Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мироощущение и искусство в Древней Греции




Античность - колыбель европейской культуры. Античность условно подразделяется на две, относительно самостоятельные, но неразрывно связанные культуры: Древнюю Грецию и Древний Рим.

Если говорить о мироощущении греков, то оно не поддается однозначному определению. Оно было скорее несколько сумрачным. Это период мифов о возникновении мира, о борьбе хаоса и порядка. Жизнь наполнена таинственностью. Мифы рассказывают о злых и враждебных людям стихиях. Боги здесь олицетворяют злое начало. Пока они еще не антропоморфны. Зевс представляется в виде топора, Афина - в виде копья, Аполлон - в виде колонны и т. д. Особенности этого периода наиболее ярко проявились в литературном наследим древних греков, которое в основном представлено в мифах и героическом эпосе. Мифы постоянно сопутствовали развитию греческой литературы. Они бытуют в свободной форме: их рассказывают певцы-аэды, позднее - рапсоды. Поэзия приобретает черты божественности. Особенно обильно черпают из мифологической тематики эпос, трагедия и в значительной мере лирика. Наиболее известна «Теогония» Гесиода, посвященная происхождению богов и стихий. Эпос Гомера впоследствии назовут «Библией греков». Возникает идея божественного вдохновения поэта богом посредством послания к нему Музы.

В мифы о богах и героях вплетено множество сказочных мотивов, произведений народной фантазии, которые имеют свои аналоги в фольклоре почти всего мира. Важнейшими из них являются битвы богатырей с дикими животными и фантастическими чудовищами.

Некоторые мифологические мотивы имеют моральную окраску, могут также содержать аллюзии общественной и политической жизни. Большинство мифологических повестей осуждает кровосмешение, даже бессознательное (миф об Эдипе), человеческие жертвы и каннибализм (миф о Тезее и о чудесном спасении Фрикса и Ифигении с жертвенного алтаря), а также коварство злых жен (миф о жене Тезея, Федре, которая погубила пасынка, отказавшего ей в любви). Наилучшим примером мифа политиче-


ского характера, бесспорно, служит цикл, связанный с Тезеем, где афиняне создали свой идеал правителя, предвестника демократического строя.

Следующий период мироощущения греков отличается более светлым характером и связан с возникновением антропоморфных богов Олимпийцев. Мир начинает разделяться на обособленные предметы: возникают понятия прекрасного и безобразного. Возникает потребность в подвигах. Человек становится участником динамики мира, побеждающим его стихии. Это еще только физическое самоутверждение человека. Искусство этого периода отличается атональностью (соревновательностью). Наиболее ярко это проявилось в театре. Театральная деятельность приобретает самостоятельность среди различных видов развлечений, закрепляясь за конкретным местом и временем. Театр того времени явился результатом интеграции зрелищное™ и спортивного состязания.

На греческих агонах состязались не только атлеты, но и музыканты, поэты, художники, скульпторы и ораторы. Такой момент наличествовал и в постановках трагедий, связанных с культом Диониса, проводимых как соревнование между тремя коллективами, составленными из хора, актеров и драматурга. Награда поэтам и драматургам была невелика: им преподносили лавровый венок и корзину винных ягод (фиг), но слава была огромной (в честь победителя устанавливали памятник, ему доверяли высокие посты).

Театром в Древней Греции называли специально построенное здание, которое было специально приспособлено для показа особого рода театрального зрелища. Театр включал три составные части: «скену» - место для играющих актеров, «орхестру» - площадку для хора, играющего ведущую роль в трагедиях и комедиях древних авторов и «театрон» - круто поднимающиеся по склону холма места для зрителей. В первых рядах театрона размещались места для почетных зрителей, сделанные из мрамора. Театры были достаточно вместительны. Так, театр Диониса в Афинах вмещал 17 тысяч человек.

В Афинах представления устраивались только два раза в год на дио-нисовых праздниках в театре Диониса (под открытым небом на южном склоне Акрополя четыре дня подряд по 15 пьес). Зрителям в это время выплачивался их дневной заработок, так как театр являлся не развлечением, а был направлен на воспитание гражданина, способного совершить подвиг во имя народа. В процессе представления зритель должен был переживать особое состояние, названное греческими философами катарсисом (очищение, освобождение), в результате которого негативное переживание страха смерти переходило в сферу позитивных эмоций гордости за погибающего героя. *

Сначала спектакль представлял собой хоровое пение, посвященное

богам. Он скорее напоминал современную оперу, чем драму, так как —

большая часть времени отводилась хору, исполнявшему нечто, напоминающее современную кантату. Рифмы греки не знали (ее изобретут только в средние века). Хор мерными шагами двигался в сторону и потом возвращался назад. Это было и чтение стихов, и музыка, и пляска одновременно.

Потом появился актер, который как бы говорил от лица какого-то действующего лица. Когда действующих лиц было много, возникла особая палатка, в которой актер переодевался и менял маску. Так как театр был большим, актер стремился к тому, чтобы его было лучше видно: башмаки, напоминающие ходули, большая маска, яркие одежды, широкие жесты.

Само драматическое действие проходило эпизодами и распределялось между двумя актерами..Постепенно расширилась роль корифея (предводителя хора), который в"се больше начинал вступать во взаимодействие с актерами на сцене, что привело к появлению третьего действующего лица. Так было во времена Эсхила. Софокл, который, собственно, и ввел третьего актера, развил роль декламации в театре.

Со времени разгрома Афин пелопоннесцами кончается эпоха аттической трагедии и начинается жизнь комедийного жанра, прорастающего из двух корней: обличительных песен ряженых против своих обидчиков и бытовой сценки, которая пародировала не только человеческий быт, но и соответствующие мифы. Именно тогда и зародилось то искусство, которое в наши дни претендует на роль самостоятельного вида. Речь идет об искусстве мима.

Комедии ставились тоже по праздникам: с хором, тремя артистами, но одетыми не царями, а шутами. Сюжеты в отличие от трагедий не были связаны с мифами, а придумывались.

В дальнейшем основным понятием, характеризующим специфику греческого мировосприятия, становится «космос» (дословно - «порядок»). Мир греки считают ставшим именно тогда, когда Хаос начал оформляться, проявлять соизмеримость отношения частей к целому. Именно поэтому так ценимы у греков гармония, мера, пропорциональность. Ведь именно они определяют сущность Космоса, Вселенной. В основе космического совершенства лежит вечный Идеал, на поиски которого направлено все искусство Древней Греции. Вечный и совершенный Идеал проявлен в прекрасном.

Прекрасное греки понимали очень широко: прекрасным было все, что ценно, что достойно признания и выбора. Прекрасное в их представлении приравнивалось к добру (Сократ). Представление о красоте человека ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Внешний облик человека символизировал определенный уровень его внутреннего мира.


Мир ограничен пространством. Это пространство включает в первую очередь то, что видится непосредственно, что представляет собой ценность в данный момент.

Время греки представляли движущимся на месте, как небосвод. Пра-образом пространственных характеристик мира становится храм. Храм должен быть прекрасным, потому что там живет бог. Жилище простого смертного человека не должно быть прекрасным, потому что это жилище обычного человека.

Человек рассматривается не только как часть мира, а как «микрокосм» (Демокрит), как модель мира. Этот феномен повторяемости души мира в человеке, а души человека в мире приобретает со временем статус божественной силы. Человек, познавая мир, приобретает в себе микромодель этого мира. Мир и человек - неразрывное органическое целое. Человек -часть мира, единого Космоса. Поэтому мы говорим о греческом космо-центризме. В процессе жизни человек все больше растворяется в мире, и в момент смерти переходит в мир целиком. Это проявилось в расцвете скульптурного искусства, начало которому положил Лисинп. Для статуй греков характерно стремление создать не конкретное изображение человека, а общий идеал человеческого совершенства. Образами скульптурного совершенства становятся идеально красивые, совершенные женщины и мужчины, но не земные смертные, а боги и богини. Свои идеалы и представления о совершенстве человека греческие скульпторы устанавливают на невысокие постаменты и располагают в многолюдных местах, чтобы каждый гражданин мог непосредственно впитывать в себя эти критерии человека.

Пластичность и созерцательность - основа греческого мироощущения. Ведь пластика создана для созерцания, а оно прежде всего телесно. Зрение - основа древнегреческого познания. Поэтому зрение играет важную роль в древнегреческой гносеологии: «идея» и «эйдос» (картина) происходят в греческом языке от глагола «видеть». Отсюда любовь греков к пластичным, статичным видам искусства - архитектуре и скульптуре.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных