Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСКУССТВО СЕВЕРНОЙ ИТАЛИИ.




 

Развитие Возрождения в северной части Италии значительно отставало от флорентийского. Вплоть до середины 15 в. в искусстве большинства северо-итальянских городов удерживалась готическая традиция. Пользовалось признанием утонченное аристократическое искусство поздней готики.

Во 2-ой половине 15в. в развитии искусства Северной Италии наступает перелом. Этому способствует распространение гуманизма и увлечение античностью. Искусство Северной Италии 2-ой половины 15в., сохраняя элементы готической и византийской традиций, впитывает в себя новые импульсы, исходящие от передовых, но при этом очень различных, школ ренессансного искусства - флорентийской и нидерландской.

Главными центрами нового искусства становятся три города - Падуя, Феррара и Венеция, сильно отличающиеся друг от друга по своему политическому устройству и культуре.

 

 

ИСКУССТВО ПАДУИ.

 

Падуя - один из старейших университетских городов, один из очагов гуманизма и изучения античности.

До середины 15в. в Падуе не было выдающихся художников. Для выполнения различных работ падуанцы приглашали известных мастеров из других городов, чаще всего - из Флоренции, поэтому здесь распространялись в основном принципы флорентийского искусства.

В Падуе работали Джотто, Фра Филиппо Липпи, Паоло Уччелло и Донателло. Благодаря деятельности этих художников Падуя стала в 15в. источником распространения ренессансного искусства в Северной Италии.

 

В этих условиях сформировался один из величайших художников Италии 15в. - Андреа Мантенья (1431-1506гг.).

Творчество его впитало в себя элементы разнообразных традиций (флорентийских, нидерландских, венецианских, готических). Но особенно большое значение имела для Мантеньи античная классика. Он не только использовал приемы и формы классического искусства, но впервые попытался перенести действие в обстановку древнего мира.

Овладев теорией линейной перспективы, он использовал ее для создания необычных эффектов и зрительных иллюзий, изобрел новые приемы декорировки интерьера, использовал необычные ракурсы фигур.

Много нового вносит Мантинья в построение перспективы, находит необычные точки зрения, создает иллюзию перехода персонажей в реальное пространство.

Живописная манера Мантиньи отличается чеканностью форм и рисунка. Его произведениям присущ героический пафос и драматизм. Он продолжает традиции Джотто и Мазаччо.

Рис. 709 - Осуждение св. Иакова. Фреска капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе. 1449 - 1455 гг.

Фреска "Шествие святого Иакова на казнь" (около 1455г.) в церкви Эремитани в Падуе (ныне разрушена) (Рис. 710) построена таким образом, словно зритель находится не на одном уровне с изображаемым событием, а смотрит на него снизу вверх. Композиция пронизана духом римской монументальности, все окружение и детали соответствуют римской эпохе.

Фигуры объемны, осязаемы.

Необычностью замысла, нарушающего все каноны, выделяется картина "Пьета" или "Мертвый Христос" (около 1480г.) (Рис. 711). Весь ужас неотвратимости смерти, не оставляющей никаких надежд на воскрешение, воплощены в этом безжизненном теле, лишенном всякой божественности. В картине поражает неожиданно резкий ракурс и драматизм.

С 1480-х годов Мантенья начал заниматься гравюрой на меди. Внося в свои гравюры присущие ему величие замысла, страстность, динамику, он впервые поднял печатную графику до уровня большого искусства.

 

ИСКУССТВО ФЕРРАРЫ

Во 2-ой половине 15в. одним из своеобразных художественных центров Северной Италии стала Феррара. В жизни и культуре этого города еще многое тяготело к феодальным традициям.

До середины 15в. Феррара, как и Падуя, пользовалась услугами приезжих художников. Здесь концентрировались главным образом произведения северо-европейских и северо-итальянских мастеров, франко-бургундских миниатюристов и нидерландских живописцев.

Сложившаяся в этих условиях в середине 15в. местная школа живописи сочетает в себе элементы Ренессанса и позднеготических традиций.

Это красочное, проникнутое светским духом искусство сохраняет еще многие условные черты. Не преодолевая их радикально, феррарские мастера идут по пути насыщения своих картин множеством почерпнутых из жизни подробностей, не приведенных в единую систему. Сильный отпечаток на живопись Феррары наложил быт герцогского двора, во многих картинах мы видим пышно одетых галантных кавалеров и изящных, немного жеманных дам.

Значительное влияние на развитие феррарской школы оказала живопись Нидерландов, а также искусство Падуи.

 

Первым крупным художником феррарской школы был Козимо Тура (1430 - 1495гг.).

В произведениях этого экспрессивного и темпераментного художника еще чувствуется близость к готическим формам, но вместе с тем он многому научился у Донателло и Мантеньи.

Страстная возбужденность, доходящая порой до подлинного трагизма, угловатость движений, чрезвычайное обилие тщательно выписанных деталей - таковы черты, присущие работам этого мастера.

Рис. 712 - Венера. 1470-е гг.

 

Другим известным феррарским художником был Франческо дель Косса (около 1436-1478 гг.), который владел средствами линейной перспективы и также имел пристрастие к изобилию деталей.

Рис. 713 - Благовещение. 1470-1472гг.

Детали написаны с предельной осязательностью. Колонна, помещенная в середине композиции, до того тщательно и любовно выписана, что кажется чуть ли не главным персонажем сцены. А улитка на переднем плане даже более заметна, чем маленькая фигурка Бога-отца, виднеющаяся где-то далеко и высоко в небе.

 

ИСКУССТВО ВЕНЕЦИИ

 

Среди северо-итальянских городов одна только Венеция устояла против распространения монархических форм правления и сохранила республиканский строй.

В первой половине и середине 15в. в искусстве Венеции еще преобладали византийские и готические традиции. Лишь с 1460-1470-х годов оно вступило на новый путь. Но даже в это время в творчестве некоторых художников продолжали стойко держаться консервативные черты.

 

Самым ярким представителем консервативного направления был Карло Кривелли (1430/35 - 1495гг.). Его произведения тесно связаны с готикой и отмечены чертами феодально-рыцарской культуры.

Он писал преимущественно алтарные картины с утонченно изящными, хрупкими, немного манерными мадоннами и нарядно одетыми святыми.

Рис. 714 - Мадонна с младенцем.

Он не чуждался и новых веяний и был знаком с основами перспективы.

Рис. 715 - Благовещение. 1486г.

Картины Кривелли графичны. Их угловатые, ломкие линии выдают родство с готикой.

 

Заметную роль в формировании ренессансного искусства сыграло кратковременное пребывание в Венеции южно-итальянского живописца Антанелло да Мессина (1430-1479гг.). Его зрелое творчество представляет собой удивительно цельный сплав итальянских и нидерландских элементов.

Тонкость цветовых нюансов, прекрасное чувство природы, умение передать ощущение среды, атмосферы, света сочетаются в его картинах с обобщенностью и монументальностью, совершенным владением перспективой, пластичностью формы.

Он одним из первых в Италии стал работать в технике чистой масляной живописи.

Рис. 716 - Святой Себастьян (1475 - 1476гг.)

Монументальное величие спокойной, колонноподобной фигуры святого, искусно подчеркнутое перспективой архитектурного фона, пластичная лепка тела, обобщенность форм говорят о воздействии Пьеро делла Франческа и Мантеньи.

Антонелло был выдающимся портретистом. Созданные им образы сочетают яркость индивидуальной характеристики с обобщенными типизированными чертами. Он поворачивает лицо в три четверти, направляя на зрителя взгляд портретируемого. Портреты предельно лаконичны.

Рис. 717 - Портрет Джентльмена. 1474г.

Рис. 718 - Мужской портрет. Кондотьер. 1475г.

 

Произведения Джованни Беллини (1430-1516гг.) вплотную подводят к Высокому Возрождению. Его творчество заложило основы искусства Высокого Возрождения в Венеции.

Простота и уравновешенность композиции, свобода и естественность движения фигур, обобщенность и полновесность форм, прекрасное чувство пространства характеризуют зрелые работы Беллини.

Его произведения наполнены мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем, насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций. Пользуясь техникой масляной живописи, он создал основу для выдающихся колористических достижений венецианской живописи 16в.

Он прекрасно умел создать настроение, ему присуще тонкое чувство природы. Люди в его картинах погружены в состояние задумчивости и созерцательности, единения с природой.

Рис. 719 - Святой Франциск в пустыне. 1480г.

Рис. 720 - Озерная мадонна. 1488г.

Рис. 721- Мадонна со святыми. Алтарный образ. Церковь Сан Джаккария. 1505г.

Рис. 722 - Портрет дожа Леонардо Лорезана. 1501 - 1502гг.

В своих портретах Беллини достигает яркой индивидуальной характеристики, глубоко проникает во внутренний мир человека.

Портреты Беллини предваряют блестящий расцвет венецианского портрета 16в.

Учениками Беллини являлись великие художники Высокого Возрождения - Джорджоне и Тициан.

 

Завершая знакомство с художниками Раннего Возрождения нельзя не упомянуть о художниках Средней Италии вне Флоренции последней трети 15в. Луке Синьорелли и Пьетро Перуджино.

 

Лука Синьореллли (около 1445-1523гг) - ученик Пьеро делла Франческа.

Он особенно увлекался изучением анатомического строения человеческого тела и его изображением в сильном движении, в разнообразных поворотах и ракурсах.

Вершина творческих достижений Синьорелли - цикл фресок в капелле Сан Брицио собора в Орвието (1499-1503гг.).

Рис. 723 - Бичевание Христа. Около 1475г.

Рис. 724 - Призвание на небо праведников после Страшного суда. Фреска из цикла "Страшный суд" собора в Орвието. 1500-1502гг.

 

Пьетро Перуджино (1450 - 1523 гг.) по складу своего характера представляет разительный контраст Синьорелли.

Это мечтатель и лирик, который с трогательной любовью и нежностью пишет пейзажи. Простота и ясность композиционного построения, прекрасное чувство ритма, насыщенность светом и воздухом, тонкость световых отношений составляют достоинства его лучших картин.

Он избегает всякого драматизма, персонажи его обычно бездеятельны, погружены в глубокую задумчивость.

Главное в его картинах - поэтичность, лиризм, прозрачная чистота красок.

К лучшим его произведениям относится фреска "Передача ключей апостолу Петру" в Сикстинской капелле (1481 - 1482гг.) (Рис. 724а).

Учеником Пьетро Перуджино был великий Рафаэль.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных