Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Щербатых Ю.В. – Психология стресса и методы коррекции 14 страница




Т. 17. №6, с. 119-122.

18. Психофизиология: Учебник для вузов // Под ред. Ю. И. Александрова. СПб., 2006, с. 342-343.

19. СкокА. Б., Филатова О. В., ШтаркМ. Б., Шубина О. С. Биоуправление в психоневрологической практике // Бюллетень Сибирского отделения РАМН, 1999. № 1, с. 30-35.

20. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб., 2000, с. 9-238.

21. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 3-168.

22. КоторДж., СеиморДж. Введение в нейролингвистическое программиро вание. СПб., 1996, с. 3-202.

23. Ромен А. С. Самовнушение и его влияние на организм человека. Алма- Ата, 1970, с. 4-174.

24. ХессетДж. Введение в психофизиологию. М., 1981, с. 175-190.

25. Цзен И. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988, с. 10-133.

26. Шайхтдинов Р. 3. Личность и волевая готовность в спорте. М., 1987, с. 74- 111.

27. Щербатых Ю. В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоцио нальном стрессе // Физиология человека. 2000. Т. 26. № 5, с. 151-152.

28. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000, с. 119-142.

29. Щербатых Ю. В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студен

тов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж,

2003, с. 105-107.

30. МаЬМ А, латойалап Л. 51гезз йие *о ехатттесИса! зіисіепіз-гоіе оГ уоЛа //Шип]. РЬузю! РЬагтасо!. 1999. V. 43. № 2. Р. 218-224.

31 ЗНаргго 5.1., ЗсЪяоаПгС. ВогтегС. Е#ес1 оГ тхплЫпезз злгезз гейисИоп оп теаЫ апа ргетеёюа! зШИсплз /. ВеЬау. Меа. 1998. V. 21. №6. Р. 581-599.

32.5сНегЪа1уЪНЕ. V., &'а Е. 1. СопбШопа! гслиЬНоп оГ апхіеіу 5и1е8 аз а шау оГсоггесНоп олЬе етоНопа! зігезз // АЬз<:г. Іпі:егпа1: lonal Зутрозпп' «Ме-сЬатзтз ЬеЬауюг». 51. Ре1егзЬигл, 1999. Р. 154-155.

 

Заключение

Материал, приведенный в данном учебнике, затрагивает разнообразные аспекты психологического стресса, с которым сталкивается человек в различных областях своей жизни. Профессиональная деятельность, учеба, семейные отношения, занятие спортом — в любой из этих областей человек может столкнуться с непредвиденными обстоятельствами, агрессией, проблемами межличностного общения или несбывшимися ожиданиями, которые порождают обиду, гнев, разочарование или ощущение бессилия перед лицом обстоятельств. Если ситуация не нормализуется в течение определенного времени или, наоборот, усугубляется, то у человека может развиться психологический стресс, который сопровождается симптомокомплексом специфических поведенческих, интеллектуальных, эмоциональных и физиологических реакций.

Профессионализм психолога, к которому обращаются за помощью люди, испытывающие дистресс, позволяет ему распознать эти признаки, оценить тяжесть психологического состояния своих клиентов, выявить истинные причины стресса (часто завуалированные не только от терапевта, но и от самого клиента), а также подобрать адекватные и эффективные методы терапии. При этом он учитывает, что в круг его задач входит не только терапевтическая, но и психопрофилактическая работа. Поэтому он сделает так, чтобы в будущем у его клиента возникало меньше стрессов и они носили менее выраженный или кратковременный характер.

Стресс, подобно верхушке айсберга, лишь показывает наличие глубинных психологических проблем человека, и сводить терапию стресса лишь к устранению его симптомов — все равно, что пытаться отпилить верх ледяной глыбы, которая снова всплывет наверх. В то же время вдумчивый анализ и внимательное изучение симптомов стресса могут дать психологу много важной информации о человеке, его принципах и установках, его отношениях с окружающими, его прошлом и даже будущем.

Автору остается пожелать всем читателям успешного применения в реальной работе знаний, полученных в данной книге.

Ю. В. Щербатых,

профессор кафедры общей психологии ВФМГЭИ, доктор биологических наук

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 ТЕСТЫ

Тест на стрессоустойчивость1

1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-балльной системе ка ждое событие, поставив любое число от «1» (совершенно не заде вает) до «10» (очень сильно беспокоит и напрягает).

1.1. Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду).

1.2. Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег.

1.3. Машина, которая обрызгала вас грязью. _

Приложение 1. Тесты 201

1.4. С начальник (преподаватель, роди

т тель).

р 1.5. Правительство, депутаты, администрация. _

°2. Отметьте по 10-балльной системе, какие из перечисленных ниже и качеств вам присущи (10 баллов — если данное свойство у вас й очень выражено, 1 — если оно отсутствует).

, 2.1. Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе. _

2.2. Стеснительность, робость, застенчивость. _ н 2.3. Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях е и проблемах.

2.4. Плохой, беспокойный сон. р 2.5. Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негатив а ные черты. _

в 3. Как проявляются ваши стрессы на вашем здоровье (оцените по е 10-балльной шкале признаки), д 3.1. Учащенное сердцебиение, боли в сердце. _ и

В Источник: ЩербатыхЮ. В. Психология стресса. М., 2005.

Ь

3.4. Й1 апря жен ие или дро жан ие мы шц.

3.5. Г олов ные бол и,

ИОВ

ыше

иная

уто

мляе

мост

ь.

 

4.

Насколько для вас характерно применение нижеприведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10-балльной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» — применяю почти всегда).

4.1. Алкоголь. _

4.2. Сигареты. _

4.3. Телевизор. _

4.4. Вкусная еда.

4.5. Агрессия (выплеснуть зло на другого человека).

Насколько для вас характерно применение нижеприведенных при емов снятия стресса (отметьте по 10-балльной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» — применяю почти всегда).

5.1. Сон, отдых, смена деятельности. _

5.2. Общение с друзьями или любимым человеком. _

5.3. Физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лы жи и т. д.). _

5.4. Анализ своих действий, поиск других вариантов.

5.5. Изменение своего поведения в данной ситуации. _

три года? (Отметьте V.)
Значительно Незначительно Не изме Незначительно Значительно
уменьшился уменьшился нился возрос увеличился
-20 -10   +10 +50
Как изменился уровень вашего постоянного стресса за последние

 

Подсчет результатов

Фактически данный стресс оценивает уровень стрессочувствительно- сги — показатель, обратный стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительность человека. Просуммируйте результаты по первым 4 шкалам. Вы получите сумму, которая будет варьировать от 20 до 200 баллов. Это базовый показатель стрессочувствительности. Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным. Затем подсчитывается показатель динамической чувствительности к стрессам. Для этого из базового результата вычитается сумма

результатов по 5 пункту (она показывает способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения).

Затем к полученному результату добавляется показатель 6 пункта (с «+» или «-») в зависимости от выбора испытуемого. Если стрессы меньше беспокоят человека за последнее время, то результат будет с минусом и итоговый результат уменьшится, а если стрессы нарастают, то итоговый показатель стрессочувствительности возрастет.

Средние результаты по итогам теста

Устойчивость к стрессу Норма Повышенная чувствительность к стрессу
Менее 35 баллов От 35 до 85 баллов Более 86 баллов

 

Интерпретация по отдельным шкалам

+ Первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять. Средние показатели — от 15 до 30 баллов.

+ Вторая шкала показывает склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессам. Средние показатели -- от 14 до 25 баллов.

+ Третья шкала — предрасположенность к психосоматическим заболеваниям. Средние показатели — от 12 до 28 баллов.

+ Четвертая шкала — определяет деструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели — от 10 до 22 баллов.

+ Пятая шкала — определяет конструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели — от 23 до 35 баллов.

Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость)1

Данный тест разработан исследователями Медицинского центра университета Бостона.

Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто

эти утверждения верны для вас.

Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение

к вам вообще не относится.

№ п/п Вопрос Всегда Часто Иногда Почти никогда Ни когда
  Вы едите по крайней мере одно горячее блюдо вдень          
  Вы спите, как минимум, 7-8 часов по крайней мере четыре раза в неделю          
  Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен          
  В пределах 50 километров у вас есть хотя бы один человек, на которого вы можете положиться          
  Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю          
  Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет вдень          
  За неделю вы потребляете не больше пяти рюмок крепких алкогольных напитков          
  Ваш вес соответствует вашему росту: рост (см) - вес (кг) = = 100 ±10 (кг)          
  Ваш доход полностью удовлетворяет ваши основные потребности          
  Вас поддерживает ваша вера          
  Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью          
  У вас много друзей и знакомых          

 

(Окончание таблицы)

№ п/п Вопрос Всегда Часто Иногда Почти никогда Ни когда
  У вас есть один или два друга, которым вы полностью доверяете          
  Вы здоровы          
  Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда вы злы или обеспокоены чем-либо          
  Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, ваши домашние проблемы          
  Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю или смеетесь три раза в неделю          
  Вы можете организовать ваше время эффективно          
  За день вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков          
  У вас есть немного времени для себя в течение каждого дня          
«11 ена» ответа, баллы          
Итог          

 

Теперь сложите результаты ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 баллов.

+ Если вы набрали меньше 10 баллов, то вас можно обрадовать (в случае если вы отвечали еще и честно): у вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, вашему здоровью ничто не угрожает. 4- Если ваша сумма составляет от 11 до 30 баллов — у вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.

Если ваше итоговое число превысило 30 баллов, то задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь и вы им не очень сильно сопротивляетесь. Если вы набрали более 50 баллов, то вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни — не пора ли ее изменить и подумать о своем здоровье.

Тест самооиенки стрессоустойчивое™ С. Коухена и Г. Виллиансона1

1. Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
         

 

2. Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под вашего контроля?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
         

 

3. Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
         

 

4. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
         

 

5. Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
         
Воробейник Я. Н. Руководство по аутопсихотерапии. Одесса, 2004.

 

6. Как часто вы в силах контролировать раздражение?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
         

 

7. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
         

 

8. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
         

 

9. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете кон тролировать? ______________________

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
         

 

10. Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?

Никогда Почти никогда Иногда Довольно часто Очень часто
         

 

Интерпретация результатов теста — средние данные по возрастным группам (цит. по Я. Воробейник, 2004)

устойчивости Возраст, лет
От 18 до 29 От 30 до 44 От 45 до 54 От 55 до 64
Отлично 0,5 2,0 1,8 1,3
Хорошо 6,8 6,0 5,7 5,2
Удовлетворительно (по Коухену) 14,2 13,0 12,6 11,9
Плохо 24,2 23,3 22,6 21,9
Очень плохо 34,2 33,0 23,3 31,8

 

 

Тест на учебный стресс1

1. Оцените по 10-балльной шкале вклад ваших отдельных проблем в общую картину стресса.

1.1. Строгие преподаватели. _

1.2. Большая учебная нагрузка. _

1.3. Отсутствие учебников. _

1.4. Непонятные, скучные учебники. _

1.5. Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов). _

1.6. Неумение правильно распорядиться ограниченными фи нансами. _

1.7. Неумение правильно организовать свой режим дня. _

1.8. Нерегулярное питание. _

1.9. Проблемы совместного проживания с другими студентами. _ 1.10.

Конфликт в группе.

1.11. Излишне серьезное отношение к учебе. _

1.12. Нежелание учиться или разочарование в профессии.

1.13. тсснитсльность. застенчивость. _

114. Страх перед будущим. _

115. Проблемы в личной жизни. _

1.16. Иное (напишите, что именно):

2. Как изменился уровень вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы? (Отметьте V.)

Значительно Незначительно Не изме Незначительно Значительно
уменьшился уменьшился нился возрос увеличился

 

3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (Оцените по 10-балльной шкале признаки.)

3.1. Ощущение беспомощности, невозможности справиться с про блемами. _

3.2. Невозможность избавиться от посторонних мыслей. _

3.3. Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внима ния. _

3.4. Раздражительность, обидчивость. _

3.5. Плохое настроение, депрессия. _

3.6. Страх, тревога. _

3.7. Потеря уверенности, снижение самооценки. _

3.8. Спешка, ощущение постоянной нехватки времени. _

3.9. Плохой сон. _

3.10. Нарушение социальных контактов, проблемы в общении.

3.11. Учащенное сердцебиение, боли в сердце. _

3.12. Затрудненное дыхание. _

3.13. Проблемы с желудочно-кишечным трактом. _

3.14. Напряжение или дрожание мышц. _

3.15. Головные боли. _

3.16. Низкая работоспособность, повышенная утомляемость.

3.17. Иное (напишите сами и оцените):

4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете?

(Отметьте V.) Л алкоголь; _ 4- сигареты; _ *Ф- наркотики; _4* телевизор; _

Ф вкусная еда; _

Л перерыв в работе или учебе;

4- сон;

А общение с друзьями или любимым человеком; _

Л поддержка или совет родителей; _

Ф секс; _

Ф прогулки на свежем воздухе; _

Ф хобби; _

# физическая активность;

Ф иное:______________________________.

5. Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами (оцените по 10-балльной системе)? _

6. Какие признаки экзаменационного стресса вы отмечали у себя? (Отметьте V.)

6.1. Учащенное сердцебиение. _

6.2. Сухость во рту. _

6.3. Затрудненное дыхание. _

6.4. Скованность, дрожание мышц.

6.5. Головные или иные боли. _

6.6. Иное (напишите, что):

7. Как вы снимаете предэкзаменационное волнение?

7.1. _____________

7.2.

7.3.

Краткие сведения о себе:

Ф.И.О.

Пол Возраст (лет). Курс Факультет

Результаты теста

(По данным анализа студентов 1 -3 курса гуманитарных направлений.)

№ п/п Среднее значение № п/п Среднее значение № п/п Среднее значение № п/п Среднее значение
1.1 4,8 1. 2,7 3. 1 4,0 3. 9 3, 9
1.2 3,4 1.10 3,1 3.2 4,7 3.10 2, 6
СО 4,1 1.11 з;з 3. 3 3,8 3.11 2, 6
1. 4 5,0 1.12 2,5 3. 4 3,5 3.12 2,1
1. 5 5,0 1.13 3,3 3. 5 4,4 3.13 3,2
1. 6 3,4 1.14 3, 6 3. 6 3,8 3.14 2,8
1. 7 3, 6 1.15 5,3 3. 7 2,9 3.15 4,9
СО 3, 6     3. 8 4,5 3.16 5,0

 

Средний показатель экзаменационного волнения (п. 5) — 6,0 ± 0,35 балла.

Умеете ли вы быть счастливым?1

У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может... И все же тайно завидуешь людям, которые, по

крайней мере внешне, всегда выглядят довольными собой и не расстраиваются по пустякам.

А к какой категории людей принадлежите вы? Умеете ли быть счастливым?

На каждый вопрос выберите один из трех ответов.

1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли вы к выводу, что:

а) все было скорее плохо, чем хорошо;

б) было скорее хорошо, чем плохо;

в) все было отлично.

2. В конце дня обыкновенно:

а) недовольны собой;

б) считаете, что день мог бы пройти и лучше;

в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.

3. Когда смотрите в зеркало, думаете:

а) «О, Боже, время беспощадно!»;

б) «А что, совсем еще неплохо!»;

в) «Все прекрасно!»

4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете:

а) «Ну мне-то никогда не повезет!»;

б) «А, черт! Почему же не я?»;

в) «Однажды так повезет и мне!»

5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происше ствии, говорите себе:

а) «Вот так однажды будет и со мной!»;

б) «К счастью, меня эта беда миновала!»;

в) «Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!» и начинаете думать о чем-то хорошем.

6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего:

а) ни о чем не хочется думать;

б) взвешиваете, что день грядущий вам готовит;

в) довольны, что начался новый день, и ожидаете от жизни прият ных сюрпризов.

7. Думаете о ваших приятелях:

а) «Они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы»;

б) «Конечно, у них есть недостатки, но в целом они вполне тер пимы»;

в) «Прекрасные люди!»

8. Сравнивая себя с другими, находите, что: а «Меня недооценивают»;

б) «Я не хуже остальных»;

в) «Я замечательный человек!»

9. Если ваш вес увеличился на три-четыре килограмма:

а) впадаете в панику;

б) считаете, что в этом нет ничего особенного;

в) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь физиче скими упражнениями.

10. Если вы угнетены:

а) клянете судьбу;

б) знаете, что плохое настроение пройдет;

в) стараетесь развлечься.

Каждый ответ: а — 0 очков; 6 — 1 очко; в — 2 очка. Интерпретация

17-20 очков. Вы достаточно счастливый человек, что прямо не верится, что такое возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но... не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса вам не повредят?

13-16 очков. Наверное, вы «оптимально» счастливый человек, и радости в вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хладнокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями, трезво и& оцениваете. Окружающим с вами удобно. Вам можно позавидовать!

8-12 очков. Счастье и несчастье для вас выражаются известной формулой «50/50». Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоически, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.

0-7 очков. Вы привыкли смотреть на все сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей. Добавьте ярких красок и положительных эмоций в свою жизнь. Она дана вам на время, проведите ее так, чтобы вам можно было позавидовать! Это зависит только от вас.

Шкала саллооиенки тревоги Иунга1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных