ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА (умственно отсталых) И ОТКЛОНЕНИЯМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ (ЗПР)Педагогическая практика студентов отделения олигофренопедагогики занимает важное место в системе профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов. Особая роль отводится рассмотрению проблемы изучения психического развития ребенка со специфическими образовательными потребностями, анализу методов, применяемых при первичном психолого-педагогическом обследовании с целью составления коррекционно-образовательных программ, при динамическом наблюдении за продвижением ребенка в процессе коррекционной работы. В период прохождения педагогической практики студенты овладевают практическими навыками применения и модификации методик изучения психики ребенка, непосредственного экспериментирования, научного анализа экспериментальных данных и т.д. Они составляют сравнительные карты психического развития нормального и аномального ребенка, анализируют структуру дефекта в каждом конкретном случае, научно обосновывают индивидуальные программы коррекционного обучения с позиций последних достижений психолого-педагогических наук. Целью педагогической практики является воспитание профессиональных качеств личности, профессиональных умений и навыков в соответствии с требованиями квалификационной характеристики учителя-олигофренопедагога, педагога образовательных учреждений для детей с нарушениями интеллекта и ЗПР. Задачи: - уточнение, закрепление, расширение психолого-педагогических знаний у студентов о контингенте образовательных учреждений для умственно отсталых детей и для детей с задержкой психического развития; -обогащение опыта студентов по изучению и анализу педагогической документации; - формирование у студентов навыков психолого-педагогического изучения детей, а также фиксация и обобщение данных, полученных в ходе обследования; - ознакомление студентов с организацией коррекционно-педагогической работы в специальных учреждениях для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития); - обучение студентов наблюдению за педагогическим процессом, умению анализировать полученные данные, осмыслению педагогических фактов и явлений; - ознакомление с координацией работы врача-психоневролога с педагогическим коллективом с целью эффективного медицинского воздействия на ребенка; - ознакомление студентов с формами работы персонала учреждения с родителями воспитанников; - формирование у студентов умений и навыков проведения коррекционно-воспитательных занятий с детьми изучаемых категорий; - изучение и обобщение передового педагогического опыта, овладение на базе полученных знаний основами педагогического мастерства. Студенты должны знать: - объект, субъект и предмет изучения олигофренопедагогики; - задачи олигофренопедагогики; - основные методы исследования, применяемые в олигофренопедагогике; этапы развития помощи детям с нарушением интеллекта в России и за рубежом; систему помощи детям с нарушением интеллекта в России; теоретические основы олигофренопедагогики; - особенности воспитания и обучения ребенка с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития): в младенческий период, в раннем, дошкольном и школьном возрасте; - основные законодательные акты РФ, направленные на защиту прав и социальную поддержку детей с особыми образовательными потребностями; - положительные и отрицательные параметры дифференцированного и интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями; - содержание воспитания детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР); - содержание школьного воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР); - задачи и принципы воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР); - методы, приемы и средства воспитания и обучения учащихся с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР); - формы организации воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР); - алгоритм проведения психолого-педагогической диагностики знаний, умений и навыков детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР); - методы и формы работы с родителями детей с нарушением интеллекта по включению их в коррекционно-педагогический процесс; - содержание индивидуальной коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта, в условиях специального учреждения. Студенты должны уметь: - анализировать программы, учебные пособия для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с ЗПР); - проводить психолого-педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития); - проводить анализ полученных экспериментальных данных; - составлять психолого-педагогическую характеристику умственно отсталого ребенка и ребенка с задержкой психического развития; - применять на практике теорию обучения и воспитания детей данных категорий; - осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое воспитание с целью эффективной социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития); - владеть навыками организации учебно-воспитательной работы педагогического коллектива образовательного учреждения; -осуществлять коррекцию психофизических недостатков детей в учебно-воспитательном процессе; -планировать мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов; -проводить работу с родителями детей с нарушением интеллекта.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ. Знакомство с годовым планом педагогической работы учреждений для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития). Знакомство с организацией коррекционно-педагогической работы с детьми изучаемых категорий в разных возрастных группах. Знакомство с организацией коррекционно-педагогической работы в одной возрастной группе (изучение календарного и индивидуального планов коррекционного педагога). Психолого-педагогическое изучение ребенка: знакомство с историей развития (сбор анамнеза), с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, проведение наблюдений за ребенком в разных видах детской деятельности (в свободной деятельности, в процессе занятий, режимных моментов, на прогулках, в ходе психолого-педагогического обследования ребенка). Беседа с учителями, педагогами-воспитателями, с врачом-психоневрологом, с другими членами пед. коллектива. Составление развернутой психолого-педагогической характеристики и разработка индивидуального плана работы с ребенком. Разработка конспектов и проведение фронтальных и индивидуальных занятий (пробных и открытых) с детьми. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия с детьми. Изготовление дидактических пособий. На первом этапе проводится установочная конференция на факультете, на которой студентов знакомят с целями, задачами и содержанием педагогической практики. Кроме того, студенты получают консультацию по оформлению документации, установку на общение с коллективом учреждения. В школе студенты знакомятся с задачами коррекционно-воспитательной работы конкретного учреждения (с годовым планом), с особенностями режима дня детей каждой возрастной группы. Студенты распределяются по подгруппам (2-3 человека), знакомятся с педагогическим коллективом и с воспитанниками одной возрастной группы, в которой они будут проходить практику. В обязательном порядке организуется встреча студентов с врачом-психоневрологом для изучения форм координации работы врача-психоневролога с педагогическим коллективом, с целью комплексного воздействия на ребенка. Специалист обращает внимание на роль биологического и социального факторов в развитии каждого ребенка. При этом он акцентирует внимание на медицинской поддержке детей в настоящий момент. На данном этапе педагогической практики студенты приступают к обследованию детей. Каждый студент изучает одного ребенка, собирая о нем полную информацию. Используются следующие методы изучения: беседа (с коррекционным педагогом, с педагогами-воспитателями, врачом-психоневрологом, музыкальным руководителем, инструктором по ритмике и др.); изучение истории развития ребенка (сбор анамнеза); наблюдение (в свободной деятельности и в деятельности, специально организованной взрослым); изучение продуктов детской деятельности; психолого-педагогическое обследование ребенка. Формы работы со студентами: выступление руководителя и методиста учреждения, сообщение методиста педагогической практики, предоставление документации для изучения, показ занятий для наблюдения и последующего анализа. На втором этапе студенты разрабатывают конспекты фронтальных и индивидуальных занятий, подбирают практический материал, консультируются с коррекционным педагогом группы и с методистом практики, проводят коррекционно-педагогическую работу с детьми, знакомятся с формами работы с родителями воспитанников образовательного учреждения. Кроме того, студенты посещают занятия с детьми в разных возрастных группах с целью целенаправленного наблюдения и последующего анализа, а затем - в закрепленных за ними классах. В процессе подготовки студентов к проведению занятий с детьми коррекционный педагог помогает определить тематику занятий. В свою очередь, студенты планируют по данной теме несколько занятий (пробное и открытое), определяя самостоятельно цель, подбирая оборудование, методы и приемы работы с детьми. На открытом уроке присутствуют студенты данной группы и желающие из других групп. Все проведенные занятия подробно анализируются. Очень важно научить студентов самостоятельно проводить подготовительную работу по данной теме, разрабатывать приемы работы с детьми, подбирать и адекватно использовать оборудование. В ходе анализа занятия необходимо сформировать у студентов умение выделять коррекционную направленность дидактических приемов, учитывать индивидуальность каждого ребенка, использовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Открытое занятие оценивается коррекционным педагогом. При подготовке к проведению индивидуальных занятий каждый студент подробно изучает ребенка, выявляя его актуальный уровень развития и потенциальные возможности, то есть «зону ближайшего развития». При этом акцентируется внимание на индивидуальной структуре нарушения. Исходя из полученных данных, студент составляет индивидуальный план работы с ребенком на весь период педагогической практики, занимается с этим ребенком по специально составленной коррекционно-развивающей программе, а в итоге проводит открытое занятие. При анализе открытого занятия студент дает подробное обоснование основным направлениям индивидуальной коррекционно-развивающей работы с этим ребенком, на данном этапе его развития. Индивидуальное занятие также оценивается коррекционным педагогом. Формы работы со студентами: помощь в разработке конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, в подборе дидактического материала, планирование уроков студентов, организация методических объединений с обязательным участием студентов, подготовка детей к проведению воспитательных мероприятий, организация анализа просмотренных уроков. На заключительном этапе предусматривается подведение итогов практики. Студенты обобщают свой педагогический опыт в докладах, участвуют в научных конференциях. Методисты и коррекционные педагоги анализируют деятельность студентов, отмечают возникшие трудности и наиболее удачные решения поставленных задач в ходе проведения уроков. Общая оценка за практику складывается из оценок за проведение открытых уроков и воспитательного мероприятия, с учетом отношения каждого студента к педагогической деятельности в целом, участия в анализе занятий и оформления документации. Формы работы студентов: работа с методической литературой, подготовка конспектов занятий и уроков, оформление протокола и психолого-педагогической характеристики на одного ребенка, дневника педагогической практики, обобщение педагогического опыта в докладах, отчетах. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|