Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетические основания взаимодействия разных видов искусства




Основные понятия:

интеграция, синтез искусств, синопсия, синестезия,

взаимодействие, энтропия, синкретизм

Взаимодействие разных искусств и синтетические виды искусства

Взаимодействие - процесс контактного взаимовлияния структурных элементов одной системы или структурных элементов различных систем, в результате которого происходят качественные и количественные изменения данных элементов, а иногда и самих систем, в некоторых случаях приводящие не только к их разрушению, но и к образованию новых элементов или систем.


Процессы интеграции в искусстве между различными его видами строятся в основном на основе двух вариантов контакта:

влияние одного вида на другой, результатом которого являются качественные и количественные изменения каждого участвующего во взаимодействии элемента;

объединение видов искусства, в результате которого образуется новый вид искусства, несущий в себе как некоторые черты образующих его видов, а так и новые черты, отсутствующие в первоначальных видах.

Процессы взаимодействия (сближения и установления контактов) являются следствием обнаружения и проявления сходности, похожести и общности. Взаимодействие происходит, как правило, тогда, когда присутствует и четко прослеживается взаимный интерес одного к другому. Художник-автор прибегает к возможностям взаимодействия тогда, когда имеющиеся средства выразительности не вполне удовлетворяют его и привлечение возможностей другого искусства решает эту проблему.

Взаимодействие заключается в проявлении некоторых признаков одного вида искусства в другом (например, использование принципов передачи пространства из изобразительного искусства: «далеко - размыто и неясно, мало; близко - ярко, много и четко», в музыке - «далеко -тихо, близко - громко»). Взаимодействие разных видов искусства является как бы второй стороной одного и того же явления, заключающейся в исторической дифференциации отдельных видов в системе целостного искусства.

I Процесс тяготения к разложению сложных систем на простейшие элементы связан с природными процессами тяготения всего сущего к состоянию покоя и равновесия и называется энтропией.

Виды и формы

интеграционных процессов

в художественной деятельности

В области художественной деятельности процессы интеграции можно рассматривать в следующих областях:

• интеграция техник, средств выразительности, стилей, жанров в пределах одного вида искусства;

• синтез различных видов искусства (цветомузыка, эстрада, бардовская песня, цирк, кино, видеоклип и т. д.);

• интеграция искусства с другими культурными явлениями (фирурное катание, синхронное плавание, лыжные фигурные танцы, брейк-данс, арттерапия и т. д.).

В основе применения синтеза различных видов искусств лежит факт того, что любое произведение искусства есть система особого рода раздражителей, сознательно и подсознательно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать эстетическую реакцию. Воздействуя на органы чувств людей комплексом красок, звуков, словесных интонаций, искусство вызывает многообразие ощущений, которые анализируются, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями. При одновременном воздействии нескольких раздражителей образуется временная связь между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений.

Ассоциация ощущенийпоследовательно усложняющийся ряд условных рефлексов, благодаря которым устанавливается связь человека с миром, отражение в мозгу действительности в ее многообразии и полноте.

Проблемой взаимодействия различных видов искусства занимался

B. Кандинский. Ему принадлежит идея монументального искусства, вбирающего в себя все возможные средства выразительности, жанры и стили, основанного на всеобщем синтезе искусств как вершине развития человеческой способности к художественному творчеству.

Параллельно идеи применения интеграции различных видов искусства в музыкальной педагогике разрабатывал Э. Жак-Далькроз, организовавший в Хеллерау (Швейцария) школу музыки и ритма, методика преподавания которой строилась на синтезе музыки и хореографии, получившая свое продолжение в начале XX века в разработках Дельсарте, Ж. Д. Удина, а в Москве и Петербурге - у С. Волконского. Идеи

C. Волконского легли в основу школы К. Станиславского, определившей пути развития музыкального театра.

Продолжая и развивая эти идеи, К. Орф основал в Мюнхене совместно с Д. Гюнтером школу гимнастики, танца и музыки («Гюнтершуле»), а также создал новый тип музыкального спектакля, для которого были характерны тесная связь музыки, текста и сценического движения, организация музыкальной драматургии посредством длительных ритмических остинато. Все эти идеи нашли отражение в пятитомном собрании «Музыка для детей» (Shulweik).

Проблема взаимодействия различных видов искусства была характерна для русской философской мысли начала XX века. Значительное место идеи синтеза искусств занимают в работах П. Флоренского. В работах «Храмовое действо как синтез искусств», «Иконостас» и «Обратная перспектива» Флоренский пишет о проблема значимости контекста для русской иконы, которым является сам храм. Икона, вырванная из храмового единства, теряет силу. Храм - это то, что является объединяющим началом во взаимодействии пластики и ритма, игры и благово-


ния, слова и звучания, обеспечивающим задействованность всех органов чувств человека.

В основу синтеза искусств Флоренский ставит факт единства приемов по организации пространства, который определяется тем, что путь художника всегда един и представляет собой движение от случайного к устойчивому и неизменному. Поэтому ритмика вводит пространствен-ность музыкального характера, симметрия - архитектурного, выпуклость объемов -скульптурного.

Е. Трубецкой синтез искусств также рассматривает на примере православной иконописи. Он пишет о том, что в иконах при изображении евангелистов происходит смена одного семиотического канала другим или переход со взгляда на слух. Тип позы человека демонстрирует обращенность к звуку. Это поза углубленного вслушивания в голос, который не имеет локализации в пространстве, исходит как бы изнутри мира. Видимое переходит в невидимое.

Вопросы и творческие задания

1. Чем определяется взаимодействие разных видов искусства?

2. В каких формах может осуществляться взаимодействие разных искусств?

3. Приведите примеры искусств, возникших в результате синтеза.

4. Приведите примеры влияния одного искусства на другое.

5. Приведите примеры взаимодействия искусств, в результате которого родились новые жанры.

6. В творчестве каких художников (музыкантов) синтезу искусства отводилась особая роль?

Темы для рефератов

1. Литературные произведения А. С. Пушкина в творчестве композиторов.

2. Роль живописи в литературном наследии А. Пушкина и М. Лермонтова.

3. Интонация в музыке и литературе.

4. Литературные мотивы в музыкальном творчестве и литературное наследие С. Прокофьева.

5. Литературные образы в музыке Д. Шостаковича.

6. Музыка в творчестве И. Бродского.

7. Бардовская песня как искусство интеграции музыки, поэзии и философии.

8. Роль литературного текста в программной музыке.

9. Значение литературы в творчестве Поленова. "

10. Роль идей С. Волконского в сближении театрального и музыкального искусства.

11. Интеграция различных видов искусства в системе К. Станиславского.

12. Понятия синопсии и синестезии применительно к интеграции музыки и живописи.

13. Цветомузыка: сущность, история, становление, современность.

14. Цветомузыка в творчестве А. Скрябина.

15. Исследования в области синтеза искусств В. Кандинского.

16. Проблемы и возможности использования музыкальной графики в педагогике.

17. Роль музыки в творчестве И. Репина (В. Поленова, П. Пикассо).

18. Роль живописи в музыкальном творчестве М. Чюрлениса (А. Алябьева, А. Лядова, М. Глинки, Ф. Шопена, И. Стравинского).

Советуем прочитать

1. Бинэ А. Вопрос о цветном слухе / Пер. с франц. - М., 1984.

2. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. 2-е изд. -Л., 1983.

3. Галеев Б. М. Светомузыка в системе искусств: Учеб. пособие. - Казань, 1991.

4. Галеев Б. М. Содружество чувств и синтез искусств. - М., 1982.

5. Галеев Б. М. Театрализованные представления «Звук и Свет» под открытым небом: Учеб. пособие. - Казань, 1991.

6. Кандинский В. О духовном в искусстве. - Нью-Йорк, 1967.

7. Курышова Т. А. Театральность и музыка. - М., 1984.

8. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных