ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Морфология искусства. Основные понятия: морфология, вид искусства, выразительное, изобразительное, музыка, архитектура, литератураОсновные понятия: морфология, вид искусства, выразительное, изобразительное, музыка, архитектура, литература, живопись, графика, скульптура, взаимодействие, синтез искусств Морфология искусства в эстетике Понятие «морфология» пришло из лингвистики и употребляется иногда как синоним понятия «структура». Хотя это не совсем правомерно. I Морфология — раздел наук о характере соотношения частей к целому, их функциональной зависимости, иерархичности, включенности в целое. Искусство является целостным феноменом культуры, обладающим рядом специфических черт и признаков, которые, в свою очередь, динамичны и разнообразны в каждой культуре. Целостность искусства определяется теми критериями, которыми определяется функциональность и понимание сущности искусства как феномена в конкретной культуре. Многообразие проявлений искусства в видах обусловлено динамикой культурного развития. Каждая культура создает свои виды искусства и «отбирает» для себя некоторые из тех, которые создали другие культуры. Поэтому можно говорить о системности искусства и его морфологии только в рамках конкретного культурного контекста. В эстетике возникло несколько моделей морфологии искусства, а также представлений о его структуре. Первая модель основана на акцентировании преобладания в произведении искусства объективного или субъективного начал: изобразительные виды искусства (преобладание объекта), выразительные виды искусства (преобладание субъекта) и изобразительно-выразительные (в которых эти начала равнозначны). Вторая модель выделяет пространственно-временное существование художественного образа в произведении искусства: временное, пространственное, пространственно-временное. Третьей моделью видообразования можно считать способ восприятия художественного произведения определенными органами чувств: визуальные и аудиторные виды искусства. Четвертая модель классификации подразделяет виды искусства на изящные (свободные, фундаментальные) и прикладные (практические, сервисные). Общепризнанным является тот факт, что древнее искусство было синкретично и строилось на нерасчлененности художественного мышления. Рождение различных видов искусства явилось результатом развития человеческой культуры. Однако разные виды искусства не существуют раздельно друг от друга, а постоянно взаимодействуют. Сам процесс взаимодействия входит как обязательный в сферу реального бытия искусств. Первым это доказал Лессинг в «Лаокооне». В эстетике и искусствоведении наших дней существует деление на традиционные виды искусства (музыка; живопись; скульптура; архитектура; литература; декоративно-прикладное искусство). В классической эстетике есть также синтетические виды искусства, объединяющие в себе несколько традиционных видов (хореография; цирк; театр; кино и др.). Однако все перечисленные виды морфологии искусства представляются однобокими и неполными. Искусство - это сложное явление, которое существует как целостность и в то же время разнообразно по своим проявлениям* Цело- стный взгляд на искусство как единую систему предполагает представление его как стереофоническую, многоплоскостную систему относительно самостоятельных, но взаимосвязанных друг с другом элементов. Такой взгляд возможен только при рассмотрения каждого вида искусства как сложной подсистемы искусства. Вопросы и творческие задания 1. Что такое морфология искусства? 2. Какие существуют принципы в разных моделях морфологии искусства? В чем их недостатки и в чем достоинства? 3. Сделайте таблицу сравнения систематизации видов искусства Г. Гегеля и А. Шопенгауэра. 4. Подготовьте сообщения на темы: - Музыка как выразительное искусство. - Скульптура как пространственное искусство. - Изобразительность в живописи. - Интерпретация и исполнение как эстетическая проблема. - Выразительное и изобразительное в разных видах искусства. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|