Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эгейская художественная культура




В III – II тыс. до н.э. на окраине древневосточной цивилиза­ции, на стыке трех материков Азии, Африки и Европы зарожда­ется эгейская культура, называемая иногда крито-микенской. Она существовала на островах Эгейского моря (Крит, Фера, острова Кик-ладского архипелага), в материковой Греции (Микены, Тиринф, Пилос) и на западном побережье Малой Азии (Троя).

Основной исторической особенностью крито-микенской или эгейской культуры является то обстоятельство, что она являлась своеобразным связующим звеном между Древним Вос­током и собственно Грецией.

На рубеже Ш-П тыс. до н.э. на острове Крите впервые на территории Европы складывается государство и возникают протогородские центры: Кносс, Фест, Маллия. Вместе с тем Крит становится значительнейшим центром античной культуры.

В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы, что было связано с ведущей ролью дворца в экономической и политической жизни древнейшего населения острова. До нас дошло немного памятников критской культуры, глав­ным образом дворцы знати, которые соперничали между собой богатством и роскошью. Построенные дворцы – свидетель­ства довольно развитой архитектурной культуры.

Среди этих дворцовых комплексов выделялся своими масштабами (общая площадь 16 тыс. кв. км) и свободной, усложненной планировкой Кносский дворец. Он создавался в течение нескольких столетий. Стены комнат были украшены декоративными росписями. Особое место в сюжетике росписей дворца занимают изображения женщин-акробатов, прыгающих через быка или танцующих у него на спине. По всей видимости, это каким-то образом было связано с культовой, обрядовой стороной критской религии, ибо бык всегда почитался на Крите как священное животное (вспомним мифического Минотавра – получеловека-полубыка). Кносский дворец органично вписан в ландшафт. Древние зодчие точно учитывали природные условия – форму ландшафта, течение вод и движение воздушных потоков, они удивительным образом выбирали наиболее благоприятные места для построек, материал, форму сооружений.

Дворец расположен на невысоком холме. Центр комплекса – прямоугольный двор, а вокруг него свободно группируются различные помещения. Стены парадных залов расписаны фресками, создающими праздничное настроение продуманной гаммой красок, сюжетами праздников, торжественных обрядов, сценами из обыденной жизни.

В XV – XVI вв. до н.э. центр эгейской цивилизации перемеща­ется на юг Балканского полуострова, в Микены и Тиринф. Греки-ахейцы строят свои города-крепости на высоких холмах. Такой город получает название «акрополь» – верхний город. Там и рас­полагается царская резиденция. Город укрепляется мощными стенами выполняет роль крепости.

В развалинах акрополей, особенно в Микенах, городе легендарного Агамемнона, найдено большое число предметов из золота и серебра весьма тонкой работы кубки, вазы, золотые маски (в том числе так называемая «маска Агамемнона»).

Известный по раскопкам Микенский дворец – прообраз и греческого храма, и греческого жилища. В центре его располагается очаг – символ человеческого уюта. Вокруг очага – четыре колонны, которые поддерживают навес с отверстием для дыма. Зал служил для торжественных собраний и пиров.

На фресках дворца изображены сцены охоты и битв, что выдает воинственный дух ахейцев. Композиция фресок статична, в них четко выражено стремление к симметрии.

На примере крито-микенской культуры можно увидеть, как человек осваивает мир, делает первые самостоятельные шаги по наведению порядка, вносит свое понимание в устройство мира. На этом этапе он еще очень тесно связан с природой.

Дальше наступают «темные времена», о которых до нас не дош­ло достоверной информации. Мы можем судить об этом времени по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея», написанным много ве­ков спустя.

К XII в. до н.э. дворцовые комплексы, как на Крите, так и в ма­териковой Греции, перестали существовать. Чаще всего этот упадок объясняют вторжением в Грецию с севера дорийских племен, кото­рые разрушили дворцы и связанную с ними культуру. Эти племена также являлись грекоязычными, но стояли на явно более низком уровне социально-экономического и культурного развития. С их при­ходом начинается новый этап в истории Древней Греции.

Следующий период – «гомеровская Греция». О мере и уровне «художественности» этого периода можно судить по предметам гончарного ремесла. Оно близко микенской керамике. Глиняные сосуды первоначально украшались геометрическим узором из го­ризонтальных полос коричневого лака. Узор этот, по-видимому, символизирует какие-то элементы мирочувствования древних греков. Затем, сменяя друг друга, на сосудах появляются фигуры зверей и птиц и, наконец, изображения человеческих фигур. Изо­бражения носят весьма условный характер: голова и ноги в про­филь, верхняя часть торса в фас (что напоминает египетское ис­кусство). Такая эволюция дает основание проследить пробужде­ние интереса к человеку.

Сами сосуды имеют разнообразную фор­му в зависимости от их функции: амфоры для хранения вина и мас­ла, кратеры для смешивания вина с водой, пискиды с крышками в виде фигурок животных и птиц для благовоний, энохии для розли­ва вина во время трапез.

Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура сохранилась лишь в развали­нах. Однако в целом утонченный, динамичный, образный строй искус­ства эгейского мира был чужд сознанию тогдашних греков.

Человек устраивает свой быт, создает определенный комфорт, проявляет заботу о себе и одновременно, еще не осознавая этого, «творит» произведения искусства. О нарастающем интересе человека к самому себе свидетельст­вуют статуи из дерева или камня – их называют ксоанами. Это изображения богов, но греки наделяют их человеческими чертами.

Греки были язычниками, поклонялись многим богам, главный бог – Зевс. Наиболее почитаемыми признавались 12 олимпий­ских (по месту их обитания – на горе Олимп) богов. Само число «двенадцать» не случайно. Оно выражает представление древних греков об идеальной структуре космоса. В представлениях греков боги покровительствуют жизнедеятельности человека: Гера обере­гает семейную жизнь и строго наказывает за супружескую невер­ность, воплощает женское начало. Она – богиня брака и семьи, покровительница законных супругов и их детей. Дионис – бог земледелия и виноделия, веселья и театра. Гермес – вестник богов, покро­витель пастухов, а позже – торговли и гонцов, Артемида – богиня охоты, укротительница диких зверей, покровительница природы и молодых животных, а также покровительница молодых женщин и родов, Гефест – бог подземного огня и кузнечного мастерст­ва, но то, что создает Гефест, уничтожает беспощадный Арес – бог несправедливой войны и брани, непрестанно жаждущий яростных битв и кровавых сражений. Посейдон – бог моря, рек, озер и других водных источников. Аид – бог подземного царства и мертвых. Афродита – богиня любви и красоты, вызывавшая в сердцах смертных и богов страсть, побуждая их как к браку, так и к нарушению супружеской верности. Деметра – богиня плодородия, растительности и земледелия, смены времен года. Афина – богиня мудрости, ремесел, покровительница справедливой войны, городской жизни, мирного труда. Благодаря ей греки научились приручению диких животных, культуре земле­делия, кораблестроению. Аполлон – предводитель муз, покровитель музыкального искусства, также славившийся пророческим даром и искусством врачевания.

Позже в мифах появляется герой. Это уже не совсем бог: он, как правило, рожден земной женщиной. Герой благороден, его ценят за социально значимые поступки и действия, в герое воплощены воинские доблести. Он занимает высокое общественное положе­ние, его почитают. Одним из любимых героев в Греции был Ге­ракл.

Но связь между богами и людьми была необходима, ее осуще­ствляли оракулы, которые для получения прорицаний (и это при­мечательно) обращались к природе: прислушивались к шепоту ли­стьев чудодейственного дуба, к журчанию воды протекавшего ис­точника, присматривались к полету птиц или поведению живот­ных.

На этом этапе культуры человеческое, культурное и природное начала находились в состоянии подвижного равновесия, гармо­нии. А это создавало благоприятную атмосферу для формирова­ния художественного творчества, тогда как появление отдельных видов искусства только еще намечалось.

В VIII в. до н.э. появляется алфавитное финикийское письмо. Оно обусловило рождение литературы, и прежде всего эпоса. Эпос представлен творчеством легендарного поэта, слепого странству­ющего поэта – Гомера. Ему приписывают авторство над «Илиадой» и «Одиссеей». В эпосе герои – не только боги, но и люди – воины-завоеватели и мореплаватели: Ахилл, Диомед, Одиссей и другие. Они пользуют­ся всеобщим уважением и становятся примером для подражания.

Сюжеты поэм Гомера обращены к отдаленному прошлому. Источником их являются мифы, но Гомер придает им характер ис­торической картины. В «Илиаде» – это события Троянской вой­ны, один из ее эпизодов, а «Одиссея» – повесть о возвращении одного из героев Троянской войны на родину. Гомер обращается к прошлому, но сквозь него уже проглядывает современное ему обще­ство. Поэт был современником первых полисов в Эгейском регио­не, он знал о колонизации земель и распространении новой куль­туры, он видел, как миф преображается в ритуальные праздники, полисные и межполисные игры, которые имеют эстетическое зна­чение.

Наиболее прославленное место межполисных состяза­ний – Олимпия, местность в Элиде. Эти состязания положили на­чало Олимпийским играм. С VIII в. до н.э. (776 г.) они проходили каждые четыре года и продолжались несколько дней. Во время игр объявлялось священное перемирие. На этих играх утверждался культ красоты тела, здесь ценилось не происхождение, а сила, лов­кость и красота. Героям игр ставились памятники.

Эти изменения в жизни и культуре исподволь готовили созна­ние древних греков к новому представлению о достоинстве чело­века.

Реальная картина жизни полиса конца VIII – начала VII в. до н.э. представлена в повествовании еще одного эпического поэта – Гесиода. Его интересуют не военные подвиги аристократов, а земле­дельческий труд. В поэме «Труды и дни» автор рассказывает о се­мейном конфликте из-за земли, повествует о честном и благород­ном труде земледельца.

Гесиод дает свое представление об истории человечества. Его тревожит будущее, поэт убежден, что люди, удаляясь от природы, от естественной жизни, многое теряют. Побеждает железо: снача­ла на поле боя, а потом и в нравственном мире человека. Желе­зо – жажда славы и крови, ржавчина и дребезжание в человече­ских отношениях. Появляется непочтительность к старшим, себя­любие и жестокость. Уже за плечами рода человеческого «золотой век», где труд был в радость; «серебряный век», где утрачиваются благочестие и достоинство; век «меди» – время воинственности и жестокости, а впереди – век «железа», сокрушается Гесиод, «не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя».

В этих размышлениях уже слышны тревожные нотки сожале­ния о нарушении привычного уклада, о смене ценностей, о нару­шении гармонии между природой и человеком. Гесиод строит неу­тешительные прогнозы на будущее. Но он не замечает, что желез­ные доспехи из-за их дешевизны доступны рядовым гражданам, а не только аристократии – героям медного века, он не хочет и не может понять, что, когда аристократия лишается своих преиму­ществ в военной и экономической сфере, рождается основа для равенства. Происходит переход от древневосточных к европей­ским ценностям.

В «железный век» происходят климатические изменения, над­вигается похолодание, культура вообще проходит суровое испыта­ние, но греческая культура достойно выдерживает его.

Похолодание на территории Греции проходит мягче, чем в дру­гих регионах цивилизации; горный рельеф спасал от холодных ветров, но изменение климата инициирует перестройку сельского хозяйства по интенсивной схеме. Широко используются железные орудия, они помогают расширять участки под посевы новых культур – винограда и оливы. Активно вырубались леса. Лучшие сорта шли на постройку домов и кораблей. Море, которое тоже смягчает климат, у побережья имеет небольшую глубину. Большую часть года оно спокойно. Это благоприятствует развитию торговли, установлению связей с соседними странами. Греки ос­ваивают острова, распространяют свою культуру, не навязывая ее другим народам, а налаживая связи и контакты. Возникают объек­тивные условия для установления режима рабовладельческой де­мократии. Отношения между людьми регулируются не принужде­нием, а на основе законов.

В VII – VI вв. до н.э. проводится ряд ре­форм, которые ликвидируют родовые пережитки. Формируется «средний класс». Возникает возможность для появления экономи­чески, политически и духовно свободных людей. Греки открывают «политейн» – политическое, социальное в себе самих. Они чувст­вуют себя частью природы, но особенной ее частью.

Итак, древний грек привыкает ценить в себе человеческое, культурное. В трагедии «Антигона» Софокл гордо заявляет о том, что «много на свете есть дивного, но нет ничего удивительней че­ловека». Он бороздит на своих судах море, продолжает далее Со­фокл, обрабатывает землю, приручает птиц и животных, «с помо­щью искусств он делается властелином зверья, свободно блуждаю­щего по холмам», с помощью искусств человек может победить бо­лезни, он многое может, утверждает знаменитый греческий трагик.

Грек не посягает пока на космический порядок, предпочитая прислушиваться к музыке космических сфер, к ритму природы; он верит в одухотворенность природы, в силу ее красоты. Он прекло­няется перед природой и учится творить красоту, подражая ей. Не случайно творчество трактуется как «мимесис» – подражание, прежде всего природе. Демокрит убежден: «От животных мы путем подражания научились важнейшим делам: у паука в портняжном и ткацком ремеслах, [ученики] ласточек в построении жилищ и [ученики] птиц, лебедей и соловья в пении».

Одновременно грек создает город, где устанавливает свой по­рядок, свое равновесие и гармонию, в чем-то и отличные от все­ленской гармонии и равновесия.

VII – VI вв. до н. э., так называемый период архаики, отмечены важ­нейшими сдвигами как в истории, так и в искусстве Древней Греции. Рост городов в Греции вызывает расширение строительства.

Еще ранее был создан тот тип здания, который в дальнейшем воплотил мир чувств и идей свободных граждан греческого полиса. Таким зданием стал храм, посвященный богам или героям, центр всей политической и культур­ной жизни города. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним часто являлась мес­том собраний и празднеств. Храм воплощал идею единства граждан­ского коллектива города, незыблемость его общественного уклада.

Классическим типом греческого храма стал «периптер» (оперен­ный) –храм, имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех сторон колоннадой. В результате весьма длительной эволю­ции сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая по­зднее, уже у римлян, получила название «ордера» (строй, порядок).

Ордер в ар­хитектуре – это определенная система соотношений несомых и несущих частей сооружения, их равновесность и гармония. Пер­вые ордера – дорический и ионический. Их названия по местам их возникновения наполняются человеческим смыслом. Ор­дер – общая система правил, разработанная человеком, но эти правила не исключали творческого поиска зодчего.

Поскольку речь зашла об ордерах, мы приведем все пять известных в Античности ордеров, которые окончательно сформировались на основе греческих во вре­мена римской античности. Это совмещение мы сделаем для удоб­ства сравнения этих ордеров.

Тосканский ордер (греческий). Самый прочный и тяжелый на вид из пяти ордеров римской системы. Часто рассматривается как вари­ант дорического ордера, к которому близок по форме и пропорциям. Форма тосканского ордера заимствована из архитектуры этрусков, откуда и происходит название. Он символизировал физическую мощь я силу, а потому применялся в хозяйственных и военных постройках.

Дорический ордер (греческий) – воплощение мужественности и героизма. Самый прочный и тяжелый на вид из трех ордеров греческой системы, второй по прочности в римской системе ордеров. В архитектурно-теоретических трактатах дорическую колонну было принято интерпретировать как образ героя, а сам ордер – как выражение его силы, духовной и физической. Такая символика обычно ограничивала употребление дорического ордера в постройках. Сочетаясь на одном фасаде с другими, дорический как «тяжелый ордер» помещался внизу.

Ионический ордер (греческий) олицетворяет женственность, изящество и мягкость. Один из ордеров, общий для греческой и римской систем. Средний по тяжести. У Витрувия ионическую колонну принято было интерпретировать как образ прекрасной зрелой женщины, а ионический ордер – как выражение ее грации. Помещался на общем фасаде между дорическим и коринфским.

Коринфский ордер (греческий). Самый легкий и стройный из ордеров греческой системы. Не определен по признаку тяжести в римской системе. Витрувий определял коринфскую колонну как облик прекрасной девушки, а сам ордер – как выражение ее нежности и чистоты. Его применяли в постройках, связанных с его содержанием.

Композитный ордер (римский). Ордер, возникший в Древнем Риме. Его пропорции во всем совпадают с коринфским. Капитель коринфского может быть дополнена четырьмя ионическими, иногда в нее вводятся рельефные детали, скульптурные изображения. В более широком смысле композитным ордером называют смешанные ордера.

В VII в. до н.э. завершается формирование основных типов храмов: простиль, амфипростиль и периптер. Античная архитектура способна рас­сказать современному человеку о том, что в Древней Греции цени­лось «прекрасное». «Прекрасное» же в античной культуре – это соразмерность человеку. Античный архитек­тор овладел принципом целесообразности, который свободно трактовался применительно к месту, положению и функциональ­ному назначению того или иного архитектурного объекта. Творческие цель и задачи определяли работу зодчего с материалом. Они позволяли зодчему придавать ему задуманную форму. Художест­венная форма в античности выражала простоту, надежность, по­рядок.

Такой же порядок, как в архитектуре, греки находят и в музыке, которой отводят важное место в организации своей жизни. Здесь велика заслуга Пифагора, заложившего теоретические основы му­зыки и разработавшего медико-этические аспекты ее воздействия на человека. Звук для грека существует как физическое трехмер­но-стереометрическое явление. Каждый звук – тон. Высокие звуки – светлые, легкие, подвижные; низкие – темные, тяжелые. Звуковой тон имеет определенную структуру, и эта структура подобна структуре космоса. Космос, по убеждению греков, настроен на дорийский лад, он издает звуки величественной, крепкой, неу­вядающей музыки. Дорийский лад в музыке безупречен. К нему тяготеют другие лады. Подражая музыке космоса, греки создают человеческую музыку дорийского лада. Чистый ионизм в музыкe – это мягкость. Этот лад расслабляет волю, ведет к наслаждению. Лад в музыке, как ордер в архитектуре, может настроить человека, вызвать в нем то или иное состояние души.

В античной скульптуре периода архаики растет интерес к человеку. В VII в. до н. э. еще распространены антропоморфные статуи богов. Примечательна статуя из камня Геры с острова Самос: ваятель как бы помогает ей освободиться от стихий природы, выйти из камня.

В это время греческая скульптура открывает новые стороны мира, высшие достижения относятся к разработке образа человека в богов и богинь, героев, а также воинов (юношей) – так называемых «куросов».

Образ куроса – сильного, мужественного героя – был порожден в Греции развитием гражданского самосознания. Развитие типа куроса шло в сторону выявления все большей правильности пропор­ций, преодоления элементов геометрического упрощения и схема­тизма. К сер. VI в. до н.э., т.е. к концу периода архаики, в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм и, что особо замечательно, лицо оживляется таинственной улыбкой, ко­торая называется в искусствоведении «архаической». Одним из дос­тижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе статуи девушек в нарядных одеждах, участниц религиозных процессий, так называемые «коры». Ста­туи кор как бы подводят итог скульптурному развитию архаики.

Еще большим шагом к свободе и раскрепощенности были групповые скульптурные сцены на фронтонах храма Афины Афайи на острове Эгина. А статуя возницы из Дельф уже полностью порывает с архаической скованностью, его движения естественны и благородны.

В античной культуре появляется желание выразить свое пони­мание мира. Разрабатываются эстетические категории, которые выражают важные оценки и аспекты мироощущения греков: гар­мония, мера, ритм, симметрия, целостность, прекрасное. Для греков – это универсальные принципы бытия, это и сущность, и способ существования и проявления макрокосмоса и микрокос­моса. Кстати, само слово «космос» этимологически родствен­но слову «косметика», то есть «украшение», «красота».

Мирочувствование древних греков все пронизано эстетично­стью, особенной художественностью. Еще нет искусства в нашем понимании, искусства как профессиональной художественной де­ятельности. Сами греки употребляют слово «тэхне», что означает ремесло, мастерство прекрасного. И тем не менее вся жизнь, быт, повседневность античного человека проходили в эстетико-художественной атмосфере.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных