunnar Westin, The Free Church Through the Ages (Broadman Press, Nashville, Tennessee, 1958), 15

[8] Gunnar Westin, The Free Church Through the Ages (Broadman Press, Nashville, Tennessee, 1958), 14.

[9] Gunnar Westin, The Free Church Through the Ages (Broadman Press, Nashville, Tennessee, 1958), 15.

[10] Gunnar Westin, The Free Church Through the Ages (Broadman Press, Nashville, Tennessee, 1958), 17.

[11] John Lawrence Mosheim, An Ecclesiastical History, v. 1, London, R. Baynes, 1819, p. 408.

[12] Dom Charles Poulet, A History of the Catholic Church, v. 1, B. Herder Book Co., 33 Queen Square, London, W. C. 1936, p. 122.

[13] Gunnar Westin, The Free Church Through the Ages (Broadman Press, Nashville, Tennessee, 1958), 20.

[14] Там же, 20.

[15] Philip Schaff, History of the Christian Church, v. III, New York, Charles Scribner’s Sons, 1884, 140–1.

[16] Там же, 142–3.

[17] Donald Matthew, Atlas of Medieval Europe (Facts on File, Inc.: New York, 1983), pp. 82–3.

[18] Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991. т. 1. С.41.

[19] Г. Г. Прошин. Как была крещена Русь. Второе крещение. М., 1988. С.10–199. Цит. по С. В. Бушуев, Г. Е.Миронов. История государства Российского. Кн.1. IX – XVI вв. С. 84.

[20] В. П. Оргиш "Древняя Русь", стр. 31.

[21] В своей книге «Домонгольская Русь» М. Б Свердлов пишет о том, как восточнославянские племена расселились в этот период (VII‑IX доп. В. К.) от Прикарпатья, Днепра и Южного Буга до среднего течения Оки, верховьев Северского Донца и Дона, от Псковско- Ильменского межозерья до Среднего Поднепровья. Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. С–Пб.,2003. С. 84. При этом он ссылается на труды таких авторов как, Ляпушкин И. И.(1968), Никольская Т. Н.(1981), Седов В. В.(1982; 1984) Смиленко А. Т. (1989) Племена дулебов, хорватов, тиверцев, уличей, полян, древлян, дреговичей, северян, радимичей, кривичей и словен расселялись на обширные территории, разделенные лесными массивами и болотами. Их поселения располагались гнездами с расстояниями между ними от 30–40 до 100 километров и более. Ляпушкин И. И. 1968. С. 128. цит. по Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. С–Пб.,2003. С. 84.

[22] Семенова. Словарь Российской империи. сл. Пересечина. цит. по Голубинский Е. Е. История Русской церкви. М., 1997. С. 3.

[23] Голубинский Е. Е. История Русской церкви. М., 1997. С. 4.

[24] Голубинский Е. Е. История Русской церкви. М., 1997. С. 6

[25] Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991. т. 1. С.53.

[26] Там же. С. 54

[27] Голубинский Е. Е. История Русской церкви. М., 1997. С. 14.

[28] Там же. С. 14.

[29] Филист Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск, 1988. С. 86–87.

[30] Николаев В. Славяно–българскиат фактор в христианезацията на Киевска Русия. София, 1949. С. 163.

[31] Помимо В. Николаева данный взгляд разделяет и русский исследователь Е. Е. Голубинский.

[32] Связи восточных славян со многими европейскими и азиатскими странами активно содействовали освоению славянами культур многих народов. Их служба в рядах хазарской, византийской и моравской армий сыграла не последнюю роль в знакомстве Руси с различными иноземными религиями и традициями. Род деятельности купцов и воинов заставлял их подолгу жить в Багдаде, Сирии, Константинополе, Каире, на Крите и в Сицилии. Несомненно, они познакомились с александрийской, константинопольской и римской церквами, иудаизмом и исламом еще в VI‑VII вв. В качестве трофеев война приносила воинам не только материальные ценности, но и ценности духовной культуры, в качестве пленников — не только рабов, но и военачальников, мыслителей, специалистов разного профиля, священнослужителей.

[33] Очерки истории СССР. IX – XIIIвв. М., 1953. С. 106.

[34] Поспелов Д. Православная церковь в истории Руси, России, СССР. М. ББИ. С. 28.

[35] Филист Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск, 1988. С. 93.

[36] Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. Ч. 1. СПб., 1914. С.32.

[37] Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси: IX‑X вв. М., 1980. С. 35–38.

[38] Острогорский М. Элементарный курс Русской Истории. Петроград. 1915 г. С. 11

[39] К примеру, В. Тредиаковский в своем труде «Три рассуждения о трех главнейших древностях Российских», ссылаясь именно на иностранные древнейшие источники, еще в XVIII в. называл две весьма далекие, но вполне возможные даты основания Киева — 401 и 430 гг. Тредиаковский В. Три рассуждения о трех главнейших древностях Российских. М.: 1757. С. 123.

[40] Приселков М. Д. Русско–византийские отношения в IX‑XII вв. Вести древнерусской истории. 1939. № 3. С. 98–109.

[41] Ключевский говорит о варягах как о наемниках, которые приходили на Русь что бы служить в княжеских дружинах либо с торговыми целями. Эти пришельцы были скандинавского происхождения. В. Ключевский. Краткое пособие по Русской Истории. М. Прогресс–Панагея. 1992 г. С.20.

[42] В. Ключевский. Краткое пособие по Русской Истории. С.22.

[43] Е. Е. Голубинский. «История Русской церкви». М. Общество Любителей Церковной Истории. 1997 г. С.128

[44] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. – Т. 1. – М.: Общество любителей церковной истории, 1997, с. 67.

[45] Там же, с. 68. Голубинский также отмечает, что сторона христиан, которая не была господствующей в этом договоре, поставлена выше стороны господствующей, да и плюс ко всему, о христианах в этом договоре говорится от первого лица, а обо всех остальных (язычниках) от третьего лица. Такое построение предложения свидетельствует о том, что инициатива заключения этого договора исходила от христиан, они были главными, они составляли господствующую политическую партию, элиту, в их руках находилось ведение государственных дел. Продолжая развивать эту идею, Голубинский делает предположение, что и сам Игорь, в правление которого был заключен этот договор, скорее всего, склонялся к христианству или же внутренне сам уже был христианином, хотя и не исповедовал этой веры публично. Там же.

[46] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. – Т. 1. – М.: Общество любителей церковной истории, 1997, с. 67.

[47] Татищев В. H. История Российская. М., 1963, т. II, с. 47.

[48] Карамзин Н. М. История государства Российского Т.I‑IV. – Калуга, 1993, с. 86

[49] Шахматов А. А. Повесть временных лет, с. 70 — 71.

[50] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. – Т. 1. – М.: Общество любителей церковной истории, 1997, с. 242.

[51] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси, глава VIII (http:// book‑case.kroupnov.ru).

[52] Сахаров А. Н. Русь на международных путях // Страницы минувшего. – М.: Советский писатель, 1991. – С. 539.

[53] Там же.

[54] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. – Т. 1. – М.: Общество любителей церковной истории, 1997, с. 242.

[55] Литаврин Г. Г. О датировке посольства Ольги в Константинополь. — История СССР, 1981, № 5, с. 180 — 183.

[56] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси, глава VIII (http:// book‑case.kroupnov.ru).

[57] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси, глава VIII (http:// book‑case.kroupnov.ru).

[58] Карамзин Н. М. История государства Российского Т.I‑IV. – Калуга, 1993, с. 87.

[59] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. – Т. 1. – М.: Общество любителей церковной истории, 1997, с. 77

[60] Карамзин Н. М. История государства Российского Т.I‑IV. – Калуга, 1993, с. 87.

[61] Сахаров А. Н. Русь на международных путях // Страницы минувшего. – М.: Советский писатель, 1991. – С. 540.

[62] Сахаров А. Н. Русь на международных путях // Страницы минувшего. – М.: Советский писатель, 1991. – С. 543.

[63] Там же. 541.

[64] Там же, 542

[65] Сахаров А. Н. Русь на международных путях // Страницы минувшего. – М.: Советский писатель, 1991. – С. 543.

[66] Рыбаков Б. А. Рождение Руси., М.: АиФ Принт, 2003, с. 146.

[67] Сахаров А. Н. Русь на международных путях // Страницы минувшего. – М.: Советский писатель, 1991. – С. 544.

[68] Бушуев С. В., Миронов Г. Е. История государства Российского, с. 71

[69] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. – Т. 1. – М.: Общество любителей церковной истории, 1997, с. 77

[70] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси, глава VIII (http:// book‑case.kroupnov.ru).

[71] Филин Н. В. Об историческом прототипе Ильи Муромца. «Летопись Я. А. Коменского» и предание о Елье Моровлине (http://histline.narod.ru).

[72] Фризе Х. Ф. История польской церкви от нач. христианства в Польше до наших дней. Т. 1. Варшава. 1895. С. 45.

[73] Седов В. В. Об одной группе древнерусских крестов//Древности славян и Руси. – М.: Наука, 1988. – С. 64

[74] Как известно, Моравия была одной из самых первых стран Европы, осмелившейся сказать «нет» католичеству и даже вставшей в авангарде борьбы за очищение Церкви от целого ряда привнесенных вероучений. Возможно, восстание гусситов могло быть естественным следствием различия между церковными иерархами, сделавшимися ставленниками Рима, и местным населением.

[75] Карамзин Н. М. История государства российского. Тула, 1990. В 4–х томах.

[76] «Повесть временных лет» была составлена в 1039 г. под надзором и при побуждении митрополита грека Феопемпта – первого греческого метрополита на Руси, человека, стрямящегося обосновать законность греческой церкви на Руси всеми возможными способами.

[77] «Повесть временных лет» Год 6494 (986).

[78] «Повесть временных лет» Год 6494 (986).

[79] «Повесть временных лет» Год 6494 (986).

[80] Повесть временных лет» Год 6495 (987).

[81] Повесть временных лет» Год 6496 (988).

[82] http://www.hrono.ru Платонов С. В. Полный курс лекций по русской истории.

[83] «Повесть временных лет» Год 6496 (988).

[84] Эта схема требует уточнений. В византийских источниках не удается отыскать никаких данных об участии корсунян в мятеже против императора. Предположение, будто киевский князь разгромил Корсунь по просьбе Василия II противоречит всему, что известно о русско–византийских отношениях. Византийские дипломаты старались любой ценой обезопасить корсуньскую фему от нападения русов и хазар, свидетельством чему служит договор с князем Игорем 944 г. Заняв Корсунь, русские получили самую удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Какой бы ни была ситуация, Василий II не имел причин отдавать богатейший византийский город на разграбление варварам. http://www.world‑history.ru

[85] http://www.hrono.ru Платонов С. В. Полный курс лекций по русской истории.

[86] http://www.magister.mts

[87] Карамзин, Н. М. История государства Российского Т. I. С. 105–106.

[88] Сам Приселков писал так: «Заключая свой труд, оглядываясь на пережитое, испытываю потребность благодарно вспомнить ту неоценимую словом помощь, какую встретил в советах и указаниях глубокоуважаемого А. А. Шахматова, в личном общении с которым питал увлечение к научной работе». Приселков М. Д. Русско–византийские отношения в IX‑XII вв. Вести. древнерусской истории. 1939. № 3. С. 8.

[89] Титов В. Е. Православие. М. Политиздат. 1974 г. С.11

[90] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. I. М., 1997. С. 151 -152.

[91] Похвала равноапостольскому Князю Владимиру и житие его, сочинение мниха Иакова. Цит. По кн. М. Макария. История Рус. Церкви. http://rus‑sky.com/church_his

[92] Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. I. М., 1997. С. 152.

[93] Там же. С 152.

[94] Там же. С 152.

[95] Там же. С 154.

[96] Там же. С 181.

[97] История Льва Диакона Калойского и другие сочинения византийских писателей. Пер. Д. Попова. СПб., 1820. Кн.X. Гл.X. С. 108.

[98] Biblioteca Graeca medii aevi. IV. C.10. Перевод взят у В. Г. Василевского. (Труды. Т. I. С. 197).

[99] Е. Е. Голубинский. История Русской церкви. Изд–е 2. Т. I. С. 252.

[100] Zonarae. Ed. Dindorfii. VI. 114. Пер. Е. Е. Голубинского.

[101] Присёлков М. Д. Очерки по церковно–политической истории Киевской Руси X‑XII вв. СПб., 2003. С. 24.

[102] Розен В., барон. Император Василий Болгаробойца // Прилож. к XLIV–му тому Записок Импер. Акад. Наук. СПб., 1883.

[103] Там же. С. 23–24.

[104] Из того, что киевское войско явно помогло императору Василию спасти колебавшийся трон, можно предположить, что Византия согласилась на условия — какие бы они ни были. Но когда пришло время расплаты, со стороны императора Василия, очевидно, произошла какая‑то заминка, а, может быть, и отказ в выполнении обещаний. Владимир по–своему напоминает Византии об ее обещании идти войной на Корсунь. В. Г. Васильевский сообщает нам дату этого события, как случившегося позже апреля 989 г. Василевский. В. Труды. Т. II. С. 100.

[105] Лев Диакон. История. М., 1998. С. 91; Богданова Н. М. О времени взятия Херсонеса князем Владимиром.//Византийский временник. Т.47. М., 1986. С.44.

[106] Николаев В. Славяно–българскиат фактор в христианезацията на Киевска Русия. София, 1949. С. 105–112.

[107] ПСРЛ. М., 1962. Т.1.С. 109–112.

[108] Память и похвала князю Владимиру и его Житие по списку 1494 г. //Записки Академии наук по историко–филологическому отделению. СПб., 1897. Т.1.N 6. С.2–8.

[109] Пресняков А. Е. Княжое право Древней Руси. Лекции по русской истории. М., 1993. С. 346, 347.

[110] Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца.//Императорской Академии наук. Т. 44. СПб., 1883. С.219.

[111] Держава Самуила вела в то время напряженную борьбу с Византией и, конечно, была более уступчивой в церковном вопросе для Владимира, так как этим она «отбивала» у императора грозного северного союзника, памят­ного, конечно, по походам Святослава.

[112] Херсонес, или Корсунь, в силу своего завоеванного положения, не мог, да и вряд ли желал претендовать на подчинение себе Русской церкви. Его роль, в представлении князя Владимира, была более скромной: послужить точкой отсчета официальной реформы и дать учителей и священнослужителей, знакомых со славянской грамотой. Последних в Корсуне было немало. В любом случае, для того чтобы последовательно провести религиозную реформу, невозможно было обойтись без помощи болгар: для религиозной кампании необходимы были славянские книги и учителя. Константинополь не имел никакой возможности поставить Руси ни богослужебных книг на церковнославянском языке, ни сведущих в местном наречии священников. Да и вряд ли князь Владимир просил об этом греков.

[113] Филист Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск, 1988. С. 94.

[114] Хазарская миссия и дипломатические инструкции Константина VII своим потомкам, в том числе его советы о противопоставлении хазар и печенегов Руси, были созданы как раз с этой целью.

Константин Багрянородный. Об управлении государством. Изв. Акад. истории материальной культуры. Вып. 91. М., 1934. С. 6.

[115] Филарет. История Русской церкви. Т.1. М., 1848. С. 21.

[116] Оргиш В. П. Древняя Русь. Образование Киевского государства и введение христианства. Минск, 1988. С. 119-120.

[117] Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. Зап. историко-филологический фак. Санкт-Петербургского ун-та. 1913. Вып. 15. Ч. 116. С. 31.

[118] На основании прочтения по одной из редакций Жития Владимира и косвенного свидетельства Титмара Мерзебургского А. А. Шахматов пришел к выводу, что Анастас Корсунянин, упоминаемый в источниках, был епископом. Шахматов А. А. Заметки к древнейшей истории русской церковной жизни//Научный исторический журнал. СПб., 1914.Т.II.Вып.2. N4. С.53.

[119] Например, дважды повторяется рассказ о походе на половцев (от 1103 и 1111) по Ипатьевскому списку. (ПСРЛ. М., 1962. Т.II. Стлб.252-256,264-268).

[120] Филист Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск, 1988. С. 94-96.

[121] Рудаков. Истор. Христ. церкви. 1895. стр.86.

[122] Талис Д. Л. Из истории русско-корсунских отношений IX-X вв. Византийский временник. Т. 14. М., 1958. С. 88.

[123] Бегунов Ю. К. Русское слово о чуде Климента и кирилло-мефодиевская традиция.//Slavia, r.43,N1. Praha, 1974. С.27-28; Лавров П. Жития херсонских святых в греко-славянской письменности. М., 1918. С.111. Христианство в Крыму и его крупнейшем центре Корсуне, к X веку в значительной степени разнилось с византийской формой. Главным образом это объясняется удаленностью данного региона от политического центра Византии и многовековой традицией ссылать сюда инакомыслящих. Этот причерноморский город к концу X в. располагал священнослужителями, знавшими славянский язык. Полная независимость Корсуни от Константинополя, которая была достигнута во второй половине десятого века, также способствовала религиозному самоопределению этого города, чьи традиции воспримет и русское духовенство.

[124] ПСРЛ. М., 1962. Т.1. Стлб.116,117; Бегунов Ю. К. Указ.соч. С.27.

[125] Автор «Памяти» причиной корсунского похода считает желание Владимира привести на Русь из Корсуни «людей христианских и попов». Память и похвала князю Владимиру и его Житие по списку 1494 г. //Записки Академии наук по историко-филологическому отделению. СПб., 1897. Т. 1. N 6. С. 27. Примеру Киева и Новгорода, официально принявших новую религию, последовали Ростовские земли. Одновременно с Ростовым христианство укоренялось и в Суздальских землях. Сам Владимир приехал туда для этой цели и в 992 г. на берегу Клязьмы основал город, назвав его по своему имени. Вероятнее всего христианство появилось еще при жизни Владимира в Полоцке, в Древлянской земле, во Владимире-Волынском, в Туре, в Пскове, в Смоленске, в Луцке, в Муроме, в Тмутаракани и других местах.

[126] ПСРЛ. М.,1962. Т.1. Стлб.124.

[127] Домонгольская Русь. С. 287.

[128] Из истории русской культуры. С. 284. Ссылка на: Шапов.!989. С. 86. Гавлик. 1978. С. 85.

[129] У истоков религиозного раскола славянского мира. Алетейя. СПб. 2004. с. 139.

[130] Среди них следует упомянуть Г. М. Филиста, А. С. Кливанова.

[131] Никольский Н. К. Повесть временных лет. С. 170-198.

[132] Кузьмин А. Г., Падение Перуна. М., 1988, С. 21-54.

[133] Филист Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск, 1988. С. 71.

[134] Кливанов А. С. Очерк истории чешского вероисповедного движения. Ч. 1-2. М., 1876. С. 274.

[135] Кирилл и Мефодий были преданы забвению в первые же годы после своей смерти. О них вспомнили в Моравии в XI в., где вновь появились тенденции к восстановлению национальной Церкви. Центр ее намечался в Ольмоуце. Образование национальной Церкви немыслимо без корней, поэтому лишь «восстановление моравского епископства в 1063 году воскресило воспоминание о первом моравском епископстве Мефодия». Кралик О. Повесть временных лет и легенда Константина о св. Вячеславе и Людмиле. Т. 19. М., 1963. С. 200.

[136] Филист. С. 76.

[137] В. Николаев, "Славяно-болгарский фактор в христианизации на Киевской Руси". София, 1949, с. 23.

[138] Житие Мефодия. Сказание о начале славянской письменности. С. 97.

[139] Г. М. Филист, Введение христианства на Руси. Минск: Беларусь, 1988, с. 78.

[140] Прежде чем братья добрались до Рима, папа Николай умер, и на его место был избран папа Адриан II, который в свою очередь горячо поддержал намерения братьев. Ванчура Владислав. Картины из истории чешского народа. М., 1991. С. 51.

[141] Житие Константина. Сказание о начале славянской письменности. М., 1981. С. 86-87.

[142] В XIX в. между представителями Католической и Православной церквей началась настоящая война за принадлежность Кирилла и Мефодия к той или иной миссионерской кампании. Эта борьба не утихла и не потеряла своей актуальности и в наши дни.

[143] Филист Г. М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск, 1988. С. 76-77.

[144] Там же. С. 75-77.

[145] Щебальский П. Начало Руси. М., 1886. С. 30.

[146] Одна из самых трудных задач просветителей состояла в том, чтобы поладить с Римской церковью, так как последняя далеко не во всем была согласна с Византией, а Моравия, как известно, была к тому времени уже под юрисдикцией Рима. Разногласия между Римом и Константинополем уже на этом этапе касались многих доктринальных вопросов, равно как и богослужебной практики.

[147] Современные исследователи житий, в частности В. П. Оргиш, А. Ф. Замалеев и Е. А. Овчинникова, выявили много мифологического материала, который вносился в летописи под влиянием социально-политического и идеологического факторов. Таким образом, было обнаружено, что жития повторяли отрывки из других житийных материалов. Даже церковные историки вынуждены констатировать надуманность многих построений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных