Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос2. Типы и структура уроков




Любой урок имеет особенности, отличающие его от другого по своим конкретным задачам и содержанию. Однако существует ряд общих черт в преподавательской и учебной деятельности на уроке. Работа на любом уроке предполагает ряд этапов: сообщение нового материала, закрепление, повторение, проверка и контроль, учебные домашние задания, обобщение и подведение итогов урока, оценка знаний и т. д.

Дидактическая задача урока является основанием для выделения следующих основных типов уроков:

1. вводный урок - осуществляет подготовку учащихся к восприятию нового материала. На этом уроке устанавливаются, актуализируются и систематизируются имеющиеся у школьников знания по данному вопросу и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для осмысленного восприятия нового материала, с которым предстоит познакомиться на последующих уроках;

2. урок формирования (сообщения) новых знаний, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала;

3. обобщающий (повторителъно-обобщающий) урок, на котором систематизируется материал, изученный по определенным темам и разделам;

4. контрольный урок, на котором учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы устно или письменно;

5. урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности;

6. комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы - объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и т. д.

По своей организации от традиционных форм отличаются уроки профессионально-трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.

Под структурой урока понимается соотношение и последовательность проведения частей, моментов, этапов урока, способствующих решению поставленных задач.

В теории и практике обучения для каждого типа урока сложилась определенная структура. Общими элементами урока являются: организация начала урока, проверка усвоения изученного материала, подготовка учащихся к восприятию нового материала, постановка цели и задачи урока, объяснение нового материала, упражнения, закрепление и повторение изученного, подведение итогов урока, оценка знаний, сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к самостоятельной работе над ним.

Каждый из этих структурных элементов урока преследует свои задачи.

1. Организация начала урока занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. Оргмоменту на уроке в специальной школе уделяется особое внимание, так как от его результатов во многом зависит эффективность последующих частей урока.

Действительно, учитывая трудную переключаемость умственно отсталых учащихся с одного вида деятельности на другой, но время оргмомента необходимо снять у них излишнюю возбудимость, например, после перемены, уроков физкультуры и т.п. и переключить их внимание на данный урок. С первых минут учащиеся должны почувствовать в учителе лидера, который не отступит от своих требований. В организации начала урока все имеет значение: как учитель вошел в класс, его уверенность в себе, тон, манера поведения, даже то, как он идет от двери до своего стола. Учитель проверяет готовность к уроку: наличие у учащихся тетрадей, учебников, дневника, ручки, специального оборудования для данного урока, порядок расположения их на ученическом столе, нет ли отвлекающих посторонних предметов. Кстати, это же требование относится к столу учителя. Это приучает учащихся к дисциплине и умению организовать свой учебный труд. Некоторым учащимся, обладающим замедленной реакцией, учитель может помочь привести в порядок или подготовить к уроку рабочее место, но именно помочь, а не сделать это за него.

2. Проверка домашнего задания (актуализация знаний) - традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала. При этом виде работы учитель прежде всего сосредоточивает внимание учащихся на основных правилах, которые легли в основу выполнения домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили задание, какие и у кого возникли трудности, какие типичные ошибки были допущены.

Если к данному уроку не было домашнего задания, то учащиеся по серии специально подготовленных вопросов воспроизводят знания, которые будут использованы в процессе объяснения. От этой части урока непосредственно зависит познавательная активность и интерес учащихся к новому материалу.

3. Постановка цели и задачи (задач) урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования первоначального интереса к изучаемому предмету.

4. Объяснение - научное изложение содержания учебного материала - важнейшая часть в структуре урока. Доступная для умственно отсталых школьников логика научных доказательств, опирающаяся на имеющиеся у них знания, простая и убедительная форма изложения являются основами хорошего понимания и усвоения учащимися нового материала. В специальной школе объяснение может включаться и в другие части урока (например, в процесс закрепления), когда материал не понят какой-то частью учащихся и требует повторного объяснения на более доступном уровне.

5. Закрепление - этому этапу урока уделяется особое внимание. Закрепление в виде системы упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится учителем после объяснения нового материала.

В процессе закрепления сосредоточивается внимание на сочетании теоретических положений с практической деятельностью и опытом учащихся, на процессе формирования определенных умений и навыков. На этом этапе урока особенно важны дифференцированный подход к учащимся и разнообразие используемых педагогом форм закрепления изученного в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей школьников. Это может быть устное повторение выводов учителя, запись основных положений в тетради, нахождение сказанного в тексте учебника, ответы на заранее подготовленные и написанные на доске вопросы, работа с дидактическим материалом и т. д.

6. Повторение - это систематизация, сообщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Сложность этого этапа урока в специальной школе заключается в том, что умственно отсталым учащимся в силу особенностей их познавательной деятельности (слабость процессов анализа и обобщения) трудно самостоятельно выделить основные идеи и положения изученного материала. Зачастую они запоминают несущественные детали и не помнят главного, путают причину и следствие. Поэтому учитель заранее намечает план повторения: какие вопросы будут заданы ученикам, какой материал они будут воспроизводить по памяти, а какой - пользуясь учебником, какие тренировочные упражнения и на отработку каких навыков будут им даны.

Для повышения эффективности процесса повторения в специальной школе рекомендуется, насколько это возможно, разнообразить его формы (например, использовать рассказ по картине, диапозитивы, слайды, сюжетные и ролевые игры и т. д.).

7. Подведение итогов и оценка работы учащихся. Нельзя недооценивать этой части урока. За 1-3 минуты учитель воспроизводит основное содержание урока, выделяет положительные моменты и недостатки в работе учащихся.

Знания учащихся специальной школы оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. Однако при оценке необходимо в первую очередь учитывать требования программ специальной школы и психофизические особенности учащихся, для которых оценка имеет большое воспитывающее и активизирующее значение. Чтобы повысить воспитательную роль оценки, сделать ее стимулом к работе, учитель должен помочь умственно отсталому школьнику правильно оценить результаты своей деятельности. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний.

Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учащихся, принимать меры к устранению этих пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого материала, содержание их определяется учителем.

Итоговые контрольные работы имеют целью установить на основе объективных данных уровень овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают учащимся дальнейшее успешное продвижение в учении.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года. Время проведения итоговых контрольных работ во избежание перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым директором или завучем школы по согласованию с преподавателем. В один учебный день следует давать в классе только одну письменную контрольную работу, а в течение недели не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни учебной недели. Итоговые (четвертные и годовые) контрольные работы в I классе не проводятся, но начиная со второго полугодия с целью проверки определенных программой знаний, умений и навыков проводятся отдельные проверочные письменные работы. В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития учащихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант задания. При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким нарушением моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей, рисунков, чертежей и т. п.

Используя оценку как стимул учебной деятельности, в порядке исключения, работы некоторых учеников можно оценивать более высоким баллом.

8. Домашнее учебное задание. Сообщая задание на дом, учитель разъясняет основные положения и способы его выполнения. Главная задача этого этапа урока заключается в том, чтобы помочь ученикам организовать свой домашний учебный труд.

Учитель должен быть уверен, что каждый ученик записал домашнее задание в дневник, знает, как его нужно выполнять, умеет пользоваться учебной книгой, имеет в семье необходимые условия для самостоятельной работы. Домашнее задание не рекомендуется относить на последние минуты урока, так как учащиеся, ожидая звонка, менее внимательны и некоторые из них могут не успеть записать задание, другие не поймут, как его выполнять. Бывают случаи, когда учитель и после звонка продолжает давать инструктивные указания, которые учениками уже, естественно, не воспринимаются. После сообщения домашнего задания необходимо спросить нескольких учеников о том, как его поняли.

 

БИЛЕТ 16

  1. Принципы построения системы помощи детям с нарушением интеллекта в РФ.
  2. Особенности построения урока сообщения новых знаний в специальной школе.

Вопрос 1. Система помощи детям с нарушением интеллекта в РФ

История общего воспитания и обучения аномальных детей в России началась со второй половины 19 века до Великой Октябрьской Революции. Большинство детей с отклонениями в развитии не было охвачено обучение и воспитание. В конце 80-х годов 19 века в России действовали училища для слепых, глухих, и приюты для умственно отсталых детей. Приюты и частные заведения в России были единичными на пожертвования и частные средства заведения. После Октябрьской Революции советское государство взяло на себя заботу дефектных детей, и эти учреждения были переданы в руки Народного комиссариата просвещения (наркомпрос).

Школы на трудовых началах были ориентированы на трудовое воспитание. Кроме таких школ были созданы детские дома, трудовые колонии и другие учреждения. С 17 по 20 годы шло смешение дефектов детей с беспризорниками, сиротами и др. В конце 20-х годов ХХ века стала расти сеть специальных школ для глухих, слепых, умственно отсталых детей. Эти специальные школы были обеспеченны программами, учебниками. Исключением были государственные, не платные школы. Детей распределяли по дефекту. Одним из ведущих принципов этих школ был- дифференциация обучения. В каждой школе было организованно специальное обучение и воспитание с использованием коррекционно-педагогических методов работы.

Учебные планы были ориентированы на профессиональное трудовое обучение. Сейчас в системе образования мы имеем специальные коррекционные детские сады, специальные коррекционные группы, специальные образовательные учреждения, кроме этого специальные детские ясли.

Школа VIII вида для детей с нарушением интеллекта; VII-для детей с ЗПР.

Имеются вечерние школы (школы рабочей молодежи).

Дети которые имеют стадию имбицильности после 9 класса находятся в специальных учреждениях или дома под присмотром родителей, опекунов. Они являются инвалидами, получают пенсию. Зарабатывают надомным трудом.

Дети у которых идиотия помещаются в дома- интернаты и находятся под опекой государства. Кроме системы образования таким детям оказывает помощь система здравоохранения.

В период нахождения ребенка в поликлинике на учете, ребенка комплексно обслуживают, выявляются имеющиеся отклонения, назначаются лечение и профилактика.

При поступлении в образовательное учреждение детей 2 раза в год обследуют специалисты, в начале и в конце года. Назначается комплекс лечения, терапия. Кроме этого в школе дети получают помощь медсестры.

Учреждения системы социального обеспечения. Они занимаются социальными вопросами финансирования такого ребенка.

Вопрос 2. В зависимости от учебной задачи и содержания работы соотношение частей урока меняется. Некоторые из них занимают главное место на уроке, другие - подчиненное, вспомогательное или вовсе отсутствуют. В связи с этим возникают особенности в построении различных типов уроков.

Структура урока сообщения новых знаний

1. Организация начала урока.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Подготовительная работа к объяснению нового материала (проверка домашнего задания, воспроизведение ранее изученного, активизация внимания учащихся и т. д.).

4. Объяснение нового материала.

5. Итоги урока и оценка знаний учащихся.

6. Задание на дом.

Главная часть данного типа урока - объяснение нового материала. Однако наибольший эффект будет зависеть от успеха всех компонентов урока. Единство структуры означает, что каждый элемент содействует успеху всего урока в целом. Например, уже в начале урока можно сосредоточить внимание учащихся па тех положениях нового материала, которые носят коррекционный характер. При проверке домашнего задания следует воспроизвести те положения, которые имеют непосредственное отношение к объяснению нового. Поэтому домашнее задание, данное на предыдущем уроке, должно носить подготовительный характер.

На уроке сообщения новых знаний закрепление играет вспомогательную роль и проводится преимущественно с диагностическими целями. Учитель получает информацию о том, как дети поняли и усвоили сообщаемый новый материал. Поэтому на данном типе урока закрепление лучше не выделять в самостоятельную часть, а включать ряд упражнений, вопросов, специальных заданий в систему объяснения. Эти упражнения и задания подбираются таким образом, чтобы в них в основном был представлен новый материал.

Итоги урока учитель подводит, исходя из поставленных задач. Он указывает на положительные и негативные моменты в работе учащихся, связывает итоги урока с указаниями на то, как нужно выполнить домашнее задание.

 

БИЛЕТ 18

  1. Учреждения системы социальной защиты и здравоохранения. Специальные учебно-воспитательные учреждения системы Министерства общего и профессионального образования.
  2. Структура повторительно-обобщающего урока в специальной школе.

 

Вопрос 2. Структура повторительно-обобщающего урока

1. Организация начала урока.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Обобщение и систематизация учебного материала.

4. Итоги урока и оценка знаний.

5. Задание на дом.

Особенность и сложность данного типа уроков заключаются в том, чтобы точно определить границы учебного материала, выносимого для повторения, выделить основные идеи и понятия, положения, термины, подобрать соответствующие вопросы и задания.

При повторении посредством изучаемых фактов и событий усиливается внимание к воспитательной стороне обучения.

Одна из особенностей систематизации и обобщения заключается в том, что учитель сам объясняет мало, а преимущественно руководит и направляет познавательную деятельность учащихся. Это особенно важно для коррекции таких форм мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся, как обобщение, абстрагирование, выявление закономерностей на основе отдельных фактов, явлений.

Подведение итогов урока удобно связать с домашним заданием, которое дается с целью закрепления основных идей и понятий учебного материала.

 

 

БИЛЕТ 19

  1. Ведущая роль обучения в развитии учащихся с умственной отсталостью.
  2. Структура комбинированного урока в специальной школе.

 

Вопрос2. Структура комбинированного урока

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка цели и задач урока.

4. Объяснение нового материала.

5. Закрепление и повторение изученного материала.

6. Подведение итогов урока и оценка знаний.

7. Задание на дом.

Этот тип уроков представляет собой комбинацию всех элементов. Причем каждая часть урока имеет равноценное значение. Структура комбинированного урока напоминает структуру урока сообщения новых знаний, но в том случае все подчинено объяснению нового материала, а другие части урока играют вспомогательную роль.

В комбинированном уроке объяснению также уделяется большое внимание. Однако и другие части урока имеют не менее важное значение. Например, проверка домашнего задания обычно выполняется как самостоятельный элемент структуры урока, который иногда трудно связать непосредственно с изучением нового материала. Закрепление или повторение, а также проверка знаний являются тоже относительно самостоятельными частями урока. Такое сочетание разнообразных форм работы на одном уроке делает его достаточно эффективным в специальной школе, так как помогает преодолевать однообразие, стимулирует и активизирует познавательную деятельность учащихся.

 

БИЛЕТ 20

1. Основные компоненты целостного педагогического процесса - цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы организации обучения и воспитания в специальной школе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных