Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






САМОРЕФЛЕКСИЯ НАУКИ




НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ


Авторы


 

Методологическая саморефлексия науки — достаточно распро­страненное движение в самых различных дисциплинах, развившееся во второй половине XX в. Его содержание — анализ возможностей науки, ее стратегий, методов, теоретических построений, выполня­емых самими исследователями. В общем науковедении проблема час­то описывается как анализ сменяющих друг друга парадигм. В соци­альной психологии проблема смены парадигм, поиска новой пара­дигмы встает особенно остро, что продиктовано дискуссией о будущем науки в связи с социальной ситуацией, сложившейся в мире, обус­ловленной, в частности, бурными социальными изменениями. Спо­собна ли социальная психология в ее традиционных парадигмах пред­ложить адекватные стратегии и методы для изучения новой социаль­ной реальности? Если нет, то чтоможет быть предложено нового, чтобы это был не «взрыв» старых традиций, а их обновление, свое­образная ревизия? Иными словами, речь в данном случае идет о том, как социальная психология оценивает свои собственные возможнос­ти и перспективы развития в новом столетии, когда радикально из­меняются практически все стороны социального организма, а поня­тие «социальные изменения» становится ключевым во всей системе обществоведения.

Таким образом, «внутренний» анализ дисциплины, размышле­ния ее представителей о том, что «может» или что «должна» сделать социальная психология, каким представляется ее статус в обществе, чтобы успешно решать новые задачи, становится настоятельной не­обходимостью. Этот анализ требует также и сопоставления новых под­ходов, разрабатываемых в отечественной социальной психологии, с общим движением в мировой науке. В первой части книги обсужда­ются именно эти вопросы, сконцентрированные в следующих гла­вах:

1. Общие поиски новой парадигмы в социальной психологии.

2. Рост влияния факторов культуры в исследованиях.

3. Эволюция взглядов в изучении личности.

Легко увидеть, что каждый из названных вопросов имеет ярко

выраженный принципиальный характер, а все вместе они могут

представлять основные вехи саморефлексии социальной психоло-

гии. Вместе с тем предложенные главы в общем соответствуют тра-


диционному введению в дисциплину, предлагаемому в любом учеб­нике: они касаются характеристики предмета науки, важных этапов ее истории, методологических принципов. По каждому из указанных вопросов предлагаются новые повороты, порожденные как внутрен­ней логикой развития социальной психологии, так и социальной ситуацией, складывающейся в мире на рубеже не только столетия, но и тысячелетия. Взаимосвязь традиционных подходов и вызовов, предложенных «новыми реалиями», поможет всем, кто изучает со­циальную психологию, глубже понять внутреннюю природу этой дис­циплины.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных