Главная | Случайная

КАТЕГОРИИ:






Этап 2. Развитие эмоциональной памяти

Лектору необходимо уметь пользоваться эмоциональной памятью, находя в сюжете лекции аналогии своим чувство­ваниям, ранее пережитым им в обыденной жизни. В каждом воспоминании нужно «схватить» главное, самое чувственное и попытаться наполнить охватившими чувствами текст лекции, эмоциональная выразительность которой при этом, несомнен­но, повысится.

Этап 3. «Манки» внешние и внутренние (для возбуждения эмоциональной памяти)

«Артист должен уметь, - говорил К. С. Станиславский, - непосредственно откликаться на „манки" (возбудители) и владеть ими, как виртуоз клавишами рояля: придумаешь увлекательный вымысел, и тотчас же внутри вспыхнет какое-то чувство. Нельзя пренебрегать ни одним предметом, ни одним возбудителем эмоциональной памяти». Все это и полной мере относится и к творчеству лектора.

«Манки» бывают внутренние и внешние. Внутренние «манки» мы находим в сфере нашего воображения, мысли. К ним относятся все элементы внутренней техники: сверхзадача, сквозное действие, целесообразные действия, задачи, повторные ощущения. Еще более сильные «манки» заложены в самом тексте лекций, в слове, в тех чувствах, что одухотворяют слово.

Внешние «манки»: окружающая нас обстановка, свет, звуки. Внешние манки лектор должен искать, прежде всего, в самой действительности, в природе, в обыденной жизни, ведь повсюду присутствует определенное настроение, а в нем — «манки» для нашего чувства.

V. Общение

Общение - это психологическое состояние артиста (лектора), в процессе которого он вступает в связь со слушателями (зрителями), предметами, внешним миром и внутренними образами. Это своеобразное воздействие друг на друга при неразрывной внутренней взаимосвязи. Оно складывается из отдачи и восприятия, внимания, мыслей, чувств.

Без моментов отдачи и восприятия нет общения. Очень важно, чтобы лектор, «сбросив» мысль слушателю, на самом деле оценил, как тот воспринял, как отреагировал и, на основе этой оценки, лектор понял, как надо продолжать: уточнять, расшифровывать высказанную идею или развивать ее дальше и т. д.

В жизни человек находится в непрерывном общении то с одним объектом, то с другим. Непрерывное взаимное общение крайне необходимо в профессии лектора, в его деятельности. Общение - это действие двустороннее, тут надо следить за каждым внешним и внутренним действием слушателя. Чтобы овладеть органическим общением с аудиторией, необходимо проделать ряд упражнений. Органический процесс общения человека с человеком складывается из пяти моментов, или стадий:

1-я стадия - ориентирование в окружающих условиях, выбор объекта;

2-я стадия - привлечение на себя внимания выбранного объекта с помощью действий;

3-я стадия — «зондирование» души объекта «глазом» (что­бы узнать, в каком тот настроении), подготовление объекта для восприятия мыслей, чувств, видений лектора;

4-я стадия - передача своих чувств, суждений, эмоций с помощью слов, голоса, интонации; попытка заставить объект не только понять, услышать, но и увидеть передаваемое внутренним зрением, так, как видит, как его сам лектор;

5-я стадия — момент отклика объекта, оценка воспринятой мысли.

Общение - дело очень сложное, поэтому, когда ведется тренаж его элементов, нельзя пропускать даже малейшие по­дробности поведения, надо работать над каждым элементом в отдельности. Для этой цели рекомендуются упражнения - «Борьба глаз»: «Глаз приходит на сцену первый, и уходит последний. Через него проявляется внутреннее содержание человека, отношение к живому объекту и предметам. „Пустой глаз" - значит внутри пустота, нет внутреннего текста, наполненного горячим чувством, активной задачей. А ведь „глаз" „тянет" за собой и тело» [3, с. 60].

Тренировать «глаз» — значит наполнять его содержанием. Два человека выходят на площадку, чтобы «побороться» глазами. Один, к примеру, заряжен действием «извинись». Другой - «не придирайся». Процесс накопления отношений начался еще до выхода к месту борьбы. У каждого есть причины отнестись к своему сопернику таким образом — это дело фантазии каждого. Глядя в глаза друг другу, выстраивают внутренний монолог, наполненный содержанием и действием. В результате накопле­ния отношений и «борьбы глаз» рождается жест, а затем и слово.

Будущему специалисту необходимо научиться думать в процессе лекторского чтения, видеть глаза своих слушателей и по ним определять: воспринимает или нет слушатель, сочувствуют и осмысливают то, о чем идет речь, - или нет, задают ли вопросы по ходу лекции, а ведь они должны появиться, если студенты активно участвуют в процессе урока. Область подобных упражнений можно расширить и завершить упражнениями «Минутки», выступающими как тренаж для всех видов общения .

Эти упражнения называются так потому, что их сущность составляет целенаправленный тренаж всех видов общения в самые сжатые сроки. Упражнения, основанные на простейших ситуациях, подсмотренных студентами в жизни или придуманных ими. Понаблюдайте за поведением людей. Столкновения между ними возникают на конкретных фактах, причем один, даже ничего не зная о другом, стремится навязать ему свои желания. Следует предложить ученику в «Минутке» воспроизвести, на основе взаимоотношений, воспринимая партнера, стараясь услышать за словом, фразой, его подлинное желание, увидеть его «глаз», жест, мизансцену тела как внешние доказательства этого желания и, восприняв все это, не соглашаясь, в свою очередь с ним, навязать партнеру собственную волю по принципу: «Прав я, а не ты!». Главное в упражнении -понять цели, мотивы поступка и через это раскрыть характер человека-партнера. Пусть ваши впечатления не совпадут с его представлениями о себе самом, тут важно, как раз ваше восприятия, основанное на ваших жизненных позициях.

Первоначально, «минутки» очень просты. К примеру, уп­ражнения на борьбу, выраженную односложным диалогом: «Уйди!» — «Сам уйди!». Это противоборство, естественно, про­должается до результата с учетом опыта, накопленного в преды­дущем подготовительном тренинге (борьба глаз, рождение же­ста и, наконец, слова). По сути дела в «Минутках» воспитыва­ется и тренируется навык пребывания на сценической площад­ке—в аудитории, на лекции. Кроме того, эти упражнения учат познанию характера, позиции, мировоззрения самого будущего специалиста.

«Минутки» способствуют рождению подлинного общения. Развивая эмоциональное восприятие, «Минутки» воспитывают стремление вникать в суть происходящего, видеть, слышать и понимать своего партнера—слушателя.

VI Мизансцена

Тело актера (лектора) должно «мыслить», как это бывает выражено в хорошей скульптуре. Нелишне по этому поводу напомнить фразу Леонардо да Винчи: «Пусть тело и его члены будут расположены так, чтобы ими изображалось наме­рение духа».

Мизансцена рождается исполнителем, исходя из задачи выполняемого действия, настроения и переживания.

Мизансцена, передающая наше внутреннее переживание, должна быть выразительной. Чем глубже, сильней, переживание, тем более выпуклой, яркой и типичной должна быть мизансцена.

Будущему специалисту необходимо в совершенстве вла­деть мизансценой. Мизансцены, возникающие по ходу лек­ции, не должны быть заученными, напротив, как в хорошем спектакле, они разные в зависимости от самочувствия лектора и от состава аудитории. Важно, чтобы мизансцены не штампо­вались. Лектору нужна свобода творчества. Ее можно обрести лишь тогда, когда знаешь цель своей лекции, не забывая закона природы: каждая мысль имеет свое пластическое воплощение.

Пластически выразительный лектор умеет использовать природные данные и приобретенную в результате тренировки технику для наиболее яркого раскрытия существа лекции. Для этой цели можно посоветовать ряд упражнений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
IV. Эмоциональная память | Индивидуальная мизансцена
vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам!