Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОЦЕСС ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА




Сфера художественной эвристики связана с этапами художественного творчества. Несмотря на уникальность процессов создания произведения искусства, теоретически в них принято различать несколько этапов:

• изучение и накопление жизненного материала, фактов, событий, знаний о самой действительности;

• осмысление, обобщение, концентрация этого материала, сгущение на уровне замысла будущего произведения;


• создание художественной модели, реализация замысла в художественном мышлении и языке искусства;

• воплощение художественной модели в материале искусства;

• бытие законченного произведения как целостной самостоятельной творческой системы художника.

Такая схема достаточно условная. Иногда некоторые стадии сливаются и существуют едино, целостно. Иногда меняются их последовательность, длительность. Существенной является ориентация на идею, стиль, метод, на будущую аудиторию, а также на социальный или приватный заказ. Все это характерно для художественного творчества, которое носит сознательный характер.Понятия начала и конца в творчестве не эвристичны. «Дурная бесконечность» касается даже законченных творений. Известно, что гениальный Леонардо да Винчи до последних дней не расставался с портретом «Мо-ны Лизы» и постоянно вносил в него изменения.

Наблюдение, накопление жизненных впечатлений, фактов можно считать не только исходной, но и главной частью работы. Здесь художник собирает материал для постройки будущих образов. Он наблюдает природу, людей, себя. Его установка на наблюдение может быть как осознанной, специальной, так и общей, ненаправленной. Поиски фактов жизни могут быть связаны с созданием одного произведения и с собирательством общих впечатлений. Какая-то мысль или чувство могут постепенно захватить художника в плен творчества. Они обрастают живыми чувствами, представлениями, оценками, выводами художника. О них хочется не просто думать, а их хочется «выплеснуть» на бумагу или холст.

Материал не дает покоя сознанию и воображению. Он постоянно прокручивается, осмысливается, концентрируется в сознании, и наконец рождается мысль как замысел будущего творения. Первоначальный замысел бывает неясным. Поэт начинает творение со смутно, интуитивно разворачивающегося процесса.. Широко известны строки А.С. Пушкина в «Евгении Онегине": «...и даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал». Постепенно, в процессе колоссальной внутренней работы, такая «даль» будущего творения становится все более и более осознанной. Импульсом к возникновению замысла

могут быть зрительное восприятие, наблюдения жизни, которые поразили художника, идейные цели и задания, заказ и т.д. Порой небольшой толчок - нежданная встреча, голос, засушенный в книге цветок, знакомая мелодия - может стать первопричиной для новой работы. Поль Валери пищет:

«Эта равноценность первоэлементов - факт, заслуживающий особого упоминания. Перечисляя их выше, я забыл, однако, отметить самые поразительные. Белый лист бумаги; минуты праздности; случайная описка; погрешность в чтении; перо, которое приятно держать в руке»1.

Так, одним из толчков к прояснению замысла «Боярыни Морозовой» стала ворона на белом снегу, которую Суриков случайно наблюдал у стен Кремля.

Создание художественной модели будущего произведения требует огромных духовных затрат и усилий, как идейно-эмоциональных, так и организационных. Появлению полотна предшествуют эскизы памятника в материале - модели в гипсе и глине, симфонического произведения - многочисленные текстовые правки партитуры. Все это служит детальной творческой разработкой замысла произведения. Уровень художественной модели позволяет приобрести новое качество, обогатить первичный замысел, придать ему более строгие поэтические формы. Тщательно разрабатываются персонажи, вносятся поправки, уточнения. В этом раздумья автора, становление его концепционности и образов. От замысла к его эстетическому решению и претворению - это путь напряженной и скрытой работы художника, который продолжается порой долгие годы. Известно, что первые строфы романа «Евгений Онегин» Пушкин написал в 1823 г. в Кишиневе, затем брался за перо в Одессе, Михайловском. Закончен же роман был в 1831 г. в Болдине. Все эти годы шла внутренняя работа над этим самым задушевным произведением поэта.

На этапе реализации замысла в художественном языке и в системе образов данного вида искусства труд художника носит целеустремленный и организованный характер. Л.Н. Толстой писал Фету:

1 Валери П. Об искусстве. Л., 1993. С. 103.


«Вы не можете представить себе, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принужден сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1000000, ужасно трудно».

Как писал В. Маяковский, «единого слова ради изводишь тонны словесной руды». И только после того, когда художник видит свое будущее творение в своем воображении отчетливо, законченно, он переходит к процессу воплощения идеального образа в материале.

Материализация замысла связана с непосредственной работой художника в красках, звуках, слове. Идеальный образ-видение в сознании художника здесь реализуется не в художественных набросках модели-произведения, которая была присуща «идеальной фазе» творческой деятельности. Здесь модель выдерживает уточнения, конкретизацию, коррекцию сообразно логике физического фактора произведения искусства. Поиск художника продолжается, но это поиск в материале. Скульптор убеждается, что им найдено наилучшее и верное решение образа в мраморе, художник-декоратор убеждается в выборе фарфора, а не керамики и т.д. Иногда художник выполняет несколько вариантов решения и приходит к первоначальному. В некоторых случаях поиск в материале существенно корректирует и даже меняет замысел в целом. Так, создавая в течение одночасового сеанса меткие и характерные портреты чиновников к картине «Заседание государственного Совета», И.Е. Репин менял композицию, групповые оси картины. Низменными оставались дух и мир звезд, чинов, бархата - всего того, что должно символизировать идею государственности. Итак, художник создал произведение искусства и может лишь предвидеть то эстетическое воздействие, которое оно окажет на публику.

Бытие законченного произведения искусства как самостоятельной творческой системы, предназначенной для восприятия зрителем, - это завершающий этап творческого процесса. Каждый художник с большим волнением ждет минуты зрительской встречи с его творением. Примут - не примут? Поймут - не поймут? Оценят, но

как оценят? Будут ли услышаны поиски и идеи автора в законченном произведении? Результат работы в искусстве должен соответствовать многим законам его существования. Один из важнейших - оригинальность художественного произведения. Б. Пастернак считал, что именно оригинальность делает произведение искусства настоящим. Оригинальность Толстого, Шопена не в поисках «странности» или новизны, а в сходстве их творений с натурой, в том жизненном реальном источнике, который порождает жизненную силу творения. Художник-новатор связан с традицией, но он выбирает тему, которая отвечает эстетическим потребностям людей. Он несет идею, которая созвучна духу времени и эпохи. Признак мастерства определяет жизнь настоящего искусства. Его нельзя подменить легковесной виртуозностью. В нем соединяются школа, профессионализм, труд. Из них только может вырасти настоящий мастер. Но главное впечатление на зрителя производит целостный образ произведения. Нечто единое и цельное, выплеснувшееся из глубин творческого «Я» художника, мы обнаруживаем в подлинном искусстве. Главное эмоциональное очарование искусства создается цельностью образов, темы, идеи. Целостность законченного произведения мы переживаем чувством и мыслью. Красота и совершенство такой целостности живет в «Сикстинской мадонне» Рафаэля, в «Волшебной флейте» Моцарта и многих других творениях.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных